Рефетека.ру / Психология и педагогика

Доклад: Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях

Короткова М. В., Студеникин М. Т.

Произошедший пересмотр содержания школьного исторического образования, освобождение его от всего устаревшего, от сложившихся стереотипов привели к существенным изменениям в методике преподавания истории. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы, средства обучения. Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса.  

Эту тенденцию учитывает данное методическое пособие. Оно разработано в соответствии с временным госстандартом и состоит из шести разделов. В пособии учитывается как современный, так и дореволюционный опыт преподавания истории. После вводного историографического и методического обзора рассматриваются основные факторы процесса обучения. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. На основе результатов исследований в области психологических процессов разработаны схемы познавательных возможностей учащихся при обучении истории и развития у школьников мотивации и интереса к предмету.

Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Разработаны схемы и таблицы по использованию этих приемов в процессе обучения.

Эти схемы и таблицы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса методики преподавания истории. В частности, это методы научного исследования, основные факторы процесса обучения, их объективные связи; цели школьного обучения истории; содержание учебных комплексов и др. Схемы и таблицы предоставляют возможность методически грамотно работать с учебником истории; реализовать на практике методические подходы к отбору содержания учебного материала; определять уровень знаний и умений учащихся и намечать задачи по их дальнейшему формированию.

В целом же данное пособие поможет учителю истории, стажеру:

- выявлять уровень знаний и умений по истории учеников конкретного класса и возраста;

- конкретизировать цели обучения по классам, курсам, разделам и темам;

- ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность их реализации на разных этапах;

- отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся;

- соотносить содержание обучения с применяемыми методами, приемами;

- разрабатывать тесты, логические задания, конспекты с опорными сигналами;

- применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;

- предвидеть и выявлять результаты обучения, внося коррективы в свою педагогическую деятельность.

Центральное место в книге занимает проблема урока истории и подготовка к нему учителя. Процесс обучения показан как совместная деятельность учителя и учащихся, педагогическое сотрудничество по овладению историческим содержанием, приемами и умениями. Среди них выделяются умения по работе с учебником, а также хронологические, картографические, по составлению плана и ряд других.

Структурно книга состоит из разделов и тем. По каждой теме выделены позиции — это схемы и таблицы, описания к ним, а также списки рекомендуемой литературы. В приложении даны возможные вопросы для экзамена, тестовые задания для самопроверки и ответы к ним, а также взятые из дореволюционного издания требования учителя к самому себе. Реализация их в современной школе поможет организации и проведению качественного и высокоэффективного урока истории.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Наглядный метод в обучении истории
  2. • Роль картографической наглядности в обучении истории
  3. • Методика використання опорних сигналів під час ...
  4. • Наглядность в преподавании новейшей истории
  5. • Особливості проведення сучасного уроку історії
  6. • Современный урок истории и требования к его ...
  7. • Влияние формы организации уроков истории на качество ...
  8. • Изучение исторических персоналий на уроках истории в ...
  9. • Познавательные задачи, познавательные задания как средства ...
  10. • Методика обучения истории, как наука и учебный предмет
  11. • Методика повышения эффективности обучения истории
  12. • Бакалаврская методика преподавания истории Древнего ...
  13. • Методика обучения истории в начале XX века
  14. • Анализ современных технологий обучения истории
  15. • Информационное обеспечение методической подготовки студентов ...
  16. • ЭВМ в обучении истории
  17. • Методика обучения математике как научная область
  18. • Методика изучения темы "Социально-экономическое ...
  19. • Формирование познавательного интереса к истории у ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com