Рефетека.ру / Религия и мифология

Доклад: Праздники, культура в православии

Праздники, культура

Свящ. Максим Козлов

1. Почему Пасха – самый главный праздник?

– Потому что Пасха – Воскресение Христово. Это – действительная основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: Воскресение Христово – основа всей нашей жизни.

2. Почему на Рождество ставят елки?

– Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.

Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости.

3. Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?

– Праздник этот довольно странный. Тем более, что он почти всегда приходится на период Великого Поста. В Церкви есть праздник, когда мы прославляем соборно, всех сразу благочестивых женщин-христианок: это второе воскресенье после Пасхи, Неделя Жен-Мироносиц. По букве праздника, прославляется подвиг женщин, следовавших за Спасителем в годы Его земного служения, а по духу праздника – это праздник женщин, совокупной женской святости от века воссиявшей. Вот тогда лучше и поздравляй благочестивых мам, бабушек и благочестивых подружек.

4. Какие книги можно читать?

– Понятно, какие – хорошие. Те книги, в которых говорится о правде Божией, о святых, жития их и прежде всего, конечно, Евангелие. Для православного – это первая книга, а еще те книги, в которых хоть и не через жизнь святых людей, а через то, как это в жизни обычных людей бывает, нам показывается поиск этой правды Божией: читайте Лескова, Пушкина, Достоевского, Мельникова-Печерского, Бунина, Ивана Шмелева с его дивным "Летом Господним" и многих других – читайте, потому что из этого вы потом такой мостик себе создадите, по которому легче будет перейти к книгам церковным, чтобы их читать и понимать.

5. Можно ли читать детективные романы? Или это бульварная литература?

– Смотря что. Детектив детективу рознь. "Преступление и наказание" – тоже детектив. Там и убийство таинственное, и сюжет напряженный, и конец непредсказуемый. "Шерлок Холмс" – тоже детектив небесполезный, который может влиять на развитие наших интеллектуальных способностей, особенно, если стараться самому анализировать и думать, что же там будет, в конце. Очень хорошие детективы писал английский писатель Честертон. Был у него в одном из романов священник, не православный, правда, но все же священник, который подходил ко всяческим трагическим ситуациям с духовным рассуждением.

6. Можно ли читать мужские книги?

– Интересно, что вы понимаете под мужскими книгами? Если подразумеваются книги о мужественных людях, о героях Джека Лондона, бравого француза Дюма или вполне мужественных Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то, пожалуй, беды не будет, а может, и пользу обретете и извлечете уроки товарищества, верности. А если под мужскими книгами подразумеваются некоторые брошюры и журналы для некоторых не вполне спокойных мужчин, которые очень интересуются тем, что происходит после двух часов ночи по лучшим каналам телевидения, то, конечно, этих книг читать лучше не надо, от них потому что не далеко и до блудного беса, который за каждой страничкой сидит и из нее, ухмыляясь, выглядывает, когда мы проглатываем нечто, в этих книжках написанное.

7. Можно ли читать фантастику?

– Смотря с какой целью. Читать как литературу, которая может дать что-то полезное твоей душе, вряд ли стоит, потому что в основном такая литература – макулатура, ну и еще потому, что она уводит нас в такой мир обмана, иллюзии, псевдожизни, который для христианина не полезен. Мы, христиане, – реалисты, должны твердо стоять на земле, но и одновременно, как сказал преподобный Амвросий Оптинский, мы должны жить как колесо: одной точкой касаться земли, а всеми остальными устремляться к небу. В этих книжках – фантастике – всё какие-то грезы да туманы... Ну а если читать для того, чтобы вместе со своими неверующими сверстниками разобраться и свою точку, православного христианина, аргументировать – ради этой цели, может, и стоит.

8. Что вы думаете об отце Романе?

– Об отце Романе я думаю, во-первых, что он иеромонах. А о песнях его я думаю хорошо. Лучше петь песни отца Романа (не на службе, конечно), идя, например, в школу и насвистывая, на грустный глас шестый, какое-нибудь из песнопений этого талантливого иеромонаха, чем напевать какую-нибудь Ладу Дэнс или "Мистера-Твистера". Так что учите песни отца Романа, но, впрочем, помните, что они только подводят нас к тому совершенно дивному и прекрасному, что ждет нас в храме.

9. Можно ли рассказывать анекдоты?

– Вообще, в здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а, имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотри, чтобы не стать тебе самым завзятым острословом – не самая лучшая репутация для православного человека.

10. Почему пользуются большой популярностью книги, в которых добро побеждает зло, по сравнению с теми, где все наоборот?

– Увы, мне кажется, что время, когда все наоборот, уже наступило. И как часто не в книгах, – их сейчас мало кто читает – в кино, видеофильмах, в компьютерных играх зло побеждает добро. Прежде так действительно не было, потому что жизнь была более христианской. Верующий человек знает, что конечная победа будет за Богом, за правдой Божьей. И нам так хочется видеть отблески этой последней победы здесь, на Земле, в нашей жизни, но бывает так не всегда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Похожие работы:

  1. • Православная культура и её роль в развитии ...
  2. • Влиятельные религии в России
  3. • Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция ...
  4. • Удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих ...
  5. • Тематические праздники как явление современной ...
  6. • Фольклорные праздники как средство приобщения ...
  7. • Корпоративный праздник как инструмент внутреннего PR
  8. •  ... традиционного китайского праздника Цинминцзе
  9. • Значение физкультурных праздников в организации ...
  10. • Современные технологии организации детских праздников
  11. • Русское православие, как разновидность христианской религии
  12. • Истина Православия
  13. • Православие и культура. Особенности вероучения и культа.
  14. • Античные праздники
  15. • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
  16. • Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника
  17. • Массовые праздники Древней Греции
  18. • Китайские национальные праздники
  19. • Особенности подготовки и проведения праздников в специальном ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com