Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Плутарх. Сулла

Плутарх. Сулла

Работа по предмету: источниковедение. Поиск и анализ произведения:

Выполнил: Анохина М.В.

Уральский государственный универитет им. М. А. Горького

Екатеринбург 2005

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Сулла.

«Гл.1. ХХХI. /…/ тому, кто умертвит осужденного, он назначил награду за убийство – два таланта, даже если раб убьет господина, даже если сын – отца. Но самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации. Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии. И не осталось незапятнанными убийством ни храм Бога, ни очаг гостеприимца, ни отчий дом. Мужей резали на глазах жен, детей – на глазах матерей.

ХХХIII. /…/ Он провозгласил себя диктатором, по прошествии ста двадцати лет восстановив эту должность. Было постановлено, что он не несет никакой ответственности за все происшедшее, а на будущее получает полную власть карать смертью, лишать имущества, выводить колонии, основывать и разрушать города, отбирать царства и жаловать их, кому вздумается.»

Введение

Исторический период

Отрывок относится к началу 1 в. н.э., 80-е, 90-гг.

1.2. Сведения об авторе 

Автор отрывка, Плутарх - древнегреческий писатель и историк. Плодовитый автор, написал более двухсот книг, посвященных самой разнообразной тематике. Главное сочинение - Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян Это 46 «парных» биографий (а также несколько одиночных) знаменитых греков и римлян. Рисуя образы прославленных деятелей Греции (Солон, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.), он каждому из них находит параллель в римской истории (Цезарь, Помпеи, Гракхи, Сулла и др.). Благодаря этому труду он и вошел в историю как создатель нового литературного жанра – биографии. Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием Моралии. Всего до нас дошло 22 сравнительных жизнеописания, причем одно из них представляет сдвоенную сравнительную характеристику "Агиса и Клеомена" с "Грацци" и четыре отдельных биографии Артаксеркса, Арата, Гальба и Озо.

Сведения о жизни самого Плутарха содержатся либо в его собственных произведениях, либо в некоторых античных документальных записях. Плутарх родился во 40-м году первого века нашей эры. Город Херонея, откуда он родом, находился в греческой области Беотия. Хотя беотийцы считались людьми невежественными и грубыми, Плутарх происходил из хорошей семьи и получил отличное воспитание и образование сначала на родине, а затем в Афинах. Он быстро стал учёным и уважаемым человеком, бывал в Александрии и Риме, заслужил римское гражданство, читал лекции, возможно, даже обучал будущего императора Траяна, однако большую часть жизни провёл дома. «Что до меня, то я живу в маленьком городе, и чтобы он не сделался ещё меньше, охотно в нём остаюсь», — не без гордости говорил Плутарх.  

Земляки избирали его надзирателем за общественным порядком и за городским строительством, распорядителем в жертвоприношениях и играх. Занимал он и высшую городскую должность архонта-эпонима. Император Траян пожаловал ему звание консуляра, а император Адриан назначил его — что, правда, не очень достоверно — прокуратором Ахайи. Плутарх ревностно воспитывал собственных детей и основал в Херонее академию. Судя по всему, он постоянно заботился о том, чтобы общественное мнение связывало его имя только с полезными и высоконравственными делами. «Да я предпочёл бы, — однажды заметил он, — чтобы люди говорили, что Плутарха вовсе нет и никогда не было, чем говорили бы, что Плутарх человек непостоянный, легкомысленный, раздражительный и вспыльчивый, мелочно мстительный, злопамятный…»  

В возрасте около пятидесяти лет Плутарх, как он пишет о себе в трактате «Надо ли старику заниматься политикой», оказался пожизненно избран жрецом дельфийского святилища Аполлона. Исполнением жреческих обязанностей он снискал себе ещё много почёта.

В 1877 году в Дельфах найден постамент с надписью, свидетельствующей о том, что здесь некогда была воздвигнута статуя Плутарха. Мраморная голова, затем обнаруженная поблизости, вполне возможно, принадлежала этой статуе.

1.3. Источник

Источник взят из «Сравнительных жизнеописаний» (в другом варианте - «Параллельные жизнеописания»), самого знаменитого сочинения автора. Двадцать три пары биографий греческих и римских героев: например, «Александр и Цезарь», «Демосфен и Цицерон». Приведенный здесь отрывок принадлежит главе «Сулла», 31-й и 33-й ее частям.

1.4. Незнакомые термины 

Незнакомых терминов в данном отрывке мне не встречалось, за исключением определения, на которое стоит обратить внимание, - «талант» (греч. TALANTON, букв. - вес, весы), означающее самую крупную весовую и денежно-счетную единицу Др. Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей М. Азии.

1.5. Насколько полон или ограничен источник

Нередко можно услышать фразу «Ты словно сошел со страниц Плутарха». И в то же время совершенно противоположную фразу – «Врет как Плутарх». По словам сведущих, биограф писал о великих, но не всегда достоверно. Причем, масштабность личности, описываемой историком вовсе не означала его положительность. У Плутарха наблюдается много неточностей. Но он при составлении своих биографий стремился в первую очередь не к исторической достоверности, а к тому, чтобы описанные им лица могли служить иллюстрациями нравственных принципов, все равно достойны они порицания или восхищения. Плутарх прямо пишет, что не намерен писать подробную историю.

Жан Воден, к примеру, обвиняет Плутарха не только в незнании, но также и в том, что этот автор часто пишет о вещах невероятных, (как то: неправдоподобный рассказ про поимку спящего сатира в лесу Нимфея, которого привели к Сулле. На вопросы, существо отвечало конным ржанием, за что было прогнано. (Гл. 27) Или же многочисленные рассказы про предзнаменования в виде то тут, то там разверзшихся небес, либо земли и прочих мистических явлений. Немало сомнительных моментов у Плутарха и в вопросах войны и политики) от начала до конца выдуманных, что Плутарх изображает вещи не такими, каковы они в действительности, это было бы не очень серьезным упреком, ибо то, чего мы не видели своими глазами, мы берем из вторых рук и принимаем на веру, и в действительности можно заметить, что Плутарх иногда сознательно рассказывает один и тот же эпизод различным образом. Плутарх и впрямь не хотел ни сам признавать невероятных вещей, ни побудить нас верить в них, за исключением тех случаев, когда дело касается вещей, принимаемых из уважения к древней традиции или из почтения к религии. Что же касается слов "говорят, будто", то нетрудно убедиться, что Плутарх употребляет их не с целью заронить в нас сомнение, приводит примеры событий, случавшихся в его время, в которые еще труднее поверить.

На мой взгляд, источник, хоть и не обладает где-то фактической конкретикой, местами не совпадает в фактах с другими источниками, тем не менее он достаточно полон для изучения, спорные моменты встречаются лишь изредка в мелких деталях. Тем более, что Плутарх является едва ли ни единственным автором подробного описания жизни Суллы, а все остальные зарисовки тоже записаны с чьих-то слов, в связи с чем о достоверности здесь судить сложно.

1.6. Вывод

Взятый из «Сравнительных жизнеописаний» древнегреческого историка, автора описательного жанра - биография - Плутарха отрывок 31-й и 33-й глав биографии римского полководца Суллы содержит относительно достоверное воссоздание кровавого и жестокого захвата в 1 в. до н.э. известным политическим деятелем и полководцем Рима и провозглашения Суллой самого себя диктатором. Источник изобилует новыми терминами, частично взятыми из языка оригинала, в котором автор постарался отразить описываемый им период времени. Источник не вполне достоверен, однако большое количество произведений Плутарха, охватывающих достаточно большой период времени может объяснить его некоторые недостатки.

2. Основная часть

2.1. Аспект анализа источника

У Плутарха есть фигуры легендарные, мифологические, но большинство — конкретные исторические лица.

В «Жизнеописаниях» Плутарх создает идеальную картину, ставшую канонической, исторической древности Греции и Рима. Плутарх подходит к биографии не как ученый фактограф, а как моралист: поэтому он прежде всего выделяет основные черты нравственного облика своих героев, постепенно развертывающиеся в разных ситуациях его жизни, а затем группирует вокруг этого стержня свой материал. Получается своеобразный психологический этюд на биографическом материале, скорее напоминающий о «Характерах» Феофраста, чем о традиционном типе биографии. Такой моралистический подход придает персонажам Плутарха законченный пластичный, хотя во многом и условный облик, а изложению Плутарха — повествовательную последовательность и связность, подкрепляемую традиционным для диатрибы ассоциативным сцеплением мыслей.

Моралистический подход подчеркнут парным подбором греческих и римских биографий: краткое вступление к каждой паре биографий обычно намечает общие черты облика героев, более подробное заключение («сопоставление» - жанр, хороню разработанный и риторических школах) —их индивидуальные отличия. Моралистический подход в сочетании с культом полисной древности порождает возвышен но-идеализированную трактовку героев: даже немногим одиозным персонажам (Демотрий, Антоний) придан импонирующий размах страстей. По существу, Плутарх решал ту же проблему монументально-сентиментального изображения старины и ее актуального переосмысления, какую на сто лет раньше в Риме решал Ливий.

Что касается Суллы, у Плутарха он изображен честно и бесстрастно, отчего выводы о достоинствах и недостатках читатель может делать сам. Читая «Суллу», можно проанализировать, что, как и все тираны, Сулла был человеком высокомерным, непостоянным и бесчеловечным. С многочисленными друзьями был весел и общителен, но хитер и харизматичен, отличался необузданностью в страстях, что делало характер его правления неоднозначным. Примечательно высказывание Карбона, о том, что, воюя с жившими в душе Суллы лисицей и львом, он больше терпел от лисицы. В целом повествование захватывает простотой изложения и живостью языка, которым оно написано.

2.2. Исторические условия возникновения источника (значение)

Время Плутарха — это время начинающегося императорского эллинофильства. усиленной материальной помощи обнищалым греческим городам; это внушало ему обманчивую надежду на реальность восстановления полисной культуры и рамках императорского режима. Отсюда его деловитый оптимизм, в котором еще нет деланности, нет ироничности, характерной для писателей следующих поколений. Потому как культура II-III вв. н.э. – это культура духовных рантье: она сосредоточена на комбинациях и переработке наследия прошлых веков. II в. н. э., век императоров Траяна, Адриана и других, называют «греческим Возрождением».

2.3. Проблема авторства (как можно больше сведений об авторе и его работах)

Всего Плутархом написано 227 различных сочинений; из них сохранилось сто пятьдесят четыре. Его историко-философские труды объединяются под заглавием «Моралии». Это «Изречения царей и полководцев», «Древние обычаи спартанцев», «Застольные беседы», трактаты, диалоги и послания «Пир семи мудрецов», «О суеверии», «О подавлении гнева», «О болтливости», «О любопытстве», «О сребролюбии», «О демоне Сократа» и многие другие — о культах богов, о космологии, риторике, физике и музыке.

Но прославлен историк несомненно «Сравнительными жизнеописаниями». До нашего времени дошли 50 биографий «Сравнительных жизнеописаний»: 23 пары (в 4 из них нет сопоставлений) и 4 отдельные биографии. Но известно, что некоторые биографии не дошли до наших дней. Вот те биографии, с которыми мы можем познакомиться:

1. Тесей и Ромул. 2. Ликург и Нума. 3. Солон и Попликола. 4. Фемистокл и Камилл. 5. Перикл и Фабий Максим. 6. Гай Марций Кориолан и Алкивиад. 7. Эмилий Павел и Толеонт. 8. Пелопид и Марцелл. 9. Аристид и Катон Старший. 10. Филопемен и Тит. 11. Пирр и Марий. 12. Лисанд и Сулла. 13. кимон и Лукулл. 14. Никий и Красс. 15. Серторий и Эвмен. 16. Агесилай и Помпей.

17. Александр и Цезарь. 18. Фокион и Катон Младший. 19. Агид и Клеомен. 20. Тиберий и Гай Гракхи. 21. Демосфен и Цицерон. 22. Деметрий и Антоний. 23. Дион и Брут. Отдельные биографии: Артаксеркс, Арат, Гальба, Отон.

В сочинениях Плутарха развертывается увлекательная многоцветная история Греции и Рима. Из каждого жизнеописания Плутарх извлекает определенную мораль, важный урок.

2.4. Обстоятельства создания источника

Свой труд Плутарх создавал во времена экономического кризиса рабовладельческой  империи, в период рождения у общества духовного самосознания.

Это пора появления чувства завершенности и старости, стремления оглянуться назад и подвести итоги пройденного пути – это отражается в «Жизнеописаниях», и конкретно в «Сулле». Здесь чувствуются старания Плутарха воспроизвести язык аттической древности, его беспристрастность, идеализация и реставрация прошлого.

2.5. Авторский текст и его функции

Книга представляет собой биографии выдающихся исторически х лиц, греков и римлян. Биографии объединены в «пары» по принципу сходства и контраста в каждую пару включены биографии грека и римлянина, у которых наблюдаются сходства в каком-либо отношении. После каждой пары биографий Плутарх дает резюме, анализируя их сходные черты.

2.6. Функции произведения, в котором он опубликован

Плутарх ставил перед собой цель возбудить взаимный интерес между греками и римлянами. Описывая благородные свершения и характеры, "Параллельные жизнеописания" должны были служить моделью взаимоуважения греков и римлян.

Популярность «Сравнительных жизнеописаний» настолько велика, что имя их создателя стало нарицательным. И в XIX веке, и теперь занимательные биографические сборники нередко называются «плутархами» («Плутарх для юношества» и «Плутарх для молодых девиц» Пьера Бланшара, «Детский плутарх» Владимира Бутромеева).

Труд Плутарха имеет колоссальное значение для историков, ведь он черпал сведения для своей книги у писателей, не известных современным ученым. Так что зачастую биографии, написанные Плутархом, являются единственным источником сведений о том или ином историческом лице.

2.7. Интерпретация источника

Речь идет о Луции Корнелии Сулле, римском полководце и тиране по прозвищу Счастливый (Lucius Cornelius Sulla Felix), жившем 138-78 гг. до н. э. Этот римский политический деятель и диктатор, печально прославившийся так называемыми проскрипциями, т. е. многочисленными казнями без суда и следствия тысяч римских граждан, родился в знатной, но обедневшей семье. Получил блестящее образование. В молодости много занимался науками, увлекался греческим языком и литературой. Первым привез в Италию сочинения Аристотеля. Вместе с автором мы проходим путь от рождения в бедной семье через возвышение, диктаторское правление, через страсти и пороки до неэстетичной смерти в конце жизни от неизлечимой болезни.

В 88 г. до. н. э. он был консулом, в 84 г. до н. э. одержал победу над Митридатом VI. Победив Гая Мария в гражданской войне, стал в 82 г. до н. э. диктатором, проводил массовые репрессии.

Приведенные фрагменты рассказывают о гражданкой войне между Марием и Суллой, о захвате Суллой Рима, коварном свержении и смерти Мария и провозглашении себя диктатором, возродив эту должность спустя 120 лет. С помощью проскрипций (особых списков объявленных вне закона граждан) он начинает поголовное истребление партии Мария. По многочисленным доносам были казнены тысячи римских граждан, имущество которых конфисковывалось в пользу Суллы и доносителей. Некоторые из последних приобрели таким образом огромные состояния. Головы убитых сенаторов Сулла для всеобщего устрашения приказал выставить на Форуме. Сам Сулла принимает звание диктатора и окружает себя стражей из собственных вольноотпущенников.

В конце повествования Плутарх, проводя нравственный анализ, сопоставляет Суллу с Лисандром (спартанский полководец последнего периода Пелопоннесской войны, 4 в. до. н.э.), как черное и белое, отмечая, что один предпочитал действовать, как подлинный правитель, а другой – как тиран. «Подвиги Суллы – больше, но провинности Лисандра – меньше, а потому отдадим одному из них награду за воздержанность и благоразумие, а другому – за искусство полководца и мужество».

3. Вывод

«Жизнеописания» Плутарха поражают читателя глубиной произведенных автором исследований. Плутарх переработал много источников, и, хотя он непосредственно не ссылается на них, очевидно что их изучение, исследование и осмысление заняло у него много лет. Написание биографий знаменитых римлян давалось Плутарху гораздо труднее, так как он в несовершенстве владел латинским языком, который начал изучать на склоне лет. Совершенно очевидно, что "Жизнеописания" были скомпонованы Плутархом в дошедшем до нас виде в более поздние годы, а первоначально представляли собой сравнительные жизнеописания только лишь знаменитых греков. Этот вывод напрашивается из-за хронологии биографий знаменитых греков, которые стоят первыми по порядку в парах с римлянами.

Неувядаемое обаяние и популярность Плутарха вызвана в значительной степени такой трактовкой описываемых событий в которых он просто игнорировал упоминание спорности некоторых исторических фактов. Он писал легко и непринужденно, с юмором. Хотя его произведения многословны, но они очень легки для восприятия. Философия Плутарха эклектична, с заимствованиями стоицизма, пифагорианства, но в основном базировалась на платонизме. Больше всего его интересовала этика, особенно в последние свои годы он развивал мистическое направление этики; он участвовал в мистериях посвященных культу Диониса, и, как платоник верил в бессмертие души. Плутарх считал греческую культуру непревзойденной и верил в прогрессивность и хорошие намерения Римской Империи.  

Очень сильным оставалось влияние Плутарха и после его смерти. Биограф приобрел особую популярность в эпоху Возрождения, стал одним из любимых в Европе греческих писателей. Сюжеты из Плутарха берут Шекспир («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), Корнель и Расин. Ценили историка как сторонника республиканской власти в государстве. По его произведениям писались учебники по истории Древней Греции. Работы Плутарха оказали значительное влияние на развитие жанров эссе, биографии и исторических очерков в Европе между XVI-XIX столетиями. А любимый в наше время биографический жанр многим обязан именно ему.

Список литературы

Всемирная история: эллинистический период: в 20 т. – М.: Литература, 1997. – Т. 4. – 630 с.

Гаспарова М., Борухович В. Ораторское искусство древней Греции. – М.: Наука – 1994. – 334 с.

История всемирной литературы. /Белова Е.В., Воровская В.Ч. – М.: Наука, 1983. – Т 1. – 584 ., ил. – С.437-440

История древнего Рима: учебн. для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 1994. – 366 с.: ил.

Лосев. А. Плутарх. Очерк жизни и творчества. – М., 1999. – 345 с.

Маркиш С.П. Античная литература, М.: Просвещение. - 1986 г. – 325с.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж, 1964. – 315 с.

Немировский А. И. История раннего мира и Италии. – Воронеж, 1962. – 247 с.

Плутарх. Избранные жизнеописания. - М.: Правда, 1987. – Т. 2. – 604 с.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Перевод С.А. Ошерова. - М.: Наука. - 1994. - Т. I.

Радциг С.И. История Древнегреческой литературы. – М.:Высшая школа. – 1969. – 278 с.


Рефетека ру refoteka@gmail.com