Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

Работу подготовила Законщикова О.С., экономический факультет заочное отделение II курс

Европейский институт экспертов 

Санкт-Петербург 1999г.

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ . >  

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян , подбор учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям в их работе .

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно народу.

Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы , которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером для подражания .

Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .  

В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым , в 1875 году , вышли в свет переработанная и четыре . В то же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального обучения и другими вопросами средних школ .

В своей статье 1874 года, он резко критиковал земства за то, что они сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.  

В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии. В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .  

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.

Толстой в этот период в основу своей педагогической деятельности ставил свою -- признание, что человек носит бога в >, всеобщую любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает , что детей не только можно но и нужно воспитывать , и воспитывать именно в духе проповедуемого им . Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в 1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего религиозно-нравственного учения.  

Теория «свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества. Яснополянская школа.

Дав острую критику современной школы, Толстой противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.  

В своих педагогических исканиях в начале 60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием, то есть передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в школах того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и зубрежки. В противовес этому он выдвигал лозунг: >.  

В статьеТолстой высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка:.

В этих словах -- идеализация ребенка, преклонение перед его природой, характерные для теории.

Но в тоже время в них звучит горячий протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям.  

Толстой был тонким психологом, и исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность.  

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией.

Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье . Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, . Домашних заданий не было . Хотя обязательного  ежедневного посещения школы от детей не требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался незавершенным.

Крупными недостатками Яснополянской школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка, приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.

Дидактические взгляды Толстого.

Вопрос о содержании обучения в народной школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным , имея в виду обычную программу школы того времени -- чтение, письмо, арифметика, закон божий.

Затем мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он насчитывал 12 учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось на занятия каждым из них, зависели от желания детей.

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения, объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже отмечалось, Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.

Наконец, в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе . Школу, в которой учитель , Толстой называл пустячным делом.

В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В письме 1909 года к Булгакову Толстой писал:>.  

Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.

Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу., - писал Толстой. 

Он указывал, что не следует придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.

Предавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного класного сочинения.

Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к он перичисляет условия , при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится ребенок , нет привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику..  

Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.

Предавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности,

Толстой широко практиковал в Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими методистами в виде так называемых . 

Толстой относился критически к звуковым методам обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-годов.

Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.  

По предложению Толстого Московским комитетом грамотности была даже организованна экспериментальная проверка результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель, после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.

«Азбука» Л.Н.Толстого и книги для чтения. 

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны бать книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни Родины, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.

В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге, Толстой составил , изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием. Им были составлены также четыре . Как >, так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с > Ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

Педагогическая печать по справедливости высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так, известный соратник Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги -- .  

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах для чтения в начальной школе.  

Следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты религиозными взглядами Толстого.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.  

Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.

Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. 

Список литературы

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История   педагогики-М., Просвещение, 1982г.

2. Бабский Ю. К. Педагогика-М., Просвещение, 1988г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/


Похожие работы:

  1. • Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н ...
  2. • Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н ...
  3. • Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого
  4. • Педагогические взгляды Толстого
  5. • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо и Л.Н ...
  6. • Педагогика
  7. • Идея свободного воспитания в альтернативной ...
  8. • Значение педагогических идей С.Т. Шацкого для ...
  9. • Толстой Лев Николаевич
  10. • Успенский Николай
  11. • Уникальный вклад Толстого в науку воспитания и образования
  12. • Воспитание крестьянских и дворянских детей
  13. • Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
  14. • "Мысль семейная": роман графа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"
  15. • Самовоспитание будущего учителя
  16. • Педагогическая теория Н.К.Крупской
  17. • Из истории развития педагогической мысли в России и западных ...
  18. • Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова
  19. • Гуманистическая концепция воспитания
Рефетека ру refoteka@gmail.com