Рефетека.ру / Языкознание и филология

Доклад: Автокоммуникация

Автокоммуникация

Вадим Руднев

Автокоммуникация (ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М. Лотмана. При обычной коммуникации общение происходит в канале Я - Другой. При автокоммуникации оно происходит в канале Я - Я. Здесь нас прежде всего интересует случай, когда передача информации от Я к Я не сопровождается разрывом во времени (то есть это не узелок завязанный на память) Сообщение самому себе уже известной информации имеет место во всех случаях, когда ранг коммуникации, так сказать, повышается. Например, молодой поэт читает свое стихотворение напечатанным в журнале. Текст остается тем же , но, будучи переведен в другую систему графических знаков, обладающую более высокой степенью авторитетности в данной культуре, сообщение получает дополнительную значимость.

В системе Я - Я носитель информации остается тем же, а сообщение в процессе коммуникации приобретает новый смысл. В канале Я - Я происходит качественная трансформация информации, которая в результате может привести к трансформации сознания самого Я. Передавая информацию сам себе, адресат внутренне перестраивает свою сущность, поскольку сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор значимых кодов для коммуникации, а этот набор в процессе автокоммуникации меняется. Ср. приводимый Ю.М. Лотманом пример из "Евгения Онегина":

И что ж? Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Мечты, желания, печали

Теснились в душу глубоко.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них-то он

Был совершенно углублен.

Одним из главных признаков автокоммуникации, по Лотману, является редукция слов языка, их тенденция к превращению в знаки слов. Пример автокоммуникации такого типа - объяснение в любви между Константином Левиным и Кити (которых в данном случае можно рассматривать почти как одно сознание) в "Анне Карениной" Л.Н. Толстого:

"- Вот, - сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о: э, и, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: "когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда или тогда?" [...]

- Я поняла, - сказала она, покраснев.

- Какое это слово? - сказал он, указывая на н, которым означалось слово никогда.

- Это слово значит никогда [...]".

В. А., как пишет Ю. М. Лотман, "речь идет о возрастании информации, ее трансформации, переформулировке. Причем вводятся не новые сообщения, а новые коды, а принимающий и передающий совмещаются в одном лице. В процессе такой автокоммуникации происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций - от необходимого человеку в определенного типа культурах ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутопсихотерапии" (см. изменеиные состояния сознания).

Как компромисс между коммуникацией и автокоммуникацией, между смыслом и ритмом Ю. М. Лотман рассматривает двухканальный поэтический язык, который на содержательный код накладывает код ритмический, носящий автокоммуникативный характер (см. также система стиха).

Список литературы

Лотман Ю.М. Автокоммуникация: "Я" и "Другой" как адресаты

Лотмам Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. - М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Похожие работы:

  1. • Коммуникативная структура лирических произведений
  2. • Православная проповедь и молитва как феномен ...
  3. • Конфликты в святоотеческой и светской психологии
  4. • Представление себя другим как способ самопознания
  5. • Основы этики и эстетики
  6. • Социализация молодежи в современном Российском ...
  7. • Способы и средства выражения согласия и несогласия в ...
  8. • Национальное и профессиональное как семиотическая ...
  9. • Семиотическая парадигма исследований массовой ...
  10. • Разумная диалектика Сократа и "коммуникативный разум" Ю ...
  11. • Конфликты в сфере управления и методы их ...
  12. • Культурные различия организаций в разных странах
  13. • Управление конфликтами на примере Алтайского ...
  14. • Логика динамических систем
  15. • Русские мемуары в историко-типологическом освещении: к ...
  16. • Техника как социокультурное явление
  17. • Сознание в философии
  18. • Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и ...
  19. • Роль маркетинговых коммуникаций в формировании спроса ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com