Рефетека.ру / Психология и педагогика

Доклад: Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Вадим Руднев

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга - была открыта в ХIХ в., но лишь в середине ХХ в. нейрофизиология и нейросемиотика узнали гораздо больше о различии в функционировании полушарий.

Известно, что левое полушарие является доминантным по речи и интеллекту. Оно управляет правой рукой (за исключением левшей). Выяснилось, однако, что левое недоминантное полушарие также причастно к производству речи, но функции у них прямо противоположные. Вероятно, Ф. а. п. г. м. как раз и создает в человеческой деятельности принцип дополнительности, фундаментальность которого осознавали как физики (Нильс Бор), так и семиотики (Ю. М. Лотман), а также именно билатеральной асимметрией опосредовано то, что мы с такой универсальностью в нашей картине мира и науке пользуемся именно бинарными оппозициями (см.; см. также фонология).

Подробную картину функционирования полушарий показали эксперименты с выключевием одного из полушарий под воздействием электросудорожного шока. Эти эксперименты проводились Л. Я. Балоновым и его группой в Ленинграде в 1970-е гг. Создавая искусственную однополушарную афазию, при помощи простого опроса (человек с отключенным полушарием может разговаривать) ученые установили следующие различия в том, что касается производства речи.

При угнетении доминантного левого полушария речь претерпевает такие изменения: количество слов уменьшается; высказывание в целом укорачивается; синтаксис упрощается; уменьшается количество формально-грамматических слов и увеличивается количество полнозначных слов; при этом существительные и прилагательные доминируют над глаголами и местоимениями - то есть лексика правого полушария более предметна, менее концептуальна; обострено восприятие конкретных явлений и предметов внешнего мира.

Когда же угнетено правое полушарие, то происходит нечто противоположное: количество слов и длина высказывания увеличиваются (человек становится разговорчив); при этом абстрактная лексика превалирует над конкретной, а грамматические формальные слова - над полнозначными; усиливается тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных классификационных схем на внешний мир.

Иными словами, если правое недоминантное полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, то левое полушарие одевает это восприятие в грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит.

Интересно, что человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя как реалист-сангвиник (см. характерология), а человек с угнетенным правым - как аутист-шизоид (см. аутистическое мышление, характерология). Таким образом, ХХ век - век левополушарных аутистов.

Ю. М. Лотман отметил, что чередование больших культурных стилей, так называемая парадигма Чижевского (см. также реализм) - ренессанс, барокко, классицизм, романтизм - тоже напоминает диалог между рассудочным левым и эмоциональным правым полушарием.

Была также высказана гипотеза, в соответствии с которой человек эволюционирует в направлении увеличения функций левого полушария, поскольку неразвитость левого и развитость правого характерна для детей и традициональных племен, а также для высших животных, мысль же левого полушария напоминает мысль гениального супертеоретика. Образно говоря, человечество эволюционирует от мифа  к логосу.

Список литературы

Балонов Л.Я.,Деглин Л.В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. - Л., 1976.

Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978.

Деглин Л.В., Балонов Л.Я.,Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1983. - Вып. 635.

Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог // Там же.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Похожие работы:

  1. • Мозг и психические процессы
  2. • Профиль функциональной межполушарной асимметрии и особенности ...
  3. • Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга
  4. • Феномен игры: ее место и роль в культурной жизни человека и ...
  5. • Бинарная оппозиция
  6. • Структурная поэтика
  7. • Принцип дополнительности
  8. • Междисциплинарные исследования
  9. • Измененные состояния сознания
  10. • Психологическая работа со спортсменами в условиях стресса
  11. • Здоровый образ жизни как фактор развития ключевых ...
  12. • Организация индивидуального сопровождения детей группы риска
  13. • Сексуальный дизонтогенез и расстройства половой идентичности у ...
  14. • Формирование пространственного мышления при изучении ...
  15. • Жизнь во внешнем мире
  16. • Начальное образование мальчиков и девочек в России ...
  17. • Сексуальный дизонтогенез и расстройства половой идентичности у ...
  18. • Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном ...
  19. • Индивидуальные характеристики асимметрии полушарий
Рефетека ру refoteka@gmail.com