Рефетека.ру / Философия

Реферат: Генетические факторы социального процесса

Генетические факторы социального процесса

Воронцов С.С.

Достижения последних десятилетий психофизиологии и психогенетики в исследовании роли генных и средовых факторов в формировании структур мозга и нейронной системы человека позволяют поставить вопрос об исследовании влияния генных факторов на социальный процесс. При этом необходимо рассматривать “не просто физиологические механизмы возбуждения и торможения отдельных нейронов, областей и структур мозга, а специфические системные процессы и функциональные системы, осуществляющие взаимодействие целого организма с предметной средой в контексте структуры видового и индивидуального опыта” [1]. Эти проблемы теснейшим образом связаны с проблемами обучения и наследования поведенческих параметров. Нужно привлекать данные не только психофизиологии, психогенетики, но и нейроанатомии, эволюционной биологии и молекулярной генетики. Анализ достижений этих наук показывает, что в современных условиях естественный отбор идет на нейрофизиологических структурах мозга, при этом важную роль играет информационная компонента социальной среды. В предлагаемой работе рассмотрена динамика формирования социальной среды в ее связи со статистиками психофизиологических параметров популяций.

Эволюционно в филогенезе структуры нейронной сети формировались под воздействием процесса обучения. Средовые факторы вызывали возникновение условных рефлексов и, если факторы действовали достаточно долго, то за счет сокращения времени обучения рефлексы переходили на уровень безусловных и генетически закреплялись в структурах нейронной сети [1,5]. Формирование нейронной сети при развитии человеческого организма в онтогенезе идет таким образом, что структура длинных аксональных связей генетически жестко регламентирована, а чем короче связи, тем их структура все более определяется свойствами среды [1,2,4]. Многие поведенческие комплексы формируются в нейронной сети на определенном этапе онтогенеза как условные рефлексы с нулевым временем обучения, то есть как безусловные, хотя исторически на каком-то этапе филогенеза они были условными. В животном мире в чистом виде это проявляется, в частности, как явление импринтинга. Мозг человека формируется именно по такому механизму. Поэтому многие поведенческие комплексы содержатся у человека латентно, то есть актуализируются только при наличии определенных средовых факторов. Разные комплексы имеют разные пороги актуализации, поэтому всегда сложно разделить средовую и наследуемую компоненты. Актуализация поведенческих комплексов сопровождается когнитивными процессами, корректировкой индивидуального семантического пространства личности, то есть формированием информационной компоненты. С одной стороны информационные комплексы в этой ситуации являются вторичными структурами человеческого сознания, отбор информационных моделей среды всегда идет в соответствии с генетически наследуемыми избирательными свойствами нейронной сети (пространство генотипов). Получаемые личностью в процессе обучения и деятельности информационные комплексы в случае их дезадаптации вызывают стрессовые состояния, приводящие к появлению социально индуцируемых неврозов. Пределы адаптационной гибкости неясны.

Можно принять, что у каждой популяции имеется некоторый базовый спектр наследуемых психофизиологических комплексов (пространство фенотипов), который задает основные поведенческие параметры и через них культурную карту, религиозные представления, уровень и сферы взаимной и внешней комплиментарности и агрессивности. Это регламентирует пути основного структурирования общества, его институциональную матрицу. На индивидуальном уровне наследуемость сложных поведенческих функций составляет около 50% [3]. Можно предположить, что на уровне популяции эта величина будет по крайней мере не меньше. Но на фоне базового спектра в соответствии с генетическими механизмами наследования психофизиологических комплексов (психозы – психопатии – акцентуации) с большой степенью вероятности имеются временные вариации некоторых его компонент с периодом около ста лет, то есть примерно трех поколений. Назовем эту составляющую динамической [1,4].

Поля или группы в социальном процессе формируются в соответствии с набором типов статистик популяции и генезис социальных структур - результат взаимодействия групп, который осуществляется через создаваемую доминирующей группой экологическую среду социума [5]. Свойства этой среды, то есть информационного поля а также моральных и юридических систем запретов и поощрений, определяются свойствами доминирующей группы. При наличии временных вариаций, то есть смене статистик психофизиологических параметров популяции, в определенный момент среда оказывается плохо адаптированной к свойствам статистик и возникает повышенное базовое стрессовое напряжение. В результате взаимного адаптационного процесса через механизм социально индуцируемых неврозов это приводит к эволюционному или революционному изменению свойств внешней среды и корректировке спектра психофизиологических параметров. Корректировка спектра – это естественный отбор через психосоматические и социальные механизмы, то есть реальная смертность реальных людей. Возможно появление биосоциальных явлений типа “феномена леммингов”.

Но из рассмотренной выше динамики формирования нейронных структур мозга следует, что их свойства зависят от внешней среды, в которой они сформировались, то есть актуализация линий спектра психофизиологических параметров и их основное информационное наполнение определяются внешней средой, соответствующей периоду в основном детства поколения. Получается, что при моделировании описанных явлений требуется проявить два рекурсивных взаимосвязанных процесса: определяемую генетикой динамику спектров психофизиологических параметров популяции и динамику свойств внешней среды. Возможно, что интенсивность и характер социальных катаклизмов связаны с интерференцией, то есть соотношением фаз этих процессов. Ещё одна важная сторона этого дела – то, что каждое поколение носит в себе весь набор генного материала, того, что регламентировал процесс в прошлом и тот, что ещё будет определять его характер в будущем.

Таким образом, анализ эволюционных механизмов формирования структур мозга показывает, что свойства информационной компоненты социальной среды через когнитивные процессы в пространстве генотипов прямо влияют на характер и направление эволюционного отбора в пространстве фенотипов. Высказано предположение, что динамика социального процесса связана с динамикой статистик психофизиологических параметров в пространстве фенотипов через механизмы генетического наследования психофизиологических комплексов.

Список литературы

“Психофизиология”, Учебник для ВУЗов, Изд. 2. Под редакцией Александрова Ю.И., Изд. Дом “ПИТЕР”, СПб., 2001.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л., “Психогенетика”. Учебник для ВУЗов. АСПЕКТ ПРЕСС, Москва, 1999.

Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E. “Behavioral Genetic”. // A primer. Freeman a. Company, N.Y., 1990, p.401.

Воронцов С.С., “О свойствах мышления. Сфера бессознательного и мифы”. // SENTENTIAE: научные труды по теме: “Мироздание: структура, этапы становления и развития”, сб. статей, 2004, спец. выпуск №2, стр. 133-142.

Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Уч. Пособие, пер. А.В.Леденевой, изд. НГУ, Новосибирск, 1995.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru


Похожие работы:

  1. • О природе социального процесса или актуальная антропология
  2. • Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики-2
  3. • Общее учение о болезни. Наследственность и патология
  4. • Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)
  5. • Трудовые ресурсы
  6. • Психика, ее структура. Личность и развитие. Мораль ...
  7. • Методологическое развитие психологизма в социологической ...
  8. • Психологические факторы формирования личности с криминальным ...
  9. • Динамическая локализация психических функций
  10. • Психологическая социология конца XIX - начала XX в ...
  11. • Формирование личности
  12. • Процессы роста и развития организма человека
  13. • Сравнительный анализ понимания личности с позиций ...
  14. • Психологические особенности подростковой ...
  15. • Развитие творческих способностей учащихся на уроках ...
  16. • Исходные категории теории и методики физической культуры
  17. • Нация и раса
  18. • Творческий метод архитектора
  19. • Психологический словарь
Рефетека ру refoteka@gmail.com