Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Реферат: Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств

Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств

Кандидат педагогических наук И.А. Воронов Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Несколько тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности, практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие (цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу). Считается, что эту теорию личности изобрел легендарный император Китая Фу Си (2852-2737 гг. до н.э.) и описал ее в "Книге Перемен" ("И цзин"). Для использования в армии в интересах подготовки единоборцев и рукопашников ее впервые, по китайским источникам, применил другой легендарный император Хуан-ди (2698-2356 гг. до н.э.). Он назвал ее "колодезные поля" (цзинь тянь). Документально существование ВАПТТЛ подтверждается письменными источниками начиная с XVI-XIV вв. до н.э., а также числовой символикой археологических раскопок ритуального захоронения армейского снаряжения, относящегося к XII в. до н.э.

Вот как описана очевидцами методика подготовки боевого подразделения, созданная на основе ВАПТТЛ: "Ши-фу (наставники-командиры) заставляли новобранцев читать наизусть тексты, содержавшие в себе по 8-20 иероглифов, держа глаза закрытыми (для восприятия мыслеобразов). Затем новобранцы ложились на землю рядами и через некоторое время вскакивали, выкрикивая имя и фамилию героев древних династий. После этого они начинали выполнять бойцовские движения, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Некоторые из них держали в руках бамбуковые шесты, пики или алебарды, либо мечи и сабли. Затем, рассеявшись по горным проходам и ущельям, они буйствовали, переворачивая все вверх дном… На десятый день подготовки после начала занятий они ложились на спину, потом с закрытыми глазами подымались и начинали прыгать и жестикулировать… Когда комплекс заканчивался, они подходили к командиру и обращались: "Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться". И они выходили из транса (в котором пребывали десять дней обучения, находясь в состоянии психического воплощения в одном из героев прошедших сражений, возвращались к своему нормальному состоянию). После этого они уже не ложились на спину и не закрывали глаза. Стоило им только повторить заклинание один раз, они могли тотчас выполнять приемы кулачного боя, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим приемам оказывалось более эффективным для подростков " (Yi-he-tuan, 1955).

В.М. Бехтерев, ознакомившись с деятельностью повстанцев "боксерского восстания" (ихэтуань) в Китае, писал (1903) о механизмах их ускоренной психотелесной подготовки не иначе как о "психическом заражении", "психической эпидемии" методом "внушения", "истерии и гипноза". В частности, он указывал: "Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хэ-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свою неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно "просветившимися". Быстрота, с которой распространилось в народе учение И-хэ-туан, достойна внимания...".

Анализ приведенной выше цитаты, а также многочисленных других источников ( Н.В. Абаев, 1984, Xi Yuntai, 1985; А.С. Костяева, 1995; И.А. Воронов, 1996-2004, и мн.др.) указывают на факт существования в Китае с древнейших времен технологии обучения двигательным действиям, позволявшей готовить войска к боевым действиям за 3-10 суток. Основными средствами такой подготовки были физические упражнения, звуко-резонансные ряды (заговоры), медитация на символах-мыслеобразах, эмпатия.

Гипотезой наших многолетних (с 1988 г.) исследований стало предположение, что указанные методики после соответствующей адаптации можно использовать в современных спортивных единоборствах, в частности в различных направлениях физической культуры и спорта вообще.

На первом этапе исследований (1988 -1993 гг.) проводился анализ многочисленных китайских, японских и корейских методик подготовки единоборцев в армии, монастырях, семейных школах. В общей сложности было проанализировано более 40 методик различной направленности. Помимо этого изучались многочисленные методики китайских оздоровительных гимнастик (цзянь шэнь фа) и систем духовного развития средствами психотелесных упражнений (цигун). На этом же этапе были сформированы группы занимающихся указанными направлениями гимнастик и единоборств, в которых моделировались возможные формы практического применения данных методик. Первый этап закончился защитой в 1996 г. диссертационного исследования "Китайская классическая концепция военного обучения" (науч. рук. - А.В. Барабанщиков) в Военном университете (Москва).

Второй этап (1993-2004 гг.) был посвящен многочисленным экспериментам в различных областях деятельности человека: в оздоровлении, физическом воспитании детей, подростков и учащейся молодежи, в авиации, космонавтике и пр. Например, в первой половине 1993 г. бортинженер А.Ф. Полищук по методическому пособию, написанному автором с коллегами, провел ряд психотелесных экспериментов на борту орбитальной станции "Мир". Результат эксперимента: психотелесные проявления связаны с положением системы "Земля - Луна - Спутники Земли" относительно Солнца, с цирканнуальными (окологодовыми) биологическими ритмами, а их коррелятом является годовой календарь.

Что касается единоборств, то целенаправленные исследования здесь начали проводиться с 1997 г., когда автор настоящей статьи был приглашен на кафедру восточных видов физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. С этого времени был проведен ряд экспериментов, в которых приняли участие около 300 спортсменов различного возраста и уровня - от начинающих спортсменов до МСМК - из 8 спортивных клубов и федераций (табл.1).

Ниже описаны результаты одного из них.

Основная направленность эксперимента - выявление эффективности таких средств, как медитация на эйдосах, произнесение звукорезонансных рядов и биоритмология в комплексе с физическими упражнениями и/или боевыми приемами. Основной идеей экспериментов стало выявление взаимосвязей указанных средств и мышечных движений, возможностей этих взаимосвязей на соревновательном этапе психологической подготовки единоборцев. Основная форма контроля - результативность выступления на соревнованиях.

Цель эксперимента : экспериментально выявить эффективность применения одной из многочисленных методик, основанных на ВАПТТЛ - методики полководца Юэ Фэя (1103 -1142 гг.) "восемь отрезков парчи" (ба-дуань-цзинь) в подготовке рукопашников. Психологический эксперимент с 20 спортсменами Российской Федерации "Универсальное каратэ" (президент - Р.В. Акумов), специализирующимися в "Армейском рукопашном бое", проводился с 2002 по 2004 г. Две группы - контрольная и экспериментальная (КГ и ЭГ) были сформированы по принципу попарного отбора: каждому спортсмену из ЭГ соответствовал спортсмен с эквивалентными характеристиками из КГ. Распределение участников пар по группам осуществлялось методом Монте-Карло. Всего было сформировано 10 эквивалентных пар. До начала эксперимента все испытуемые прошли комплексное психологическое и психофизиологическое тестирование: "фон", "до боя" и "после боя" (см. ниже соответствующие данные).

Для психологического тестирования была составлена батарея тестов: 1) 16-факторный опросник Р. Кеттела (форма С) (А.Н. Капустина, 2001); 2) шкала самооценки ситуативной тревожности Спилберга-Ханина (20 утверждений); 3) шкала самооценки ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина (5 утверждений).

Для психофизиологического тестирования была составлена батарея из следующих тестов: 1) простая сенсомоторная реакция (ПСМР); 2) сложная сенсомоторная реакция (ССМР); 3) критическая частота световых мельканий (КЧСМ); 4) индивидуальная минута; 5) гидродинамометрия.

После проведения первичного анкетирования и тестирования испытуемые ЭГ в заключительной фазе тренировки и каждый день утром выполняли комплекс из 8 психотелесных упражнений по методике Юэ Фэя "восемь отрезков парчи" (Цянь Цай, 1963; Habersetser R., Lee B., 1973; Си Юньтай, 1985; Дэ Чань, 1989; Ян Цзюньмин, 1998).

Таблица 1. Структура выборки спортсменов-единоборцев, принявших участие в экспериментах (в настоящей таблице МС соответствует I дану каратэ)_

№ п/п

Организация

Виды единоборств

Колич.

Разряд

юн.

III

II

I

КМС

МС

МСМК

1

Кафедра бокса СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта

кикбоксинг

79

-

14

18

24

18

4

1

2

Профессиональная лига Нокдаун Каратэ

каратэ

24

-

-

-

4

9

10

1

3

Ашихара каратэ

каратэ

39

2

5

12

2

14

4

-

4

Кьекушинкай каратэ

каратэ

14

-

-

1

-

6

7

-

5

Санкт-Петербургская федерация кэнпо-каратэ

каратэ

17

-

-

2

-

14

1

-

6

Российская Федерация «Универсальное каратэ»

каратэ

14

2

-

1

8

-

3

-

рукопашный бой

20

6

-

2

4

8

-

-

джиу-джитсу

19

5

-

2

4

8

-

-

7

Федерация ушу России

сань-да

14

-

-

-

-

8

6

-

8

Санкт-Петербургская федерация ушу

таолу

39

2

14

15

5

1

2

-

 

ВСЕГО

279

 

 

 

 

 

 

 

Каждое психотелесное упражнение состояло из физического упражнения, звукорезонансного ряда и мыслеобраза. Каждый испытуемый прошел инструктаж по выполнению упражнений, получил в индивидуальное пользование аудиокассету с записью звукорезонансных рядов на китайском языке и подробную инструкцию по выполнению упражнений. Через 7 месяцев после первичного тестирования спортсмены были протестированы вторично. Ниже приведены данные экспериментов по каждому тесту и их анализ.

Анализ данных тестирования по 16-факторному опроснику Р. Кеттела показал, что статистически достоверные изменения по критерию Стьюдента (р

Рефетека ру refoteka@gmail.com