Рефотека.ру / Москвоведение

Доклад: Усадьба Зюзино

Усадьба Зюзино

Вступление.

Еще совсем недавно 16 усадеб драгоценным ожерельем обрамляли земли юго-запада, но теперь вряд ли можно увидеть полностью сохранившийся усадебный ансамбль, так как редко где эти усадьбы сохранились целиком. Некоторые из них навсегда стерты с лица земли, другие сохранились в том или ином виде; на месте одних выросли жилые массивы, а от остальных порой остались лишь прекрасные парки. Самое обидное, что даже люди, живущие рядом с этими памятниками отечественной истории, порой ничего не знают о них, поэтому в своем реферате я хочу рассказать об усадьбе Зюзино, от которой до наших дней сохранились лишь церковь и часть флигеля.

Работая со своими источниками (статья К.А. Аверьянова “Дворянские усадьбы столетий на террито-рии юго-запада”, книгами “Усадебное ожерелье юго-запада Москвы” Мосгорархива и Энциклопедией Москвы Шмидта С.Я., Андреева М.И. и Карева В.М.),я почерпнула много нового не только про выбранную мной усадьбу Зюзино, но и про остальные не менее замечательные усадьбы нашего округа. Я даже съездила на то место, где раньше и находилась одна из самых красивых усадеб – Зюзино, и зашла в сохранившуюся от неё церковь Бориса и Глеба.

Известно, что многие населенные пункты, как в Подмосковье, так и в других регионах получили свое названия по владельцам. Не является исключением и Зюзино. Судя по этому топониму, имение когда-то принадлежало тверским выходцам Зюзиным, занимавшим значительное положение при царском дворе в XVI-XVII вв. примерно с 1584 года им принадлежала и другая подмосковная усадьба-село Никольское, территория которого ныне находиться в микрорайоне “Лебедь” на Ленинградском шоссе.

По-видимому, в начале XVII века Зюзино было дано в поместное владение стрелецкому голове Федору Челюскину, а в 1618 году оно перешло к боярину кня-зю Алексею Юрьевичу Сицкому. Алексей Юрьевич, потомок ярославских князей, начинает упоминаться в документах с конца XVI столетия. В Смутное время он служил подряд всем царям – сначала Годунову, затем Лжедмитрию I, Василию Шуйскому и, наконец, Лжедмит-рию II , за что был тогда же современниками назван “воровским советником”. Несмотря на такое непос-тоянство, благодаря своей знатности, он сумел ус-троиться и при новой династии Романовых и в 1615 году стал боярином. Сицкий служил воеводой в Тороп-це, затем три года возглавлял приказ Казанского дворца, был воеводой в Вязьме. Он так же руководил Московским Судным и Поместным приказами. Известно, что при нем в 1627 году в сельце “Скрябино, Скорятино, Зюзино тож” уже существовала деревянная усадьба – “двор помещиков боярский”.

Следующим хозяином этой местности был боярин Глеб Иванович Морозов, который получил его в приданое, женившись на дочери Сицкого – Авдотье. Известным же Морозов стал женившись на Федосии Прокопиевне Соковниной, неутомимой проповеднице раскола, скончавшейся в ссылке, в 1675 году. При нем в сельце Скрябине, Зюзине тож, кроме боярской усадьбы значились ”двор приказчий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских”, где проживало 29 человек. Морозов построил рядом с усадьбой деревянную церковь во имя Бориса и Глеба. Это же наименование, ставшее одним из названий села – Борисоглебоское, традиционно носили все последующие зюзинские храмы, вплоть до ныне существующего, отстроенного в стиле архитектуры московского (нарышкинского) барокко.

Трехверхая церковь поставлена на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны – единственный повторяющийся элемент внешнего декора храма. Сильно растесанные еще до начала ХХ в. окна лишены даже малейших признаков, указывающих на существование наличников. По-видимому, их никогда и не было. Над центральной частью здания находится широкий восьмерик, обрамленный своеобразными декоративными гребешками. Над ним устроено помещение “звона”, то есть колокольни, увенчанное главой. До застройки окружающей территории многоэтажными домами отсюда открывался превосходный вид окрестностей на много километров.

Согласно последним данным, церковь была сооружена около 1715 года. Следовательно, её строителем можно считать ближнего боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского, которому в 1687 году было пожаловано село Зюзино. Другие, известные по литературе, датировки здания – 1688 и 1704 гг. – в действительности относятся к более раннему деревянному храму, который не был разобран сразу же после сооружения каменного. Правда, служба в нем уже не велась. Не используемый и сильно обветшавший, он существовал еще в 1721 г., когда все имение, после кончины владельца, по указу Петра I в 1687 году было передано другому князю Прозоровскому - Александру Никитичу, впоследствии капитан-лейтенант флота.

Поскольку “звон” каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, впоследствии соединенная с ним крытым переходом. Простая сама по себе – четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-ой гильдии Алексея Ивановича Василькова, по совместительству “непременного члена Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь”. В году он приобрел Зюзино в собственность у тогдашних владельцев имения – дворян Балашовых.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.neuch.ru/


Рефотека ру refoteka@gmail.com