Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Рынок ценных бумаг в России до 1917 года

смотреть на рефераты похожие на "Рынок ценных бумаг в России до 1917 года"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему

«Рынок ценных бумаг в России до 1917 года»

Курсовую работу выполнила

студентка 4 курса

группы 746 .

Телешова Елизавета Викторовна

Научный руководитель:

Новожилова Татьяна Николаевна

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2001 год.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция Российского рынка ценных бумаг. 4
1.1 Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России 4
1.2 Облигации Российской империи 7
2. Московская фондовая биржа. 12
2.1 Становление Московской биржи 12
2.2 Устав и правила Московской биржи 12
2.3 Объемы сделок на Московской бирже 17
2.4 Крах биржевого дела 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 1 25
Приложение 2 28
Приложение 3 31
Приложение 4 32
Приложение 5 33
Приложение 6 34

Введение

Впервые ценные бумаги появились примерно четыре века назад, причем считается, что первыми ценными бумагами были облигации государственного займа (XIV - XV век), векселя и акции. Векселя были широко распространены в Великобритании, Германии и других странах, активно торговавших с Индией,
Китаем и др. Вексель являлся удобным инструментом расчетов между поставщиками и покупателями.

Возникновение акций возможно лишь при образовании акционерного общества, первыми такими акционерными обществами принято считать голландскую и английскую Ост-Индийские компании, французскую компанию
«Компани дез Энд оксиданталь», причем эти компании возникли в период с 1600 до 1628 года. Почти одновременно с акциями стали возникать и облигации, что способствовало дополнительному притоку инвестиционного капитала.

С полным основанием можно сказать, что причинами возникновения ценных бумаг являются развитие производительных сил и международной торговли.

Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России. Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.

1. Эволюция Российского рынка ценных бумаг.

1.1 Зарождение и развитие рынка ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг в России начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала.
Ну, а если быть точным, исторической точкой отсчета возникновения
Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. По своей экономической сути это были не рыночные ценные бумаги, так как выпускались номиналом в 500 тыс. голландских гульденов и являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому “Гопе и К”.
Уже к концу XVIII века таких “расписок” было выдано на сумму 215 млн. рублей. Следует отметить, что этот “екатерининский” голландский заем был полностью погашен только в 1891 году.

Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809г.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через
Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржево торговли, конкретных бирж.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-
Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883г. и первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже (далее о Московской бирже речь пойдет более подробно). Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.

Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках.

Однако хотелось бы упомянуть снова, что основой рынка ценных бумаг в
России были государственные долговые обязательства. Так, роль индикатора, определявшего общее направление ценообразования на рынке, играла 4%-ная государственная рента, ею определялась минимальная величина заемного процента. Однако, в силу недоступности последнего, для широкой публики минимальный уровень заемного процента в России был несколько выше, чем фактическая доходность 4%-ной государственной ренты, более или менее приближаясь к доходности 4,5% по закладным листам земельных банков.

Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов[1]. До 1895г. Министерства финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, считая, что купон дает право на получение денег тому, в чьих руках он находится. По правилам, принятым в 1895г., если владелец утраченной бумаги на предъявителя мог доказать время приобретения бумаги, время утраты и обстоятельства, при которых совершена утрата, то министерство могло выдать капитал и проценты по нему. Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги.
Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились бы в “твердых” руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.

Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Так, первый заем 1820г. был выпущен исключительно в именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906г. владелец предъявительских облигаций государственных займов, мог заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Они давали наивысшую гарантию прочности владения ценной бумагой, так как проценты по именной бумаге выплачивались предъявителю купона, проценты же по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на имя которого было выписано удостоверение, или его поверенному при условии предъявления удостоверения и всегда только из той кассы, которая была указана в удостоверении. Таким образом, удостоверение выводило из категории предъявительских бумаг купоны именных. В свидетельства именной записи могли быть записаны несколько бумаг одного займа. Превращение именных документов в предъявительские производила
Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении на счет владельца бумаг.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными. А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа. В некоторых случаях уставы предусматривали, например, что в первые десять лет существования общества акции должны быть именными, а по истечении этого срока - и именными, и предъявительскими; в другом случае две трети всех акций должны были быть именными, а остальные - предъявительскими.

Поэтому доля предъявительских акций постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именнными бумагами и предъявительскими было 1:2, то в
1912 г. – уже 1:3.

Далее будет рассмотрен более подробно такой вид ценных бумаг как облигации, так как исторически сложилось, что они играли значительную роль на российском и мировых рынках.

1.2 Облигации Российской империи

Как уже было упомянуто ранее, настоящие российские ценные бумаги появились только в 1809 году. Это были государственные облигации с номиналами от 1000 ассигнационных рублей и выше на общую сумму 100 млн. рублей с доходностью 6% годовых и сроком обращения 7 лет. В связи с тем, что данный финансовый инструмент был новым для российских инвесторов, а также имел ряд неудобств по владению им, его размещение с треском провалилось. Было размещено не более 3% от общего объема эмиссии.

Следующий заем был выпущен уже в 1812 году. Облигации выпускались со сроком обращения до 1 года и доходностью 6% годовых. Государство в этом случае поступило несколько хитрее. Этими облигациями оно погашало долги по военным поставкам в действующую армию. Отечественная война 1812 года опустошила бюджет государства, и этот облигационный заем позволил частично избежать эмиссии необеспеченных рублей.

В последующем внутренние облигационные займы выпускались в виде 4,32% билетов Государственного казначейства, которые в финансовых кругах прозвали
“сериями”. Датой их рождения считается 1831 год. Билеты Государственного казначейства были не пассивными финансовыми инструментами. Они принимались казной по всем платежам и залогам, кроме платежей государственным кредитным учреждениям. Первоначально срок обращения данных ценных бумаг составлял 4 года, но начиная с 1840 года срок обращения был увеличен до 8 лет. Уже к
1855 году в стране обращалось казначейских билетов на сумму 75 млн. рублей.
А к 1 января 1881 года в России было выпущено 72 “серии” на общую сумму 216 млн. рублей.

Российское правительство постоянно пыталось придумать новые механизмы государственного заимствования. В 1864 году был выпущен выигрышный заем на
100 млн. рублей под 5% годовых сроком обращения 60 лет. Два раза в год правительство производило тираж выигрышей и тираж погашения. Каждый раз разыгрывалось 300 денежных призов на общую сумму 600 тыс. рублей. Ажиотаж по этому займу был такой, что уже в 1864 году 100-рублевая облигация стоила не менее 1000 рублей. В связи с успехом первого выигрышного займа правительство в 1866 году выпустило второй 5% выигрышный заем на сумму 100 млн. Он имел аналогичный успех[2].

Российское правительство во второй половине XIX века широко использовало механизм облигационного заимствования, и к 1 января 1881 года
“облигационный долг” государства составил 4.885,9 млн. рублей, в том числе по гарантированным правительством ценным бумагам 1.895,5 млн. рублей, а по внешним облигационным займам 1.200 млн. рублей.

В 1883 году Министерство финансов применило новинку на рынке государственных заимствований. В России впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Были выпущены
“Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту, приносящую по 6% на капитал” на номинальную сумму 50 млн. рублей золотом.
По новым ценным бумагам государство обязывалась выплачивать раз в год доход. Новый финансовый инструмент позволил сбалансировать государственный бюджет. Отпала необходимость в выпуске новых заимствований для погашения старых. В последующем “рентные” займы стали основной формой внутреннего государственного долга.

Проводя активную политику в экономике страны и используя благоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках как внутри страны, так и за рубежом, российское правительство приступило в 1889 году к реформированию долга государства. Была проведена обмена облигаций прежних выпусков на новые с золотым обеспечением, что позволило отсрочить погашение долгов.
Одновременно с этим в новых выпусках облигаций был снижен процент выплат дохода. В результате в течение 1889-1894 годов с согласия кредиторов было конвертировано долга на общую сумму 2.644 млн. рублей.

Новые облигации вначале выпускались под 4% годовых, затем доходность по ним была снижена до 3% годовых. Облигации выпускались в довольно экзотических номиналах в 125, 625 и 3.125 рублей, что было эквивалентно
500, 2.500 и 12.500 французским франкам. Это было связано с тем, что основными кредиторами российского государства были французские инвесторы.

Наиболее драматичными в Российской империи были последние выпуски займов 1915-1916 годов. Военные расходы вызвали дисбаланс государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета в 1915 году составил 8.561 млн. рублей, а в 1916 году 13.767 млн. рублей. Для его покрытия правительство вновь прибегло к массовому выпуску облигационных займов, в том числе и военных. В 1915 году были выпущены три внутренних займа на сумму 2.500 млн. рублей и проведена эмиссии 4% билетов Государственного казначейства
("серий”) на сумму 2.500 млн. рублей. В 1916 году выпуск облигационных займов составил 2.000 млн. рублей, а “серий” — 6.500 млн. рублей.

В последующем, после прихода к власти в 1917 году Временного правительства, выпуск облигационных займов не прекратился. Весной 1917 году выпускается так называемый “Заем Свободы”[3]. Облигации имели доходность 5% годовых со сроком обращения 49 лет. Заем был размещен на сумму около 4.000 млн. рублей. Одновременно с этим Временное правительство продолжило практику выпуска 4% билетов Государственного казначейства (“серий”). Но денег явно не хватало. Поэтому в августе 1917 года выпустило новый заем, который стал последним в истории дореволюционной России. Это был 4,5% выигрышный Государственный облигационный заем. Данный заем интересен тем, что впервые в истории России его бланки были изготовлены не внутри страны, а в США.

По периоду обращения облигаций государственные займы Российской империи делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные.
Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов, объем непогашенной задолженности, который по этим займам первоначально был ограничен суммой 50 млн. руб., в начале XX века был существенно расширен. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход.

К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты[4], период обращения которых составлял 4 и 8 лет соответственно для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб.
Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а доходность последующих серий достигала 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода, а также принимались Государственным банком и казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости. Билеты
Государственного казначейства сохраняли свою платежеспособность на протяжении еще 10 лет после завершения установленного при эмиссии срока обращения и по существу выполняли функции процентных денег.

Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50-80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, т. е. ренту, однако правительство в соответствии с законом имело право погашать их по номинальной стоимости. Такая процедура могла проходить тиражами с обязательным предъявлением бумаг к погашению или путем их свободной скупки на бирже. Последний вариант объясняет очень долгое нахождение в обращении отдельных выпусков российских бессрочных бумаг, эмитированных еще в начале XX века.

Завершая характеристику государственных ценных бумаг Российской империи, следует упомянуть и так называемые гарантированные бумаги. К ним относились, как правило, акции и облигации российских железнодорожных компаний, имевшие срочные или бессрочные правительственные гарантии.
Наличие таких гарантий обеспечивало держателям бумаг безусловное получение в срок установленных процентов и минимальных дивидендов, несмотря на проблемы, возникавшие у эмитентов. Такая практика позволяла стимулировать привлечение капитала, особенно иностранного, в частный сектор экономики страны.

После Октябрьской революции, декретом СНК (Совет Народных Комиссаров), от 3 февраля 1918 года, были аннулированы все государственные займы России.
Все ценные бумаги Российской империи стали обращаться в Советской России в качестве наличных денег практически до начала 20-х годов.

2. Московская фондовая биржа.

2.1 Становление Московской биржи

Дореволюционная Москва играла важную роль в развитии рынка ценных бумаг
России. Емкость московского рынка ненамного отставала от ведущей
Петербургской биржи. Здесь обращалось большинство тех же бумаг, которые предлагались в тогдашней столице. Московская биржа начала свою деятельность, видимо, еще в XVIII в. Собрания купцов проходили под открытым небом. Первый указ о строительстве здания биржи в Москве вышел в
1789 г. Но по различным причинам строительство откладывалось.

Только во второй половине 1839 г. было построено первое здание биржи. В
1873—1875 гг. рядом было возведено новое здание.

Официальной датой начала работы Московской биржи считается 8 ноября
1839 г. Именно с этого дня решением Государственного совета на Московскую биржу были распространены биржевые правила, действовавшие в С.-Петербурге, и начал работать биржевой комитет.

Но свой собственный устав у Московской биржи появился только в 1870 г.
С инициативой выступило местное купечество, недовольное тем, что деятельность биржи регламентировалась правилами столичной биржи. Проект устава был передан в Министерство финансов 18 ноября 1870 г., а через два дня он уже был утвержден. Устав был составлен на основе Положения о маклерах 1831 г. и устава С.-Петербургской биржи 1832 г., которые еще долгое время оставались образцом написания уставных документов провинциальных бирж и банков[5].

2.2 Устав и правила Московской биржи

Согласно уставу Московской биржи членами биржевого общества могли быть лица, производившие торговлю по купеческим свидетельствам, акционерные общества и товарищества на паях, внесшие установленную плату за право посещения биржи. Таким образом, производить свои операции на бирже имели право только три категории:

. лица, осуществлявшие оптовую торговлю и имевшие промысловое свидетельство 1- го разряда на торговое предприятие;

. владельцы промышленных предприятий, торговавшие продукцией своих предприятий оптом;

. скупщики сельскохозяйственных продуктов и животных, имевшие промысловое свидетельство на торговые предприятия 2 -го разряда.

Исполнительным органом Московского биржевого общества являлся Биржевой комитет, который избирался на 3 года в составе председателя и пяти членов.
Кроме того, при бирже функционировали комиссии: котировальная, банковская, юридическая, справочная и др. Фондовый и торговый отделы на Московской бирже не разделялись.

В то время как на С.-Петербургской бирже уже совершались сделки с фондами, на Московской их еще не было. В 1847 г. московские маклеры так отозвались на приглашение гоф-маклера доставлять сведения о ценах на акции и денежном курсе: «В Москве банкирских домов, которые постоянно занимались бы курсовыми делами, не находится, а в посылаемых заграничных векселях и прочих расчетах московское купечество сообразует с курсом, означенным в «С.-
Петербургской Коммерческой газете»; акций же при Московской бирже не продается и не покупается».

В 1868 г. в С.-Петербурге началась биржевая лихорадка, сопровождавшаяся активизацией неофициальной фондовой торговли. Позднее нечто подобное охватило и Москву. В 1869 г. Биржевому комитету пришлось принимать меры против распространения неофициальной биржевой игры. Потребовалось введение ежедневных котировок и принятие административных мер против игроков, которые первоначально собирались в Чижевском Подворье, а позднее в доме грузинской царевны. В 1873 г. с некоторой долей иронии газета «Русские ведомости» писала: «По примеру Петербурга замутилась и наша неповоротливая
Москва: и она поднатужилась, успела было на короткое, правда, время завести у себя также в каком-то трактире фондовую биржу». Именно с этого времени сделки с ценными бумагами стали обычным явлением на Московской бирже.

Из-за неразвитости фондовой торговли Московская биржа находилась в полной зависимости от С.-Петербургской. Освобождение от «рабства» наступило только в 1889 г., когда часы биржевых собраний были перенесены на более раннее время, а курсовые дни со среды и субботы (назначенными еще в 1866 г. как следующие за существовавшими в то время курсовыми днями в С.-
Петербурге) — на вторник и пятницу. Такого изменения оказалось достаточно, для того чтобы придать фондовой торговле в Москве более самостоятельный характер.

В 1891 г. выборные Московской биржи приняли «Правила для сделок по покупке и продаже ценных бумаг, золота, серебра, таможенных купонов и иностранных переводных векселей».

И сегодня интересны извлечения из этих правил. Так, в п. 8 раздела I этих типовых правил говорилось буквально следующее: «Условия о срочных сделках, а именно курс, срок и способ расчета, излагались в торговой маклерской записке, составленной и подписанной маклером в двух экземплярах и утвержденной подписями продавца в том, что он продал, и покупателя в том, что он купил, на условиях, изложенных в записке. По исполнении сделки записки эти взаимно возвращаются».

В п. 5 раздела II таким образом определялось право на дивиденды и проценты по срочным сделкам: «Со времени заключения сделки с акциями купон на получение дивиденда принадлежал покупателю; равным образом ему принадлежало и право на получение акций нового выпуска. При этом при срочных сделках с процентными бумагами проценты насчитывали в пользу продавца по день сдачи бумаг»[1, стр. 13].

Есть и еще несколько интересных положений, не потерявших актуальность и для современных фондовых бирж. Они касаются того, что сегодня мы называем депозитарно-клиринговой деятельностью. Порядок сдачи проданных бумаг определялся так: «Проданные процентные и дивидендные бумаги должны были быть сданы в неповрежденном виде и годными к обращению с подписанным счетом, в котором должна была быть обозначена фамилия маклера, через посредство которого совершена сделка, или лица, по поручению которого сдаются бумаги. При сдаче бумаг продавец имел право доставить бумаги в листах всякого достоинства...

При сдаче именных бумаг только последняя передаточная надпись могла быть бланковая. Сопровождающее бумаги объявление о передаче (трансферт) должно заключать в себе: наименование бумаг, номера их и подпись владельца.
Если акции или паи значились по книгам правления не на имя продавца, а на имя постоянного лица или учреждения и сопровождались передаточным объявлением или имели бланковую надпись последнего, продавец обязан в счет, при котором он сдавал бумаги, перечислить номера их. В таких случаях продавец отвечает перед покупателем за правильность объявления или передаточной надписи, но ответственность эта прекращалась, если покупатель не заявил никакой претензии в течение 30 дней после принятия бумаг.
Гербовый сбор по трансферту должен был падать на продавца».

Чтобы получить должность, маклер должен был удовлетворять определенным нравственным критериям и внести залог 15000 руб. Маклер получал вознаграждение в размере 0,1 % по сделкам с фондами с обеих сторон, с иностранных переводных векселей — 0,1% со стороны продавца, по внутренним учетным векселям — от 1/32% до 1,8% в зависимости от срока векселя с той и другой стороны сделки.

О всех совершенных сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в
«Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».

При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела руководствовался «Правилами о допущении бумаг к котировке на Санкт-
Петербургской бирже», утвержденными также Министерством финансов[6].

Постепенно по емкости Московская биржа практически догнала С.-
Петербургскую. На Московской бирже оборачивалось большинство бумаг, котировавшихся в С.-Петербурге. Но в официальном бюллетене число допущенных к обращению акций промышленных предприятий было ограничено. По мнению современников, это объяснялось большей разборчивостью Московского Биржевого комитета при допуске к котировке на бирже новых ценных бумаг.

Биржевой комитет Московской биржи старался опередить С.-Петербург в усовершенствовании различных норм и правил, которых должны были придерживаться участники фондового рынка. Так, 18 мая 1914 г. состоялось заседание банковской комиссии Биржевого комитета, куда были приглашены представители кредитных учреждений. На заседании обсуждался вопрос об ускорении расчетов банков по принимаемым ими ценным бумагам. Прежде всего это касалось выполнения поручений клиентов по онкольным счетам (счет on call открывался клиенту под залог ценных бумаг или денег для игры на фондовом рынке через банк). Комиссия приняла следующие решения:

. банки должны выполнять поручения своих клиентов на «сдачу» ценных бумаг с их онкольных счетов не ранее следующего за поступлением приказа дня;

. если бумаги присланы в банк до 11.30, то расчет по ним должен быть произведен не позднее 13.00; если бумаги доставлены после 11.30, то все расчеты по ним должны быть завершены до 15.30;

. в случае отказа банка от принятия бумаг должна быть сделана специальная отметка о предъявлении и причинах отказа [1, стр. 14].

2.3 Объемы сделок на Московской бирже

Особенно важную роль Московская биржа играла в деле обращения акций железных дорог и земельных банков.

Всего в официальном бюллетене Московской биржи на 1 января 1913г. значилось 146 облигаций на сумму 11,7 млрд руб. По отдельным категориям облигаций картина выглядела как в табл. 1 [1, стр. 14].

О допущенных к официальной котировке на Московской бирже акциях дают представление данные табл. 2 [2, стр. 15].

Таблица 1.

Облигации, обращавшиеся на Московской бирже в 1913 г.

|Вид займа |Количество |Объем, млн |
| |выпусков |руб. |
|Государственные и железно-дорожные, |29 |7086,32 |
|гарантированные государством | | |
|Частные железнодорожные Закладные листы|17 |293,42 |
|банков | | |
|Дворянского земельного |9 |823,77 |
|Крестьянского поземельного |5 |1137,54 |
|Земельных |13 |1419,58 |
|Облигации | | |
|Городских кредитных обществ |20 |748,74 |
|Городов |31 |108,36 |
|Торгово-промышленных предприятий |22 |28,32 |
|Итого |146 |1 1 706,05 |

Таблица 2.

Акции, обращавшиеся на Московской бирже в 1913 г.

|Вид предприятия |Число |Капитал млн|
| |выпусков |руб. |
|Железнодорожные |5 |70,11 |
|Банки: | | |
|коммерческие |20 |402,00 |
|земельные |9 |78,52 |
|Общества: | | |
|пароходные |6 |30,13 |
|страховые |5 |15,70 |
|Торгово-промышленные |24 |187,78 |
|Итого |69 |784,24 |

Среди котировавшихся банковских акций бумаги Московского Торгового банка с основным капиталом в 10 млн руб. обращались только на Московской бирже. Акции остальных 19 банков с основным капиталом в 392 млн руб. находились в обращении и на С.-Петербургской бирже.

Только в Москве котировались акции 12 предприятий с основным капиталом
41.81 млн руб. Главным образом, это были местные семейные предприятия. О соотношении объемов облигационных займов и московского городского бюджета свидетельствуют данные табл. 3 [2, стр. 15].

Таблица 3

Соотношение объема займов и бюджета Москвы, руб.

Год |1907 |1908 |1909 |1910 |1911 |1912 |1913 | |Доходы, руб. |26379342
|28588659 |31419342 |35306007 |39805022 |43242820 |47594643 | |Расходы, руб. |27481688 |29385645 |31419342 |35564296 |39613063 |43242820 |47594643

| |Задолженность города на 31 декабря |44000500 |70985417 |92373328
|116375728 |113499453 |148403307 |147182620 | |Общая сумма, необходимая для уплаты процентов и погашения всех долгов города в течение года |2601054
|3061214 |4706084 |5679571 |7163769 |7168830 |9005003 | |Общая ценность городского движимого и недвижимого имущества на 31 декабря |117401190 |131664485 |150148011 |166492312
|172005032 |— |— | |

Можно говорить о постоянно увеличивавшемся долге Москвы перед держателями ее городских облигаций. Если в 1907 г. превышение займов над доходной частью бюджета составляло 66%, то в 1913 г. — уже 209%. С другой стороны, если городские доходы за этот же период увеличились в 1,8, то объем займов — в 3.3 раза [2, стр. 15]. Подобное соотношение доходной части бюджета и заимствований не было в то время чем-то исключительным. Размер займов практически всех европейских столиц превышал их доходы в несколько раз.

К сожалению, дореволюционная статистика не оставила нам цифр, исчерпывающе характеризующих емкость фондового рынка в начале XX в., но в нашем распоряжении есть сведения о распределении государственных ценных бумаг по губерниям. Конечно, на первом месте по номинальной стоимости обращавшихся бумаг был С.-Петербург, но и Москва, занимая второе место, намного опережала провинциальные города. На 1 января 1907 г. московские инвесторы владели ценными бумагами на сумму более 562 млн руб., в 1914 г. эта сумма составляла 626,2 млн руб., а в 1916 г. она возросла до 1219,3 млн. Это составляло от 10 до 14% от общего объема государственных займов.

2.4 Крах биржевого дела

Начало первой мировой войны вызвало небывалую панику на европейских и американских биржах. В России это случилось на несколько дней раньше. Уже
12 июля 1914 г. в С.-Петербурге и Москве произошел настоящий обвал котировок. По сообщениям газет, «Петербургская биржа пережила панику, какой давно не видела... Все ценности, не исключая государственной ренты, летели вниз с головокружительной быстротой»[2, стр. 15]. Та же картина наблюдалась на Московской бирже: «Бумаги летели стремительно вниз. Продавцов было сколько угодно, а покупателей никого. Бумаги понижались на десятки рублей.
Такого смятения не было ни перед последней балканской, ни даже перед русско- японской войной». 16 июля 1914 г. была официально закрыта С.-Петербургская, на следующий день — Московская и другие биржи, где велась фондовая торговля.

Но уже в конце того же года сначала в С.-Петербурге, а затем в Москве стали открываться так называемые частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. Массовый характер они приобрели весной и летом 1915 г.

В Москве эти собрания проводились неофициально в помещении биржи и с участием бывших маклеров. Поэтому правила, по которым велись торги, практически не отличались от довоенных.

В течение 1915 г. на дивидендном рынке наблюдался подъем оборотов.
Неуклонно росли курсы металлургических, банковских, нефтяных и железнодорожных акций. Улучшение положения частных ценных бумаг было особенно заметным на фоне понижения курсов государственных процентных бумаг.

В конце 1916 г. Министерство торговли и промышленности признаю, что обстановка на частной бирже в течение года характеризовалась «резкой, едва ли отвечающей обстановке военного времени, повышательной тенденцией». По свидетельству министра финансов, в оборот частной биржи «постепенно были втянуты все котировавшиеся ранее на биржах бумаги».

Несколько ранее, в середине 1916 г., снова возник вопрос об открытии официальных бирж, которые контролировались бы Министерством финансов. На протяжении осени этот вопрос неоднократно обсуждался в правительстве, которое решилось на это в январе 1917 г. Тогда же было объявлено о закрытии частных биржевых собраний. Уже через несколько дней после открытия биржевые сессии стали проходить в обстановке ажиотажа. Банки не успевали выполнять поручения клиентов, особенно провинциальных, так как не хватало ценных бумаг. И это при том, что операции проводились в основном за наличные. Но подобная ситуация продолжалась недолго. Первые дни Февральской революции стали последними днями фондовой биржи не только в Москве, но и в России

Заключение

Особенностью российского рынка ценных бумаг являлось то, что основным эмитентом бумаг (облигаций) являлось государство, таким образом, оно пыталось привлечь финансовые ресурсы в казну.

Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились при правлении Александра I в связи с высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным 1% (грация), которые выплачивались ежегодно.
Государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казенных сборов и пошлин, это способствовало повышению их привлекательности.
Государство использовало этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие бюджета за счет него не превышало 10% вплоть до середины XIX века. Основная доля поступлений в казну шла за счет внешних займов.

В течение XIX – начале XX веков российский державный бюджет отличался хроническим дефицитом, поэтому государство систематически осуществляло эмиссии облигаций. Традиционно они выпускались в разных вариантах – именные и предъявительские, купонные и бескупонные и др. Государство стимулировало развитие рынка именных облигаций, поэтому конверсия предъявительских бумаг была бесплатной для их владельцев, а обратная процедура требовала от них определенных расходов.

Появление на российском рынке акций и частных облигаций в период правления Николая I связано с принятием в 1836 г. Закона о промышленных общества. Объем оборота новых видов ценных бумаг долгое время оставался незначительным по сравнению с государственными облигациями.

В третьей четверти XIX века, в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, т. е. местных органов власти. Российские местные ценные бумаги долгое время были редким явлением как на внутреннем, так и на зарубежных рынках, и лишь в начале XX века этот рынок немного оживился.

После революции рынок ценных бумаг прекратил свое существование.
Декретом СНК уже 23 декабря 1917 г. были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

В период нэпа произошло возрождение рынка ценных бумаг. Это произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг. В 20-е годы было размещено 24 госзайма. С начала 30- х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977 г. Погашение послевоенных займов закончилось в декабре 1991 г.

С переходом, как принято говорить, к «рыночной экономике» российское государство снова стало активно использовать рынок ценных бумаг.

Список литературы

1. Тарачев В. // Рынок ценных бумаг, 1997, №16 С.10

2. Голицын Ю., Карпиков Е., Мещерова Н. // Рынок ценных бумаг, 1997,

№16 С.12

3. Теняков Э. // Наука и жизнь, 1991, №6 С.2

4. Рынок ценных бумаг под ред. Басова А. И., Галанова В. А. – М.:

Финансы и статистика, 2000.

5. Рынок ценных бумаг и биржевое дело под ред. Дегтяревой О. И.,

Коршунова Н. М. – М.: Юнити, 2002.

6. Чернов А. И. Ценные бумаги – Н.Новгород, 1999.

7. http://www.ecolife.krsk.ru/old/Arh/106-107/32.asp

8. http://88.nm.ru/r1917kp.html

Приложение 1

Из устава Московского Земельного банка.

11. Ссуды выдаются под залог имущества, свободного от всяких долгов, или с условием уплаты оных из назначенной к выдаче ссуды или же из изъявления кредиторами заемщика согласия на выдачу ссуды с правом банка на преимущественное перед их претензиями взыскания долга по ссуде, так чтобы банк имел во всяком случае преимущественное право взыскания с принятого им к залогу имущества на основании его устава.

13. Ссуды могут быть выдаваемы в размере не свыше 60% против оценочной стоимости имущества.

52. Сумма выпущенных в обращение закладных листов не должна превышать суммы произведенных банком долгосрочных ссуд иод залог недвижимой собственности и не должна превосходить более чем в 10 раз суммы складочного и запасного капитала банка.

Примечание. Часть складочного капитала, составляющую 1/20 суммы находящихся в обращении закладных листов, должна храниться в государственных или правительством гарантированных, удобно реализуемых процентных бумагах.

53. Закладные листы выдаются на предъявителя и могут быть переуступаемы через простую передачу из рук в руки.

Примечание. Владельцу закладных листов предоставляется право вносить их для хранения в кассы банка. В атом случае взамен закладных листов выдается их владельцу именная квитанция по установленной правлением форме.

55. Закладные листы выпускаются по полугодиям, 2 января и 1 июля

Уплата процентов по закладным листами нарицательной цены вышедших по тиражу листов обеспечивается не только ежегодными взносами и принятым в залог имуществом, но складочным и запасным капиталами и всем достоянием банка.

Уплата процентов по закладным листам производится предъявителю купонов.

Купоны, не предъявляемые к уплате в течение 10 лет, теряют свое достоинство, и следовавшие по ним платежи зачисляются в пользу банка.

Закладные листы печатаются по форме, утвержденной министром финансов, с обозначением нарицательного капитала, размера процентов, номера, времени выпуска и способа погашения. К закладным листам прилагается купонный лист.
Закладные листы вырезаются из книги с талонами и выпускаются за подписью председателя и двух членов правления. На каждом закладном листе должна быть, кроме того, подпись (гриф) уполномоченного для этого от Министерства финансов лица.

Примечание. Бланки закладных листов могут быть печатаемы в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

61. Погашение закладных листов производится : уплатою из кассы банка два раза в год в сроки, определяемые правлением банка, ежегодно на сумму следующих в каждом году погасительных но займам взносов, а также на все наличные деньги, поступившие в течение года в возврат займов до срока; покупкою на бирже закладных листов в счет сумм, подлежащих тиражу, согласно п. 1. уничтожением закладных листов, вне сенных в кассу банка на основании устава.

62. Тираж и уничтожение закладных листов, как вышедших в тираж, так и купленных на бирже, а равно внесенных в кассу банка, производится в правлении банка публично, в присутствии трех депутатов, назначаемых общим собранием, и лица, командируемого от Министерства финансов.

Примечание.. Тираж делается каждый раз за два месяца до срока погашения закладных листов. За каждый закладной лист, вышедший в тираж, уплачивается нарицательная сумма такой валютой, какая в нем обозначена, причем недостающие купоны, коим срок платежа еще не истек, удерживаются из капитала.

В течение месяца со дня производства тиража вышедшие номера закладных листов выставляются в правлении банка и публикуются в «Правительственном вестнике» и в «Московских ведомостях».

Закладные листы принимаются в залог по казенным подрядам и поставкам по цене, определенной министром финансов; они также

принимаются залогом в Государственный Банк на основании Устава оного.

За подделку закладных листов виновные подвергаются суду и наказанию как за подделку государственных бумаг.

Приложение 2

Выдержки из правил для фондового отдела биржи.

«1. Государственные и правительственные гарантированные процентные бумаги включаются в бюллетень фондового отдела по распоряжению министра финансов; закладные листы частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ допускаются к котировке по постановлениям Совета отдела на основании ходатайств надлежащих правлений земельных банков, правлений городских кредитных обществ. К сим ходатайствам прилагаются сведения о выпускаемых бумагах, как-то: о целях выпуска, о законодательных или иных основаниях выпуска, о присвоенных бумаге обеспечениях, а равно и другие сведения по усмотрению Совета. Сии сведения публикуются в «Вестнике финансов, промышленности и торговли» по допущении Советом бумаги к котировке...

Неоплаченные сполна бумаги (временные свидетельства) допускаются к котировке лишь с разрешения в каждом отдельном случае.

Общая по нарицательной цене сумма капитала предлагаемой к котировке ценной бумаги не может быть менее 500000 руб.

Ходатайства о допущении бумаг к котировке подаются правлениями установлений, выпускающих ценные бумаги. Сии ходатайства могут быть поддерживаемы другими лицами и учреждениями,коим представляется подписывать ходатайства и прилагаемые к ним документы наравне с Правлениями выпускающих бумаги установлений.

К ходатайствам прилагаются: а) акт, на основании коего бумага выпущена
(устав предприятия, разрешение правительства); б) балансы, отчеты, копии с протоколов общих собраний за последние три года. Если предприятие существует менее трех лет, то означенные документы должны быть представлены за все время его существования и не менее чем за один год; г) проспект (ст.
5), подписанный лицами, подписавшими ходатайство о допущении бумаги к котировке; д) деньги на публикации объявлений и проспекта; е) сведения о том, допущена ли бумага к котировке на других биржах или не последовал ли отказ в допущении к котировке; ж) обязательство правления учреждения, выпустившего бумагу, в сообщении Совету на будущее время отчетов управления и копий с протоколов общих собраний.

5. Проспект (ст. 4 п. «г») должен заключать в себе изложение финансового положения данного учреждения и содержать сведения: а) о нарицательной сумме ценных бумаг, предлагаемых к обращению на бирже; б) о курсе, по которому бумага будет предложена на продажу в первом биржевом собрании после допущения ее к котировке, а равно о нарицательной сумме бумаги, предлагаемой к продаже в том же биржевом собрании. К проспекту могут быть приложены документы, подтверждающие полноту и точность содержащихся в проспекте данных...

9. По истечении одной недели со дня выставления объявления и проспекта
Совет фондового отдела при участии представителей Министерства финансов приступает к рассмотрению ходатайства и могущих последовать на него замечаний. Членам Совета отдела и представителям Министерства финансов предоставляется знакомится с делами предприятия, бумаги коего составляют предмет обсуждения, путем личного осмотра предприятия и его книг в случае изъявления согласия на сие правления предприятия. Для означенного ознакомления Совету фондового отдела предоставляется избрать из своей среды особые комиссии.

В обсуждении заявления не могут участвовать члены Совета, принадлежащие к составу органов управления или наблюдения того предприятия, бумаги коего прилагаются к котировке, а также подписавшие проспект действительные члены (ст. 4 п. «г»). Совету представляется, если он признает нужным, приглашать означенных лиц для предоставления документов, а равно требовать представления дополнительных документов, а равно изменения и дополнения проспекта. Совет решает вопрос о допущении к котировке открытым голосованием. Рассмотренный Советом фондового отдела проспект публикуется в «Вестнике финансов, промышленности и торговли».

Разрешенная Советом к котировке бумага включается в биржевой бюллетень лишь по истечении одной недели со дня оглашения рассмотренного Советом фондового отдела проспекта».

Приложение 3

[pic]

[pic]

Приложение 4


[pic]

Приложение 5

[pic]

Приложение 6

[pic]

-----------------------
[1] см. Приложение 3
[2] см Приложение 6
[3] см. Приложение 4
[4] см. Приложение 5
[5] см. Приложение 1
[6] см Приложение 2


Похожие работы:

  1. • Государственные ценные бумаги
  2. • Государственные ценные бумаги РФ и их виды
  3. • Рынок ценных бумаг в России
  4. • Требования для получения лицензии на рынке ценных бумаг
  5. • Становление и современное состояние рынка государственных ...
  6. • Финансовые риски на рынке ценных бумаг
  7. • Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг ...
  8. • Структура рынка ценных бумаг
  9. • Концепция развития рынка ценных бумаг
  10. • Назначение саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг
  11. •  ... деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых проблем
  12. • Инвесторы на рынке ценных бумаг: понятие и виды
  13. • Государственное регулирование рынка ценных бумаг
  14. • Лицензирование на рынке ценных бумаг
  15. • Профессиональные участники рынка ценных бумаг
  16. • Профессиональные участники рынка ценных бумаг Пермского края
  17. • Особенности вторичного рынка ценных бумаг
  18. • Развитие и правовое регулирование рынка ценных ...
  19. • Роль и функции государства на рынке ценных бумаг
Рефетека ру refoteka@gmail.com