Рефетека.ру / Медицина и здоровье

Реферат: Экспериментальные методики

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И ЕГО

ИСТОЧНИКОВ

О.С. КОПИНА, Е.А. СУСЛОВА, Е.В. ЗАИКИН

За последние годы накоплено большое число данных, свидетельствующих об участии психосоциальных факторов, наряду с основными эпидемиологическими факторами риска, в возникновении и развитии многих заболеваний. Среди них особо может быть выделено психоэмоциональное напряжение (ПЭН).
По имеющимся данным, резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня ПЭН у населения.
Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др.
В связи с этим одной из первоочередных задач практического здравоохранения становится задача создания службы медико-психологической помощи лицам с хроническим ПЭН с целью их психологической адаптации к сложным стрессогенным условиям жизни. Создание такого рода службы связано с решением трех проблем: 1) разработка и широкое внедрение информативных и достаточно простых в использовании методов выявления повышенного уровня ПЭН и вызывающих его причин;
2) разработка методов медико-психологической коррекции хронического ПЭН; 3) создание сети кабинетов психологической помощи населению и подготовка специалистов для работы в таких кабинетах.
Сотрудниками лаборатории психологических проблем профилактики
Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины
МЗ РФ на протяжении 1984— 1994 гг. в рамках эпидемиологических исследований ежегодно проводилось массовое психологическое об^едова-ние репрезентативных выборок взрослого населения г. Москвы. На основании данных обследования была получена информация о динамике уровня ПЭН населения Москвы в течение 9 лет в условиях постоянного изменения экономической и политической ситуации, о группах риска по психологическим показателям, а также о динамике потребности населения в психологической помощи.
В ходе исследования в целях оценки уровня ПЭН и его источников у взрослого населения был разработан опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в себя батарею тестов экспресс-диагностики. Данная батарея тестов была создана с учетом рекомендаций экспертов Всемирной организации здравоохранения для проведения попу-ляционных исследований психосоциальных факторов, влияющих на здоровье населения разных стран. Опросник ВС позволяет выявлять лиц с повышенным уровнем ПЭН, т.е. тех, кто нуждается в получении психологической помощи (в индивидуальном психологическом консультировании, групповых занятиях по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
В психологической литературе ПЭН принято относить к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленно-сти в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т.п. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержание эмоциональных явлений, возникающих в ситуации неудовлетворенности потребностей, составляют ситуации, условия, события и изменения, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей.
Итак, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия, состояние неудовлетворенности и т.п. На развитие ПЭН могут влиять условия жизни людей, социально- демографические показатели, личностные особенности. отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) и т.п.
Исходя из вышеизложенных общепсихологических представлений о природе ПЭН, при разработке и внедрении методов оценки уровня ПЭН и влияющих на него факторов у населения необходимо решить задачу диагностики, с одной стороны, основных эмоциональных состояний, составляющих ПЭН (стресс, тревога, уровень удовлетворенности), и, с другой стороны, источников ПЭН.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПЭН И ЕГО ИСТОЧНИКОВ У НАСЕЛЕНИЯ
Опросник ВС позволяет осуществлять комплексный подход к оценке ПЭН человека и измеряет различные его аспекты.
В опросник ВС входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
1) самооценка здоровья;
2) шкала психосоциального стресы| Л.Рвдера
3) шкала удовлетворенности жизк в целом О. С. Копиной .
4) шкала удовлетворенности услс ями жизни О.С. Копиной .
5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной .
6) Опросник основных социально-демографических показателей (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).
Опросник ВС рассчитан на самостоятельное заполнение испытуемыми.
Время психологического обследования одного испытуемого с помощью оп- росника ВС составляет в среднем 20— 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.
Применение данного комплекса методов экспресс-диагностики в популяционном исследовании позволяет получать материал для сравнительного анализа уровня
ПЭН и связанных с ним факторов в различных выборках населения, а при повторном исследовании дает возможность оценивать динамику изучаемых показателей. Предлагаемый комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки.

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ШКАЛ
Поскольку шкалы 1, 2 и 3 О.С. Копиной представляют собой новую оригинальную методику, необходимо было провести оценку их основных психометрических свойств.
Оценка ретестовой надежности шкал 1, 2 и 3. С помощью шкал 1, 2 и 3 были обследованы дважды 166 человек (мужчины и женщины 18—67 лет). Повторное обследование проводилось через 2—7 дней после первичного.
С помощью корреляционного анализа оценивалась воспроизводимость баллов по шкалам 1. 2 и 3 в отдельности. Коэффициенты корреляции оказались достаточно высокими.
При разбиении суммарных показателей на терцили воспроизводимость по шкале
1 составила 91,4%. по шкале 2 — 87,9%, по шкале 3 — 84.5%. При разбиении суммарных показателей на два равных отрезка воспроизводимость по шкале 1 составила 91,4%, по шкале 2 — 86.2%, по шкале 3 — 94.8%.
Оценка гомогенности шкал 1, 2 и 3. Показатели надежности шкал 1, 2 и 3 подсчитывались на материале опроса 166 мужчин и женщин в возрасте 18— 67 лет.
Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона каждого пункта шкал с суммарным баллом по 1, 2 и 3 шкалам.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 1 с суммарным баллом по шкале 1 составили: 0,74;-0.71; 0,74; -0,74; 0.83; -0.80; 0,60; -0.64;0,76;
-0,67. Шкала 1 состоит из 5 позитивных и 5 негативных формулировок, поэтому получены коэффициенты корреляции с положительным и отрицательным знаком.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 2 с суммарным баллом по шкале 2 составили: 0.52;0.54; 0.54; 0,51; 0.56; 0,46; 0,56; 0.50;0.63;
0,50; 0,57; 0,66; 0.46.
Коэффициенты корреляции Пирсона для пунктов шкалы 3 с суммарным баллом по шкале 3 составили: 0,64;0.53; 0.54; 0.60; 0.72; 0.78; 0.66; 0.72;0.73;
0.57; 0.54.
Полученные коэффициенте? корреляции Пирсона свидетельствуют о высокой надежности и внутренней согласованности шкал 1, 2 и 3. Особенно высоки данные показатели по шкале 1.
Оценка специфичности и чувствительности шкал 1,2 и 3 проводилась на случайной выборке 958 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. В качестве эталонного психодиагностического метода использовался метод клинической беседы с каждым из испытуемых.
Подсчет специфичности и чувствительности шкал производился на осно- ве следующих стандартных формул:
1) Диагностическая чувствительность» (ДЧ)
ДЧ=ИП/(ИП+ЛО) Х 100%.
2) Диагностическая специфичность
(ДС):
ДС=ИО/(ИО+ЛП) Х 100%.
3) Прогностическая ценность положительного (ПЦ+) и отрицательного (ПЦ-) результатов:
ПЦ+=ИП/(ИП+ЛП) Х 100%;
ПЦ-=ИО/(ЛО+ИО) Х 100%.
4) Распространенность (Р) (по эталонному методу):

Р=(ИП+ЛО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО)Х100%.
5) Коэффициент отбора (КО) (по испытуемому методу):
КО==(ИП+ЛП)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
6) Диагностическая эффективность
(ДЭ):
ДЭ=(ИП+ИО)/(ИП+ЛП+ИО+ЛО) Х 100%.
Используемые обозначения: ЛО — ложноотрицательные значения; ЛП — ложноположительные значения; ИО — истинно отрицательные значения; ИП — истинно положительные значения. По шкале 1 были получены следующие показатели: Л0=26; ЛП=42; И0=447;ИП=443; ДЧ=94,4%; ДС=91,4%; ПЦ+= 91,3%; ПЦ-
=94.5%; Р=49,0%; К0= =50,6%; ДЭ=92.9%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности шкалы 1, а также о существенной прогностической ценности и диагностической эффективности данной шкалы.
По шкале 2 были получены следующие показатели: Л0=18; ЛП=38;И0=453; ИП=449;
ДЧ==9б,1%; ДС= =92,3%; ПЦ+=92,2%; ПЦ-=96.2%; Р== =48%; К0=50,8%; ДЭ=94,2%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 2.
По шкале 3 были получены следующие показатели: Л0=21; ЛГЬ39; И0= =446;
ИП=452; ДЧ==95,6%; Д0=91.9%;ПЦ+=92.1%; ПЦ-=95,5%;
Р=49.4%;КО=51,3%;ДЭ=93,7%.
Данные показатели свидетельствуют о высокой диагностической специфичности и диагностической чувствительности, а также о прогностической ценности и диагностической эффективности шкалы 3.
Оценка валидности шкал 1, 2 и 3. Ва-лидизация шкал 1. 2 и 3 проводилась на случайной выборке 300 мужчин и женщин в возрасте 18—67 лет. Испытуемым, прошедшим психологическое обследование и получившим низкие показатели по одной из трех шкал. предлагалось пройти индивидуальное психологическое консультирование.
В ходе консультирования 72 пациента (85,7%) из 84 пришедших обратились с жалобами на имеющиеся у них семейные, производственные, бытовые и другие проблемы, низкий уровень удовлетворенности жизнью, подавленное настроение, невозможность самоактуализации, обнаруживали различные затруднения и нарушения социально-психологической адаптации.
Пациенты, прошедшие индивидуальное психологическое консультирование (84 человека), были обследованы с помощью теста «1б личностных факторов» Р.
Кеттелла. У 95,2% из них были выявлены повышенные показатели фактора О
(тревожность) и/илй'фйс

Похожие работы:

  1. • Экспериментальные методики
  2. • Экспериментальная психология
  3. • Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с ...
  4. • Обучение нападающему удару волейболистов 12-13 лет
  5. • Формирование здорового образа жизни школьников ...
  6. • Географическое прогнозирование как элемент ...
  7. • Проблема валидности эксперимента в психологии
  8. • Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет
  9. • Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания ...
  10. • Экспериментальное исследование обманов слуха
  11. • Возможности использования подвижных игр как средства ...
  12. • Проблема валидности эксперимента в психологии
  13. • Баскетбол
  14. • Анализ психологических особенностей деятельности руководителя ...
  15. • Развитие физических качеств детей старшего ...
  16. • Методы психологических исследований
  17. • Психолого-педагогическая коррекция
  18. • Влияние подвижных игр для развития физических качеств ...
  19. • Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com