Рефетека.ру / Философия

Реферат: Философия и ее роль в жизни человека и общества

смотреть на рефераты похожие на "Философия и ее роль в жизни человека и общества "

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению.
Мировоззрение (М)( совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел.
В стр-ре М выделяются несколько составляющих: а) Мироощущение( находится эмоционально-психологическая сторона М б) Мировосприятие( находится формирование познавательных образов на основе наглядных представлений. в) Миропонимание( все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным.
Ф. относится к миропониманию.
Выделяют 2 осн уровня М: обыденный( сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека.
Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М; догматичность (представления, кот не подвергаются критике, устоявшиеся представления).
Теоретический уровень( К нему относится Ф. Характерно построение цельной,структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.
Характер: все противоположное обыденному уровню.
При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не первым типом М, а самым поздним из всех существовавших.
Самый первый тип М( миф. Миф( особый тип М для кот. характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа( регулирующая.
В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер врачевания; найдена Троя.
В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения( Религия. Оно близко к мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие( миф не разделяет земное
(естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает благочестие.
Р( такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный
(посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний).
Гл. признак Р( вера в реальное существование сверхъестественного.
Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума.
В это же время, ( 6-5 в до н.э. начинает формироваться наука (преднаука, первое научное представление). Научные представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую ф-цию и нишу занимают Р и Ф.
Ф( такой тип М кот. представляет собой систему самых общих представлений о мире и месте в нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в культуру.
Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э.
Специфика философского знания:
Первым употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость( софия).
Ф составляет триединство содержания, метода, цели (специфика Ф):
1. содержание( Ф попыталась объяснить мир в целом, этим отделив себя от частных наук (только части реальности).
2. методы( Ф всегда ориентировалась на рациональное понятие действительности, рациональные методы познания ( с помощью разума).
3. цель( в конечном итоге( постижение истины (как и гл. цель для науки).

Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный оттенок.
Рассел (англ.) определил место Ф как ничейную землю между наукой и религией. Он говорил о том, что наука и Ф занимаются попыткой познать мир с помощью разума, но Ф говорит, что окончательного знания быть не может.
Историческое развитие философских идей.
Для исторического развития Ф не характерен прогрессивный тип развития. Не применяются понятия старое и новое (как и в искусстве). Но в Ф есть преемственность( связь идей между поколениями, но при этом нет прогресса.
Мы ушли дальше в Ф чем др. греки, но только в объеме социального опыта.
Вся современная Ф( комментарии к Платону ( кр. мира ощущений).
Существование национальной Ф, специфика.
По отношению к мировой Ф сущ. национальные Ф (нем, рус). Ф( отражение души народа. Русская Ф возникла и развивалась в оппозиции к Зап- европейской Ф. Специфическое понятие русская идея( вера в все человечность миссии русск. народа. Простой экспорт идей не приживается без поправок на национальное сознание.
Ф-ции Ф:
1. Мировоззренческая ф-ция связана с попыткой теоретического, понятийного объяснения мира и человека.
2. Методологическая ф-ция проявляется в методологии теоретического и практического объяснения окружающей действительности. Существует несколько специфических методов, позволяющих Ф дать представление о мире (возн. В период античности): диалектика( учение о наиболее общих закономерностях развития окружающего мира (мир изменяется, развивается). метафизика( метод познания и исследования окружающего мира, на основании кот вещи и предметы рассматриваются как неподвижные, неизменные, независимые друг от друга. Характерно стремление к абсолютизации, изолированности окр. мира.
3. Прогностическая ф-ция( всегда строились гипотезы о развитии реальности, попытки определить пути развития общества, с той или иной долей вер-ти.
4. Критическая ф-ция( философское знание всегда должно быть построено на сомнении. Важен критический подход не только предшественников, но и критика к собственным размышлениям.
Декарт( ( Мыслитель обязан все подвергать сомнению(.
Марксизм- Ленинизм( полная догма, без сомнений.
5. Аксиологическая ф-ция( любое Ф знание содержит момент оценки и формируется с т.з. тех или иных ценностей. Маркс( его система ценностей и позиция для определенной группы людей( пролетариата. (полностью объективный и независимый философский подход это утопия, т.к. любой философ стоит на позиции каких-либо идей и отстаивает чьи-то интересы).

Разделы философского знания.
Ф имеет внутреннюю стр-ру, в рамках кот. выделяются:
1. ОНТОЛОГИЯ( раздел Ф, занимающийся учением о бытие.
Бытие( реальность, существующая объективно, независимо от человеческого сознания, т.е. мир в целом, все сущее.
Субъект( чел, группа людей, человечество. Объект( то, на что направлен процесс познания.
Субъективно( то, что зависит от нашего восприятия. Объективно( то, что существует независимо от сознания чел.
2. ГНОСЕОЛОГИЯ( раздел Ф, занимающийся изучением познания. (Гносус( знание)
Ф изучает различные стороны познания (что такое познание, что такое истина, где границы познания...)
3. СОЦИАЛЬНАЯ Ф( раздел, изучающий поведение общества.
4. ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОЛОГИИ( раздел, касающийся изучения человека, его бытия.
5. ИСТОРИЯ Ф( раздел, изучающий исторические пути развития Ф, структурированность философского знания.
Разделы разграничены на ряд групп и подходов по:
. содержательному принципу на основании методов( диалектические, метафизические концепции и др..
. временному критерию (исторические этапы):

-) античная Ф (зап-европейская Ф) кон 7 в. до н.э.( 4 в. н.э.

-) Ф средневековья 5-15 в.

-) Ф эпохи возрождения 14( нач.17в.

-) Ф нового времени 17в.

-) Ф эпохи просвещения 18в.

-) немецкая классическая Ф 2пол.18( 1пол.19в.

-) марксистская Ф 2пол.19(20в.

-) современная западная Ф 2пол.19- 20в.

-) русская Ф. (Развивается особняком( своя логика, свои этапы)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Где и когда возникла Ф? Значительная утрата текста не позволяет датировать время возникновения. В момент возникновения и существования Ф сущ в рамках др форм культуры ( миф и т.д.)
Существуют 3 центра возникновения Ф:
Др. Греция (кон.7- нач. 6 в до н.э.);
Индия ( 6 в до н.э.);
Китай ( 5 в. до н.э.).
Классическая форма (логика и т.д.) есть только в Древнегреческой Ф.
Индия( много религиозных оттенков; Китай( много нравственных рассуждений.
Периоды Античной Ф:
1- Период становления Древнегреческой Ф (кон.7- 1пол. 5в. до н.э.)
2- Период развития классической Ф (2пол.5- 4в. до н.э.)
3- Период Ф эпохи эллинизма и древнеримской Ф (3- 1в. до н.э)
4- Период Ф эпохи позднего эллинизма (1- 4в. н.э.)

Период становления.
Наиболее прогрессивной в Др. Греции была Иония( система городов (полис).
Одна из колоний Греков. Крупнейший город( Милет. Ф 1-го периода относится к этому месту и носит название Ионийская Ф. Первыми представителями
Ионийской Ф были философы Милетской школы и Гераклит (из Эфеса). Они обратились к вопросу происхождения мира, но поставили вопрос философски:
"Что есть первооснова всего существующего?" (что есть первоначало всех вещей). Такая постановка вопроса позволяет говорить о том, что это были первые философы.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Являлись натурфилософами( физиками (физис( природа). Рассуждали о природе в ее фундаментальном значении( все существующее. Традиционно обращались к стихиям:
Фалес(кон.7- нач.6в до н.э.)( в кач-ве первоначала определял воду( реальность кот текуча, всюду проникаема, стихийна. Ввел понятие сторон света. Он считал, что Земля( диск, кот плавает в океане.
Анаксимандр (6в. до н.э.)( ученик Фалеса. В качестве первоначала ввел собственное понятие "апейрон"( вечно, неизменно, присутствует везде, бесконечно. Абстрактное понятие. Мотивировал тем, что есл отдать предпочтение какой-то одной из стихий, то на каком основании? Считается изобретателем солнечных часов; составил первую карту Греции.
Анаксимен (6в. до н.э.)( ученик Анаксчимандра. Отказался от идеи своего учителя. В кач-ве первоначала считает воздух( существующий везде, всепроникающий, невидимый.
В начале 5в. до н.э. Милет теряет независимость в результате войны с
Персией. Центр Ф перемещается в Эфес.
Гераклит. Обладал сложным слогом, поэтому его называли темным. В кач-ве первоосновы( огонь (то, что сущ везде и всегда( первооснова всему).
Огнелогос (логос( закономерность, закон). Появляется идея о закономерности развития в рамках этого мира. Можно считать Гераклита первым диалектиком( идея единства и борьбы противоположностей( сходящегося и расходящегося. Идеи движения, развития (все течет, изменяется /в одну и ту же реку нельзя войти дважды).
В конце 5в. до н.э. центр зап-европейской древнегреч Ф перемещается из
Ионии в так называемую Великую Грецию (Элладу).

Италийская Ф.
Элеаты( философы из города-пояса Элеи (Элейская школа).
Парменид( основатель Ф Элеатов. У элеатов первоначало философично;.у первых философов( физично; у пифагорийцев( математично; сейчас( субстанция. Субстанция( это та наиболее глубокая сущность, причина и основание кот заключены не в чем-то другом, а в ней самой (то предельное, дальше которого нет). Парменид, обратившись к проблеме некоторой субстанции, высказал мысль: "есть бытие и есть небытие; небытия нет т.к. нет незаполненного пространства; бытие едино, в нем нет множества, оно вечно, неизменно."
Зенон( ученик Парменида. Бесмысленно искать что-то, кроме бытия. Взял на себя долю отстаивать правоту учителя. Высказал ряд апорий (док-ва, на кот строил свои взгляды) наиболее известные: Ахилес и черепаха; стрела; пшеничное зерно; дихтамия. Было много нападок на учение элеатов в основном на движение и изменение.

Период развития классической Ф
В 1 полов. 5в. до н.э. греки воевали с Персией. 490г.( битва при
Марафоне; 480г.( битва при Фермопилах; 479г.( греки одержали морскую победу, кот переломила ход войны.
В результате войны центр Ф переместился в Аттику в Афины. Начинается рассвет греческой Ф, продолжающийся до 431г., пока не начались междоусобные войны. При Перикле произошло возрождение Ф и искусства, в
Афинах ваял великий Фидий.
Греция была содружеством городов-полисов. Было 2 типа правления: демократия, центр находился в Афинах, и олигархия, с центром в Спарте.
При демократии управлением занимались все свободные граждане. При олигархии( только небольшая группа людей обладала правом голоса, а все остальные свободные граждане имели право совещательного голоса.
Все вопросы решались в народном собрании (судебные, исполнительные, законодательные). Появились люди, выступающие в собрании в кач-ве адвокатов, их назвали софистами. Они были не чистыми философами, но они явились первыми философами того периода. Они переориентировались с размышлений о природе на размышления о человеке( антропоцентризм.
В этот период появляются первые развернутые концепции общества.
Софистика в первоначальном смысле( мудрствование, а в последствии( тонкие, искусные, но сознательно вводящие в заблуждение рассуждения.
Софисты: Протагор, Гиппий, Горгий.
Для философских рассуждений софистов характерен релятивизм (учение о том, что все относительно). Софисты отрицали существование и необходимость поиска истины; они считали что истина у каждого своя, нет и не может быть общей истины, т.е. истина относительна (софизм об ученике Протагора(
Еватле).
Гл. тезис Протагора( человек есть мера всех вещей. Эта позиция распространяется на этику( учение о нравственности. Этический релятивизм софистов говорит, что нет понятия добра и зла. Гл. критерием является выгода: что человеку выгодно( то добро, что не выгодно( то зло.
У софистов было много противников. Основным был Сократ.
Сократ (2пол. 5в.)( был первым Афинским философом по рождению.
Сократ часто выступал в собрании критикуя своих сограждан. Он думал о благе всех, а не о собственных интересах. Нажил много врагов и в 399г. против него был организован судебный процесс: обвинили в религиозном кощунстве (не почитание покровителей города) и в растлении (моральном) юношей. Max. наказание( изгнание из Афин. Сократ защищал себя сам. Он отказался признать себя виновным, при этом заявив: (Боги только раз дали такого как я, второй раз они вам такого не дадут.( Его признали виновным и предложили выбрать себе наказание. Сократ предложил присудить себе право бесплатного обеда с олимпийцами. За это его приговорили к смерти.
Ему предлагали бежать, но Сократ отказался и выпил чашу с ядом.
Философские взгляды Сократа считаются антропологическими т.к. он обращался к человеку. Человек главная проблема к которой обращался
Сократ(познай себя сам).
Сократ спрашивал: что есть сущность человека? Отвечает: сущность человека есть душа. Душа(Сократ) это мыслящая активность, разум, нравственные ориентировки. Обращается к добродетели(то что вызывает стремление к совершенству) то что ведёт душу к совершенству, а этим является знание(познание). Отсутствие добродетели(порок)- незнание (невежество).
Из-за этого позицию Сократа наз. этический рационализм. Его позиция характеризуется двумя тезисами:
-добродетель- знание добра и действие в соответствии с этим.
-никто не грешит сознательно, т.е. человек творит зло по незнанию
(человек действует ради своей выгоды- т.е. добра).
Чтобы искоренить зло надо сделать душу знающей. Начиная с Сократа этот вопрос рассматривался специально- эвдемания(поиск счастья). Счастье человека возможно в том случае если душа добродетельна(знающая),когда есть внутренний духовный порядок(гармония).
По отношению к обществу Сократ утверждал непреложность законов.
Сократ известен также тем что критиковал Афинскую демократию. Он считал что для управления государством надо обладать способностями и пройти долгий путь знания(никогда не доверили бы здоровье врачу не прошедшему обучение, однако управлять государством может каждый).
Сократ никогда ничего не писал. Он излагал свои взгляды, суждения устно по специальному методу. Именно этот метод наз. диалектикой Сократа.
Диалектика в данном случае имеет значение в качестве искусства спора, рассуждения. Диалектика Сократа имеет нравственный оттенок и включает следующие составляющие(этапы):
-иронию(притворство в незнании)- по форме софистичную(я знаю что я ничего не знаю). Запутывает в противоречиях и даёт понять человеку что тот заблуждается.
-индукция(восхождение от частного к общему)- в результате перебора мнений пытались найти общее.
-человек должен родить(мысль).
Этот метод Сократ назвал майевтика(по др.гречески- родовспоможение).
С Сократа начинается антропологическая традиция- обращение, постановка вопроса о человеке.
После смерти Сократа появилось много последователей, которые объединялись в группы, в той или иной степени разделяющие взгляды Сократа. Они назывались сократическими школами.

Сократические школы (4вю до н.э.): киники, киренаики, мегарцы, элидо-эритрейцы.

Киники.
Основатель- Антисфен. Название происходит от слова кюникес(собаки)- собачья Ф- предельно упрощённый образ жизни. Обращались к проблеме блага.
Благом человека может быть только то, что ему принадлежит(не деньги, не даже жизнь). Добродетель- внутренняя свобода, нечувствительность к страданиям, пренебрежение к мат. благам.
Самым ярким представителем был Диоген(Синопский)- жил в бочке, ходил по
Афинам с фонарём(искал человека), просил подаяние у статуй. Диоген считал, что только крайними поступками можно приучить людей к мере.
Никому не делал скидок(Александр Македонский). Слово цинизм образованно от слова киник. Диоген пришёл в храм и в качестве подаяния принес на алтарь вошь. Т.о. киники- люди стоящие вне общества.

Атомизм
Представители: Левким и Демокрит.
Демокрит(Смеющийся)- считал достойным смеха все человеческие дела. Родом из Абдер(города глупцов).
Атомизты спорят с Эллиатами. Обращаются к проблеме бытия, не забывая человека. Существует бытиё, которое состоит из атомов, и небытиё, представляющее из себя пустоту. Бытиё множественно(у Эллиатов бытиё едино) и это множество атомов. Но они характеризуют атом как конечный, неделимый, неизменный. Атом частица материальная- следовательно бытиё материально. Атомизты являются первыми материалистами. В основу кладут материальное, а духовное(идеальное) является вторичным (производной).
Демокрит утверждает, что мир находится в движении, изменении, он бесконечен, вечен и для его возникновения ненужно никакого разумного начала, т.е. он имеет внутренние источники развития.
Детерминизм- ученье о всеобщих закономерностях, связях и причинах обуславливающих все явления.
Демокрит утверждает о наличии фатализма(рока). Он отожествлял необходимость и причинность, т.е. любое следствие с необходимостью имеет какую либо причину. Он отрицал случайность, только жесткая необходимость.
Приводил пример о падении на голову камня; случайность или необходимость?
Т.о. детерминизм Демокрита носит оттенок фатализма.

Платон(4в.)- идейный соперник Демокрита.
Платон(широкоплечий) прозвище дал Сократ, который был его учителем.
Основал философскую школу- академию- название произошло из за того что школа находилась в роще посвящённой богу Академу. Просуществовала школа около 900 лет.
Платон создал ученье о бытие. Утверждал реальность сверхчувственного (над физического). Задался вопросом: могут ли любые физические основания лежать в основе сверхчувственного; ответ дал отрицательный. Свой подход назвал “второй навигацией”. Говорил что натурфилософы передвигались на парусах с помощью физического(первая навигация), а он открыл сверхчувственное.
Почему вещь красива- натурфилософы объясняли цветом, формой и т.д.
Платон говорил что в основе лежит идея самой красоты и если идея присутствует тогда вещь, лошадь,... красива.
Метафизика- учение о сверхчувственной над физической реальности.
Главным в первооснове бытия лежит идея(сущность бытия). Идеи не порождены никем, они вечны, неизменны, неподвижны и находятся в отношениях с материальным- весь материальный мир сделан как слепок, модель, копия мира идей. Платон вводит понятие бога -Демурга, который из хаоса лепит вещи по образу идей. Т.о. Платон явился основателем объективного идеализма, т.к. его идеи не зависят от сознания человека. Проблема человека у Платона связанна с добродетелью(обращался к душе). Для Платона душа бессмертна
“если бы душа была смертна, что бы тогда служило наказанием для безнравственных людей”.

Помимо критики форм политического устройства, Платон сформулировал модель идеального государства, главной целью которого является справедливость. Справедливость- забота о благе всех граждан. Модель представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал модели существующих государств, и считал реально существующие формы правления негативными; делит на 4 формы:

-тимократия- власть честолюбцев.

-олигархия- власть немногих над большинством.

-демократия- власть большинства.

-тирания- власть одного.
Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая- олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие, достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному рабству.

Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг, но истина дороже”.
Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.
Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей
(находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая
(прогулочная).
В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.
Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний
(биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и первый выделил Ф. У Аристотеля две Ф:

-физика(натурфилософия)- впоследствии стала естественным предметом.

-метафизика(после физики)- размышление о бытие(о сверхчувственной реальности).
У Аристотеля сущ. понятия форма(сущность вещи) и материя(то из чего вещь состоит). Форма и материя слиты воедино.
Аристотель считается отцом логики-науки о законах мышления.
Обращается к формам государств, но делит их по другому(чем Платон) на правильные и неправильные. Критерием деления служит забота о благе граждан:

-правильные- монархия(власть одного), аристократика(власть немногих), полития/идеальное государство придуманное Аристотелем/(власть большинства).

-неправильные- тирания, олигархия, демократия/имеет тенденцию превращения в охлократию(власть толпы)/.

Ф. Эпохи Эллинизма. Древнеримская Ф.
Специфика:
334-323г. походы Александра Македонского, с этих походов началась эпоха
Эллинизма.

В 338г. до н.э. произошла битва при Херонее между греческими и македонскими войсками. Греки потерпели поражение и потеряли независимость. Культура сменилась на Эллинистическую.
Основными вопросами стали вопросы этики(учения о нравственности), возможности достижения счастья.
АТАРАКСИЯ- безмятежность, невозмутимость(имей это и будешь счастливым человеком).
Было три школы: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Скептицизм- представитель- грек Пиррон(2я. пол. 4в. - нач. 3в. до н.э.). “Человек может быть счастливым если достигнет состояния атараксии”.
Тезис- воздержание от суждений. Человеку не дано знать, понимать. Человек не может судить. Скептики сомневаются в том, что человек может достигнуть истины.
АГНОСТИЦИЗМ- другое направление скептицизма. Считают, что человек не способен получить истину.

Эпикуреизм- основатель Эпикур(342-271г. до н.э.). Считал, что атараксия достигается при отсутствии страха(смерти, бессилия перед природой).
Освобождение человека от страха, борьба с ним. Побороть страх можно только изучая природу и её явления.
Страх смерти: “Не стоит беспокоиться насчёт смерти. Смерть не имеет к нам отношения. Когда мы есть- смерти ещё нет, когда она наступает- нас уже нет”.
Человек должен жить с удовольствием, но это прежде всего отсутствие страданий(физических и духовных). Человек не должен преступать меры в удовольствиях. Тезис Эпикура- живи незаметно.

Стоицизм- основатель школы- Зенон из Кития(336-265г.). Название произошло от “стоя”-портик, колоннада- места сбора. Находились в оппозиции Эпикуру. Стоики говорили, что человек должен подчиняться необходимости, в этом его основная добродетель. Не надо идти против судьбы.
АПАТИЯ- бесстрастие, чувственное спокойствие.
Сенека(кон. 1в. до н.э.)- др. римский мыслитель, был богат и близко связан с императором Нейроном. В своём учении говорил, что не надо стремиться к богатству, т.к. богатство есть беспокойство. С падением
Нейрона связано и падение Сенеки. Он уехал из столицы и кончил жизнь в бедности, в соответствии со своим учением. Человек должен покоряться судьбе, но если он запутывается в противоречиях, то уходит из жизни сам.
Сенека умирает вскрыв себе вены.

Ф. Эпохи позднего Эллинизма.

Плотин- представитель.
Характеристика: время разрушения, раскола Римской империи. В это время проникают мистические и религиозные мышления с востока. Философская мысль сближается с религиозным учением.
Ф. Плотина является одновременно концом и началом, концом античной Ф. и началом христианской теологии.

Средневековая Ф. (5-15в. н.э.)

Средневековый запад унаследовал внутренние противоречия др. римлян.
476г.- падение Римской империи. 4в.- основан Константинополь.
В территориальном смысле Зап. Европа маленькая. Замкнутость, скученность городов; на земле всё маленькое, ограниченное, а там, наверху, где бог места много. Человек живёт в ожидании смерти, в страхе перед ней; в беспокойстве о будущей жизни. Хорошие и плохие дела взвешиваются. Куда попадёт человек к богу или дьяволу. Проблема двойственности, раскола- человек живёт на земле, но должен стремиться к богу. Отшельничество, уход от мира- точно попадёшь в рай. Полное прощение грехов при полной передаче всех средств церкви.
Человек утверждался не выделяясь, а растворяясь в обществе, становясь первым из многих, т.к. гордыня страшный грех. Человек связан с определённой социальной группой на всю жизнь.
Свобода- наличие покровителя, гарантирующего твои права.
Весь средневековый мир связан с христианством, и Ф. связанна с богом.
Христианство- господствующая идеология.
Характерная черта- теоцентричность(теос- бог)- реальность определяющая всю сущность- бог.
Проблема отношения бога и мира- философская проблема. Было несколько течений по этой проблеме:
Теизм- учение согласно которому бог выступает создателем мира и элементом постоянного воздействия на все процессы, происходящие в этом мире.
Особенность, связанная с историческими условиями(католическая церковь стояла наравне со светской властью, иногда превышая её)- единственные духовные центры: монастыри, церковные духовные центры, университеты(связанные с церковными школами).

Схоластика- синоним средневековой философии. Специфика метода познания:
Ф. не была направлена на изучение окружающей действительности, как она есть сама по себе. Все истины находятся в священном писании, они есть их не надо доказывать.
Ф. должна обосновывать положение вещей.
Ф.- служанка богословия, т.е. решает важнейшие проблемы времени, веры и разума.
Коперник, почти перед смертью(почему и не был наказан инквизицией), написал свою теорию геоцентризма.
Специфика, содержащая всю философскую концепцию средневековья,- теоцентризм - бог реальность определяющая всё.
Креационизм- учение творения богом мира из ничего.
Провиденциализм- бог не только создал мир, но и участвует во всех течениях жизни.
Персонализм- учение о создании богом человека(человек- высшее творение бога), но есть две стороны: дух и плоть. Душой человек может прикоснуться к божественному миру.
Проблемы: что первично?, соотношения общего и единичного(реализм и номинализм)-общих понятий продолжались многие столетья.
Существовало учение что нет и не может быть понятий без конкретных предметов.

Было несколько периодов:
1- патристика 2-5в. н.э.(в переводе с латыни- учение отцов церкви).

Аврелий Августин 4-5в.- один из отцов церкви. Мыслитель затрагивающий проблему соотношения веры и разума: “Верю, чтобы понимать” (превосходство веры перед разумом).
2- период ранней схоластики 6-12в.
Характеризуется усилением влияния церкви, распространение католицизма в обществе.
Ансельм Контерберийский- глава церковной епархии 11в. Поддерживал идею- вера выше разума, т.е. первостепенность веры перед разумом.
3- расцвет схоластики 13в.
Окончание крестовых походов(1096-1270)(грабежи, разбои вернувшихся рыцарей). Папская власть неограниченна. “Европейцы ничего не получили от крестовых походов кроме абрикосов”- Шарль ЛеГоф.
13в.- борьба с ересью внутри христианства. 1206г.-возник орден францисканцев.1216г.- возник орден доминиканцев(отвечал за инквизицию) dominicanis- псы господние.
Фома Аквинский- доминиканец, “ангельский доктор”- отец церкви создавший труд “Сумма теологий”.
4- период поздней схоластики 14-15в.

Период разложения, заката эпохи средневековья. Произошла попытка разделить веру и разум.
Иоганн Дунс Скотт- “тонкий доктор” францисканец- в сфере тончайших вопросов. Попытался разделить веру и разум. Теология и философия- разные понятия.

Ф. эпохи возрождения 14-нач.17в.

Связанна с Италией.
1- Характерные черты эпохи и Ф. того времени.
2- Гуманизм.
3- Социально- философская мысль.
4- Эпоха возрождения и реформация(Варфоломеевская ночь).
5- Натурфилософия возрождения.

1.
Эпоха Возрождения- это переворот в первую очередь в системе ценностей.
Возникает убеждение в том, что человек- высшая ценность. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.
Светский характер присущ яркому явлению культуры Возрождения- гуманизму.
В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное наследие. Возрождение античности и дало название всей эпохе (Ренессанс переводится как возрождение).
Характерная черта тогдашней Ф.- создание новой пантеистической картины мира, отожествляющей бога и природу.
Наконец, если Ф. Средневековья теоцентрична, то характерная особенность
Ф. Возрождения- антропоцентризм. Человек- не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
2.
Термин “гуманизм” происходит от латинского “humanitas” (человечность).
Родоначальником гуманизма считается поэт, философ Франческо Петрарка
(1304-1374). В его творчестве- начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры Италии. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чём-то превзойти её. Петрарка считал, что содержанием подлинной Ф. должны стать науки о человеке.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Однако нельзя идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций.
Важной гуманистической мыслью стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и его особое положение в мире. Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения приходили к сближению человека с богом. В рассуждениях Джанноццо Манетти,
Марсило Фичино, Томмазо Кампанеллы проявилась характеристика гуманистического антропоцентризма- тенденция к обожествлению человека.
Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. В подавляющем большинстве они были верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте стоит бог, а затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о боге.
Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает антиклерикальные взгляды, т.е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
3.
Особое место в Ф. Возрождения занимают концепции обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории
Никколо Макиавелли(1469-1527) и Франческо Гвиччардини(1482-1540) и социальные утопии Томаса Мора(1479-1555) и Томмазо Кампанеллы(1568-1639).
Самым крупным и оригинальным был Макиавелли.
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, заставляющих считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту- воплощение человеческой энергии, умения, таланта.
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика. Политический реализм Макиавелли проявляет при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах.
Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Борджа, Макиавелли приходит к идее
“нового государя”- абсолютного властелина.
Подобные рассуждения создали Макиавелли печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цель оправдывает средства”. Миф об авторстве этого тезиса был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования,
Макиавелли наносил удар по религии и церкви. В действительности изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена.
4.
Начало 16в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем её нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций- грамот, свидетельствующих об отпущении грехов.
“95 тезисов против индульгенций”, написанные в 1517г. немецким богословом
Мартином Лютером(1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступления против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации- движения за обновление веры.
Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства- протестантизма, проявилась с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.
Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны объединяла неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам(евангельским и античным). С другой стороны, Реформация- это протест против ренессансного возвеличивания человека.
Мысли реформаторов и гуманистов часто перекликаются: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и замечания по поводу мыслей богословов. Но они расходятся в отношении к свободе воли. Лютер отстаивает мысль о том, что перед лицом бога у человека нет ни вили, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для гуманистов же человеческая свобода значила не меньше, чем бог. Священное Писание для них- это призыв, обращённый богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.
Главная идея тезисов Лютера в том, что вся жизнь человека должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики. Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших “дух капитализма”, сыграло решающую роль в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.
5.
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесён развитием естествознания, которое в
16в. добилось значительных успехов.
Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи(1452-1519), Николая Коперника (1473-1543),
Иоганна Кеплера(1571-1630), Галилео Галилея(1564-1642). Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической картины мира(Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг
Солнца, находящегося в центре мира).
Это открытие произвело поистине революционный переворот, т.к. опровергло существовавшую геоцентрическую картину мира.
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили характер философских размышлений. Ведущим направлением Ф. 16в. становится натурфилософия. Происходит переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной.
Поворот к новой космологии наметился уже в 15в. и был связан творчеством
Николая Кузанского(1401-1464). Бог в Ф. Кузанского получает наименован. абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий всё сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения бога и мира характеризует Ф. Кузанского как пантеизм(pan- всё, theos- бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближённость к природе. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.
Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве
Джордано Бруно(1548-1600).
Центральная идея космологической доктрины Бруно- тезис о бесконечности
Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, “ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем”.В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Характеризуя это движение,
Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
Положение о бесконечности Вселенной позволило Бруно поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни
Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров; и у каждого мира-системы есть свой центр-звезда.
Утвердив бесконечность Вселенной, Бруно вынужден выработать новое представление о боге. Бруно стоит на позиции натуралистического пантеизма. Бруно утверждает, что природа есть бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.
Натурфилософия открыла путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций 17-18в.

Ф. нового времени 17в.

17в. связан с очень важными событиями в изучении мира(научные открытия
Коперника, Галилея и др.). Возникает экспериментальное естествознание- основатель Галилей.
Главная черта времени- проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск основного метода познания мира.
Церковь всё ещё сильна и выступать против неё не безопасно. Бердяев за богохульство отлучён от церкви и сослан в Сибирь(убирать снег).
Компромисс найден в теории 2х. истин- представитель Бэкон- существует теология и предмет её изучения- бог, а метод- вера. С помощью веры можно познать бога. Но существует Ф. и наука, которые изучают земной мир. Метод- опыт, эксперимент, разум.
Фрэнсис Бэкон(17в.) мыслитель. Создал индуктивный метод, ему принадлежит изречение “знание- сила”. Только знание позволит человеку покорить природу. “Мы столько можем- сколько знаем”. Нужно освободить разум человека от заблуждений, предрассудков, призраков или идолов сознания.
Выделяет 4 вида призраков: n призраки рода- связанны с несовершенством органов чувств. n призраки пещеры- связанны с индивидуальным сознанием человека (смотрит как бы из своей пещеры) субъективность знаний. Попытка коллективной мысли. n призрак рынка- заблуждения, связанные с привычкой использовать расхожие представления без доказательств, анализа. n призрак театра- связанны с верой в авторитеты.
Есть разные методы познания истины: n метод паука- не может помочь человеку в достижении истины. n метод муравья- ущербен, недостаточен, опирается на факты но без обоснования. n метод пчелы- истинный; собирает факты, а потом производит опыты, эксперименты с последующим их обоснованием, т.е. индуктивный метод.
Бэкон сторонник эмпиризма(эмпирио- опыт) в теории познания. Истинное знание может быть получено лишь с опытом и посредством опыта. Гоббс, Локк- другие представители эмпиризма.

Другое направление познания- рационализм, согласно которому истина может быть выведена только из разума, а не из опыта. Представители:
Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рене Декарт- мыслитель и учёный. Выдвинул гипотезу условного рефлекса
(доказанную в последствии Павловым). Считал что достоверность знания может быть почерпано из ума. “Во всём сомневайся”. Подвергай все знания сомнению; нет истинных знаний и т.д. “Мыслю значит существую”.
Такое понимание истины привело к следующему определению субстанции.
Существует духовная субстанция, но независимо от неё существует другая- материальная субстанция.

Дуализм- равноправное существование 2х. субстанций.
Монизм- противоположен дуализму; философское учение утверждающее либо духовное, либо материальное начала.

Французское просвещение.

Великая Французская революция определяла эту эпоху. Свет разума дал возможность изменить этот мир. Эпоха абсолютизма. Обострение социальных противоречий. Просветители считали, что возможно просветить монархов не прибегая к революции. На идеях просвещения были вскормлены французские революционеры. 1718г.-постановка в Париже трагедии Вольтера- Эдип- открытие эпохи.
Характерные черты: n ярко выраженная антиклерикальная направленность просветителей (система воззрений направленная против притязаний церкви на господство). n опора на достижение естественно- научной мысли. n гуманистическая ориентация учения с превалированием антропологической ориентации. n гражданская направленность взглядов с ориентацией на изменение социальной действительности общества без революции.
Вся история человечества до 18в. это мрачное время, а 18в.- всплеск разума.
Вольтер- с ним связанно начало развития французского просвещения(18в.).
При жизни издано 19 сочинений. Был популярен и известен.
Характерна антиклерикальная направленность взглядов(освобождение от влияния церкви, от предрассудков и т.д.), но не был атеистом. С его точки зрения должен быть исходный творец. Вольтер считал необходимым существование бога для обеспечения нравственности: “Если бы бога не было, его бы следовало выдумать”. Его позиция носит название деизм- философская позиция, которая признаёт бога в качестве творца, но далее не вмешивается в его существов.; повлиять на жизнь человека бог не может. Вольтер обращается к проблемам равенства. Он признавал равенство политическое, т.е. равенство перед законом. Существование социального и имущественного неравенства(???) для Вольтера было неоспоримо и не противоречащим природе человека. Считал что миром правят мнения людей. Не дожил до революции, но очень повлиял на неё.
Жан Жак Руссо- философ, писатель.
Основная проблема- равенство.
Основные конфликты общества связанны с этой проблемой. Рассматривает несколько ступеней развития неравенства, по мере нарастания:
1 ступень связанна с появлением собственности, человек становится неравным(в материальном смысле).
2 ст. связанна с возникновением государства. Возникают противоречия и различия между подданными и властвующими.
3 ст. установление тирании(французский абсолютизм- король тиран).
Прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к устранению неравенства в меру уравнительного распределения- ЭГАЛИТИРИЗМ.
И в первую очередь устранения имущественного неравенства, считая что это основа. Предлагал ограничить переход собственности по наследству; отменить налоги с крестьян(это всё утопические меры).
Кондорсе- выдвинул идею исторического развития общества, т.е. поступательное, прогрессивное развитие.
Прогрессивное развитие связанно с идеей просвещения.
Ламетри- представитель французской материалистики. Рассматривал человека как материальную сущность, субстанцию. Душа- способность мыслить, но не считал её одной из сущностей. Всё определяется законами механики. При рассмотрении природы опирался на механические законы. Рассматривал человека как человеческую машину, как биологическое существо. В стороне(второстепенными) остаются проблемы сознания, сверх сознания, духа.
Дидро- известен тем, что был инициатором создания и написания великой
“Энциклопедия или толковый словарь искусств и ремёсел”. Был за развитие науки без религиозного наслоения. Другие авторы энциклопедии: Руссо,
Кондильяк, Ламетри и др. Издавалась в течении 30 лет(с 50х.- до 80х. г.), очень дорогое, объёмное издание. К энциклопедии проявлялся огромный интерес.

Важнейший атрибут материи для Дидро является движение. Дидро- материалист. Точно отделил движение от пространственного перемещения.
Движение существует не только в перемещающимся теле, но и в покоящимся.
Во взглядах на проблемы общества Дидро был сторонником атеизма, т.е. отрицал реальное существование сверх естественного.
Дидро выступал против точки зрения Вольтера: “Стоит лишь допустить идею бога как это развивается в религию”. Считал что для нравственности человека “подпорка” бога не нужна; социальная справедливость вот что главное для нравственности. Ратовал за снижение и смягчение социальных противоречий, тогда идея бога не нужна.
ПАНТЕИЗМ- позиция, согласно которой бог растворён в природе.

Поль Анри Гольбах- французский просветитель(по происхождению немец). Был обеспечен, содержал интеллектуальный салон. Известен трактатом “Система природы”. Материя- движущая субстанция, вечна, изменчива.
Характеризует материю- всё то что каким-либо способом воздействует на наши чувства.
Являлся детерминистом. Концепция: философский фатализм; отсутствие случайностей и случайных явлений. Человек в течении жизни необходимым образом совершает только необходимые поступки и действия.
Именно французские просветители заложили основу Великой Французской революции. Они утвердили проблемы моральности, равенства, нравственности.

Немецкая классическая Ф.

2ая пол. 18- 1ая пол.19в. Получает титул классической, т.е. сопоставима с античной Ф. 18-19в.- вершина духовного, культурного развития Германии.
Представители: Кант, Фихте, Шиллинг, Гегель.
Особенности немецкой мысли: n ориентация с объекта на субъект(рассматривая природу надо обращать внимание на те изменения, которые производит человек). n вместо характерной опоры, ориентации на науку, они опирались на весь мир культуры(искусство, язык, история и т.д.). n вместо господствующих метофизических методов познания они опирались на диалектические идеи n немецкие мыслители отличались крайне сложным языком(глубокие мыслители, но малопонятные/ являются авторами многих собственных терминов). n новаторский характер немецкой Ф.
Основатель немецкой Ф. Иммануил Кант(умер в 1804г.).
Жил в Кенигсберге. Известен своей педантичностью. Преподавал в нескольких университетах. В творчестве выделяют 2 периода:
1- 1746-80г.- до критический: проблемы мироздания.
2- 81-1804г.- критический период: проблемы познания и человека.
Ф. Канта может быть характеризована как трансцендентальная - то, что внутренне присуще сознанию, может быть познано и познаётся.
Трансцендентальный- то, что не может быть познано, находиться за пределами человеческого познания.
Антиномия- противоречия разума(к ним обращается Кант), возникают когда человек начинает мыслить предметом, то, что в действительности предметом не является(бог, совесть, честь, долг, бесконечность и т.д.); в этом случае возникают противоречия разума.
Чтобы разрешить антиномии Кант вводит разграничения двух миров: мира явлений и мира вещей в себе. Это позволяет разрешить противоречия. n явления, чувственные образы- это то, что доступно познанию человека.

Они имеют предметный характер. n вещь в себе(сама по себе)- это абсолют, то что не нуждается в своём обосновании, утверждении. Недоступно человеческому познанию. Человек должен как бы выйти из своей оболочки, чтобы познать.

Разделив эти два мира Кант почувствовал дух современной науки, естествознания.
Вопросы задаваемые Кантом:
1) Что я могу знать?
Знание как продукт познания- синтез чувств и рассудка.
Чувственность- способность разума созерцать.
Рассудок- способность разума анализировать результаты чувственного созерцания.
Знание- итог этих двух познаний.
Чтобы из хаоса представлений человека составить что-то устойчивое, надо структурировать познания.
Априорный- до опытный, сверх опытный(не связанно с опытом);
(пространство, время- априорные формы чувственности/ априорные формы рассудка-категории познания: всеобщность, необходимость, сущность).
Человек задаёт вопросы природе и получает на них ответы. Нужно только уметь поставить вопрос.
Кант указывает на субъективность познания. Познаёт человек, который не совершенен. Указал на ограниченность объективного разума человека.
Ставишь границы познания, человек всё время их предполагает; он не может слиться с исследуемым объектом.
2) (нравственный) Что я должен делать?
Разум практичен. Сфера нравственности вещь в себе, это не деятельность.
Кант хочет найти ядро нравственности, суть поступков человека.
Автономия воли- независимость воли и поступков человека от какой-либо внешней формы установления. Выделяет 2 основных принципа: n максима- это нравственный принцип для одного отдельного человека n нравственный закон- принцип имеющий силу для каждого разумного существа. Именно закон называют императив- долженствование.
Кант утверждает, что мораль стоит на оттенках долженствования.
Категоричность- обязательность при всех условиях.

Категорический императив носит оттенок и долженствования, и обязательности.

Закон Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства.
Кант не атеист. По отношению к гносеологии у него было много критических замечаний.
В 1806г. выходит труд Гегеля(умер в 1831г.). Является завершающим штрихом немецкой Ф. Его философская система носит идеалистический характер.
Центральное понятие- мировой разум(объективное, безличное начало, которое выступает в роли творца мира).
Субъективный идеализм- философское направление которое связанно с сознанием человека. Весь мир зависит от мыслящего Я.
Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и его деятельность состоит в самопознании.
Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:
1- логика
2- природа
3- дух
Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.
Гегель сформулировал основные принципы диалектики.
“Единство и борьба противоположностей”
Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга.
Процесс развитие в виде триады n утверждение- тезис n антитезис- отрицание утверждения n отрицание отрицания
Ф. система Гегеля:
1- учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные вопросы суждения).
2- механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).
3- Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).

Философия духа:

1- учение о субъективном духе: а- психология(исследует вопросы души). б- феноменология(исследует вопросы самосознания). в- антропология(исследует проблемы личности).

2- учение о объективном духе: а- право б- мораль в- нравственность: n государство n гражданское общество n семья

6- учение о абсолютном духе: а- искусство б- религия в- философия
Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.
Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к. человек существо общественное.
Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является собственность.
Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3 требованиям: n должен иметь свой умысел. n должен иметь благо. n должен соответствовать добру.
Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна с жизнью человека в обществе.
1- семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода.

Основа- имущественная собственность.
2- гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство лишь помогает, а не регламентирует.
3- государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское общество.
Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет специфику: любое государство результат исторического развития народа
(соответствует духу и менталитету народа).
Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового разума заключаются в следующем: n совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал.

Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть коварство и хитрость мирового разума). n есть государства, которые человек создал ради упорядочения, структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает работать против человека(государственные интересы). Общество работает на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.
Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства
(чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к абстрактному мышлению философии.

Марксистская Ф.


Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской, научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали: немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также французский критический утопический социализм.
Соединение материализма и диалектики.
Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской Ф. послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Своё отношение к Ф. этих мыслителей К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в целом ряде работ.
Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений( диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобождённые соответственно от идеализма и метафизики.
Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своём учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика; в ней человеческие понятия истолковываются как отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой Ф( диалектического материализма.
Основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Т.е. придать придать диалектическому материализму законченный вид. В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстаёт как универсальный, применимый не только к явлениям природы, но и общества.
Задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с
“материалистическим основанием” и перестроить её соответственно этому основанию. С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием науки об обществе является практика как общественная преобразующая деятельность людей. Оторванная от практики теория выступает как набор идеалистических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в мистику.
Маркс по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие теории и практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это влияние может быть весьма существенным. Это относится к философским, естественнонаучным, социальным и др. теориям. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами; а это происходит в том случае, если теория выражает интересы масс. Практическое назначение своей теории Маркс выразил вполне определённо: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Изменить мир в своих интересах, по Марксу, должен пролетариат. Вооружить его научной теорией революционного переустройства общ-ва( в этом заключается основная социальная ф-ция марксизма и его Ф.
Две стороны основного вопроса Ф.
“Основной вопрос всей, особенно новейшей, Ф. есть вопрос об отношении мышления к бытию”,( утверждал Энгельс. Философы, писал он, разделились на два больших лагеря своеобразно тому, как они отвечали на данный вопрос.
“Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы- составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”.
Марксистская Ф. решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания диалектико-материалистически. Признавая первичной материю и вторичным сознание, она рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытиё людей в процессе их деятельности.
Энгельс и Маркс твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся т.о. знания о мире помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Указывая на существующие формы агностицизма (agnostos- недоступный познанию), т.е. разного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская Ф. опровергает их. При этом она опирается на достижения современного естествознания и общественных наук, которые показывают, что люди узнают о мире(природе, обществе, человеке) всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития.
Бытиё, материя, сознание.
С точки зрения марксистской Ф., мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытиём. Касаемо отдельных явлений, они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Т.е. их бытиё временно. По отношению к ним уместно применять понятие “бытиё” и “небытиё”.
Бытиём обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. Марксистская Ф. придерживается материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытиё, понимаемое в узком смысле, первично, сознание и мышление вторичны, производны от бытия, определяются им, хотя, в свою очередь могут оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.
Ленин дал следующее определение понятия материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания”.
С точки зрения диалектико-материалистической Ф, материя находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение есть форма существования материи.
Диалектический материализм как Ф. марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени.
Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения базируется на достижениях математики и естествознания. Лобачевский доказал, что свойства пространства и времени не только связанны со свойствами тех или иных материальных образований, но и прямо зависят от них. Эйнштейн говорил, что если бы каким-то образом исчезли все тела, то исчезло бы пространство и время. Марксистская Ф. базируется на выводах теории относительности. В настоящее время осмысливаются не только физическое, но и биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику существования биологических и социальных явлений.
Понятия “бытиё” и “материя” соотносятся в Ф. с понятием “сознание”. В марксистской Ф. сознание толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающей их мир материальных и духовных явлений.
Предпосылки возникновения и развития сознания делятся на естественные и социальные. Естественные- способность человеческого мозга отражать явления действительности; социальные- человеческая предметно-практическая деятельность и речь.
Сознание, по словам Ленина, не только отражает объективный мир, но и творит его. Имеется в виду активная творческая роль сознания, его конструктивное, созидательное воздействие на явления природы, общества.
Под влиянием мыслительной деятельности, выражающейся в открытиях, изобретениях, рационализации производственной и иной деятельности, преобразуется природа и общество.
Диалектика процесса познания.
В марксистской Ф. познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира- природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальности.
Поскольку познание и сознание неразрывно связанны между собой и постоянно переходят друг в друга, то нередко то и другое характеризуется как отражение человеком явлений действительности. Тем самым фиксируется их общий основополагающий признак.
В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый характер процесса познания. Выделяются такие “ступени познания”, как чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления) и рациональная (познание путём понятийного мышления, суждений, умозаключений).
Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения человеком объективного мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания.... Ощущения характеризуются как отражения отдельных свойств предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их взаимосвязи, в силу чего создаётся целостный образ предметов и явлений.
Представление же выражает собой тот факт, что, благодаря своей памяти, человек может воспроизводить в своём сознании отсутствующие в данный момент предметы, если ранее он их видел.
К формам рационального(логического)мышления относятся понятия, суждения, умозаключения. Понятие предстаёт как обобщение, выделение наиболее существенных свойств тех или иных явлений. Таковы понятия формы, движения, энергии, общества, культуры и т.д. Смысл понятий раскрывается в суждениях, представляющих собой определённую связь понятий, составляющую некое утверждение или отрицание(космос бесконечен). Умозаключение характеризуется как логическое действие, в ходе которого из одних суждений(посылок) выводятся другие. Умозаключения делятся на индуктивные(из нескольких суждений делается общий вывод) и дедуктивные(из общих положений делаются частные выводы).
Чувственное познание поставляет первичный мыслительный материал- данные ощущений, восприятия, который затем осмысливается в формах логического познания. Под влиянием логического мышления совершенствуется процесс чувственного отражения предметов и явлений действительности.
При анализе процесса познания неизбежно встаёт вопрос об истине. Суть вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответствуют действительности, т.е. происходящим в мире реальным процессам. Знания о мире отражают свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. (Учёный открывший закон природы, не выдумал его, отразил то, что есть в самой природе). Это говорит о том, что содержание человеческих знаний о мире объективно. Это и выражается в понятии объективная истина.
В марксистской Ф. истина толкуется как процесс. Т.е. знания о мире постоянно развиваются. Этот процесс отразился в понятиях относительной и абсолютной истины. Относительная истина- есть частичное, неполное знание.
В процессе познавательной деятельности оно дополняется, в чём-то исправляется, становится более глубоким и полным. Абсолютная истина( исчерпывающее знание об объекте или какой-то его стороне. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки.
С т.з. марксизма основой и целью познания является общественная практика.
Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и интересами людей. Практика выступает и как критерий истины. Выделяются такие формы практики, как научный опыт(эксперимент), производственная и в целом общественно-историческая деятельность людей.
Материалистическое понимание истории.
Важным разделом марксистской Ф. является материалистическое понимание истории (развитие общ-ва и исторического процесса). Заключается в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития общ-ва, каковой, по мнению Маркса, является производство материальных благ. Т.е. производственно-экономические отношения в конечном счёте определяют все иные отношения между людьми, в т.ч. политические, правовые и идеологические отношения между классами и социальными группами.
Общ-во предстаёт как социальный организм( общественно-экономическая формация, развивающаяся по законам развития материального производства и прежде всего экономических отношений между людьми. Данные отношения рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на базе кот формируются разл формы их общественного сознания( политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, а также философское.

Современная Западная философия.
К сер- концу 19 в. возникла потребность в пересмотре философских взглядов. Условно можно назвать этот период (Новым временем(. Современную
Западную Ф называют неклассической. Ее осн направления:
1. Позитивизм( философское направление, кот в кач-ве единственного источника знания признает конкретные (естественные) науки.

Возникновение относится к 1830-1850г. Основатель направления: Огюст

Конт. Др. представитель( англичанин Спенсер. Позитивизм стоит на позициях отрицания спекулятивного знания. Спекуляция( установка, основанная на знаниях, полученных без обращения к практике. Дальнейшее развитие привело к возникновению новых направлений. С момента возникновения до настоящего времени все направления позитивизма объединяет рассмотрение соотношения Ф и науки.
2. Эмпериокретицизм( возникновение относится к 70-90г 19в. Представители:

Мах, Авенариус. Характерно исследование проблемы научного знания, выделение относительности научного познания. Склоняются к отрицанию объективной реальности. Абсолютизирование( науки не способны дать чел понятие о действительной реальности.
3. В 20-30г 20в развитие позитивизма приводит к формированию неопозитивизма. Связано с именем (Венского кружка(. Представители:

Шлик, Карнап. Осн задача( устранение метафизического взгляда в Ф. и попытка создания единого языка науки. Создание языка науки закончилось неудачей.
4. В рамках неопозитивизма назревает кризис и в 60-е годы возникает постпозитивизм. Представители: Поппер, Кун. Их объединяет:
. перешли от анализа языка науки к анализу проблем истории науки.
. отказ от жесткого разделения эмперического (естественные науки) и теоретического (напр, Ф) знаний.
. рассмотрение истории науки не с позиции комулятивизма (процесс добавления знаний), а перешли на прнцип революционных изменений в науке.
8. Ф. жизни кон19- нач 20в. У истоков стояли Нитше и Шопенгауэр.

Представители: Бергсон, Зиммель, Шпенглер, Дильтей. Особенности:
. Ф жизни базируется на утверждении гл понятия( Жизни (природы и чел).

Отличительный аспект в том, что классическая Ф рассматривала жизнь не в ущерб другим вопросам Ф.
. сторонники Ф жизни строили свои размышления на критике сциентизма (уч- е, кот считает научные знания главным достижением и утверждает, что наука способна решить все проблемы чел). Особенность в том, что они ставят под сомнение и пытаются опровергнуть классическое естествознание. Выступали против идей механицизма (перенос механицизма на общ-во).
. обращаясь к естественным наукам, сторонники Ф жизни больше дали для развития гуманитарных наук: психологии, истории, языкознания и т.д.
. они обращались не только к проблемам разума, а и к проблемам подсознательного, бессознательного, т.е. утверждали идеи интуиции.
. обращаясь к истории общ-ва, предпринимали. попытки типологизировать историю с позиции культуры. (в основном Бергсон и Шпенглер).
Бергсон. Ключевое понятие жизнь развернуто не определяет. Определяет жизнь как поток, безграничное существование, прорыв, безграничное творчество. Характерным св-вом жизни считает индивидуальность. Жизнь это такое явление, до которого наука добраться не может. Биология не может докопаться до сути жизни, потому что пытается уложить ее в рамки закономерности; а это бессмысленно, т.к. жизнь неповторима
(индивидуальна). Ставит проблему интеллекта. Интеллект всегда должен предполагать другую духовную способность( инстинкт. Это 2 одинаково красивые духовные способности, решающие одну проблему. Классическая Ф базируется только на разуме, а Ф жизни признает существование инстинкта.
Интеллект, то что помогает чел создавать искусственные орудия и изменять окружающую действительность. Инстинкт опирается на естественные орудия.
Инстинкт наследуется, разум( нет. Инстинкт повторяет, разум( изобретает.
6. Экзистенциализм (Экзистенция( значит существование)( Ф существования.

Направление возникло между 20- 40г. 20в. Очень разнообразно и многослойно(нац./руск., нем.,.../;религ/атеистич., рел./).

Представители: англ. Ясперс, нем. Хайденгер, фр. Сартр, Камю, Мерло-
Понти, руск. Бердяев, Шестов.

Основная идея- антология- учение о бытие. Реальном чел. бытие, а не о том как надо жить(о чём говорила классическая Ф.). Т.е. бытие само по себе.

Чел. является тем, чем он есть благодаря себе. Отрицают внешние силы, творящие человека(бог, судьба). Следствие: только сам чел. ответственен за свою жизнь, не надо перекладывать проблемы индивидуальной ответственности на общество.

Другая проблема- идея отчуждения чел. от общества. Рассматривалась и до них, но раньше она анализировалась с позиции определённого общества(у

Маркса рассм. с позиции буржуазного общества). Отчуждение чел. не зависит от соц. Проблем и времени, оно возникает внутри чел. вне зависимости от общества. Символы используемые для определения понятия отчуждения: экзистенциальная тревога, тошнота, страх(не боязнь, не природный, не конкретный). Чел. находится в пограничном состоянии между жизнью и смертью(рождение чел. есть первый шаг его смерти). Если Эпикур избавляет чел. от страха смерти, то экзистеноналисты делают упор на идею смерти, т.к. считают, что только при ясном ощущении смерти чел. может ярче, точнее понять смысл жизни.
7. Феноменология. Представитель Гуссерль.
8. Структурализм. Представитель Леви-Стросс.
9. Постструктурализм. Представители: Леотар и Деррида.
Постмодернистская ситуация. Возникнув как отрицание классической Ф. Ф.
Нового времени не может завершится полным отрицанием. Как только отрицание нарастает, возникают Ф. направления обращающиеся обратно к классическим позициям.

Похожие работы:

  1. • Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака
  2. • Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и ...
  3. • Философия и её роль в жизни общества
  4. • История философии (часть I)
  5. • Инстинкт и его роль в жизни человека
  6. • Философия Нового времени и становление первой научной ...
  7. • Философия, ее предмет и роль в развитии человека и общества
  8. • Философия
  9. • Научная революция XVI-XVII вв. и становление первой научной ...
  10. • Функции философии и ее роль в жизни общества
  11. • Место и роль искусства в жизни общества
  12. • Классический, неклассический и постнеклассический этапы ...
  13. • Функции философии и её роль в жизни общества
  14. • Философия. Ее роль в жизни общества
  15. • Проблема сахарного диабета
  16. • Философия, её место и роль в жизни человека
  17. • Политика и её роль в жизни общества
  18. • Роль документа в жизни человека в обществе
  19. • Философия и методология науки
Рефетека ру refoteka@gmail.com