Рефетека.ру / Медицина и здоровье

Реферат: Олигофрении

Олигофрении (от греч. oligos - малый, phren - ум, малоумие) - патологическое состояния, обусловленные экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим затруднениям в социально- трудовой адаптации.
Принято выделять по этиологическим факторам три группы олигофрений:
[pic] Первая группа - олигофрении эндогенной природы , наследственно обусловленные (болезнь Дауна, истинная микроцефалия и др.)
[pic] Вторая группа - олигофрении, возникшие в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей , уродства головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза и т.д.
[pic] Третья группа - олигофрении, вызванные асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями.
Психические расстройства при олигофрениях прежде всего выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие олигофренией, отстают в развитии, и у них поздно появляется, а иногда и вовсе не развивается речь, они начинают ходить только с 3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного навыка. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразная. Внешний вид довольно характерен и отличается непропорциональностью телосложения, асимметрией лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.
Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности.
В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны.
Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни.
Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) - идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия (от греч. idioteia - невежество)(IQ-до 20) - наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакций на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированная).
Речь, как правило, не развивается, речь окружающих воспринимается с крайним трудом, смысл ее остается непонятным, воспринимается лишь интонация.
Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе со стороны окружающих и без их помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и к себе.
Действия олигофренов (в стадии идиотии) - инстинктивные автоматические акты или элементарные двигательные реакции на внешние раздражители.
Эти психические особенности сочетаются с грубыми физическими дефектами
(выражена диспластичность, деформации черепа и скелета), наблюдаются неврологические симптомы (параличи, парезы, судорожные пароксизмы).

Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, незначительный)(IQ –20-30) - средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающих разнообразнее и оживленнее. Имбецилам удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда они произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов.Мышление крайне конкретное, хотя имеется способность к элементарному обобщению.
Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несостоятельны - они поражают окружающим, копируя их. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы и они овладевают отдельными операциями. Самостоятельно жизнь они вести не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.
Эмоции у имбецилов малодифференцированы, но богаче, чем при идиотии.
Аффективная деятельность более разнообразна. В элементарных ситуациях они часто теряются, робеют и стесняются. Бывают обидчивы, злопамятны, некоторые из них отличаются злобностью и агрессивностью. Психические дефекты имбецилов сочетаются с физическими и неврологическими расстройствами.
Дебильность (от лат. debilis - слабый, хилый)(IQ-30-50) - легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению.
Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют такие грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память, что может затруднить выявление слабости суждения.
Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у дебилов может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Они могут закончить начальную и вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.


Похожие работы:

  1. • Принципы систематики олигофрений. Классификация ...
  2. • Олигофрения
  3. • Психологическая структура олигофрении
  4. • Психические нарушения
  5. • Половые расстройства при олигофрении
  6. • Динамика психического развития детей, больных олигофренией ...
  7. • История становления учения по проблеме "умственная отсталость ...
  8. • Клинические основы интеллектуальных нарушений
  9. • Характеристика умственной отсталости
  10. • Литература - Психиатрия (СИНДРОМЫ 2)
  11. • Формирование готовности к обучению в школе детей с ...
  12. • Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с ...
  13. • Коррекционная педагогика. Возрастная психология
  14. • Интеллектуальная недостаточность
  15. • Умственная отсталость
  16. • Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
  17. • Умственная отсталость: причины возникновения ...
  18. • Анализ своеобразия речевого развития детей младшего ...
  19. • Естественнонаучное направление исследований в истории ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com