Рефетека.ру / Психология

Реферат: Этнографическая психология

смотреть на рефераты похожие на "Этнографическая психология"


Билеты по этнопсихологии

1. Этнопсихология как наука. Предмет и методы

Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур;
2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов.
Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности.
Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)
2. Основные направления развития современной этнопсихологической науки

Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая
(психологическая антропология) и психологическая (сравнительно-культурная или кросс-культурная психология). При этом предметом первой является систематические связи между психологическими переменными (внутренним миром человека) и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.
Предметом же второй – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кроме того существует еще психология межэтнических отношений, которая является составной частью социальной психологии.
3. Ментальность как интегральный психологический признак нации

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный
(вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает:
1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонентслучит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений… Ментальность выступает целостным выражение духовных направлений (не только религии и исксства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельностиэтноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.
4. Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест. Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие - невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов.
Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности.
Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являтся подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)
5. Психологические характеристики основных признаков этнического самосознания.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. …Язык…

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой- нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.
6. Национальные чувства. Проявление национальных чувств в экономике, политике, общественной жизни нации

Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Под национализмом мы понимаем: 1) определенный комплекс этнопсихологических установок; 2) систему политических идей; 3) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.
7. Структура и содержание этнической установки, ее основные функции в регуляции социального поведения и деятельности

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии.

Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.
8. Этнические стереотипы. Их структура и содержание

В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз). Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.
9. Диалектика национального и общечеловеческого в национальном характере

Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.

Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью.
Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению.
Далее установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей в виду того, что поведение, построенное при их помощи облегчает групповую солидарность. Противопоставление «мы»-«они».
10. Этнические установки как предпосылки формирования этнопсихологии

См. вопрос 7
11. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия возникновения

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям,
(хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Рождаются на основе антагонизма (комлекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника). Может выступать в форме борьбы
(стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей).

Представители биологической теории и социал-дарвинизма: «законом жизни является борьба за существование, т.е конфликты необходимы...» - теория несостоятельна. Враждебность возникает под влиянием соответствующего воспитания и имеет определенные причины социального характера. Теория географических факторов связана с претензиями, обосновывающими историческую правомерность притязаний на ту или иную территорию…

Причины возникновения – психологические, связанные с явлением
«этноцентризма» ( совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные), т.е. это этнические и национальные предрассудки (установки предвзятого отношения без достаточных на то оснований) и националистические настроения. Решающим фактором в возникновении предрассудков является социально-экономические условия неравенства (отсюда ксенофобия – боязнь иностранцев вообще). Процесс перемещения (направление эмоциональной реакции на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции).
12. Социально-психологическая сущность понятия «нация». Основные этнические и культурологические признаки нации

Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта

(интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того. Только наличие всех признаков образует понятие «нация».
13. Национальное сознание как фактор оптимизации совместной деятельности людей.

Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием народа является язык.

Настоящий национальный патриотизм заключается в осмыслении естественных требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого прогресса.
14. Психологические механизмы усвоения социотипового поведения

15. Основные динамические характеристики этноса

Этнос (этническая общность) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (русские, украинцы, белорусы, поляки – славяне). Этнос – не только ныне живущие, но и предки…
16. Психологическая характеристика этноса, условия его происхождения и модификации

Один из первых разработчиков определения этнической общности считает, что
«этническая общность есть такая общность людей, которая основана но одном или нескольких следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии.» Большинство исследователей однозначно включают в понятие этнической общности лишь наличие языка и территории.
Основными признаками этнической общности по мнению В.И.Козлова являются
«этническое самосознание и самоназвание, язык. Территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к созданию такой организации». Но главным, скорее всего, является не перечень признаков, а выяснение характера связей между входящими в общность людьми и преломления этих связей в сознании.
17. Структурные компоненты психологического состава. К.Юнг про архетипы коллективного подсознательного как основы психологического состава этноса

Внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Это в целом формирует специфические особенности этноса, отличающие данный этнос от прочих.

То есть можно в какой то степени рассматривать психику этнической общности, как психику отдельной личности и, отсюда, предполагать, что характеристика психики этноса будет распространятся и на всех лиц, составляющих эту общность.

В однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов.

Этнические особенности психики отдельных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личности К.Г.Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, религии, обычаев, морали.

Концепция Юнга представляет собой отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики. Таким образом можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом. При этом сохраняется структурная модель: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы).

При такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к чувствующим интровертам, японцев – к интуитивным интровертам, африканцев – к интуитивным экстравертам, арабов – к мыслительным интровертам, арабов – к мыслительным экстравертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к чувствующим экстравертам и пр…
18. Язык и национальное сознание этноса

Национальное сознание – это осознание себя членом определенной нации, относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, как о представителе определенной нации.
Наиболее существенным состоянием, принадлежащим народу, самой активной его частью с мировой культурой является язык. Язык народа обладает способностью убеждения, принуждения. Зачастую достаточно несколько слов, чтобы определить в общих чертах характер народа – носителя языка. Язык играет роль посредника для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное средство оказания обратного воздействия на внешний мир.
19. Этническое самосознание как условие гармонизации и развития этноса

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой- нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.

Этническое самосознание может также проявляться в моменты приобщения к культуре своих предков.
20. Д.Чижевский о чертах украинского национального характера

Попытка характеристики украинской психики была предпринята Чижевским в его труде «Очерки по истории философии в Украине». По мнению Ч. к характеристике национального типа существует три подхода: исследование народного творчества; анализ ярчайших исторических эпох; характеритстика наиболее значительных представителей данного народа. По этим трем параметрам он делает вывод, что для украинцев характерны эмоциональность, сентиментальность, чувственность и лиризм, наиболее ярко отражающиеся в народной жизни и обрядах, своеобразии украинского юмора. Национальными чертами (позитив) являются: трудолюбие, гостеприимность, стремление к образованию, статичность в семейных отношениях, стремление к духовной жизни, уважение старших, мужество, здоровый оптимизм, стремление к независимости, универсальность.(Негатив) : взаимное непонимание, склонность к анархизму, несогласованность между словами и делами, неопределенность, обособленность, мечтательность, импульсивность, индивидуализм.
21. Эмоциональный (эмотивный), вербальный (когнитивный) и поведенческий

(конативный) компоненты ментальности, их основные функции

См. вопрос 3
22. Факторы развития национального характера

Национальный характер – это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Национальные особенности часто проявляются в искусстве, особенно народном
(танцы и пр.)

Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов.
23. Пути преодоления этнических конфликтов

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям,
(хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами).

Психологические причины возникновения конфликтов чаще всего выступают в виде этнических и национальных предрассудков и националистических настроений. 1. Профилактика: не культивировать нац. предрассудки.
24. Основные задачи этнопсихологии в современном обществе

На сегодняшний день приоритетными становятся аспекты национального возрождения. Данная приоритетность связан с практическим значением этнической психологии, обусловленным активизацией пассивного большинства населения, которое всегда помогает политической реакции одержать победу, а также в устранении торможений, препятствующих развитию стремления к свободе, которое возникает благодаря социально-политической ситуации в той или иной стране.

Изучение особенностей этносов необходимо для анализа их деятельности, воспитательной работы с ними, а также повышения уровня их деятельности, развития, а также для организации цивилизованных отношений между народами.
Исследования должны помочь гармонически сочетать общие интересы граждан с интересами каждой отдельной нации.
25. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в

России и Украине

Начало века сопровождалось активизацией многих идей, связанных с национальным вопросом. В частности идей о превосходстве наций и т.д. (Эти идеи в будущем, например, были приняты как политическая линия фашистской

Германии.). Трудно представить последствия, к котрым могли привести ошибочные заключения этнопсихологов во время нового раздела мира на сферы влияния. Дискредитацию этнопсихологии в начале века следует рассматривать как своего рода временную необходимость, с одной стороны, и политическую необходимость с другой, так как политика советского государства предусматривала интернационализм, а попытки выделения особенностей одних народов вели бы к появлению идей «господствующих наций».
26. Роль массовой информации в формировании этнических стереотипов

Стереотип - обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз).

Могут формироваться под влиянием средств массовой информации. Это, например, освещение какого-либо события с оценками и комментариями, которые завершают формирование установки. Мнение СМИ продолжает усиливать свое влияние на общество. Оно может переходить на личности, национальности, обычаи, нравы… Возможности формирования СМИ стереотипов не ограничены как по масштабу так и по силе. Мнение СМИ – авторитетно. Зомбирование, вытеснение собственного мнения.
27. Роль практического психолога в решении проблем снижения этноцентризма

Этноцентризм – совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа.

На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о национальной или этнической группе.
28. Современные процессы национального и государственного строительства

29. Методологические принципы этнопсихологии и общая характеристика ее основных методов

См. вопрос 4

30. Пути преодоления националистических чувств

Националистические настроения – это частный случай предметно- ориентированных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Являются продуктом отражения всей системы экономических отношений как непосредственно, так и опосредованно – через идеологию и политику. Направленные на этническую или национальную общность они могут стать националистическими или патриотическими.

Похожие работы:

  1. • Биография С.А. Токарева (советского этнографа)
  2. • Этнопсихологическая школа
  3. • История этнической психологии
  4. • Степан Васыльченко
  5. • Отечественная психологическая наука во второй половине XIX ...
  6. • Становление и развитие социальной психологии
  7. • Пражская школа лингвистического структурализма
  8. • Общественное сознание как предмет исследовательской работы ...
  9. • Лермонтов
  10. • Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные ...
  11. • Развитие отечественной психологии
  12. • Национальные лики духовного
  13. • Человек и тоталитарная система (по произведению А.И ...
  14. • Методологическое развитие психологизма в социологической ...
  15. • Психология развития
  16. • Античный сюжет о царе Эдипе и теория З. Фрейда
  17. • Мифология. А.Ф. Лосев
  18. • Экономическая психология, модели экономического поведения ...
  19. • Фольклорные праздники как средство приобщения ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com