Рефотека.ру / Право

Реферат: Функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4

1.1. Понятие и признаки функций государства 4

1.2. Эволюция функций государства 5

1.3. Классификация функций государства 7

1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11

2.1. Политическая функция 12

2.2. Экономическая функция 13

2.3. Социальная функция 15

2.4. Экологическая функция 17

2.5. Налогообложение 19

2.6. Защита прав и свобод граждан 19

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22

3.1. Функция обороны 23

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЛИТЕРАТУРА 31

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.[1]

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого
– либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.

Функции государства – это направления деятельности, но не сама деятельность.[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки функций государства

Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки вития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.[6]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.[7]

Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов».[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности.[9]

Существенными признаками функций государства являются:

- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно- принудительных, методов.[10]

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно - и его различные функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.

1.2. Эволюция функций государства

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

1.3. Классификация функций государства

В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.

Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества.

Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.[12]

Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]

По важности в общественной жизни функции делят на основные и неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета.
Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.

Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]

1.4. Формы и методы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

К правовым формам относятся:

- правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));

- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).[17]

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;

3. политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]

Такой набор функций государства - свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.[19]

Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.

2.1. Политическая функция

Все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

2.2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно- финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:

- выработке экономической политики;

- управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

- регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций»[20].

2.3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации[21] в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв политических репрессий [22], малообеспеченных граждан, ветеранов[23] и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации”[25], в области культуры - в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре[26] и др.

2.4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[27] говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы: природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет; использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение;

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.[28]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды”[29], которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).
Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”[30], где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории
Российской Федерации. Созданная централизованная независимая
Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству
РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

2.6. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно отличается по своему составу.

В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

По классификации Л.А. Морозовой это:

- интеграция в мировую экономику;

- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

- оборона страны;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:

- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);

- функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).[31]

3.1. Функция обороны

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.[32]

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”[33] Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно- учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены в Уголовном Кодексе РСФСР[34].

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне”[35], в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

международными организациями

Эта функция государства обеспечивает существование государства в мировом сообществе и включает в себя политические отношения, экономические и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и участие в международной охране окружающей среды.

Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.
Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально – исторической и иной специфики каждого государства.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.[36]

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.

Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти
— законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]

Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.).
Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума
Верховного суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 1999.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно – методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.

Марченко – М.: Проспект, 1999.

5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –

М.: Зерцало, 1998.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.

7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,

1996.

8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 № 6.

9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,

1994.
12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации.

Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.
13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,

1970.
14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.
15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,

1999.
16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,

1974.
17. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

12.12.1993.
18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
19. Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
20. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от

07.08.2000)
21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ

09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР

20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)
24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 02.06.1993)
25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в ред. от 05.08.2000)
26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор

ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)
27. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят

Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)

-----------------------
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 114.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999, с.
141.
[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно- методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999, с.
215.
[4] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.
[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.:
Зерцало, 1998, с. 80.
[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.
99.
[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис,
1996, стр. 5.
[8] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //
Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.
[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.
[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.
[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с.
85.
[12] Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
1994, с. 166.
[13] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации /
Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.,
1970, с. 134-135.
[15] Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
[16] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации, с. 290-291.
[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.
[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект,
1999, с. 47-48.
[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.
[20] Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
1974, с. 33.
[21] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993, ст. 39.
[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)
[23] Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в
РФ в 1997 году принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
[24] Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от
07.08.2000)
[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
[26] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
[27] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием
12.12.1993.
[28] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87
[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 02.06.1993)
[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в ред. от 05.08.2000)
[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.
[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.
[33] Там же ст. 59, п. 3.
[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст. 238-269.
[35] Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.
[37] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева –
М.: Юрист, 1994, с. 241-242.


Рефетека ру refoteka@gmail.com