Рефетека.ру / Право

Реферат: Парламенты стран СНГ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ 2
ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 9
ОЛИЙ МАЖЛИС - ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 13
ПАРЛАМЕНТ АРМЕНИИ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Все мы являемся свидетелями сложнейших социально-экономических процессов, происходящих в мире. В Западной Европе, Северной Америке, Юго-
Восточной Азии, некоторых других регионах независимые государства стремятся объединиться в более тесные, интегрированные экономические сообщества. На территории же бывшего Союза ССР пока продолжаются процессы дезинтеграции и размежевания в прошлом единого экономического пространства.

С образованием Межпарламентской Ассамблеи начался качественно новый этап в сотрудничестве парламентов стран СНГ, в развитии совместной законотворческой практики. Главной стратегической задачей Межпарламентской
Ассамблеи является создание модельного законодательства, которое приобщило бы нас друг к другу. На этом направлении межпарламентского сотрудничества нужно, видимо, сосредоточить усилия национальных парламентов и повысить эффективность работы самой Ассамблеи, превращая все ее органы в надежный инструмент многосторонней интеграции. Вместе с тем Межпарламентская
Ассамблея должна содействовать сближению и гармонизации национальных законодательств.

Первые шаги строительства демократии в государствах Евразийского региона показали, что реальная демократия требует четкого законодательного и государственного обеспечения, планомерного воспитания политической и правовой культуры. Формирование конституционных основ функционирования национальных парламентов – одна из составляющих этого процесса.
В 1992—1993 гг. во многих странах — членах СНГ были приняты новые конституции. В декабре 1993 г. принята новая Конституция Российской
Федерации. В этой связи представляет большой интерес сравнительный анализ текстов упомянутых конституций, закрепивших коренные изменения в политической, экономической и социальной жизни.

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины.

Конституционный состав Верховной Рады Украины – четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в
Украине в течение последних пяти лет.

Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом.

Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность.

Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады
Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

Верховная Рада Украины работает сессионно.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава
Верховной Рады Украины.

Решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования.

Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.

К полномочиям Верховной Рады Украины относится:
1) внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных специальным разделом Конституции;
2) назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным соответствующей статьей Конституции;
3) принятие законов;
4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений; контроль за исполнением государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении;
5) определение основ внутренней и внешней политики;
6) утверждение общегосударственных программ экономического, научно- технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
7) назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные настоящей

Конституцией;
8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании

Вооруженных Сил Украины и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
10) смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры

(импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции;
11) рассмотрение и принятие решения по одобрению Программы деятельности

Кабинета Министров Украины;
12) дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра

Украины;
13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины в соответствии с настоящей Конституцией и т.д.

Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров
Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности.

Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса.

Верховная Рада Украины по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия
Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава
Верховной Рады Украины.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины.

Верховная Рада Украины избирает из своего состава Председателя
Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя
Верховной Рады Украины и отзывает их.

Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов Верховной Рады
Украины, избирает председателей этих комитетов. Комитеты Верховной Рады
Украины осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады Украины.

Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и иные акты большинством, от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.

Закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины. Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным
Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Согласно Конституции Республики Беларусь (РБ), Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города
Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Заседания палат осуществляются открыто. В соответствии с Регламентом закрытые заседания могут проходить по предложению Президента, Депутатов
Палаты представителей и Совета Республики, Премьер - министра. На закрытых заседаниях присутствуют лишь его члены и специально приглашенные лица.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых
Парламентом. Запрос должен быть включен в повестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение 20 сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.

Голосование в Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путём подачи голоса "за" или "против". Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Регламенты предусматривают приглашение на заседания представителей государственных и общественных организаций ни зависимых экспертов, представителей средств массовой информации.

Конституция РБ предусматривает совместные заседания Палат. В соответствии со статьёй 96 палаты, на первом заседании после избрания, из своего состава избирают председателей их заместителей. Председатели палат ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, обеспечивают координацию работы комитетов и других органов палат, они взаимодействуют с
Президентом, общественными объединениями и политическими партиями, зарубежными международными организациями, участвуют в согласовательных комиссиях. Заместители председателей помогают председателям в реализации их функций, а в их отсутствие ведут заседания. Палата представителей и Совет
Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Постоянными рабочими органами Палата представителей являются постоянные комиссии. Они, как правило, образуются на первой сессии нового созыва.

В соответствии со статьёй 36 Закона " О Верховном совете РБ" депутат может быть членом одной постоянной комиссии. В работе других комиссий и органов депутат по его желанию принимает участие с правом совещательного голоса

Деятельность постоянных комиссий по подготовке законопроектов осуществляется в 2 формах: во-первых, в форме разработки законопроектов по собственной инициативе или по поручению; во-вторых, в форме обсуждения законопроектов, внесённых на рассмотрение.

В необходимых случаях могут создаваться временные комиссии (например, конституционные, редакционные и другие). Компетенция и порядок деятельности таких комиссий определяется при их образовании.

Депутатом Палаты представителей может быть лицо, достигшее 21 года и являющиеся гражданином РБ. Подготовкой и ходом выборов депутатов в Палату представителей руководит Центральная Избирательная Комиссия

Компетенция Палаты представителей закреплена в статье 97 Конституции, в законе "О Верховном Совете РБ", и в Регламенте Палаты представителей.

Палата Представителя рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в
Конституцию, о толковании Конституции.

Любой закон РБ не может быть изменён или отменён иначе, чем путём принятия нового закона или внесения изменений и дополнений в действующий.
Принятие и изменение Конституции - прерогатива Палаты представителей.
Палата представителей имеет право толковать Конституцию.

Палата представителей определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Одним из важнейших правомочий Палаты представителей является утверждение республиканского бюджета, отчета о его исполнении, нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты.

Также в соответствии с Конституцией Палата представителей осуществляет следующие функции:
. назначает выборы Президента (п.3);
. даёт согласие Президенту на назначение Премьер - министра (п.4);
. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности

Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение означает выражения вотума не доверия Правительству (п.5);
. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии

Правительству (п. 6);
. по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности

Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности (п. 7);
. принимает отставку Президента (п. 8);
. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей (п.10).

Полномочия Совета республики перечислены в статье 98 Конституции РБ.

1. Одобряет или отклоняет принятые Платой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании
Конституции; проекты иных законов;

2. Дает согласие на назначение Президентом Председателя Палаты
Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального банка;

3. Избирает шесть судей Конституционного Суда;

4. Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5. Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6. Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7. Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против
Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение об его расследовании.

Конституция уполномочивает Палату представителей проводить законодательную работу. Она определяет две формы актов - законы и постановления. Постановления в соответствии со статьёй 104 пунктом 1 принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Депутаты Палаты представителей, Члены Совета Республики в значительной мере обладают правом законодательной инициативы. Первые, как представители законодательного, представительного органа. Вторые, как представители административно-территориального деления, представляющие интересы всех областей и города Минска.

Согласно Регламенту Палаты представителей принятие закона осуществляется в трёх чтениях.

В первом чтении рассматриваются основные положения законопроекта, заслушивается доклад или сообщение инициатора проекта, содоклады, проводятся прения. После этого Палата представителей принимает решение по законопроекту при этом учитываются высказанные предложения депутатов. При одобрении законопроекта он считается принятым в первом чтении, что означает продолжение работы над этим законопроектом . Законопроект передаётся в соответствующую комиссию Палаты представителей.

Во втором чтении состоится детальное, постатейное обсуждение законопроекта. Здесь же принимаются или обсуждаются или отвергаются поправки, добавления, которые были внесены в процессе второго чтения.

Третье чтение завершающее. Оно состоит в голосовании " за " или " против" за законопроект в целом. Характерно, что внесение каких-либо поправок запрещается. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты Представителей.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения
Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроектом срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы
Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов.
Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий.

Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе.
Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Парламент на совместном заседании Палат: 1) по предложению Президента
Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения; 2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет; 3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента
Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 4) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; 5) дает согласие на назначение
Президентом Премьер-Министра Республики, Председателя Национального Банка
Республики; 6) заслушивает доклад Премьер-Министра о Программе
Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение
Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение
Программы Правительства; 7) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных
Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству; 8) решает вопросы войны и мира; 9) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 10) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума; 11) заслушивает ежегодные послания
Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в
Республике; 12) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий.

К исключительному ведению Сената относится: 1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя
Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги; 2) дача согласия на назначение Президентом Республики
Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности
Республики; 3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора,
Председателя и судей Верховного Суда Республики; 4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; 5) делегирование двух депутатов в состав
Высшего Судебного Совета Республики Казахстан; 6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента
Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.

К исключительному ведению Мажилиса относится: 1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; 2) подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом
Республики; 3) избрание и освобождение от должности по представлению
Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики; 4) объявление очередных выборов Президента Республики; 5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции; 6) выдвижение обвинения против
Президента Республики в совершении государственной измены.

Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат.
Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом
Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления. Порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента
Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности и иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства
Республики; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис.
Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

ОЛИЙ МАЖЛИС - ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В соответствие с Конституцией Республики Узбекистан Олий Мажлис является высшим государственным представительным органом, осуществляющим законодательную власть.

Конституция Республики Узбекистан Олий Мажлис является высшим государственным представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Конституция Республики Узбекистан, принятый на её основе
Конституционный Закон "Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан" чётко определяет полномочия и ответственность парламента, гарантируют укрепление основ нашей государственности.

Немаловажное значение в организации деятельности парламента имеет
Закон "О статусе депутатов в Республике Узбекистан". Этот законодательный акт закрепляет важнейшие полномочия депутата Олий Мажлиса, определяет его взаимоотношения с политическими партиями и местными представительными органами власти, права и обязанности в парламенте и в избирательном округе.
Документ определяет также право депутата на объединение в официальные фракции, блоки и депутатские группы, гарантирует защиту прав, чести и достоинства депутата.

В целях эффективной реализации статьи 86 Конституции Республики
Узбекистан принято Положение о комитетах и комиссиях Олий Мажлиса, в котором определены принципы формирования комитетов и комиссий, их полномочия, порядок рассмотрения законопроектов и другие вопросы.

На основе вышеупомянутых законодательных актов строится вся работа парламента, определяется его структура, статус, компетенция и полномочия парламентских комитетов, комиссий, групп и фракций.

Парламент является однопалатным, состоит из 250 депутатов, которые избираются по территориальным одномандатным округом сроком на пять лет.
Нынешний парламент избран в декабре 1999 г.

Депутаты Олий Мажлиса объединены в партийные фракций и блоки. В парламенте образованно 4 официальных партийных фракции и 2 блока депутатов: фракции депутатов Народно-демократической партии (49 депутатов), НДПУ
"Фидокорлар" - 54 депутата, Социал-демократической партии Узбекистана
"Адолат" ("Справедливость") 11 и партии "Миллий тикланиш" 10, блок депутатов, избранных от представительных органов власти - 107 человек, блок от инициативной группы избирателей - 16 человек.

Партийные фракции и блоки, обладая равными правами, организуют свою деятельность самостоятельно и только после регистрации Олий Мажлисом. Они предварительно обсуждают проекты законов и других документов, вносимых на рассмотрение парламента, разрабатывают предложения по совершенствованию отдельных статей или положений законопроектов и представляют их в качестве предложений соответствующим комитетам Олий Мажлиса.

Руководство деятельностью парламента осуществляет Председатель Олий
Мажлиса и три его заместителя. Одним из заместителей Председателя Олий
Мажлиса является представитель Республики Каракалпакистан, в настоящее время это Председатель Жокаргы Кенгеса (парламента) Каракалпакистана. Для организации работы Олий Мажлиса и осуществления других полномочий, предусмотренных законодательством, образован Кенгаш Олий Мажлиса, в состав которого входят по должности Председатель Олий Мажлиса, его заместители председатели комитетов и комиссий, руководители партийных фракций и блоков депутатов.

В парламенте образовано 13 комитетов и 3 комиссии. Это комитет по бюджету, банковским и финансовым вопросам; комитет по вопросам реформирования экономики и предпринимательству; комитет по международным делам и межпарламентским связям; комитет по вопросом по вопросам науки, образования, культуры и спорта; комитет по вопросам промышленности, транспорта и связи; комитет по аграрным, водохозяйственным вопросам и продовольствию; комитет по социальным вопросам и занятости, комитет по вопросам окружающей среды и охраны природы; комитет по печати и информации; комитет по вопросам обороны и безопасности; комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан; комитет по делам молодёжи, комиссия по регламенту, этике и обеспечению деятельности депутатов; комиссия по проблемам семьи и женщин; комиссия по нормативно-правовым терминам.

Из числа депутатов избран Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман), при котором образована на общественных началах комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан.

Деятельность Олий Мажлиса обеспечивает его аппарат - Секретариат, объединяющий 7 отделов и отдельные службы.

Компетенция парламента, его исключительные полномочия определены в статье 76 Конституции Республики Узбекистан. В соответствии с этой статьей
Олий Мажлис принимает Конституцию соответствии с этой статьей Олий Мажлис принимает Конституцию и Законы, вносит в них изменения и дополнения, определяет основные направления внутренней и внешней политики, принимает стратегические государственные программы, определяет систему и полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

К компетенции Олий Мажлиса относятся также вопросы принятия в состав республике новых государственных образований, утверждения решений о выходе их из состава Узбекистана, административно-территориального устройства, образования, упражнения, переименования районов, городов, областей и изменения их границ.

Олий Мажлис законодательно регулирует таможенное, валютное и кредитное дело, принимает, по представлению Кабинета Министров, бюджет республики, осуществляет контроль за его исполнением, устанавливает налоги и другие обязательные платежи.

К полномочиям парламента относятся назначение выборов в Олий Мажлис и местные представительные органы, назначение даты выборов Президента
Республики Узбекистан. Олий Мажлис избирает Конституционный суд, Верховный суд и Высший хозяйственный суд, утверждает Указы Президента Республики
Узбекистан, учреждает государственные награды и звания, а также выполняет другие полномочия, предусмотренные Конституцией.

Полномочия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса определены Конституционным
Законом " Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан". В соответствии со статей
17 этого Закона Совет (Кенгаш) Олий Мажлиса осуществляет подготовку сессий парламента , координирует деятельность комитетов и комиссий, заслуживает их сообщения о проводимой работе, организует планирование законопроектной работы, рассматривает и другие вопросы, связанные с работой Олий Мажлиса.

Основные полномочия комитетов и комиссий определены в статье 23
Конституционного Закона "Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан" и в
Положении о комитетах и комиссиях. В соответствии с этими актами комитеты и комиссии Олий Мажлиса, наряду с другими его органами, обеспечивают постоянный и эффективный характер деятельности парламента.

Комитеты Олий Мажлиса непосредственно участвуют в разработке законопроектов и докладывают о них на сессиях Олий Мажлиса, подготавливают вопросы, связанные с совершенствованием законодательства.

В необходимых случаях организуют научную экспертизу законопроектов, запрашивают по ним мнение Кабинета Министров, соответствующих министров и ведомств, учённых и специалистов.

Комитеты Олий Мажлиса в предварительном порядке рассматривают проекты бюджета республики, отчёты о его исполнении, проекты стратегических государственных программ и готовят по ним свои заключения.

По поручению Олий Мажлиса или его руководства комитеты в порядке контроля осуществляет изучение исполнения принятых законов и иных решений парламента, а также ход реализации предложений, критических замечаний и запросов депутатов.

Сегодня парламент Узбекистана решает серьёзную задачу по утверждению в нашем обществе принципов верховенства закона, дальнейшему развитию правовой базы для углубления экономических и политических реформ, защите прав и интересов граждан, повышению авторитета независимого Узбекистана на Мировой арене.

ПАРЛАМЕНТ АРМЕНИИ

В соответствии со статьей 62 Конституции: законодательную власть в
Республике Армения осуществляет Национальное Собрание;

Очередные сессии Национального Собрания созываются дважды в год: со второго понедельника сентября до второй среды декабря и с первого понедельника февраля до второй среды июня.

Заседания Национального Собрания являются открытыми. Закрытое заседание может быть созвано по постановлению Национального Собрания-на основании предложения Президента, Премьер-министра Республики, постоянной комиссии или депутата.

Распространение сведений о содержании закрытого заседания, кроме официальных сообщений, преследуется по закону.

На закрытом заседании Национального Собрания кроме депутатов имеют право присутствовать Президент Республики, уполномоченный им представитель.
Премьер-министр, члены Правительства. Председатель Контрольной палаты
Национального Собрания, а также лица приглашенные Председателем
Национального Собрания, о чем он ставит в известность Национальное
Собрание.

На открытом заседании кроме лиц, перечисленных в части первой настоящей статьи, могут присутствовать руководители структурных подразделений аппарата Национального Собрания, советники и помощники
Председателя Национального Собрания и его заместителей, специалисты постоянных комиссий, аккредитованные в Национальном Собрании журналисты, обслуживающий заседанюе технический персонал, а также лица, приглашенные
Председателем Национального Собрания к головными комиссиями.

Органами Национального Собрания являются: Председатель, депутат, постоянные и временные комиссии Национального Собрания.

В Национальном Собрании действуют фракции и депутатские группы.

Деятельность Национального Собрания осуществляется посредством сессии, заседаний, постоянных и временных комиссий, а также через депутатов.

Национальное Собрание большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием бюллетенями на весь срок своих полномочий избирает
Председателя Национального Собрания и его заместителя, а также отзывает их с должности.

Если для избрания на какую-либо должность выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, проводится повторное голосование, в котором принимают участие два кандидата, получившие наибольшее число голосов.

Если голосование проведено по двум кандидатам и ни один из них не избран, проводятся новые выборы.

Депутаты имеют право инициативы по вопросу об отзыве Председателя
Национального Собрания, его заместителей, председателей постоянных комиссий.

Вопрос об отзыве может быть возбужден не менее чем одной треть от общего числа депутатов или отдельным депутатом - в порядке законодательной инициативы. При обсуждении вопроса об отзыве должностному лицу предоставляется слово в начале слушаний и для заключительного слова.

Председателя временной комиссии Национального Собрания, заместителя председателя постоянной комиссии или председателя подкомиссии избирает комиссия - своим постановлением.

Депутат осуществляет свою законодательную инициативу предложением проектов законов и постановлений Национального Собрания.

Депутат при представлении законодательной инициативы одновременно представляет вытекающие из нее необходимые изменения в действующих законах и постановлениях Национального Собрания. Аппарат Национального Собрания в трехнедельный срок представляет автору инициативы перечень необходимых изменений.

После получения необходимых заключений по проекту или истечения предусмотренных для заключений сроков Председатель Национального Собрания представляет проект и имеющиеся по нему заключения на очередном трехдневном заседании Национального Собрания, ставя на голосование вопрос о внесении законодательной инициативы в повестку дня сессии.

Если законодательную инициативу подписали не менее одной трети от общего числа депутатов, то она без голосования включается в повестку дня трехдневных заседаний очередной сессии и обсуждается вне очереди.

Национальное Собрание осуществляет контроль за исполнением
Государственного бюджета посредством Контрольной палаты Национального
Собрания. В этих целях Контрольная палата в начале каждого полугодия представляет депутатам справку о ходе исполнения бюджета в предыдущем полугодии.

Правительство по завершении полугодия представляет Национальному
Собранию справку о ходе исполнения бюджета.

Национальное Собрание раз в год по своему решению может заслушать сообщение Правительства о ходе исполнения бюджета.

Депутаты в порядке законодательной инициативы могут предложить включить в повестку дня отчет Правительства об использовании займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций.

Депутаты могут принимать участие в открытых заседаниях Правительства.

Правительство информирует Председателя Национального Собрания и постоянные комиссии о дате проведения и повестке дня заседаний
Правительства.

По требованию комиссии Национального Собрания представители
Правительства принимают участие в заседаниях комиссии и дают разъяснения по обсуждаемым вопросам. Председатель комиссии заранее информирует
Правительство об обсуждаемом вопросе и сроке обсуждения.

Комиссии могут организовать парламентские слушания по важным вопросам и событиям внутренней и внешней политики с приглашением государственных должностных лиц и специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Конституция Украины. Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года – Киев, 1996.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Минск, 1997.
Айтхожин К.К. Конституция Республики Казахстан // http://kazgua.co.kz/zhirench.shtml
Вишняков В.Г. Конституции стран - членов СНГ: система государственной власти и местного самоуправления // http://www.juristy.ru/statii/govlaw/govlaw3.htm
Конституции зарубежных государств. – М., 1996.
Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств М., 1996.
Чиркин В. Е. Основы конституционного права – М., 1997.


Похожие работы:

  1. • Конституционное право СНГ
  2. • Экономическая интеграция
  3. • Особенности исполнительной власти в Российской Федерации и ...
  4. • Метод развития мышления и познания истины
  5. • СНГ:на пути к экономическому союзу
  6. • СНГ: на пути к экономическому союзу
  7. • Сравнительный анализ европейских парламентов. Парламенты в ...
  8. • Проблемы формирования СНГ
  9. • Государственное правление
  10. • Международное регулирование туризма
  11. • Основные формы международных интеграционных объединений
  12. • Особенности трансграничного банкротства
  13. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  14. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  15. • Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)
  16. • Регулирование корпоративного права Европейского ...
  17. • Хронология событий (1989 -1999 гг.)
  18. • Этно-территориальные конфликты в пост советском пространстве
  19. • Правовая среда библиотечной деятельности ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com