Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предмет, цели и задачи теоретической экономики

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выво- дились экономические закону, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетари- ата и господства административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Это самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что произ- водственные отношения есть необходимая сторона общественного производства. “В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе имеет место производство”.([1]

Мысль о том, что предметом политической экономии (теоретической экономики) являются обществен- ные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII веке рядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX века. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов.
Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточ- нение, различая собственно производственные отношения – отношения социально-экономические, иму- щественные, отношения собственности, и отношения производственно- организационные, относящиеся к общественной организации производственных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и по- следующих периодов. Так, в “Очерках политической экономии” В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, то есть усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребнос- тей материальными средствами.[2] Н.И.Бухарин рассматривал производственные отношения в качестве все- общей категории и определял их как “отношения между людьми в процессе общественного труда и распре- деления продуктов этого труда”, включая техническую организацию труда.

На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературы развернулась дискуссия по вопросу о предмете политической экономии, в которой приняли участие
Г.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин,
Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие.
И.И.Рубин отмечал, что “политэко- номия сложилась как наука о системе производственных отношений”.
А.А.Богданов и И.И.Степанов пред- ложили различать предмет политической экономии в узком смысле, то есть социально-трудовые отноше- ния людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, кооперацию, разде- ление труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношения присвоения, распределения…

К сожалению, сегодня среди сторонников понимания предмета политической экономии как производст- венных отношений нет полного единства. При этом, так как политическая экономия сложилась как наука о капиталистических производственных отношениях, ее объявили политэкономией в узком смысле; а поли- тическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономические отношения не только капитализ- ма, но и других способов производства.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим еще большее раз- личие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет полити- ческой экономии до исследования условий производства и накопления
(Смит), а также распределения
(Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития эко- номической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и
К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение полити- ческой экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”, ибо “в поня- тие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”, последнее же не включается в пред- мет политэкономии.[3]

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики (политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической эконо- мии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так,
Дж.Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средст- вами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляют- ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможнос- тей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, дума- ется, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том, что все определения теорети- ческой экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различ- ные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

И все-таки, если принять во внимание, что большинство современных экономистов мира признает тео- ретическую экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение теоретической экономики, данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя он имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конку- ренцию за их использование.

Характеристика предмета общей теоретической экономики как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предмет потребления), а на субъект этих отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования в
России.

Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику
(поведение отдельных экономи- ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко- номики в целом).

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа лю- дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.
При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической экономики – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.

Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплины выра- батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к области общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача теоретической экономики – быть
“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля- ется основой всей высшей экономической школы.

Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками и

экономической политикой

Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства); функциональных (менеджмент, финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география, демография, статистика).

Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду с историей, философией, правом. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права – другую, наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупность всех теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.
Поэтому неправильно требо- вать проверки положений теоретической экономики на фактах действительности.

Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей и другими науками, без учета которых полученные теоретичес- кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

Практическая значимость теоретической экономики (известная формула
Огюста Конта) в том, что зна- ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическая экономика должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.

Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владе- ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могут помочь каждому человеку сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год) настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, с проблемами социологии, культу- ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой, ибо экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наслед- ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития. Передача экономической наследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику.

Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по- литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозиро- вания ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области обществен- ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и при- ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь теоретической экономикой, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последу- ющем развитии теоретической экономики (политэкономии).

Курс теоретической экономики – это научное руководство к познанию экономической действительнос-ти без претензий на монополию истины.

Методология теоретической экономики

Методология теоретической экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономичес- ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое пони- мание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности теоретическая экономи- ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес- кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главных подходов:

. субъективный (с позиции субъективного идеализма);

. неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

. рационалистический;

. диалектико-материалистический;

При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хо- зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное
“я” абсолютно независи- мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики (“гомо- экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полез- ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках.
Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращения в пред- мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных” или рациональных законов циви- лизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирую- щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества.
Экономические таблицы Кенэ – это вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью теоретической экономики – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит
(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от субъективис- тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проб- лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внут- ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.
Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции.
Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, рас- пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущ- ности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни об- щества, называются экономическими категориями.

Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и многие другие.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущий- ся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития.
Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами об- щественных действий людей или экономическими законами. В книге
“Философия права” Гегель писал о политэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что она, имея перед собой массу случай- ностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления. Закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление познания человеком явле- ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо вспомнить философское определение закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количествен- ной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону.
То, что не случайно, а типично, постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, отражают экономичес- кие законы. Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;
2. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;
3. Открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития об- щества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, использу- емый в теоретической экономике. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индук- ция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование и другие.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследо- вание каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину явлений и процессов.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции
(наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.
Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономике в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимает исторический и логичес- кий методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку историчес- ки исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Однако логи- ческое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов не является зеркальным отраже- нием исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономи- ческие явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнори- роваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать.
Он должен их описать.

Используя исторический метод, теоретическая экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими.
Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. При- менительно к предмету теоретической экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким эконо- мическим явлением является обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. По- этому теоретическая экономика широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе и
ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и из- держки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, струк- тура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в политэкономии.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в повседневной нашей жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, химии, экономике и так далее. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией.
Таким образом, можно крат- ко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое рас- пространение в XX веке. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал в 1989 году, что в течении сорока лет эконо- мическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что пред- ставляет собой по сути дела большой шаг назад.

В зарубежной экономической литературе зачастую термины “теория”,
“модель”, “принципы”, “законы” используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).

Большинство моделей, принципов теоретической экономики могут быть выражены географически и в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходи- мы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их все вероятные результаты.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или про- цесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью
Р.Оуэна, П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именами
Дж.Кейнса и М.Фридмена. Ши- рокие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что “идеи экономистов и политических мысли- телей – и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо больше значение, чем принято думать.
В действительности только они и правят миром”. [4] Отсюда проблемы экономической организации общест- ва – это серьезные вещи, которые требуют усердных занятий и к которым нельзя относиться легкомыслен-но.

-----------------------
(
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.
[2] Железнов В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.
[3] Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.
[4] Дж.М.Кейнс, Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед.
М.: Экономика, 1993. С. 517.


Похожие работы:

  1. • Предмет, цели и задачи теоретической экономики
  2. • Управление человеческими ресурсами
  3. • Предмет, цель, задачи и методологические ...
  4. • Функции, цели и задачи организации внутреннего аудита
  5. • Цели, задачи и функции государства
  6. • Цели, задачи, функции государства
  7. • Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета
  8. • Предметы цели и задачи курса истории
  9. • Разработка системы межпредментых связей при ...
  10. • Предмет методология и задачи курса "Экология и экономика ...
  11. • Основы разработки психологического исследования
  12. • Сущность цели и задачи кадрового планирования
  13. • Маркетинг: цели, назначение и задачи
  14. • Цель и задачи государственной системы ...
  15. • Цели и задачи в образовании
  16. • Роль, цели, задачи и принципы маркетинговых исследований
  17. • Использование мультимедийного проектора для ...
  18. • Образование как предмет познания
  19. • ГОСы по педагогике (шпаргалка)
Рефетека ру refoteka@gmail.com