Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Дефицит государственного бюджета

Министерство общего и профессионального образования РФ

ТИУиЭ

Реферат

По учебной дисциплине

«Экономическая теория»

на тему:

«Дефицит государственного бюджета»

Выполнила:

Проверила:

Прохорова Л.С.

Таганрог, 2000 г.

Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная оценка и показатели.

Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота
"доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D — величина государственного долга, Rr — реальная ставка процента, Rn
– номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фишера, ( =
Rn —Rr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – ()/( 1+( ).
Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

|Реальный |=|Номинальный |– |Величина долга |x| Темп инфляции|
|дефицит | |дефицит | |на начало года | | |
|госбюджета | |госбюджета | | | | |

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно
(например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей

ВНП Долг

———————————— и ———————————————.

Численность населения страны Численность населения страны

Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного долга.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается
"налоговый клин";

2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот;

3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.).
Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской;

4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;

5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

— увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

— увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Первичный дефицит государственного бюджета механизм самовоспроизводства долга

Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг /
ВНП)

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

2) от темпов роста реального ВНП;

3) от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

BD общий = (G + N + F) – Т, где

G – Государственные закупки

N – Выплаты по обслуживанию долга

F – Трансферты

T – Налоговые поступления в бюджет

BD первичный = ( G + F ) – Т,

N=DxRR,

где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, RR — реальная ставка процента.

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный ( => государственные займы ( => государственный долг ( =>
N ( => BD общий ( => новые государственные займы ( => долг ( => N ( и т.д.

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость:

((=((RR – (Y/Y) – (,

где (( — изменение соотношения долг/ВНП; ( — исходное значение соотношения долг/ВНП; RR — реальная ставка процента; (Y/Y темп роста реального ВНП; ( — доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального
ВНП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.

Список используемой литературы.

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М., 1998 г.

2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. –

М., 1999 г.

3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.

Похожие работы:

  1. • Дефицит государственного бюджета
  2. • Анализ динамики и структуры дефицита государственного ...
  3. • Дефицит государственного бюджета
  4. • Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования ...
  5. • Способы финансирования дефицита бюджета
  6. • Государственный бюджет как инструмент ...
  7. • Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы ...
  8. • Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся ...
  9. • Государственный бюджет в финансовой системе государства ...
  10. • Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита
  11. • Дефицит бюджета и государственный долг
  12. • Бюджетный дефицит
  13. • Сеньораж", как способ покрытия дефицита бюджета ...
  14. • Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета ...
  15. • Бюджетный дефицит и методы его покрытия
  16. • Дефицит бюджета и источники его покрытия
  17. • Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации
  18. • Бюджетный дефицит
  19. • Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com