Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Деньги и денежные системы. Денежный рынок

Содержание

1. Введение.

2. Деньги и денежные системы.

3. Денежный рынок.

4. Формирование денежного рынка РБ.

5. Заключение.

6. Приложения.

Введение.

Разрешая противоречия, человечество прошло путь от первобытной экономики, базировавшейся на примитивных орудиях труда, до высокоразвитых современных хозяйственных структур с мощными техническими и информационными системами, от уравнительного распределения до сложнейших форм экономических и социальных отношений.

Время, в которое мы живём, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный и необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука РБ, как и других стран СНГ, вырывается из объятий догматизма и схоластики, выходи на дорогу мировой экономической мысли.

Без глубокого знания экономической теории в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях.

В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие денег и структуру различных денежных систем, понятие денежного рынка. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития денежного рынка РБ.
План построен по общности тем в пунктах. Во втором пункте описаны понятие, сущность, функции денег, составляющие и типы денежных систем. В третьем пункте дана характеристика денежных рынков, методы его регулирования.
Тенденции развития рынка в РБ даны в четвёртом пункте. Также там дана денежно-кредитная политика Национального банка РБ – главного и основного участника денежного рынка.

Деньги и денежные системы.

1.1 Понятие денег.

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались
- с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд, испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги.
Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда между производителями продуктов в меновых операциях нарастали трудности. Наш продавец хотел бы обменять выловленную рыбу на тару для хранения продовольственных запасов, но, придя на рынок, нужного ему товара не обнаруживал; другой собирался обменять зерно на шкуры, но также вынужден был покидать рынок с нереализованным товаром.
Продавцы (они же и покупатели) вынуждены были подолгу ждать новой рыночной оказии. Бартер становится громоздким и неудобным. Владелец рыбы, с тем, чтобы сохранить ее стоимость и облегчить себе дальнейшие обменные операции, вероятно, попытается обменять свою рыбу на такой товар, который чаще всего встретить на рынке, который уже начал производиться как средство обмена.

Таким образом, некоторые товары приобретали особый статус, начинали играть роль общего эквивалента, причем этот статус устанавливался общим согласием, а не навязывался кем-то извне. У некоторых народов богатство измерялось численностью голов скота и стада, которые пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. Любопытно, что латинский корень слова
“капитал” происходит от “capital”- скот. Акты купли и продажи уже не совпадают, а разделяются во времени и пространстве.

Развитие ремесел и особенно плавки металлов несколько упростило дело. Роль посредников в обмене прочно закрепляется за слитками металлов.
Первоначально это были медь, бронза, железо. Эти обменные эквиваленты расширяют сферу действия и стабилизируются, превращаясь тем самым в подлинные деньги в современном смысле.

Факт появления и распространения денег не ведет непосредственно к росту потребления товаров и услуг в обществе. Потребляют лишь то, что производится, а производство есть результат взаимодействия труда, земли и капитала. Опосредованное положительное влияние денег на производство, несомненно. Их использование сокращает общие издержки, время, необходимое для нахождения партнера, способствует дальнейшей специализации труда, развитию творчества. По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости и прочих полезных качествах были, можно сказать, обречены выполнять роль денежного материала в течение длительного периода человеческой истории.

Изобретение бумажных денег приписывают, конечно, с большей доли условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты.

Таким образом, можно выделить основные этапы истории развития денег:

. Первый этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

. второй этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным);

. третий этап - этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

. последний четвертый этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Деньги обладают определенными функциями (Таб.1,2). Функции денег:

1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Мы не должны выражать стоимость скота через зерно, цветные карандаши, сигары, автомобили и т. д. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу.
Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами.

2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа.
Это удобное, на мой взгляд, социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям “товаром”
(деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке.

3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во-первых, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми.

4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.

5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ - это деньги в системе международных экономических отношений.

Стоимость денег.

Оценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20- долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?” Более или менее полный ответ на этот вопрос включает три момента.

1. Приемлемость. Наличные и чековые вклады являются деньгами по той простой причине, что люди принимают их в качестве денег. В силу давно установившейся практики бизнеса наличность и чековые вклады выполняют основную функцию денег; они принимаются в качестве средства обращения.
Допустим, вы меняете в магазине одежды купюру в 20 долларов на рубашку или блузку. Почему торговец принимает взамен этот кусок бумаги? Ответ прост: торговец принял бумажные деньги, потому что он уверен, что другие тоже будут готовы их принять в обмен на товары или услуги. Каждый из нас принимает деньги в обмен на что-то, поскольку уверен, что они в любой момент могут быть обменяны на реальные блага или услуги.

2. Законное платежное средство. Наша уверенность в приемлемости бумажных денег отчасти основана на законе: государство объявило наличные деньги законным платежным средством. Это значит, что бумажные деньги должны приниматься при уплате долга, в противном случае кредитор теряет право на процент и на преследование должника в законном порядке за неуплату.
Словом, приемлемость бумажных денег находит опору в том, что государство говорит: эти рубли или доллары - деньги. В нашей экономике бумажные деньги, по существу, являются декретивными деньгами (т. е. объявленные государством).

3. Относительная редкость. На более фундаментальном уровне стоимость денег является, по существу, феноменом спроса и предложения. То есть стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит, разумеется, в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги, как сегодня, так и в будущем.
Спрос на деньги в экономике зависит, таким образом, от общего долларового объема сделок плюс количества денег, которое индивидуумы и предприятия хотят иметь в распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги, стоимость, или “покупательная стоимость”, денежной единицы будет определяться предложением денег.

Итак, приемлемость, относительная редкость и законность и дают, на мой взгляд, денежной банкноте определенную стоимость. Но всегда можно будет выделить еще несколько факторов, которые напрямую или косвенно влияют на стоимость денег. Аналогично и с функциями денег, которые мы рассмотрели выше: разные учёные выделяют различные функции денег.

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

Мы привыкли иметь дело с бумажными и металлическими деньгами. Но, с тех пор как появились деньги, появились и фальшивомонетчики. В настоящее время с появлением современной оргтехники защита денежных знаков от подделки – это проблема для большинства стран мира.

Основные элементы защиты банкнот:
Технологическая защита
. Водяные знаки бумаг
. Композиционный состав бумаг (волокна различной природы и окраски; волокна, светящиеся в ультрафиолетовом свете.)
. Защитные нити в структуре бумаги с микротекстом
. Широкий ассортимент полиграфических красок
. Кинеграммы (металлические ярлыки, впрессованные в бумагу)
Полиграфическая защита
. Способы печати – высокая, плоская, глубокая
. Фоновые сетки
. Микропечать
. Совмещенное изображение
. Оптические эффекты
Физико-химическая защита

. Люминофоры и магнитные материалы

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике.
Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение
- это движение денег, опосредствляющее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;

2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3) система эмиссии денег, т. е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебреные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

2) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения.

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Национальным банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Деноминация. Истории деноминации.

В мировой истории деноминация – дело нередкое и в подавляющем большинстве случаев малоинтересное. Только после Второй мировой войны в мире было проведено более 600 деноминаций. Точное число назвать трудно.

В нормальной экономике деноминация – чисто техническое и скучное мероприятие.

Интересным процесс обмена одних денежных знаков на другие становится в двух случаях: в комплекте с гиперинфляцией и при коммунистическом правительстве. Но, как писал замечательный поэт Николай Глазков, “чем приятнее эпоха для историка, тем она для современников печальней”.

Деноминация (от латинского denominato) – это уменьшение (в 10, 100,
1000 и т.д. раз) номинального выражения вновь выпускаемых денежных знаков.
Иногда деноминацией называют также замену одних денежных знаков на другие без изменения их нарицательной стоимости. Деноминации бывают полные
(обмениваются все денежные знаки всех существующих номиналов) и частичные
(обмениваются банкноты одного или нескольких номиналов). По скорости проведения процесса обмена денег деноминации могут быть быстрыми (в течение нескольких дней или недель – популярная советская забава), медленными (от нескольких месяцев до года), длительными (несколько лет), и, наконец, бессрочными («спящими»), которые рассчитаны на неограниченный или необъявленный срок. Последний тип характерен для США.

Но сильнее всего, с точки зрения простого гражданина, различаются
«мягкие» и «жесткие» деноминации. Ведь купюры можно менять всем и любое количество, а можно и не так.

1.2 Денежная система и ее элементы.

1.2.1 Типы и структура денежных систем.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна. Денежные системы сформировались в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины: феодальная раздробленность, в том числе в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка; товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы. В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем: системы металлического обращения, при которых денежный товар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл; системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. При металлическом обращении в зависимости от металла, который в данной стране принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - это денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Существовали три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке; система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от спроса на металлы, от экономической и политической ситуации в стране и мире; система "хромающей" валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными средствами платежа, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. Это фактически система двойной валюты, "хромающая" на серебряную ногу, т.е. золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги. Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII вв., а в ряде стран Западной Европы - и в XIX в. В Англии биметаллизм господствовал с середины XIV в. до конца
XVIII в. Однако при использовании двух металлов в качестве денег возникала трудность установления стоимостного соотношения между золотом и серебром. В
1865 г.
Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм путем подписания международного соглашения о поддержании твердого соотношения между золотыми и серебряными монетами. Так возник Латинский монетный союз - первая попытка межгосударственного регулирования денежной системы. В заключенной Монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 фр. и выше с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. Она не соответствовала потребностям развитого товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра - противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. Рыночное соотношение золотых и серебряных монет составляло 1:20, 1:22. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В этом проявилось действие закона Грешэма: монеты из обесценившегося металла вытесняют из обращения монеты из другого металла
(«"плохие" деньги вытесняют из обращения "хорошие"»). В 1878 г. в странах - членах Латинского монетного союза была прекращена свободная чеканка серебряных монет, хотя серебряные монеты достоинством в 5 фр. продолжали некоторое время сохранять неограниченную платежную силу. В итоге всеобщим стоимостным эквивалентом стал служить один металл - золото, несмотря на формальное равноправие обоих металлов. Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму. Монометаллизм - это такая денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на этот денежный металл (золото или серебро). Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Индии - в 1852-1893 гг., в Голландии - в 1847-1875 гг. Золотой монометаллизм был впервые установлен в Великобритании фактически в конце XVIII в., законодательно - в
1816 г.; а в последней трети XIX в. большинство стран перешло к монометаллической денежной системе на золотой основе. Золотой монометаллизм был введен в Германии в 1871-1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании - в 1873 г., во Франции - в 1876-1878 гг., в Австрии - в 1892 г., в России и Японии
- в 1897 г., в США - в 1900 г. В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты. Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны (1914-
1918 гг.) в форме золотомонетного стандарта. Золотомонетный стандарт характеризуется тем, что исчисление цен товаров осуществляется в золоте; во внутреннем обращении страны находятся полноценные золотые монеты, золото выполняет все функции денег; производится свободная чеканка золотых монет для частных лиц с фиксированным содержанием золота; находящиеся в обращении денежные знаки (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по нарицательной стоимости
(например, в России 5-рублевый кредитный билет обменивался на 5 руб. золотом); допускаются свободный вывоз и ввоз золота, и функционирование свободных рынков золота. Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Излишние по сравнению с требованиями закона денежного обращения золотые монеты уходили из обращения в сокровище. При расширении потребности хозяйственного оборота в деньгах золото поступало из сокровища в обращение. Поэтому золотомонетный стандарт в наибольшей степени соответствовал требованиям народного хозяйства, способствовал развитию производства, кредитной системы, международной торговли и кредита, вывозу капитала. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия определенных золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото.
Следует отметить, что даже в период расцвета золотомонетного стандарта обмен банкнот на золото часто приостанавливался в периоды войн, когда государство вынуждено было финансировать военные расходы за счет бумажной эмиссии. Так было в Великобритании в период наполеоновских войн, в Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. Первая мировая война, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта. Во всех воевавших странах (кроме США) был прекращен размен монет на золото и запрещен вывоз его за границу; золотые монеты ушли из обращения в сокровище. После первой мировой войны ни одно развитое государство не смогло вернуться к золотомонетному стандарту. В условиях послевоенной стабилизации экономики в 20-е гг. в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При золотослитковом стандарте в отличие от золотомонетного в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка. Обмен банкнот и других неполноценных денег производился только на золотые слитки весом около 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк довольно крупную сумму денег. Так, в Великобритании цена стандартного золотого слитка весом 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Франции цена золотого слитка весом 12,7 кг стоила 215 тыс. фр. Золото оказалось вытесненным из обращения в крупный оптовый и международный оборот. В большинстве стран непосредственный обмен неполноценных денег на золото не был восстановлен даже в такой форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту (девизы), так называемый золотовалютный (золотодевизный) стандарт. При золотодевизном стандарте также отсутствуют свободное обращение золотых монет и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран с золотодевизным стандартом с золотом. После первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и ведущих валютах мира, был положен в основу денежных систем 30 стран, в том числе Австрии, Германии,
Дании, Норвегии. В Германии, например, золотодевизный стандарт был введен в
1924 г. и просуществовал до середины 1931 г. Официальный курс рейхсмарки с прежним довоенным золотым содержанием поддерживался к доллару США на уровне паритета 4,2 марки за 1 долл.
Хотя золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой форму
"урезанного" стандарта золотого монометаллизма, именно благодаря им после первой мировой войны экономически развитым странам удалось восстановить устойчивость денежных систем, сконцентрировать в центральных банках национальные запасы золота и валютных резервов, повысить регулирующую роль государства в организации денежного обращения, а также сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного обращения. "Урезанные" формы золотого стандарта (золотослитковый и золотодевизный) просуществовали недолго. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма (в Великобритании - в 1931 г., в США - в 1933 г., во Франции - в 1936 г.) и утвердилась система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег.
Знаки стоимости - банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты - вытеснили золото из обращения. Оно осело в центральных банках, тезаврировалось в частных руках. К началу второй мировой войны ни в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались на золото, а в США обмен долларов на золотые слитки (фактически продажа золотых слитков за бумажные доллары по твердой цене американского казначейства) производился только официальным органам иностранных государств. С середины 30-х годов XX в. в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков. Для денежных систем, построенных на обороте кредитных денег, характерны: вытеснение золота как из внутреннего, так из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах (в первую очередь в банках), при этом золото продолжает выполнять функцию сокровища; выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного оборота; создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства. После второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-
Вудсе (США). Основные черты Бреттон-Вудсской системы были определены принятыми на Бреттон-Вудсской конференции статьями Соглашения (уставом)
Международного валютного фонда (МВФ). Они состояли в следующем: функция мировых денег по-прежнему сохранялась за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением общественного богатства; наряду с золотом в качестве международных платежных средств и резервных (ключевых) валют в международном обороте использовались национальная денежная единица США - доллар и в значительно меньшем объеме фунт стерлингов Великобритании; резервные валюты могли обмениваться на золото: доллар - в Казначействе США по официальному, установленному в 1934 г. соотношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждениями других стран; обе резервные валюты - на золотых рынках (в первую очередь на лондонском) центральными банками и правительственными учреждениями, а также частными лицами. Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 1968 г. почти не отклонялась от нее; приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официально согласованных странами - членами МВФ валютных паритетов (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в официальном порядке), выраженных в золоте и в долларах США; эти паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при определенных условиях и на практике происходило сравнительно редко; рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. все валюты жестко привязывались к доллару; обратимые национальные валюты свободно обменивались на валютных рынках на доллары и одна на другую по курсам, которые могли колебаться в указанных выше пределах; на базе свободной обратимости производились многосторонние расчеты между странами; межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ; он обеспечивал соблюдение странами-участницами официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют; в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к взаимопомощи, которая осуществлялась путем предоставления странами друг другу через механизм МВФ и другими путями кредитов в иностранной валюте для финансирования дефицитов платежных балансов. Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта - по существу, золотодолларового стандарта. В 50-60-е годы она способствовала расширению международного торгового оборота, а также росту промышленного производства.
В 70-е годы связи с ослаблением позиций США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, основанная на использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, потерпела крах. С 1 августа 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото, отменена официально долларовая цена золота, роль резервных валют стали выполнять марка ФРГ и японская йена, а также СДР и ЭКЮ. С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов снова предпринимались попытки обосновать необходимость восстановления золотого стандарта. В частности, экс-президент США Р. Рейган во время предвыборной борьбы считал возможным возврат к золотому стандарту. Будучи избранным президентом в январе 1981 г., он создал специальную комиссию по данной проблеме, которая, однако, сочла введение золотого стандарта нецелесообразным. На смену Бреттон-
Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная
Соглашением стран - членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. После ратификации странами этого Соглашения в апреле 1978 г. были внесены изменения в Устав МВФ. Новая денежная система характеризовалась следующими чертами:

. мировыми деньгами объявлялись специальные права заимствования в МВФ -

СДР, которые становились международной счетной единицей;

. доллар США сохранял важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран, а также продолжал играть важную роль при расчетах условной стоимости СДР;

. юридически была завершена демонетизация золота, т.е. утрата золотом денежных функций, отмена его официальной цены; однако золото оставалось резервом государства и использовалось для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

1.2.2 Элементы денежной системы.

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются следующие элементы денежной системы: название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара; масштаб цен; виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение; методы регулирования денежного обращения.
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления.
Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как "наполендор". В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: "рубль" и "червонец". Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл - выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И, наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены.
В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения.
Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты
(банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.
Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в.
Центральные банки выпускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20,
50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во
Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 рублей.
Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения, неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.
Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный
(эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки
(казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те, и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты).
Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот
(наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

2 Денежный рынок.

Сеть институтов , обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги , обычно называется денежным рынком . Однако использовать этот термин следует с оговорками. Дело в том , что термин означает рынок краткосрочных высоколиквидных ценных бумаг. Во-вторых , следует подчеркнуть , что деньги , и в том же смысле , что продаются и покупаются товары . При сделках на рынке денег , деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости , измеренной в единицах номинальной нормы процента
. Как и на любом ином рынке , равновесие на денежном рынке имеет место в пересечении кривых спроса и предложения . Равновесие на рынке денег означает , равенство количества денег , которые агенты хотят сохранить в своих портфелях активов , количеству денег , предлагаемому Центральными банками , при осуществлении текущей денежно-кредитной политики .

Предположим , что равновесие при заданном денежном предложении денег имеет место при номинальной норме процента равной 10% , тогда при процентной ставке 8% сохраняется альтернативная стоимость хранения денег и хозяйственные агенты начнут продавать свои альтернативные деньгам активы -также , как облигации - стремились увеличить свои денежные сбережения в их чистом виде . Поступая таким образом , они понижают рыночные цены на эти виды активов , и вместе с тем , увеличивают общий доход от рыночных продаж. Если предположить , что норма процента поднялась до 12,5% , то хозяйственные агенты предпочли бы держать меньшую сумму в форме денег из общей величины своих портфелей активов , хотя существовали бы денежные резервы . Они могли бы быть активизированы расширением масштабов кредитных операций посредством предложений заемщикам более привлекательной нормы ссудного процента .

Пересечение кривых предложений и спроса на рынке денег указывает точку равновесия рынка , в которой хозяйственные агенты желают хранить в своих портфелях активов как раз то количество денег , которое способна предложить банковская система при проведении текущей кредитно- денежной политики . Если норма процента превышает уровень равновесия , хозяйственные агенты не захотят держать в своих портфелях то количество денег , которое в этот момент предлагается банковской системой . Действия
, предпринятые хозяйственными агентами и банками с целью приспособления своих портфелей активов к изменившимся условиям , понижают норму процента до достижения равновесного положения , и наоборот .

Для осуществления определенной денежно-кредитной политики необходимо проведение измерения денежной массы . Однако измерение количества денег - весьма непростое дело . Проблема состоит в том
, что в современной экономике различные виды активов одновременно в той или иной форме выполняют все функции денег. Поэтому не имеется четких оснований для того , чтобы провести границу для, того чтобы повести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами . Наряду с уже упоминавшимся агрегатом М1 , необходимо выделить параметр М2 , который включает в себя несколько видов активов , являющимися ликвидными средствами накопления .

Поддержание предложения денег в стране на таком уровне чтобы, не вызвать ни экономический спад , ни инфляцию, является функцией центральных банков (Федеральной резервной системы в США) . Воздействуя на экономику посредством расширения ими сокращения обьема денежной массы
(предложения денег) эти органы осуществляют кредитно-денежную (монитарную) политику .

Цель кредитно-денежной политики состоит в том , чтобы создать на денежном рынке условия для того , чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития
, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров , услуг , рабочих мест . С другой стороны центробанки должны следить , чтобы в обращении не оказалось слишком много денег и кредитов , потому что такие излишки всегда приводили к инфляции .

На пути осуществления кредитно-денежной политики существуют сложности. Например , когда объем денежной массы увеличивается и в обращение поступает больше денег , то они дешевеют и банки могут снизить процентную ставку по кредитам. Но растущее предложение денег на рынке может повлечь за собой увеличение расходов и тем самым повысить уровень инфляции
. В периоды инфляции те деньги , которые заемщики выплачивают кредиторам , имеют более низкую покупательную способность , чем те , которые были , в свое время взяты в долг . Чтобы компенсировать потерю покупательной способности , кредиторы должны добавить определенный процент
(соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам , которые они назначили бы в другой ситуации . Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы , то фактически может привести к повышению процентных ставок .

Для проведения монетарной политики в условиях США
Федеральная резервная система располагает четырьмя основными инструментами
:
--- изменение уровня резервных требований ;
--- изменение процентных ставок , которые должны платить банки , беря кредиты у центрального института (учетная ставка)
--- покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках)
--- определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль) .
Принципиальный механизм этих требований представлен на схеме .

| Для увеличения ИНСТРУМЕНТЫ Для |
|сокращения |
|денежной массы |
|денежной массы |
| |
| Уменьшить Резервные требования Увеличить |
| Снизить Учетная ставка |
|Повысить |
| Покупать Операции на |
|Продавать |
| открытом рынке |
| Ослабить Выборочный |
|Усилить |
| кредитный |
| контроль |

Составлено по : Современный бизнес .С.268.

Первый инструмент предполагает , что все банки и финансовые институты создают резервы , то есть откладывали определенную сумму денег , равную какой то процентной доле их депозитов . Доля депозитов
, которую банки должны откладывать в качестве резервов , называется резервными требованиями.

Если центральный институт приходит к выводу , что отдельные потребители и фирмы слишком много покупают и что инфляция набирает силу, он повышает резервные требования . Когда они возрастут , то банки не смогут выдавать по -прежнему ссуды своим клиентам и наоборот .

Банки могут взять дополнительные средства для кредитования своих клиентов , взяв деньги в долг у регионального отделения центробанка , который в фигуральном смысле играет роль банкира банков .
Процентная ставка по кредитам , которая устанавливается в этом случае , называется учетной (дисконтной) ставкой . Такие дисконтные операции привлекают банки , когда они могут взимать со своих клиентов еще более высокий процент за кредиты .

Значит , если центральный институт считает необходимым , чтобы выдавалось больше кредитов , то он снижает учетную ставку и наоборот
. В целом считается , что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому что усиливается экономический рост . Так , снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1 3 процента .

Операции на открытом рынке осуществляются посредством купли-продажи государственных облигаций , которые предусматривают обязательство выплатить долг с процентами . Поскольку в подобном случае государственные облигации может купить любой желающий , эта практика получила наименование операции на открытом рынке .

Если центральный финансовый институт опасается инфляции и хочет уменьшить обьем денег в обращении , то он продает государственные облигации банкам и населению . Деньги , полученные за облигации могут немедленно изыматься из оборота . И наоборот , когда этот институт вновь собирается стимулировать оживление в экономике , государство выкупает свои облигации ,и подобным образом в экономику поступает довольно большое дополнительное количество наличности . По мере увеличения предложения денег снижается процентная ставка , и компании берут кредиты в больших обьемах , что расширяет для них возможности роста и усиливает конкуренцию между ними
.

Между отдельными секторами рыночной экономической системы существует кругооборот (замкнутый поток ) доходов и продуктов . В нем в качестве некоей жидкости вращаются деньги . Зависимость между деньгами и кругооборотом выражается уравнением обмена :

МV = Py , где М - количество денег , находящихся в обращении , V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз , когда каждая денежная единица используется для приобретения готовых товаров
) , P - уровень цен ( рассчитывается по отношению к базовому годовому значению , равному 1 ) , у - реальный доход , то есть доход расчитанный с учетом , влияния инфляции .

Задачи денежных рынков состоят в том , чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц , которые зарабатывают больше чем тратят , в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают . На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования , по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства , или косвенные , где средства проходят через финансовых посредников - банки , взаимные фонды , страховые компании .

Фактически сегодня существует несколько теорий функционирования денежного рынка . Одной из них является монетаристская теория денежного рынка М.Фридмана и А.Шварца . В то время как в экономической мысли возобладало мнение , что деньги это не главное в экономике , то М.Фридман сделал другой вывод : во-первых , эта теория рассматривает скорость обращения денег как переменную величину , а не константу . Во-вторых , монитарная теория допускает несовпадение между денежной массой , показателями валового национального продукта и абсолютным уровнем цен . Основная рекомендация в стратегии денежно-кредитной политики монетаристской теории состоит в смягчении негативных моментов в течении делового цикла и центральные финансовые институты должны проводить в жизнь постоянно предсказуемую денежную политику. Постоянный рост денежной массы находящейся в обращении , примерно равный трехпроцентному уровню роста реального обьема производства , характерному для долгосрочных временных интервалов , представляет собой научную с точки зрения большинства монетаристов денежную политику .

Монетаризм это только одно из направлений анализа денежного рынка . Важный вклад в развитие понимания его вопросов внесло учение Д.М.Кейнса и его последователей , которое можно считать альтернативой монетаризму .

Для теории изложенной Д.Кейнсом в научной работе “Общая теория занятости , процента и денег”, важны взгляды о неэффективности денежной политики и необходимости регуляции и стимулирования экономики посредством изменения налоговой системы и структуры государственных расходов . На сегодняшний день имеет место синтезирование , включающее общие для обеих теорий элементов . Согласно современному кейнсианско- неокласическому синтезу , денежно-кредитная политика и фискальная политика
, проводимая центральным правительством и его финансовыми институтами , предоставляет им значительные возможности в области контроля за наличным
ВНП . Между тем , этот новый подход не подтверждает уверенности способности обеспечить процветания экономики и победить инфляционные процессы .

В начале 80-х годов приобрела значительное влияние
, близкая к консервативному направлению , достаточно близко связанному с монетаризмом. Основная идея связана с тем что надо увеличивать предложение , увеличивать уровень реального обьема производства , посредством уменьшения предельных налоговых ставок , что должно было бы преодолеть трехпроцентное ограничение , предложенное монетаристами .

3. Формирование денежного рынка РБ.

На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в Беларуси является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Рассмотрим ситуацию, возникшую на денежном рынке в 1999 г. начале 2000 года. В 99 году экономика Беларуси продолжила движение по очередному циклу инфляционного развития. В первом полугодии денежная масса прирастала значительно быстрее, нежели объемы производства в реальном секторе экономики, что привело к превышению эффекта обесценивания активов над эффектом развития при субсидирования производства. На денежном рынке наблюдается увеличение разрыва между официальным и «параллельными» курсами твердой валюты. Быстрые темпы девальвации национальной валюты на теневых рынках приводят к существенному увеличению стоимости импортируемых сырьевых и производственных ресурсов. Вообще в событиях, происходивших на внутреннем валютном рынке в 1999 г. можно выделить два этапа, официальная идеологическая база которых и соответственно методы регулирования происходивших процессов принципиально различны.

На первом этапе, начало которому было положено с выдвижением П.
Прокоповича в вице-премьеры, а затем в председатели правления Нацбанка, доминировали принципы «народнохозяйственной необходимости» Отрасли экономики, в первую очередь сельское хозяйство и строительство жилья, обеспечивалось необходимыми суммами эмиссионных денег практически по первому требованию. С галопировавшей инфляцией, развивавшейся вследствие постоянного превышения темпов роста рублевой денежной массы над валютной, правительство настойчиво боролось административными методами. Ставка рефинансирования, к которой привязываются процентные ставки по кредитованию агропромышленного сектора, строительной отрасли и бюджетных предприятий были и остаются хронически отрицательными, т.е. ниже темпов инфляции в стране. В 1999 г. ставка рефинансирования менялась четыре раза:

20 января - от 48 до 60% годовых

1. апреля - от 82 до 90% годовых

25 ноября - от 90 до 110% годовых

15 декабря – от 110 до 120 %

При этом темпы инфляции в стране за год приближаются к 300 %-разница очевидна. На валютном рынке действовали ограничения на расчеты белорусскими рублями между резидентами и нерезидентами, введенные ещё в
1998 г. Сохранялся и продолжает оставаться заниженным в 2-3 раза официальный курс белорусского рубля по отношению к твердым и ограниченно конвертируемым валютам. Попытки наладить изъятие валюты по выгодному для государства курсу приводят к постоянному изменению правил игры на внутреннем внебиржевом валютном рынке. Его периодически открывали, закрывали, ограничивали суммы сделок. Были периоды, когда для покупки одним предприятием у другого суммы валют, превышающей 1000 единиц по одному контракту, необходимо было получить соответствующее разрешение от министерства, концерна, облисполкома, Мингорисполкома либо одного из главных управлений Национального банка по областям Беларуси.

Однако попытки поставить валютный рынок под полный контроль государства не могли увенчаться полным успехом при наличии в стране предприятий с негосударственной формой собственности и невозможности обойтись без негосударственных предприятий России, Украины, Казахстана и др. стран при поставках в Беларусь продукции т.н. критического импорта.
Надо было или полностью избавляться от частных предприятий в Беларуси, что делается и до сих пор делается, или приступить к поиску иных вариантов.

На наличном рынке тенденции были те же. Однако ситуацию, сложившуюся с обменом наличных валют, трудно или даже невозможно было аргументировать интересами государства. Здесь прослеживались интересы несколько иного свойства. Завышение курса белорусского рубля в обменных пунктах, к осени приблизившееся к двукратному, привело к закрытию большинства обменных пунктов и процветанию теневого рынка. Государство ежемесячно недополучало в бюджет огромные суммы налогов, исчисляемые триллионами рублей. Помимо этого, Нацбанк лишился практически единственного канала пополнения валютных резервов, отсутствие которых лишает его возможности поддерживать стабильность национальной валюты.

Отсутствие взаимопонимания с международными кредитными организациями, в первую очередь МВФ, лишило Беларусь возможности стабилизировать белорусский рубль за счет внешних источников. Все это не могло не сказаться на общем состоянии белорусской экономики. У руководства
Национального банка и правительства появились мысли об ошибочности принципов, на которых базируются методы регулирования валютного и финансового рынков Беларуси.

К июню 1999 г. с участием специалистов Нацбанка, Минфина,
Минэкономики и привлеченных экспертов была разработана Концепция денежно- кредитной политики на четвертый квартал 1999 и 2000 гг., которая вносит серьезные изменения в методы стабилизации национальной валюты и финансирования экономики. В её основе – комплекс мероприятий, реализация которых, по мнению Нацбанка, позволит перейти к привязке национальной валюты к одной из СКВ или корзине из нескольких валют, выходу на единый курс, свободную конвертацию, отмену обязательной продажи части валютной выручки на бирже и т.д. Получив одобрение «сверху», Нацбанк начал реализацию мероприятий, заложенных в Концепции. Этот период можно назвать вторым этапом развития ситуации на валютном рынке Беларуси. Либерализация внебиржевого валютного рынка, ужесточение контроля над объемом денежной массы, снятие ограничения курсов на наличном рынке вселили надежду на улучшение экономической ситуации. Естественно не обошлось и без срывов. Так в октябре темпы девальвации белорусского рубля составили 33%, став рекордными в 1999 г. Уборка одного из самых скудных урожаев за последние годы потребовала гигантских финансовых вливаний. Иных источников, кроме эмиссии, не оказалось.

Мероприятия по либерализации валютного рынка, предпринятые в конце ноября, и отсутствие факторов, стимулирующих инфляцию, позволили Нацбанку в ноябре-декабре взять эмиссию под контроль и укрепить белорусский рубль.
Ключевым в данном вопросе стало разрешение на проведение операции по купле- продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке, изложенное в постановлении правления Национального банка от 25 ноября № 25.11 «О валютных операциях», которое сняло ограничение в 1000 единиц иностранной валюты по одному контракту при покупке ее на внебиржевом рынке. До этого момента действовавшее законодательство лишало большинство предприятий возможности легально приобрести валюту вне биржи. Однако формирование курса и далее основывается на рекомендациях Нацбанка. В 2000 году перед Нацбанком и во многом перед правительством стоит задача по стабилизации национальной валюты. И главная из них - отказ государства от столь массивного участия в экономических процессах, какое наблюдается в настоящее время. Иначе все остальные меры, направленные на укрепление белорусского рубля окажутся временными и рано или поздно будут отменены в угоду государственным интересам. Иных способов ни одна из развитых экономик мира не знает.

Что же касается планов развития НацБанка РБ на 2001 г. , то его денежно-кредитная политика следующая.
Политика валютного курса в 2001 году — центральный вопрос денежно-кредитной политики. Исходя из масштабности внешнеэкономических связей Республики
Беларусь с Российской Федерацией, наиболее полно отвечает интересам экономического развития Республики Беларусь политика привязки белорусского рубля к российскому рублю, являющаяся продолжением проводимой в 2000 году политики скользящей фиксации. Особое значение для реализации указанной политики имеет ограничение темпов роста денежно-кредитных показателей и прежде всего денежного предложения в белорусских рублях, а также поддержание реальных процентных ставок на денежном рынке на положительном уровне. Выполнение этих условий потребует значительного сближения макроэкономических параметров в развитии экономик Республики Беларусь и
Российской Федерации. Проведение политики привязки к российскому рублю также обусловливается созданием необходимых предпосылок для введения в
Союзном государстве Республики Беларусь и Российской Федерации единой валюты. В связи с этим политика привязки к российскому рублю остается задачей денежно-кредитной политики Республики Беларусь не только на 2001 год, но и на среднесрочную перспективу ? до ввода единой денежной единицы
Союзного государства. Основой ее осуществления должна стать фиксация соотношения рыночного номинального курса белорусского рубля к российскому рублю и его последующее поддержание на уровне, обеспечивающем в основном стабильность реального курса белорусского рубля относительно российского.
Политика курсообразования будет осуществляться в режиме ползучей привязки белорусского рубля к российскому рублю, предусматривающем ежеквартальное установление центрального курса и пределов его колебаний (нижняя и верхняя границы) и выход на заданный его уровень на конец 2001 года.
Непосредственным механизмом корректировки курса белорусского рубля к российскому рублю будет изменение номинального курса белорусского рубля с учетом разницы в темпах инфляции в Республике Беларусь и Российской
Федерации. Исходя из необходимости инициирования роста экспорта товаров и услуг и сокращения их импорта (как важнейшего средства уменьшения отрицательного сальдо торгового баланса Республики Беларусь за счет снижения реального курса белорусского рубля), девальвацию обменного курса белорусского рубля в 2001 году предполагается осуществлять по отношению к российскому рублю на уровне 2 процентов в среднем за месяц, что равнозначно снижению курса белорусского рубля к доллару США до 2,7 процента при инфляции не более 2,5 процента в среднем за месяц.
Государственное регулирование валютного курса в 2001 году будет направлено на установление и поддержание оптимального для экономики курса белорусского рубля, способствующего урегулированию отрицательного сальдо внешней торговли, росту экспорта товаров и услуг, накоплению золотовалютных резервов государства, а также на противодействие спекулятивным атакам на позиции белорусского рубля краткосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики, включая валютные интервенции. Действия Национального банка в регулировании курса белорусского рубля в основном будут сводиться к сглаживанию амплитуды колебаний курса белорусского рубля на краткосрочных временных интервалах.
При проведении политики привязки курса белорусского рубля к российскому рублю будет допускаться соответствующая гибкость в курсовой политике, позволяющая учитывать макроэкономическую ситуацию и уровень золотовалютных резервов государства.
Валютное регулирование будет совершенствоваться в рамках унификации национальных законодательств и подходов к проведению валютной политики в
Республике Беларусь и Российской Федерации. При этом основными направлениями станут повышение прозрачности валютного рынка и усиление контроля за соблюдением участниками рынка валютного законодательства.
В 2001 году будут созданы равные условия доступа агентов экономических отношений ? резидентов Республики Беларусь на все сегменты валютного рынка, включая ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". В целях обеспечения необходимого уровня предложения иностранной валюты в 2001 году сохраняется институт обязательной продажи части валютной выручки на торгах ОАО
"Белорусская валютно-фондовая биржа". В то же время будет сужаться круг предприятий, пользующихся льготами по обязательной продаже валютной выручки. Наряду с этим будут сниматься ограничения на покупку иностранной валюты физическими лицами в банках, на внебиржевые сделки с иностранной валютой между уполномоченными банками и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также банками-резидентами и нерезидентами Республики Беларусь (банки и юридические лица).
Реализация этих и других мер по либерализации валютного рынка создаст необходимые условия для присоединения Республики Беларусь к статье VIII
Статей Соглашения МВФ. Обеспечение поддержания конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса наряду с предсказуемой динамикой обменного курса белорусского рубля положительно скажется на структуре финансирования экспортно-импортных операций, увеличивая долю расчетов в денежной форме. При этом расширится сфера использования белорусского рубля во внешней торговле. Национальный банк продолжит проведение мероприятий, направленных на дедолларизацию экономики и сужение сферы обращения иностранной валюты на территории страны.
Реализация вышеуказанных мер валютной политики окажет позитивное влияние на функционирование реального сектора экономики и приток капитала в экономику страны, обеспечение равновесия платежного баланса.

Заключение. [pic]
Итак, деньги – важнейший элемент рыночной экономики. Товары приходят и уходят с рынков, а деньги остаются и находятся в постоянном движении. Они прошли долгий путь развития с древних времён до наших дней. Деньги имеют ряд функций(Табл1,2). Стоимость денег обеспечивает в наши дни государство, поскольку оно монополизировало выпуск денег.

Денежная система – исторически сложившаяся и законодательно закреплённая форма организации денежного обращения в конкретной стране. Исторически сложилось 2 системы: биметаллизм и монометаллизм. Однако современные кредитно-денежные системы не предусматривают свободного обмена на золото и др.
Денежный рынок – рынок, на котором продаётся и покупается товар-деньги.
Есть два основных теории функционирования этого рынка: кейнсианский и монетаристский.
В Республике Беларусь самостоятельный денежный рынок начал формироваться лишь в начале 90-х годов, после распада СССР с его плановой экономикой и единым центром в Москве. Перед ним стоит ещё много трудностей в процессе развития того, начало чего было положено в те годы. Нужно стабилизировать курс рубля, провести дедолларизацию экономики. И самое главное, нужно так повлиять на сознание белорусов, чтобы они начали доверять банкам и хранить свои сбережения в них. Нужно создать такой рынок ценных бумаг, в котором могли бы принимать участие все, без исключения, желающие заработать ДЕНЬГИ.

Список использованной литературы.

1. Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц "Основы экономики", Москва

"Просвещение", 1994 г.

2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс" т.1. Баку,

"Азербайджан", 1992 г.

3. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. "Теория рыночной экономики" т.1. ч.2.,

Москва, Соминтэк, 1992г.

4. Эдвин Дж. Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика".

Санкт-Петербург "Санкт-Петербург Оркестр" 1994г.

5. "Деньги, кредит, банки". Справочное пособие. Под редакцией Г. И.

Кравцовой, 1994г.

6. Национальная экономическая газета, информбанк, Деньги (в. за 1999-

2001 г.)

7. Национальный реестр правовых актов. (за 1998-2000г.)

8. «Основы экономической теории», Минск . Под редакцией Клюни В.Л.

«Экоперспектива», 1997 г.

9. Официальный сайт НацБанка РБ. Раздел «Денежно-кредитная политика». http://www.nbrb.by/ , 2001г.


Рефетека ру refoteka@gmail.com