Рефетека.ру / Эк.-мат. моделирование

Реферат: Минимизация стоимостей перевозок

Московский Государственный Колледж

Информационных Технологий

Курсовой проект

по предмету

« Языки программирования и разработка программного обеспечения » на тему :

« Минимизация стоимостей перевозок »

Работу выполнил
Работу проверили студент группы П-407
Преподаватели

Чубаков А.С.

Капустина Р.Н.

Токарев С.Б.

1998 г.

КР. 2203 81 - 21

ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества характеризуется повышением технического уровня , усложнением организационной структуры производства , углублением общественного разделения труда , предъявлением высоких требований к методам планирования и хозяйственного руководства. В этих условиях только научный подход к руководству к экономической жизни общества позволит обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В настоящие время новейшие достижения математики и современной вычислительной техники находят все более широкие применение в экономических исследованиях и планированияx.
Этому способствует развитие таких разделов математики . как математическое программирование , теория игр , теория массового обслуживания , а так же бурное развитие быстродействующей электронно - вычислительной техники.
Одной из основных ставится задача создания единой системы оптимального планирования и управление народным хозяйством на базе широкого применения математических методов в электронно - вычислительной техники в экономике.
Решение экстремальных экономических задач можно разбить на три этапа :
1. Построение экономико - математической задачи.
2. Нахождение оптимального решения одним из математических методов.
3. Промышленное внедрение в народное хозяйство.
Построение экономическо - математической модели состоит в создании упрощенной математической модели , в которой в схематичной форме отражена структура изучаемого процесса. При этом особое внимание должно быть уделено отражении в модели всех существенных особенностей задачи и учет всех ограничивающих условий , которые могут повлиять на результат. Затем определяется цель решения , выбирается критерий оптимальности и дают математическую формулировку задачи.
Составными частями математического программирования являются линейное , нелинейное и динамическое программирование. При исследовании в большинстве случаев имеют место задачи нелинейного программирования , аппроксимация их линейными задачами вызвана только тем , что последние хорошо изучены.
Динамическое программирование как самостоятельная дисциплина сформулировалась в пятидесятых годах нашего века. Большой вклад в ее развитие внес американский математик Р. Бельман. Дальнейшие развитие динамическое программирование получило в трудах зарубежных ученых Робертса , Ланга и др.
В настоящие время оно в основном развивается в планировании приложений к различным родам многоэтапным процессам.

КР. 2203 81 – 21

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Производственное предприятие имеет в своем составе три филиала которые производят однородную продукцию соответственно в количествах , равных 50 , 30 и 10 единиц. Эту продукцию получают четыре потребителя , расположенных в разных местах. Их потребности соответственны равны 30 , 30 , 10 и 20 единиц.
Тарифы перевозов единицы продукции от каждого филиалов соответствующим потребителям задаются матрицей :

1 2 4 1
Сij = 2 3 1 5

3 2 4 4

Составить такой план прикрепления получателе продукции к ее поставщикам , при котором общая стоимость перевозок будет минимальной.

КП. 2203 81 - 21

2.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

2. Математическая модель задачи

Имеется: m (i=1,2,…,m) – филиалы.

Ai – количество единиц продукции «i» филиала. n (j=1,2,…,n) – потребители

Bj – потребности «j» потребителя

Cij – стоимость перевозки 1 условной единицы продукции от «i» филиала к «j» потребителю

Ограничения:

1. Балансовое ограничение.
Предполагается, что сумма всех запасов (ai) равна сумме всех заявок (bj):
[pic]

2. Ресурсное ограничение.
[pic]
[pic]
Суммарное количество груза, направленного из каждого пункта отправления во все пункты назначения должно быть равно запасу груза в данном пункте. Это даст m – условий равенств: или
[pic]

3. Плановое ограничение.
[pic]
Суммарное количество груза, доставляемого в каждый пункт назначения изо всех пунктов отправления должно быть равно заявке (bj) поданной данным пунктом. Это даст нам n – условий равенств:
[pic]

КП. 2203 81 - 21

или
[pic]

4. Реальность плана перевозок.
Перевозки не могут быть отрицательными числами:
[pic]

5. Требуется составить такой план перевозок, при котором все заявки были бы выполнены и при этом общая стоимость всех перевозок была бы минимальна, поэтому целевая функция или критерий эффективности:
[pic]

[pic]

[pic]

КП. 2203 81 – 21

3.ВЫБОР МЕТОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕТОДА.
Симплекс - метод является универсальным и применяется для решения любых задач.
Однако существуют некоторые частные типы задач линейного программирования ,

которые в силу некоторых особенностей своей структуры допускают решение более простыми методами. К ним относится транспортная задача.
Распределительный метод решения транспортной задачи обладает одним недостатком : нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены. От этой трудоемкой работы нас избавляет специальный метод решения транспортной задачи , который называется методом потенциалов. Он позволяет автоматически

выделять циклы с отрицательной ценой и определять их цены.
В отличии от общего случая ОЗЛП с произвольными ограничениями и минимизированной функцией , решение транспортной задачи всегда существует.
Общий принцип определения оптимального плана транспортной задачи методом потенциалов аналогичен принципу решения задачи линейного программирования симплекс - метода ,. а именно : сначала находят опорный план транспортной задачи , а затем его улучшают до получения оптимального плана. Далее будет рассматриваться сам метод потенциалов.
Решение транспортной задачи , как и любой другой задачи линейного программирования начинается с нахождения опорного решения , или , как мы говорим опорного плана. Для его нахождения созданы специальные методы , самым распространенным из них считается метод северо - западного угла.
Определение значений xi,j начинается с левой верхней клетки таблицы.
Находим значения x1,1 из соотношения x11 = min(a1,b1(.
Если ai < b1 то x11=a1 , строка i=1 исключается из дальнейшего рассмотрения
, а потребность первого потребителя b1 уменьшается на величину a1.
Если a1>b1 , то x11=b1 , столбец j=1 исключается из дальнейшего рассмотрения , а наличие груза у первого поставщика a1 уменьшается на величину b1.
Если a1=b1 , то x11=a1=b1 , строка i=1 и столбец j=1 исключаются из дальнейшего рассмотрения.
Данный вариант приводит к вырождению исходного плана.
Затем аналогичные операции проделывают с оставшийся частью таблицы , начиная с его северо - западного угла. После завершения оптимального процесса необходимо провести проверку полученного плана на вырожденность.
Если количество заполненных клеток равно m + n -1 , то план является невырожденным. Если план вырожденный , т.е количество заполненных клеток стало меньше m + n -1 , то незаполненные клетки с минимальными стоимостями перевозок заполняются нулями , чтобы общие количество заполненных клеток стало равным m + n -1.
Транспортная задача с неправильным балансом называется открытой моделью .
Чтобы ее решить , необходимое сбалансировать. Достигается это следующим образом:
Когда еai >еbj это транспортная задача с избытком запасов. еxijеai , то такая задача называется – транспортная задача с избытком запаса. Эту задачу можно свести к обычной задаче с правильным балансом , если ввести фиктивный пункт отправления Aф , приписав ему фиктивный запас aф =еbj - еai . Добавляем фиктивную строку , где Cфi= 0 ( j=1,n).
Стоимости будут равны нулю . это значит , что часть заявок cфj останутся неудовлетворенными. Среди них могут оказаться те потребности , которые необходимо обязательно удовлетворить. Для этого вводим коэффициент:
R=еai : еbj и каждый запас bj умножаем на этот коэффициент. Таким образом задача сведена к транспортной задаче с правильным балансом.
Построенный выше исходный план можно довести до оптимального с помощью метода потенциалов.
Каждому поставщику Ai поставим в соответствии некоторые числа ai , называемые потенциалом , а каждому потребителю Bj – число bj.
Для каждой независимой клетки , т.е для каждой независимой переменной рассчитываются так называемые косвенные тарифы ( Cўij) по формуле
Cўij= ai + bj. А для заполненных клеток , т.е базисных переменных Cўij
=Cij.
Проверяем полученный план на оптимальность. Если для каждой независимой клетки выполняется условие Cўij - Cij Cij , то следует приступить к улучшению плана.
Для правильного перемещения перевозок , чтобы не нарушить ограничений , строится цикл , т.е замкнутый путь , соединяющий выбранную свободную клетку с той же самой , и проходящий через заполненные клетки. Цикл строится следующим образом.
Вычеркиваются все строки и столбцы , содержащие ровно одну заполненную клетку (выбранная при этом клетка считается заполненной). Все остальные заполненные клетки составляют и лежат в его углах. Направление построения цикла ( по часовой стрелке или против ) несущественно.
В каждой клетки цикла , начиная со свободной , проставляются поочередно знаки
І + І и І - І . В клетках со знаком І - І выбирается минимальная величина. Новый базисный план начинается путем сложений выбранной величины с величинами , стоящих в клетках цикла со знаком І + І и вычитанием этой величины из величины , стоящей в клетке со знаком І - І . Выбранная минимальная величина будет соответствовать перемененной выводимой из базиса.

КП. 2203 81 - 21
Значения переменных включенных в цикл , после описанной корректировки , переносятся в новую таблицу.
Все остальные переменные записываются в новую таблицу без изменения.
Осуществляется переход к шагу один. Дальше подсчитывается значение целевой функции
F = ее Cij· cij min.

Метод потенциалов обеспечивает монотонное убывание значений целевой функции и позволяет за конечное число шагов найти его минимум.

КР. 2203 81 - 21

5.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВМ И ЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Слово « компьютер »означает « вычислитель » , т.е устройство для вычислений.
Это связано с тем , что первые компьютеры создавались как устройства для вычислений , грубо говоря , усовершенствованные , арифметические арифмометры. Принципиальное отличие компьютеров от арифмометров и других счетных устройств состояло в том , что арифмометры могли выполнять лишь отдельные вычислительные операции(сложение , вычитание , умножение , деление и др.) , а компьютеры позволяли проводить без участия человека сложные последовательные вычислительные операции по заранее заданной инструкции - программе. Кроме того , для хранения данных , промежуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат память.
Компьютер - это универсальный прибор для переработки информации. Но сам по себе компьютер является просто ящиком с набором электронных схем. Он не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Для того , чтобы компьютер мог осуществить определенные действия , необходимо составить для компьютера программу , т.е точную и пол=дробную последовательность инструкций на понятном компьютере языке , как надо правильно обрабатывать информацию. Меняя программы для компьютера , можно привести его в рабочие место бухгалтера ил конструктора , статистика или агронома , редактировать документ или играть в игры. Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства необходимые при работе с ним программ.
Программы . работающие на компьютеры можно разделить на три категории : n Прикладные программы , непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ : редактирование текстов , рисование картинок , обработку информационных массивов и т.д. n Системные программы , выполняющие различные вспомогательные функции , например создание копий используемой информации , проверку работоспособности устройств компьютера и т.д. Огромную роль среди всех системных программ играет операционная система - программа , управляющая компьютером , запускающая все другие программы и выполняющая для них различные сервисные функции. n Инструментальные системы (системы программирования ) , обеспечивающие создание новых программ для компьютера.

КР. 2203 81 - 21

6.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЯЗЫКА


В 1992 году фирма Borland International выпустила два пакета программирования , основанные на использовании языка Паскаль - Borland
Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Система программирования Turbo Pascal , разработанная американской корпорацией Borland остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствует , с одной стороны , простота лежащего в ее основе языка программирования Паскаль , а с другой - труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Turbo Pascal Андерсом Хейлсбергом , приложившим немало усилий к ее совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию
, язык Паскаль стараниями А. Хейлсберга превратилась в мощною современною профессиональную систему программирования , которой по плечу любые задачи - от создания простых программ , предназначенных для решения несложных вычислительных задач , до разработки сложнейших реляционных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств
Borland Pascal with Object и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало , какие поистине не исчерпывающие возможности таит он в себе : и Borland Pascal , и используемый в Delphi язык Object Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи.
Пакет Turbo Pascal включает в себя как язык программирования - одно из расширений языка Паскаль для ЭВМ типа IBM , так и среду , предназначенную для написания , отладки и запуска программ.
Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом
, хорошо развитой библиотекой модулей , позволяющей использовать возможности операционной системы , создавать оверлейные структуры , организовывать ввод - вывод , формировать графические изображения и т.д. среда программирования позволяет создавать тексты программ . компилировать их , находить и справлять ошибки , компоновать программы из отдельных частей . включая стандартные модули , отлаживать и выполнять отлаженную программу. Пакет представляет пользователю большой объем справочной информации , позволяет применять объектное - ориентированное программирование , обладает встроенным ассемблером , имеет инструментальное средство для создания интерактивных программ - Turbo Vision и т.д.

КР. 2203 81 - 21

7.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ТЕСТА ДЛЯ НАПИСАНИЯ И ОТЛАДКИ ПРОГРРАММЫ.


| | | | | | | |
| |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai |
| |1 |2 |0 |4 | | |
|A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 |
| | | | | | | |
| |30 |20 | | | | |
|A2 |2 |3 |1 |5 | | |
| |2 |3 |1 |5 |30 |1 |
| | | | | | | |
| | |10 |10 |10 | | |
|A3 |1 |2 |0 |4 | | |
| |3 |2 |4 |4 |10 |0 |
| | | | | | | |
| | | | |10 | | |
|заявки | | | | | | |
|bj |30 |30 |10 |20 |90 | |
| Bj | | | | | | |
| |1 |2 |0 |4 | | |

1,2 1,4

10

2,2 2,4

| |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai |
| |1 |2 |0 |1 | | |
|A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 |
| | | | | | | |
| |30 |10 | |10 | | |
| |2 |3 |1 |2 | | |
|A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 |
| | | | | | | |
| | |20 |10 | | | |
| |4 |5 |3 |4 | | |
|A3 |3 |2 |4 |4 |10 |3 |
| | | | | | | |
| | | | |10 | | |
|bj | | | | | | |
| |30 |30 |10 |20 |90 | |
| | | | | | | |
|Bj |1 |2 |0 |1 | | |

1,1 1,4

10

3,1 3,4

КР. 2203 81 - 21

| | | | | | | |
| |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai |
| |1 |2 |0 |1 | | |
|A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 |
| | | | | | | |
| |20 |10 | |20 | | |
| |2 |3 |1 |2 | | |
|A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 |
| | | | | | | |
| | |20 |10 | | | |
| |3 |4 |2 |3 | | |
|A3 |3 |2 |4 |4 |10 |2 |
| | | | | | | |
| |10 | | | | | |
| | | | | | | |
|bj |30 |30 |10 |20 |90 | |
| | | | | | | |
|Bj |1 |2 |0 |1 | | |

1,1 1,2

10

3,1 3,2


| | | | | | | |
| |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai |
| |1 |-1 |-3 |1 | | |
|A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 |
| |30 | | |20 | | |
| |5 |3 |1 |5 | | |
|A2 |2 |3 |1 |5 |30 |4 |
| | |20 |10 | | | |
| |4 |2 |0 |4 | | |
|A3 |3 |2 |4 |4 |10+E |3 |
| | |10 | |E | | |
| | | | | | | |
|bj |30 |30 |10 |20+E |90+E | |
| | | | | | | |
|Bj |1 |-1 |-3 |1 | | |

1,1 1,2

10

2,1 2,2

КР. 2203 81 - 21

| | | | | | | |
| |B1 |B2 |B3 |B4 |ai |ai |
| |1 |2 |0 |1 | | |
|A1 |1 |2 |4 |1 |50 |0 |
| |10 |20 | |20 | | |
| |2 |3 |1 |2 | | |
|A2 |2 |3 |1 |5 |30 |1 |
| |20 | |10 | | | |
| |1 |2 |0 |1 | | |
|A3 |3 |2 |4 |4 |10 |0 |
| | |10 | | | | |
| | | | | | | |
|bj |30 |30 |10 |20 |90 | |
| | | | | | | |
|Bj |1 |2 |0 |1 | | |

Fmin=1·10 +2·20 +2·10 +1·10 +2·20 +20*1 = 140

Найден оптимальный план перевозок , равный 140.

КР. 2203 81 – 21

8.АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе решения транспортной задачи методом потенциалов было получено решение , которое является оптимальным , потому , что для каждой независимой клетки выполняется критерий оптимальности плана транспортной задачи :
Cўij –Cij

Похожие работы:

  1. • Минимизация стоимостей перевозок
  2. • Проектирование оптимальной структуры строительных машин при ...
  3. • Решение транспортной задачи в Excel
  4. • Решение задач линейного программирования в среде ...
  5. • Распределительная (сбытовая) логистика
  6. • Решение задач транспортного типа методом потенциалов
  7. •  ... для оптимизации стоимости перевозок
  8. • Расчет тарифа при осуществлении перевозок
  9. • Транспортноя логистика
  10. • Транспортная задача
  11. • Экономика грузовых перевозок
  12. • Решение задач моделирования и оптимизации с помощью ...
  13. • Транспортная задача
  14. • Правила построения авиационных тарифов
  15. • Постановка и решение транспортной параметрической ...
  16. • Решение транспортной задачи с правильным балансом
  17. • Транспортная логистика
  18. • Транспортные тарифы. Нетрадионные виды транспорта
  19. • Управление материальными потоками
Рефетека ру refoteka@gmail.com