Рефетека.ру / Биографии

Доклад: Вишняков И.Я.

Вишняков И.Я.

Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761)

Великий русский художник, портретист и религиозный живописец времен императрицы Елизаветы Петровны. Был учеником Луиса Каравака, французского живописца, приглашенного Петром I в Россию.

И. Я. Вишняков был учеником Л. Каравакка, В 1730-е гг. работал в "живописной команде" Канцелярии от строений под руководством А. М. Матвеева, место которого занял после его преждевременной смерти в 1739 г. Из обширного наследия Вишнякова до нас дошли лишь некоторые портреты.

Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому традиции русского искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами. Вишняков знает об анатомии, но спокойно идет на нарушение ее правил, как в знаменитом "Портрете Сарры Элеоноры Фермор" (ок. 1750); ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермера чрезмерно длинными руками.

Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность ("Портрет Сарры Элеоноры Фермор"; "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1743; "Портрет Вильгельма Георга Фермора", вторая половина 1750-х). Он знает, что узоры на одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности побеждает, и растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам (портреты С. С. и М. С. Яковлевых, ок. 1756; И. И. Коцарева, до 1759, и др.).

Вишняков - мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки.

Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во "взрослое" платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.

Похожие работы:

  1. • Обеспечение корпоративной безопасности
  2. • Искусство середины XVIII века
  3. • Живопись середины XVIII века
  4. • Своеобразный мир русской иконы
  5. • Ключевые проблемы глобальной экологии
  6. • Русский музей- культурный центр XIX века
  7. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности
  8. • Ударные волны. Параметры ударной волны. Ее воздействие на ...
  9. • Социально-психологические вопросы культурной социализации
  10. • Химический элемент калий
  11. • Искусство передвижников в Русском музее
  12. • Экспортный маркетинг
  13. • Развитие творческого воображения посредством ...
  14. • Побудительные основания социальной креативности ...
  15. • Комбінована варіантність слів в сучасній українській мові
  16. • Методики оценки степени риска предприятия в ...
  17. • Государственное регулирование природоохранной ...
  18. • Итоги земельных реформ 90-х годов
  19. • Период изучения истории революционного терроризма в России во ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com