Рефетека.ру / Экология

Реферат: Министерство экологии республики Кыргызстан

[pic]

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине “Системный анализ и теория принятия решений”

Тема: Министерство экологии и охраны природы.

выполнили: студенты III курса

Зайцев
Д.А.

Насыров И.М.

Руководитель:

Профессор АН КР

Живоглядов
В.П.

Бишкек-98.

АННОТАЦИЯ

В данной работе были представлены задачи, цели и функции Министерства экологии и охраны природы. Также функционально - структурный анализ данного органа управления в виде схемы и описания каждой должности и их деятельности. Принята попытка, внести несколько предложений в информацию
Министерства экологии и охраны природы, для повышения эффективности деятельности данного органа управления и облегчения работы служащих.
Рассмотрен жизненный цикл информационной системы в виде схемы и словесного описания.
Explanation.
In given work were presented problems, purposes and functions of Ministry nature protection and surrounding ambiences. Also function - a structured analysis of given management body in the manner of schemes and each job title descriptions and their activity. Accepted attempt , contribute several offers in information a Ministry nature protection and surrounding ambiences, for raising efficiency of given management body activity and relieving a functioning (working) the employees. Considered life information system cycle in the manner of schemes and verbal description .
In given work were presented problems, purposes and functions of Ministry nature protection and surrounding ambiences. Also function - a structured analysis of given management body in the manner of schemes and each job title descriptions and their activity. Accepted attempt , contribute several offers in information a Ministry nature protection and surrounding ambiences, for raising efficiency of given management body activity and relieving, а functioning (working) the employees. Considered life information system cycle in the manner of schemes and verbal description

Ключевые слова: системный анализ, структура, информатизация, жизненный цикл.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введение
..................................................................……………….4

2. Описание органа управления Министерства

экологии и охраны природы как

системы
...........................................................………………..5

2.1.Задачи, цели, построение дерева целей ………………………. 6
2.2.Функции. Иерархическая схема функций
...................................7
3. Функционально-структурный анализ органа управления Министерства экологии и охраны природы……9
3.1. Распределение функций по отделам.
.......................................10
3.2. Предложение по структуре. ....................……………………..13
4. Системный подход к информатизации Министерства экологии и охраны природы. ………………………………14
4.1. Задачи информатизации.
..............................................................14
4.2. Жизненный цикл информационной системы и декомпозиция задач информатизации.
..……...............................15,16
5. Термины и определения.
5.1. Иерархия терминов....................................................................
....17
5.2.
Глоссарий...................................................................
.....................17
6. Заключение.
.......................................................……………….18
6. Используемые источники и литература. ......………………..19

ВВЕДЕНИЕ

Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Целью данной работы является оценка деятельности Министерства экологии и охраны природы Кыргызской республики, а также внесение предложений в структуру и функции этого аппарата управления с помощью системного анализа.

Ecology - a biological science, studying organization and operation on organizing different level systems. Often, Ecology defines also as a science on relations of organisms between itself and with the surround ambience. The Modern ecology intensive studies also problems of interaction of person and biosphere.

Take Aim a given work is a Ministry activity evaluation of eclogues and protection of nature a Kyrgyz republic, as well as a contributing the offers in the structure and functions of this device of management by means of the system analysis.

2. Схема описания органов управления Министерства экологии и охраны окружающей сред

2.1. Задачи и цели Министерства экологии и охраны природы

обеспечение рационального использования природных ресурсов формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека разработка и проведение государственной политики в области управления охраной окружающей среды обеспечить экологическую безопасность государства

Дерево целей

2.2. ИЕРАХИЧЕСКАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ ДАННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ

А

5524

А - Рациональное использование и контроль за природопользованием.
1- формирует эколого-информационный банк о состоянии, использовании и охране природных ресурсов;
2- учет использования природных ресурсов, выбросов, сборов загрязняющих веществ, вредных воздействий на окружающую среду и их источников;
3- определение потребности на оборудование, приборов, средств автоматики, стандартных образцов, химических реактивов;
4 - экологический прогноз, государственная программа, территориальные комплексные схемы охраны природы, использование и охраны водных, земельных и других природных ресурсов;
5 - прием объектов, выбор места и отвод земель для народнохозяйственного пользования;
6 - контроль за хищными ловчими птицами, охотничьим собаководством;
7- рекреационные мероприятия;
8 - регистрация и охрана поднадзорных судов и баз для их стоянок; безопасность плавания судов;
9 - создание комиссии по международному сотрудничеству;
10- разработка и утверждение Положения о Красной книге;
10.1 - ведение государственного кадастра животного, растительного мира, земельных и водных ресурсов;
10.2 - выдача разрешений на природопользование;
10.3 – мониторинг животного и растительного мира;
11- установление лимитов, выдача и анализ разрешений на:
11.1 - потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;
11.2 - выбросы в атмосферу;
11.3 - размещение отходов и токсичных материалов и веществ в окружающей среде;
11.4 - пользование, ввоз и вывоз из страны животного и растительного мира ;
11.5 - бурение скважин на воду;
11.6 - производство работ на водных объектах;
12- организация деятельности заповедников и охотничьих хозяйств;
12.1 - организация научно-исследовательских работ для лесного, сельского и охотничьего хозяйства;
1- 12.2 - государственный контроль за ведением охотничьего хозяйства, охот спорта, промысла, заготовок пушного и мехового сырья;
12.3- учет государственного охотничьего фонда и предоставление права ведения охотничьего хозяйства.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

| | | | | | | | | | | | | |
|ФУНКЦИИ | | | | | | | | | | | | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛЫ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|МИНИСТР | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ЗАМ. МИНИСТРА | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОНОМИЧЕСКИЙ | | | | | | | | | | | | |
|СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ | | | | | | | | | | | | |
|СОВЕТНИК | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ НОРМАТИВНОЙ | | | | | | | | | | | | |
|ДОКУМЕНТАЦИИ И | | | | | | | | | | | | |
|НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ ПРЕДПРОЕКТНЫХ| | | | | | | | | | | | |
|И ПРОЕКТНЫХ | | | | | | | | | | | | |
|ДОКУМЕНТАЦИЙ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ ОХРАНЫ | | | | | | | | | | | | |
|ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГ| | | | | | | | | | | | |
|О РЕГУЛИРОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ КОНТРОЛЯ | | | | | | | | | | | | |
|РЕСУРСОВ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОЛОГИЧЕСКОГО | | | | | | | | | | | | |
|ПРОГНОЗА И | | | | | | | | | | | | |
|ЭКОНОМИКИ | | | | | | | | | | | | |
|ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ | | | | | | | | | | | | |
|ОБЩИЙ ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
|ОТДЕЛ | | | | | | | | | | | | |
|МЕЖДУНАРОДНОГО | | | | | | | | | | | | |
|СОТРУДНИЧЕСТВА | | | | | | | | | | | | |

3.1 Анализ распределения функций по отделам

3.2. Предложение по структуре.
В целях получения более эффективных результатов деятельности Министерства охраны природы Кыргызской Республики, необходимы качественные изменения в системе управления органами Министерства. В частности, предлагается установить компьютерные информационные системы, в каком-нибудь из отделов.

Установление компьютерной информационной системы зависит от цели, которая преследуется, например, для управления структурой при помощи современных технологий (отказываясь от «ручного» способа ).

В связи с этим предлагаем установить КИС в такие отделы
Министерства охраны природы, как Главное контрольно-инспекционное управление или Главное управление экологической экспертизы. В свою очередь необходима постановка определенных целей и задач использования КИС в этих отделах. Начнем рассмотрение Главного контрольно-инспекционного управления.

Этот орган управления подразделяется на такие отделы, как отдел охраны среды, отдел контроля биоресурсов и отдел нормативно-правового регулирования, можно поставить целью сбор и обработку информации, которая затем поступает в центральный аппарат и является неотъемлемой частью принятия решения с помощью сети компьютерных средств. Это позволяет вести учет использования природных ресурсов, выбросов, сбросов, загрязняющих веществ, вредных воздействий на окружающую среду и их источников, причем можно обеспечить постоянное обновление информации, данных о состоянии окружающей среды, количества биоресурсов, не только по областям Республики, но и по ее районам, с тем, чтобы осуществлять соответствующий контроль и регулирование деятельности данной структуры управления. Также использование информационных средств в этой сфере дает возможность связи с другими ведомственными структурами при необходимости получения или даче рекомендаций в отношении совместной деятельности по инспектированию и контролю. Также появится возможность сравнения аналогичной ситуации
Кыргызстана с другими республиками, так как только совместная деятельность может привести к положительным результатам работы. Причем, как это уже было сказано выше, использование ИС намного облегчит как работу сотрудников
Главного контрольно-инспекционного управления, так и сотрудников всего
Министерства охраны природы.

Если говорить о Главном управлении государственной экологической экспертизы, то всесторонне известно, что только после одобрения проектов этим управлением можно их внедрить. Следовательно, здесь речь идет о создании, обработке и выборе пред проектной и проектной документации, используя КИС. Таким образом ставится цель об упорядочении всей этой документации и ее анализе для выбора наиболее оптимального проекта или, в целом, решения с помощью КС.

Опять-таки, при рассмотрении какого-либо проекта данное управление принимает во внимание множество важных пунктов: социально-экологическое развитие регионов, на которых намереваются осуществить проект; все санитарно-гигиенические нормы будущего проекта, использование технологий, материалов, веществ, их характеристики, и самое главное экологическую ситуацию этих регионов.

Отсюда вытекает следующее: o сеть компьютерных средств будет содержать всю информацию по данным пунктам и, таким образом, обеспечит быстрый и легкий доступ к этим данным, а также дает возможность выбора альтернатив путем сравнения и оценки информации o Все те проекты, которые не подходят экологическим нормам, установленными

Главным управлением государственной экологической экспертизы, будут

«отметаться» информационной системой в целях их переработки, внесения дополнений или изменений, либо в целях их отмены.

4. Системный подход к информатизации

Министерства экологии и охраны природы.
4.1. Задачи информатизации.

Предложенные выше варианты информатизации Министерства экологии и охраны природы требуют большого количества затрат на оборудование и переквалификацию кадров каждого отдела. Учитывая нынешнюю ситуацию в экономике Кыргызстана, мы предлагаем создать единый отдел как определенный элемент системы. Это мог бы быть Справочно-информационный отдел с сетью компьютерных средств, ставящий перед собой следующие задачи:
1. создание баз данных (например: база данных источников загрязнения, базу данных залежей природных ископаемых)
1. обеспечение информацией относительно: экологической ситуации в Республике вообще; экологической ситуации в различных регионах; использования ресурсов; учет выбросов, вредных воздействий на окружающую среду и их источников; состояния животного и растительного мира по регионам и т.д.

Кроме того, данные будут обновляться на каждый день (неделю, месяц и т.д.).
Информационная система должна быть универсальной, то есть каждый отдел будет иметь доступ к получению нужной информации, межрегионального, так и межгосударственного характера. Более того, министр может также обратиться в этот отдел для получения информации нужной для принятия оптимального решения.

4.2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Каждая система в процессе своей жизни проходит такие этапы как: рождение, развитие, функционирование, гибель (рис. 1) или же при дальнейшем развитии проходит этап диагностики (рис.2).

(рис.1)

(рис.2)

Декомпозиция задач информатизации.

1. Оценивая ситуацию в органах управления Министерства, приходим к выводу, что данная система управления довольна, традиционна для сегодняшнего времени, требующего новых технологий для сбора, обработки и хранения информации. Нынешняя модель управления затрачивает намного больше усилий, времени и средств и дает меньшую эффективность, чем модель, использующая информационные технологии.
2. В связи с этим мы предлагаем создать справочно-информационный отдел, с помощью которого будет обеспечиваться:
2.1 быстрый и легкий доступ к информации;
2.2. экономия времени:
2.3. автоматический контроль за экологической обстановкой в республике;
2.4. постоянное обновление информации;
2.5. связь как внутри республики, так и вне нее.

3. Информационная система данного отдела должна содержать следующее:
3.1. база данных по различным разделам (Например, таких как: база данных источника загрязнения; катастрофических явлений, залежей природных ископаемых и т.п.)
3.2. система сравнения данных и оценки принимаемых решений.

4. Система, удовлетворяющая всем требованиям, реализуется. Если при реализации системы нормально функционирует, без отклонений, то переходим к пункту 5.

4. Созданная новая система должна постоянно поддерживаться, то есть должен проводиться мониторинг функционирования системы, постоянное обновления данных.

5. Термины и определения
5.1. Иерархия терминов

Понятия системного анализа и теории принятия решений систематизированы по следующим разделам:

1. Основные понятия 2. Воздействия и сигналы

3. Виды управления 4. Принципы управления

5. Управляющие объекты 6. Системы управления 7.

Типовые законы управления 8. Элементы систем управления 9.

Структуры систем управления.

5.2. Глоссарий (список терминов и их определения).
АСУ - (автоматизированная система управления). Ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования при помощи ЭВМ.

Адаптивная структура - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механической (или бюрократической) структуры

Внутренние переменные - ситуационный фактор внутри организации. К ним относятся цели, структуры, задачи ,технологии и люди.

Горизонтальное распределение труда - разделение работы в организации на составляющие компоненты.

Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры ориентированные на покупателя.

Задача - предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Иерархическая структура - организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

Информационно-управляющая система - Формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.
Классическая школа управления - подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации
Контроль-процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
Планирование-процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Подразделение - формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.
Рациональное решение - выбор, подкрепленный результатами объективного анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не зависит от опыта, накопленного в прошлом.
Решение- выбор альтернатив.
Технология-любое средство преобразования исходных данных, будь то люди, информация или физические материалы - для получения желаемых продукций или услуг.
Цели - конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе.
Эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты.

6. Заключение

В данной работе была предпринята попытка проанализировать сегодняшнее состояние структуры и функций Министерства экологии и охраны природы. Было внесено предложение отказаться от традиционных форм управления и создать отдел с сетью компьютерных информационных средств, облегчающих процесс сбора и обработки информации, необходимой для принятия решений.

Но мы представили данную модель в структуре центрального аппарата
Министерства. Хотелось бы чтобы в будущем подобные отделы существовали в каждом отдельном регионе или области. Согласованная деятельность, новые технологии - вот гарант успеха.

Также существует много недостатков в нашей республике по охране природы. В том числе: естественный бытовой, заводской мусор вывозится на большие свалки за город, что приводит к нарушению и к загрязнению водных ресурсов, водоемов, культурных полей, атмосфер, а также является разносчиком разных заболеваний.

На примере западных стран, где на высоком уровне построены заводы по сортировки и переработки мусора: не допускать открытый сбор мусора в контейнерах; ввести в обязанность заводам по изготовлению пластиковых мешков (что дает экологическую чистоту при вывозе).

На заводах сортировать и уничтожать мусор в виде: топлива (что дает отопление одной из частей города); из резиновых и пластмассовых изделий переплавлять на бытовые предметы; металл, железо, как ценнейший материал для нашей республики отправлять на заводы для переплавки; стекло и посуду переплавлять на стекольном заводе в Токмоке на стеклянные изделия.

Ведь экология окружающей среды играет огромную роль для человечества.
Давайте охранять ее эффективными способами и совместными усилиями.

7. Используемые источники и литература.

1. Положение о Министерстве экологии и охраны природы Кыргызской
Республики.

2. Схема управления Государственного комитета по охране природы Кыргызской
Республики.

3. Лекции по "Системному анализу и теории принятия решений ".

-----------------------

КГНУ

Институт Интеграции Международных Образовательных Программ

Кыргызско-Американский Факультет

Компьютерных Технологий и ИНТЕРНЕТ

Хозяйственное управление

Формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальным и духовным потребностям нынешнего и будущего поколения народа Кыргызстана и обеспечивающей экологическую безопасность государства

Формирование жизненной среды, удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека;

Обеспечение рационального использования природных ресурсов;

Разработка и утверждение экологических стандартов, нормативов, правил, положений и инструкций по охране природы и использованию природных ресурсов;

Разработка законодательных актов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию и внесение их в Правительство КР;

Разработка предложений обеспечивающих активное воздействие на инвестиционные процессы, связанные с природопользованием и проведением природоохранных мероприятий, также вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования для включения их в проекты. Основных направлений функционирования экономики КР, целевые государственные программы по охране природы

Обобщение практики применения природоохранных законодательств и экономического механизма в области охраны окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов и отходов производства в секторах экономики Республики, совершенствование природоохранного законодательства и механизма природопользования

11.4

11.3

11.2

11.1

А

Главное управление эколо- гической экспертизы

Главное контрольно инспекцион- ное управление

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство задач и функций, за работу предприятий , учреждений и организаций Министерства; распределяет обязанности между заместителями министра; образовывает, реорганизует и упраздняет подведомственные предприятия, учреждения, структурные подразделения, утверждает их структуру и штаты в пределах установленного Правительством фонда оплаты труда.

Министр

Заместитель министра

выполняет те же функции, что и министр, только в отсутствии последнего.

Экономический советник

занимается финансово-экономическими вопросами, касающихся в частности финансирования бюджета, фонда оплаты труда и инвестиционных проектов, а также внешней экономической деятельностью Министерства.

выступает инициатором проектов по рациональному использованию природных ресурсов и их контролю.

Экологический советник

Отдел нормативной документации и новых технологий

проекты нормативно-правовых, инструктивно-методических, нормативно- экологических, санитарно-гигиенических документов, регламентирующих все виды хозяйствующей, организационной, налоговой, лицензионной, учебной, инвестиционной, совместной внешнеэкономической деятельности при природопользовании; документации по созданию и использованию новой техники, технологии, материалов и веществ, включая ввозимые из-за рубежа в республику.

все виды предплановой и пред проектной документации, касающейся социально- экономического развития; предпроектные и проектные материалы на строительство, тех перевооружение, перепрофилирование и ликвидацию хозяйственных объектов, в том числе иностранных юридических и физических лиц; предпроектные и проектные документации по всем видам геологической деятельности.

Отдел предпроектных и проектных документации

осуществляет совместно с министерствами, инспекциями, агентствами и предприятиями учет использования природных ресурсов, выбросов, вредных воздействий на окружающую среду; утверждает порядок согласования условий и выдачи разрешений на природопользование в пределах своей компетенции; устанавливает лимиты и нормативы природопользования, выдает и анализирует разрешения на:

1.Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

2.Выбросы в атмосферу.

Отдел охраны окружающей среды

обобщает практику применения природоохранного законодательства и экологического механизма в областях охраны природы, рационального и комплексного использования природных ресурсов и отходов производства в отраслях народного хозяйства Республики, разрабатывает и вносит в
Правительство предложения по совершенствованию природоохранного законодательства.

Отдел нормативно правового регулирования

ведет государственный кадастр животного и растительного мира по разделам и осуществляет государственный мониторинг за состоянием соответствующих объектов животного и растительного мира; рассматривает и согласовывает основные направления развития охотничьего хозяйства ; организует деятельность заповедников; осуществляет разработку и проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность и обогащение флоры и фауны государственных заповедников.

Контроль биоресурсов

Госэкологическая экспертиза принимает участие в планировании и принятии любого хозяйственного решения о социально-экономическом развитии на территории Кыргызстана. Независимое ее заключение служит основанием для приятия решения законодательных, исполнительных, судебных органов и финансировании бюджета.

анализирует влияние антропогенной деятельности на состояние природной среды, регулирует масштабы вовлечения в хозяйственный оборот всех видов природных ресурсов и организует совместно с заинтересованными и научными учреждениями разработку долгосрочных экологических прогнозов и государственных программ, территориальных комплексных схем охраны природы.

Отдел экологического прогноза и экономики природопользования

участвует в определении потребности и формировании государственных заказов на производство оборудования, приборов, средств автоматики и автоматизированных систем, стандартных образцов, веществ химических реактивов; участвует в работе государственных и рабочих комиссий по приему и вводу в действие новых объектов и выбору места и отводу земли для народного хозяйства.

Управление делами:

1) общий отдел

2) Центральная бухгалтерия

разрабатывает предложения по формированию единой государственной политики в деле сотрудничества с зарубежными и международными организациями в сфере охраны природы и природопользования; разрабатывает и утверждает Положения о межведомственных комиссиях по вопросам, входящим в компетенцию Госкомприроды Кыргызской Республики.

Отдел международного сотрудничества

РОЖДЕНИЕ

Изучение, диагностика

Анализ системы

Р

А

З

В

И

Т

И

Е

Г

И

Б

Е

Л

Ь

Синтез

Системное проектирование

Внедрение

Эксплуатация мониторинг

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ


Пресс «Аалам»

9.1

А

-3-

11

1

12

9

10

2

3

4

5

6


7

8

Инспекция аналитического контроля

Нарынский областной комитет

Талаский областной комитет

Инспекция аналитического контроля

Бишкекский городской комитет

Инспекция аналитического контроля

Инспекция аналитического контроля

Министерство экологии и охраны природы Кыргызской Республики

Областные филиалы

Экологический
Научно-информационный вычислительный центр

Центральная инспекция аналитического контроля

Государственные заповедники

Токмокская межрайонная инспекция

Чуйский областной комитет

Иссык-кульский областной комитет

Балыкчинская межрайонная инспекция

Инспекция аналитического контроля

Кара-Балтинская межрайонная инспекция

Ошский областной комитет

Кызыл-Кийская межрайонная инспекция

Джалал-Абадский областной комитет

Таш-Кумырская межрайонная инспекция

10.1

10.3

10.2

12.3

12.2

12.1

11.6

11.5

Рефетека ру refoteka@gmail.com