Рефетека.ру / Теория государства и права

Реферат: Применение права

Зачетная книжка №147

Кафедра Государственно-правовых дисциплин.

Курсовая работа по теории государства и права

слушателя первого курса заочного отделения Саратовской Высшей школы МВД

сержанта Стаканова Александра Константиновича.

432072, г.Ульяновск, ул.

Островского, 13-28

Тема №7

Применение права

I. Понятия и основные формы реализации права. Применение как особая форма правореализации. 3


II. Стадии применения норм права. Юридический процесс и его разновидности.
7


III. Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам. 25


IV. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности и акты правоприменения ими издаваемые. 34

ВВЕДЕНИЕ: Реализация права общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в федеральном государстве законодатель следует не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.

I. Понятия и основные формы реализации права. Применение как особая форма правореализации.

Реализующие действие права, выраженное в законе, обусловлено не только принудительной силой государства, но и собственной мощью.

Сила права - характеристика, отражающая социальный вес, меру способности права соответственно его целям, природе и назначению, вызвать необходимые социальные последствия в обществе.

Реализация объективного права представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Ее можно рассматривать, как процесс и как конечный результат.

Реализация права - это такое поведение субъектов общественных отношений, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Осуществление права представляет собой процесс превращения юридических и идеальных моделей, отражающих необходимые для государства состояние, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений.

Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:

а) реализацию общих установлений содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности.

б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетенцию.

в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

По субъекту реализации права можно выделить две формы:

1. Индивидуальная

2. Коллективная

По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права. В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различает добровольное и принудительное осуществление права.
Характер действий субъектов, степень их активности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации:

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В данном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права которая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юридических обязанностей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВА - это форма реализации права которая означает осуществление субъектами своих прав. В отличие от исполнения права, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реализации права предоставляет субъекту совершать дозволенные нормами права действия.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства. Применение права является особой формой реализации права. Применение права от других форм реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других.
Отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Правоприменение - это властная деятельность, это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам.
Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединением в русло закона.

Применение закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осуществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.

Государственные органы, которые занимаются правоприменительной деятельностью, как правило осуществляют и другие правовые функции правотворческую и правоохранительную.

Применение права - после правотворчества - второй по значению, а при известных социальных условиях и не менее важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные отношения.

Применение права может выступать как способ и средства организации осуществления правовых норм, как стадия в механизме реализации, как юридический факт, в результате которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения, и как форма осуществления права. В связи с анализом этой формы реализации права возникает вопрос - когда и при каких условиях становится необходимой властная деятельность компетентных органов. Такая необходимость возникает когда:

а) субъекты общественных отношений не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, представленные правом.

Эти органы организуют этот процесс (прием на работу, зачисление в ВУЗ , призыв в армию и т.д.)

б) имеется спор по поводу определенного факта или отношения, причем сами стороны не могут прийти к согласованному решению (о разделе имущества) или существуют препятствия для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;

в) возникает необходимость в применении государственного принуждения

(назначение наказания за совершенное правонарушение, изъятие у некоторых категорий лиц);

г) для возникновения определенных правоотношений требуется официальное установление наличия или отсутствия конкретных фактов, а так же где нужно официально закрепить те или иные действия, оформить их в качестве юридически значимых фактов с одновременной проверкой их правильности и законности (регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, оформление результатов голосования, признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим). Все изложенное позволяет заключить, что применение права - важнейшая и особая форма реализации правовых норм.

II. Стадии применения норм права. Юридический процесс и его разновидности.

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

Таких стадий 3:

1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права.

Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.

В юридической науке и практике они нередко называются ГЛАВНЫМ ФАКТОМ
(или фактом подлежащим доказыванию). Это например факт убийства, совершенное гражданином. Главный факт относится, как правило к юридическим фактам, притом к фактам правообразующим или правопрекращающим, т.е. влекущим возникновение или прекращение юридических последствий.

Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а так же из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образует юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании по уголовным делам, об административных правонарушениях имеет ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ т.е. предложение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже множестве фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке предусмотренным законом, и установлена приговором суда.

От презумпции невиновности зависит распределение БРЕМЕНИ ДОКАЗЫВАНИЯ, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям это бремя возложено на обвинителя.
Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.

Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения невыполненного обязательства, причем имущественный вред: и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Он считался виновным, и данное обстоятельство
(виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательств, причинило вред.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это ПРЕЮДИЦИЯ т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки.

2. Установление юридической основы дела.

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде всего определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права ни данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как "критика" нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его покритиковать т.е. тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая «критика» подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится к самому закону, иному акту правомерен ли сам закон, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на данных лиц. Например, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Сюда же включается
"высшая" критика подзаконного акта с точки зрения его соответствия закону.
Этот акт нельзя применить, если несоответствие обнаружено. "Низшая критика" касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т.е. погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или в крайнем случае выверенной и завизированной копией официального текста.

Выбор юридических норм на основании доставленного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Анализ норм путей изъяснения их содержания.

ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ - имеет при применении юридических норм
"сквозное" значение: она завершает и сводит воедино две стадии во многом предварительного характера - установление фактических обстоятельств, а так же охватывает решение юридического дела. ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ - это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам. Основное при правовой квалификации оценка доказательств и вместе с тем определение отрасли права и юридической консультации, которая охватывает данный случай.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания).
Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово".
Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно- властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.
Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

1.Его юридическое значение может состоять в ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТАТАЦИИ, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2.После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность.
Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: ОСНОВНОЙ АКТ в котором выражено решение юридического дела в целом, и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения.
Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

Процессуальное производство неразрывно связано с материально-правовыми нормами, как форма с содержанием, каждой отрасли или группе отраслей материального права соответствует определенная процедура применения материальных норм. Становление теории юридического процесса имеет целью способствовать совершенствованию практики правоохранительных и других органов и должностных лиц, стимулировать рост профессиональной

культуры, дисциплинированности и этичности деятельности этих органов и лиц.

Юридический процесс как комплексная система имеет ряд специфических признаков, характерных для всех правовых форм деятельности органов государства. Прежде всего, это разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела, осуществляемое на основе закона.

Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, характеризуется определенностью компетенции, функций и полномочий этих субъектов. Одни (органы государства и должностные лица) выполняют организационную функцию, на них возлагается ответственность за исход процесса, другие (истцы, потерпевшие, ответчики, правонарушители и др.), имеют ряд прав и гарантий и могут рассчитывать на охрану их личности и законных интересов. Теория и практика юридического процесса является результатом объективных процессов интеграции дифференциации знания, происходящей как внутри юриспруденции, так и на стыках ее со смежным знанием.

Свидетельством тому является все большее проникновение этики и психологии в юридическую науку и практику, все больше широкое применение специального знания (в частности, криминалистического), и не только в уголовном, но и в других видах юридического процесса.

Обобщая изложенное, можно предложить определение юридического процесса.
Юридический процесс - это комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права, которая:

а) выражается в совершении операций с нормами права в связи с решением определенных юридических дел;

б) осуществляется уполномоченными органами государства и должностными лицами в пользу заинтересованных субъектов права;

в) закрепляется в соответствующих правовых актах - официальных документах;

г) регулируется процедурно-процессуальными нормами;

д) обеспечивается соответствующими способами юридической техники.

Конструктивность юридического процесса как комплексной системы наглядно раскрывается при детальном установлении его обобщенных признаков и свойств, обуславливающих его правовую природу и правовое содержание. Определяя родовую общность составляющих юридический процесс относительно обособленных компонентов, следует одновременно подчеркивать и специфичность каждой разновидности.

Основные признаки юридического процесса как комплексной системы:


. юридический процесс - это разбирательство (рассмотрение определенного юридического дела). Обычно в качестве юридического дела квалифицируют либо правонарушения, либо спор о праве. Юридическая природа таких жизненных обстоятельств состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия. Итак, юридическое дело - это такое обстоятельство, которое разрешается (рассматривается) на основе закона, а его последствия осуществляются во исполнении закона. Именно эти два момента и определяют природу юридического дела, а следовательно, исходную основу юридического процесса.


. юридический процесс, как деятельность по совершению операции с нормами права. Юридическая природа любой государственной деятельности определяется прежде всего тем, что соответствующий орган государства или должностное лицо ставятся в условия, когда они должны непосредственно использовать нормы права для разрешения конкретных юридических дел.
Причем в качестве объекта служебно-производственных операций в данном плане, выступают одновременно нормы материального и процессуального права, т.е. орган или должностное лицо должны оперировать нормами, которые определяют характер разрешаемого юридического дела и одновременно оптимальный порядок достижения юридического результата.


. Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных на то органов государства и должностных лиц. Совершение операций с нормами права осуществляет строго установленный круг органов государства и должностных лиц. Конкретный состав, объем компетенции каждого из уполномоченных участников процесса установлен соответствующим законодательством, в котором точно зафиксировано, что может быть субъектом процесса, что он должен делать и каким образом осуществлять свои должностные (служебные) функции.


. юридический процесс как деятельность, результаты которой, обязательно оформляются в соответствующих документах. Четкое разделение функций между участниками традиционного юридического процесса и их официальный характер вызывают потребность в соответствующих способах закреплений результатов, получаемых в ходе разбирательства юридического дела. В качестве таких способов, как правило выступают различные процессуальные акты-документы, содержащие в себе предписания индивидуального характера, т.е., они всегда индивидуализированы по предмету: касаются данного дела и адресованы конкретному субъекту, заинтересованному участнику процесса. К числу процессуальных актов-документов в традиционном юридическом процессе относятся приговоры, решения суда, различного рода постановления и определения суда, следователя, дознавателя и т.д. Официальный характер указанных документов выражается не только в том, что они оформляются уполномоченными на то субъектами, но и в том, что природа данных документов, их структура и соответствующие реквизиты закреплены в законодательных актах. Кроме того, каждый из них имеет свой государственный стандарт и определенную форму.


. юридический процесс как деятельность, вызывающая объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации. Юрисдикционная деятельность в силу своей особой социальной остроты как по совершаемым действиям, так и по результатам нуждается в обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее эффективной гарантией юридического процесса является то, что он получает четкое, всестороннее и наиболее совершенное урегулирование с помощью гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, поскольку объективно обусловлено такое состояние, когда материальное право должно иметь свои процессуальные нормы.


. Юридический процесс как деятельность, непосредственно связанная с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники. Для получения достоверных вызовов по рассматриваемому юридическому делу и обоснования принимаемого решения участникам- организаторам юридического процесса всегда приходится устанавливать соответствующие фактические данные и обстоятельства юридического дела, т.е. искать и доказывать истину по делу. Самыми эффективными способами добывания истины по делу располагает такая отрасль юридической практики, как криминалистика. Отметим, что уголовный процесс немыслим без систематического и всестороннего пользования услугами криминалистики. В традиционном юридическом процессе весьма существенное значение имеют и такие технические нормы, которые относятся к порядку оформления процессуальных документов: решений, определений, протоколов, повесток.
Таким образом, юрисдикционной деятельности свойственно широкое использование самых разнообразных технических средств и соответствующих правил, направленных на эффективное получение процессуальных результатов, соблюдение таких правил обязательно для всех должностных лиц, субъектов- организаторов и непосредственно заинтересованных участников юридического процесса.

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда в качестве основания классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д. Причем, как правило, сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значении. Указанная классификация в принципе вполне приемлема, ибо содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако, она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурный комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: учредительный, правотворческий, правоприменительный, контрольный.

Они различаются прежде всего по своему содержанию и функциям, характеру побудительных обстоятельств или общих юридических фактов, специфичности непосредственного юридического последствия.

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий организации, проведению выборов или назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические акты или юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица.
Учредительный процесс чрезвычайно многообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.

Учредительный процесс можно рассматривать и в плане процессуального режима, поскольку юридическая атмосфера формирования органов государства, должностных лиц и субъектов права носит различный характер и проявляется в разных условиях. Правомерно выделять следующие учредительные режимы: публичный режим - выборы всех представительных органов государства; режим назначения должностных лиц в условиях номенклатуры; режим порядка образования юридических лиц - распорядительный, разрешительный и явочно- нормативный.

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций н должностных лиц, состоящих из системы действий по подготовке, утверждению и официальному оглашению нормативно-правовых актов. Она выражается прежде всего в том, что преследует цель создания и поддержания системы права в надлежащем состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества.

Побудительными обстоятельствами правотворческого процесса непосредственно выступают объективная потребность в правовом оформлении соответствующих общественных отношений, а также проявления права правотворческой инициативы. В правотворчестве легко обнаружить все основные элементы процессуальной формы с их специфическими чертами и особенностями.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это такой комплекс, который по своему объему является доминирующим в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчеству. Правоприменение распространено в самых различных сферах, непосредственно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов

права и поэтому выполняет наиболее существенную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительный процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению

самых различных индивидуальных дел, имеющих юридические значения. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности.

Побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают юридические факты и фактические составы.
Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера. Это в одинаковой мере касается характеристики как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического исполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдаемости правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного исполнения принятого решения.

Побудительными обстоятельствами контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования.
Восстановления состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения.
Своеобразие контрольного процесса в том, что он занимает самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы, принизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне.

Рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных их разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором в качестве непосредственных генераторов юридического воздействия выступают самые различные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальное юридическое воздействие предполагает наложенное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, которые установлены в результате правотворчества.

III. Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

[1]Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым
Ш.Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:

а) "Собственнические" акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такие классификации носят локальный характер и не могут представить всю систему применительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия :

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

г) логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:


. по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.


. по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно- распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.


. в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

. по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела

(приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:


. в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);


. по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;


. в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;


. по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;


. по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;


. в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.


. по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные

б) производственные

в) смешанные


. по сферам использования:

а) хозяйственные

б) социально-культурные

в) административно-политические.

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:


. ЗАКОННОСТЬ - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права
(их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.


. ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:

21. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

22. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.


. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.


. СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

IV. Органы внутренних дел как субъекты правоприменительной деятельности и акты правоприменения ими издаваемые.

1) Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в,

установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.
Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной

деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в

использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:

1. носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела);


2. содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов);


3. индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);


4. применение норм права органами внутренних дел

осуществляется в строго установленном законом порядке.

Другими словами существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов внутренних дел, причем степень детализации порядка правоприменительной деятельности данных органов весьма высокая. Порядок их деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации

правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий, учреждений организаций в России, занимающихся вопросами приема и увольнения оформления отпусков, пенсий, пособий и другими вопросами правоприменительной деятельности. Столь высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Органы внутренних дел как субъектов правоприменительной деятельности можно охарактеризовать как государственные органы, на которые возлагается выполнение задач уголовного судопроизводства, охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса (раскрытие и расследование преступлений). Сюда относятся: органы дознания, следователь (начальник следственного отдела).

Предварительное следствие в органах внутренних дел производится следователями. Они выполняют функцию расследования, осуществляют возбуждение уголовных дел. В качестве органа предварительного следствия выступает следователь, которым наделен широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом обязательны для исполнения всеми учреждениями предприятиями, организациями должностными лицами и гражданами.

2) Правоприменительная деятельность, органов внутренних дел, как и других субъектов правоприменительной деятельности, состоит из ряда последовательных действий (стадий).

1. Установление фактических обстоятельств дела.

Органы внутренних дел на данной стадии должны отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения конкретного уголовного дела, а затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Причем исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению дела, то есть фактические обстоятельства должны ими устанавливаться в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Например, при расследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления.

Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов и других данных. Эти данные называются юридическими доказательствами и устанавливаются в предусмотренном законом порядке (УПК
РФ).

2.Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

На данной стадии орган внутренних дел в лице следователя решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело, т.е. на этой стадии следователь дает правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Затем проверяется достоверность текста нормы на предмет ошибок изменений противоречия закону и делается ее анализ, который включает проверку действия нормы в пространстве во времени и по кругу лиц.
То есть следователь устанавливает:


1. действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;


2. действует ли эта норма на территории где это дело должно быть разрешено;


3. распространяется ли данная норма на лица, в отношении которых она должна быть применена (подозреваемых).

3. Вынесен не решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций.

Установление фактических обстоятельств дела, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание следователем индивидуального правового акта (например, постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

Проанализируем стадии правоприменительной деятельности органов внутренних дел на примере.

Совершено преступление. Следователь, установив, кто совершил преступление, когда, где, каким способом, по каким мотивам квалифицирует данное преступление по какой либо статье УК РФ. Затем проверяет, действовала ли данная статья УК в момент совершения преступления и действует ли она на данный момент, действует ли она на данной территории, где рассматривается дело и распространяется ли она на данного подозреваемого (возраст, вменяемость и др.). По окончании всех вышеуказанных действии и положительном их решении следователь выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого (правоприменительный акт).

Таким образом, можно сделать вывод что деятельность органов внутренних дел завершается изданием акта применения нормы права.

3) а) Правоприменительные акты, издаваемые органами внутренних дел, фиксируют принятое решение, придают ему официальное значение и властный характер. Следовательно, можно дать следующее определение правоприменительного акта издаваемого ОВД.

Правоприменительный акт, издаваемый органом

внутренних дел - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание Органа внутренних дел
(следователя), которое выносится в результате разрешения конкретного дела.

Эти акты имеют большое значение в уголовно-

процессуальной деятельности так как выполняя задачи уголовного процесса, они направлены на возникновение, изменение или прекращение уголовно- процессуальных отношений, констатацию наличия или отсутствия материально- правовых отношении являющихся предметом процессуальной деятельности.

б) В числе правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел можно назвать: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, постановление о проведении экспертизы и др. (см. ниже).

Существуют определенные требования к форме правоприменительных актов издаваемых органами внутренних дел. Прежде всего, они должны быть письменно изложены иметь точное наименование, указываемое в заголовке и содержать другие необходимые атрибуты, а именно: дату и

место вынесения, полное наименование органа принявшего данный акт, подписи лица или лиц принявших данное решение(112,144, 167-168, 205 и др. ст. УПК
РФ).

Другую группу правоприменительных актов органов внутренних дел составляют протоколы следственных действий, в которых удостоверяется акт осуществления содержание и результаты соответствующих следственных действий
- осмотр места происшествия, обыск, допрос и т.д. Форма протокола следственных действий, правила их подписания и принесения замечаний детально регламентируются законом (141, 142, 235, 264-266 и др. ст. УПК)

В качестве примера акта применения права, издаваемого органом внутренних дел, приведем постановление о привлечении в качестве обвиняемого, которое имеет большое значение к уголовном судопроизводстве, так как в нем реализуется требование о привлечении к ответственности только виновных.

С момента получения достаточных доказательств установления совершения преступления конкретным лицом, уголовный процесс приобретает определенную направленность, появляется обвиняемый. Сам акт привлечения в качестве обвиняемого выражается в вынесении мотивированного постановления об этом
(143-144 УПК) и предъявлении его лицу, привлеченному в качестве обвиняемого
(ст.148 УПК)

Основаниями для вынесения этого постановления являются: материально- правовое - совершение субъектом деяния содержащего состав преступления и процессуальное - доказанность совершения его конкретным лицом.

Привлечение в качестве обвиняемого должно осуществляться следователем лишь при наличии его убеждения в виновности субъекта, основанного на доказательствах и не может основываться на предположениях.

Значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит также в том что установление вменяемых в вину фактов и их юридическая квалификация в значительной степени определяет предмет и пределы дальнейшего производства по делу.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого состоит из 3-х частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается время место вынесения постановления фамилия должностного лица, вынесшего постановление и фамилия лица привлекаемого в качестве обвиняемого.

Описательная часть содержит формулу обвинения, указывает время место способ другие обстоятельства совершенного преступления, а также приводится юридическая квалификация содеянного.

Резолютивная часть постановления указывает на решение следователя привлечь данное лицо в качестве обвиняемого по конкретной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предварительное следствие может быть закончено:


1. направлением уголовного дела в суд для предания

обвиняемого суду;


2. прекращение уголовного дела;


3. направлением дела в суд для рассмотрения вопроса

о применении принудительных мер медицинского характера.

В каждом из указанных случаев органом внутренних

дел (следователем) составляется соответствующий

правоприменительный акт, выражающий решение следователя.

Направление дела в суд для предания обвиняемого суду является основной формой окончания предварительного расследования, в связи с чем рассмотрим такой правоприменительный акт органа внутренних дел как обвинительное заключение.

После ознакомления участников процесса с материалами дела лицо, производившее расследование, приступает к составлению обвинительного заключения, которое является последним процессуальным документом, им составляемым и наиболее важным правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел.

В обвинительном заключении излагается сущность дела, содержатся мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц, дается общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых.

Значение обвинительного заключения состоит в том, что судебное разбирательство производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению по которому они преданы суду.

В соответствии со ст.205 УПК РФ обвинительное заключение состоит из описательной и резолютивной

частей.

В описательной части излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту и результаты проверки этих доводов.

В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона предусматривающих данное преступление.

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и времени его составления.

Следующим правоприменительным актом, издаваемым органом внутренних дел, является постановление о прекращении уголовного дела, которое может быть вынесено:


1. при выявлении обстоятельств, исключающих производство по делу

(ст.5УПК);


2. при наличии обстоятельств позволяющих освободить лицо, в деянии которого имеются признаки преступления от уголовной ответственности

(ст.6-9УПК);


3. при недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для дополнительного собирания доказательств

(ч.2 ст.208 УПК.);


4. когда лицо, совершившее общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшее душевной болезнью после совершения преступления, по характеру совершенного деяния и своему психическому состоянию не представляет общественной опасности (п.1 ст.406 УПК.).

В постановлении о прекращении уголовного дела по указанным основаниям излагается сущность дела и основания прекращения (ст.209 УПК).

Кроме того, органами внутренних дел издаются и исполнительные акты - направленные на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением.

Однако эти акты связаны не с их профессиональной деятельностью, не с их прямой функцией, они связаны с их

внутрихозяйственной, трудовой деятельностью. В качестве иллюстрации можно сослаться на приказы о повышении в должности, увольнении с занимаемой должности, уходе в отпуск и др.

в) На основании изложенного можно выделить следующие признаки актов применения права издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от нормативно-правовых актов-источников права:

1. нормативно - правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как правоприменительные акта органов внутренних дел не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

2. нормативно - правовые акты охватывают широкий круг общественных отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на строго определенный круг

общественных отношений;

3. нормативно - правовые акты адресованы широкому точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц в то время как правоприменительные акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

4. действие правоприменительного акта органа внутренних дел прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом.

Например, действие обвинительного заключения прекращается после вынесения приговора суда, которым обвиняемый признается виновным и далее начинается действие приговора до тех пор, пока он не будет приведен в исполнение. Однако это не означает прекращение действия закона предусматривающего ту или иную ответственность. Таким образом, акты, издаваемые органами внутренних дел можно охарактеризовать как правоохранительные, - т.е. предназначенные для охраны существующих норм от возможных

правонарушений в профилактических целях или же в связи с совершением правонарушения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. С.С.Алексеев. Государство и право. Москва, 1993


2. Г.Н.Манов. Теория государства и права. Москва, 1996


3. В.А.Юсупов. Правоприменительная деятельность органов управления.

Москва, 1979


4. Теория юридического процесса. (под ред. В.М.Горшнева), Киев, 1985


5. Уголовно процессуальный кодекс РФ по состоянию на 1 июля 1997 года.

Библиотечка "Российской газеты". Выпуск №23.


6. Теория государства и права. Учебник (под ред. профессора М.Н.Марченко).

М.: Издательская фирма "Теис", 1996.


7. М.Н.Марченко. Теория государства и права. Учебник. М.: Юридическая литература, 1996.


8. А.И.Коваленко. Теория государства и права. Москва, 1994.


9. В.Н.Хропанюк. Теория государства и права. Учебник. М.: Издательство

ДТД, 1996.


10. Малков В.П. Процессуальные акты предварительного расследования. Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 1988.


11. Правоприменение в советском государстве. Монография (под ред.

И.Н.Кузнецова, И.С.Самощенко). М.: Юридическая литература, 1985.

-----------------------
[1] В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" стр.100-107.


Рефетека ру refoteka@gmail.com