Рефетека.ру / Предпринимательство

Реферат: Лицензирование розничной торговли

План.
1. Основные понятия………………………………..1
2. Порядок получения лицензии……………………7
3. Порядок лицензирования розничной торговли.11
4. Ответственность за нарушение правил лицензирования.
5. Библиография.

1. Основные понятия.

Гражданским Кодексом предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Эти же положения нашли отражение в Постановление Пленума Верховного Суда
РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": «перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (часть третья пункта 1 статьи
49). В связи с этим судам следует иметь в виду, что после введения в действие Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом».

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность по лицензированию и перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является
Федеральный закон Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Перечень видов деятельность для осуществления которых требуется лицензия определяется Федеральным законом. Для получения лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить установленные нормативными правовыми актами требования и условия. В этом случае лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводят мероприятия по выдаче лицензии. В целях учета выданных лицензий уполномоченными органами ведется реестр лицензий - совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов.

Лицензирование осуществляется в соответствии с основными принципами, установленными статьей 3 вышеуказанного закона.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства; обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта
Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов
Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов
Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года.
Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно- эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

2. Порядок получения лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании…», иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется
(вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации. За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

3. Порядок лицензирования розничной торговли.

Действующим законодательством предусмотрено лицензирование розничной торговли:
- ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни
- пестицидами и агрохимикатами
- автомототранспортными средствами
- другие виды розничной торговли.

Лицензирование в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения предусмотрено Инструктивным письмом Комитета торговли и продовольствия мэрии Санкт-Петербурга от 28 апреля 1994 г. N 01к-
250. Выдача лицензий на право торговли автомототранспортными средствами производится при наличии торгового места, обеспечивающего соблюдение утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 109 Правил торговли этими товарами. Работа по выдаче лицензий возложена на Комитет торговли и продовольствия мэрии и на районные администрации.

Районные администрации выдают:

1. Лицензии на право розничной торговли винно-водочными изделиями и пивом юридическим и физическим лицам (решение малого Совета Горсовета от
31.07.92 N 255);

2. Лицензии на право розничной торговли подакцизными товарами
(распоряжение мэра от 13.08.93 N 644-р):

- спиртом этиловым и табачными изделиями юридическим и физическим лицам,

- изделиями из натуральной кожи, одеждой и головными уборами из натурального меха, изделиями из хрусталя, коврами и ковровыми изделиями физическим лицам;

3. Временные патенты на право уличной мелкорозничной торговли (решение малого Совета от 31.07.92 N 249).

Комитет торговли и продовольствия мэрии выдает лицензии:

1. На право розничной торговли подакцизными товарами (распоряжение мэра от 13.08.93 N 644-р):

- легковыми автомобилями и шинами к легковым автомобилям, грузовыми автомобилями грузоподъемностью до 1,25 т, ювелирными изделиями юридическим и физическим лицам,

- изделиями из натуральной кожи, одеждой и головными уборами из натурального меха, изделиями из хрусталя, коврами и ковровыми изделиями юридическим лицам;

2. На виды деятельности в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания (распоряжение мэра от 23.03.94 N 275-р):

- розничная торговля, кроме мелкорозничной торговли, которая осуществляется при наличии у хозяйствующего субъекта временного патента,

- оптовая торговля,

- производство и реализация собственной продукции и других продуктов на предприятиях общественного питания, включая деятельность по обслуживанию населения,

- деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и предприятиям.

Предприятия, организации, занимающиеся выставочной деятельностью и одновременно осуществляющие торговлю подакцизными товарами, обязаны иметь лицензии на право торговли этими товарами.
В соответствии с Положением о лицензировании торговли товарами, облагаемыми акцизами, лицензия выдается на каждый вид этого товара, на каждое торговое место. Под торговым местом при традиционном методе торговли понимается отдельно оборудованное рабочее место продавца или в мелкорозничной сети - киоск, палатка, павильон, автомашина и т.д.; при продаже товаров методом самообслуживания количество торговых мест определяется из расчета в продовольственной торговле до 22 кв.м, в промышленной торговле до 30 кв.м торговой площади, занятой этими товарами.

Письмом МВЭС РФ от 17 июня 1997 г. N 21-176 сообщено, что минимальный размер торговой площади для реализации алкогольной продукции, пива, безалкогольных напитков - 10 кв.м.

Розничной реализации алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 28 процентов на предприятиях мелкорозничной торговой сети (кроме павильонов, имеющих торговый зал) и оптовых продовольственных рынках запрещена.
В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции (утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987)

Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино. Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным
Правительством Российской Федерации.

Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа
"тетрапак";

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

Контроль за соблюдением Правил торговли осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Согласно статье 11 закона «О лицензировании…», предприятия имеют право заниматься производством и оборотом алкогольной продукции только при наличии соответствующих лицензий. При этом для осуществления розничной торговли кроме лицензий предприятиям необходимо иметь информацию на русском языке: о сертификации; коде изготовителя; знаке соответствия; наименованиях государственных стандартов, обязательным требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме упаковки; составе; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противопоказаниях к применению.

Кроме этого, предприятиям, занимающимся реализацией алкогольной продукции, необходимо учитывать требования, предъявляемые к порядку ведения торговли, а также иные условия, установленные органами законодательной
(представительной) власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, осуществляется федеральными органами власти или органами местного самоуправления в зависимости от размера процентного содержания этилового спирта или объема оборота в пересчете на абсолютный алкоголь.

Лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией осуществляется органами местного самоуправления, на территории которых разрешается заниматься розничной торговлей этой продукцией.

Лицензия выдается юридическому лицу (гражданину-предпринимателю) и свидетельствует о разрешении осуществлять указанный в ней вид деятельности.
При этом за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается плата в размере 1/10 ММОТ и трехкратной ММОТ соответственно (п. 9 Положения).

Таким образом, подводя итог, следует отметить следующее:

- на территории РФ деятельность, связанная с розничной реализацией алкогольной продукции, осуществляется юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, только на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с положениями, содержащимися в Законе N
171-ФЗ, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним;

- лицензирование розничной торговли любой алкогольной продукцией производится органами местного самоуправления.

4. Ответственность за нарушение правил лицензирования.

Если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществлялась предприятием без указанного разрешения, то такая деятельность должна рассматриваться как незаконная.

При рассмотрении споров по искам предприятий к налоговым инспекциям об обратном взыскании сумм, списанных в связи с признанием деятельности предприятий незаконной, и некоторых других споров возникает вопрос о том, является ли отсутствие лицензии основанием для признания деятельности предприятия незаконной, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации соответствующая деятельность должна осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). На этот вопрос Высший
Арбитражный Суд России дал следующее разъяснение. Согласно нормам ГК РФ, определяющим правоспособность юридического лица, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) Поэтому если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение
(лицензия), осуществлялась предприятием без указанного разрешения, то такая деятельность должна рассматриваться как незаконная.( Письмо Высшего
Арбитражного Суда РФ от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-21 "Об отдельных разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по практике применения законодательства при разрешении споров")

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае: выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной либо с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является: обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий; незаконность решения о выдаче лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Похожие работы:

  1. • Правовое положение лицензирования
  2. • Новации в порядке лицензирования
  3. • Правовое регулирование розничной торговли ...
  4. • Правовое регулирование лицензирования в Российской Федерации
  5. • Лицензирование отдельных видов ...
  6. • Интернет-технологии в торговле
  7. • Лицензирование предпринимательской деятельности
  8. • Пути ускорения развития малого бизнеса в Республике Беларусь
  9. • Совершенствование административных процедур как фактор ...
  10. • Предпринимательство в Республике Беларусь: состояние ...
  11. • Пути решения проблем частного предпринимательства в ...
  12. • Административные правонарушения, посягающие на общественный ...
  13. • Административная ответственность
  14. • Стресс-тестирование в банковском деле и механизм ...
  15. • Характеристика УП "НИИЭВМ" и выпускаемой продукции
  16. • Сущность и функции торговли
  17. •  ... ассортиментом на предприятиях розничной торговли
  18. • Организация коммерческой деятельности на предприятии ...
  19. • Лицензирование деятельности аптек
Рефетека ру refoteka@gmail.com