Рефетека.ру / Предпринимательство

Реферат: Антикризисное управление

Оглавление.

Введение.

1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.

2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления

3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово- убыточные предприятия.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.

Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.
Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.

Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.

Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением.
Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

Таким образом, антикризисное управление — это:

• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.

Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.

2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления

Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент.
Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.

Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П.
Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).

Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.

Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.

Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы

|Факторы внешней среды, |Сигналы о возникновении исходных |
|определяющие условия |экономических |
|функционирования фирмы |явлений, запускающих механизм изменения |
| |состояния |
| |фирмы |
|Агрегиро- |Детализирова- |сигналы о нарастании угроз выполнению миссии|
|ванные |нные |фирмы |
|1. |2. | |
| | |3. |
| | |Падение величины спроса на товары фирмы; |
|Параметры |Величина спроса|рост |
|спроса | |величины спроса на аналогичные товары |
| | |конкурентов |
| | |Усиление колебаний в спросе и прибылях от |
| | |продажи |
| | |товаров фирмы |
| | |Усиление колебаний в спросе и прибылях от |
| | |продажи |
| | |товаров фирмы. |
| |Стабильность | |
| |спроса | |
| |Требования |Нарастание спроса на товары, превышающие |
| |покупателей к |стандарты |
| |качеству |качества |
| |товаров фирмы | |
| |Эластичность |Усиление эластичности спроса на товары фирмы|
| |спроса | |
| |Разнообразие |Во всех обслуживаемых сегментах рынка |
| |(сегментация) |утрачивается |
| |потребителей |интерес к товарам фирмы |
| |товаров фирмы | |
| |Экономический |Снижение покупательной способности |
| |Потенциал |населения |
| |покупателей | |
|2..Парамет|Конъюнктура |Сокращение предложения сырьевых и |
|ры |рынков |материальных |
|факторов |сырьевых и |ресурсов; рост цен на сырье и материалы |
| |материальных | |
| |ресурсов | |
| |Конъюнктура |Сокращение источников пополнения трудовых |
| |Рынков |ресурсов; |
| |Трудовых |рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией|
| |ресурсов | |
| |Конъюнктура |Повышение процентных ставок по кредитам |
| |Рынков |коммерческих |
| |Финансовых |банков; падение курса собственных акций |
| |ресурсов |фирмы; |
| | |прекращение субсидий из фондов |
| | |благотворительных |
| | |организации |
| |Развитие |Рост стоимости лицензий на использование |
| |инновационной |изобретений и |
| |деятельности |открытий; ужесточение условий получения |
| | |грантов и |
| | |государственных заказов на НИОКР |
| |Конъюнктура |Сокращение предложения средств производства;|
| |рынков средств |рост цен |
| |производства |на средства производства |
|3. |Изменение |Свертывание производства родственных |
|Параметры |Потенциала |отраслей; |
|родственны|Родственных |переориентация родственных отраслей на новую|
|х и |отраслей | |
|поддержива| |технологию |
|ю- | | |
|щих | | |
|отраслей | | |
| |Производственна|Стагнация научно-технического экономического|
| |я | |
| |инфраструктура |потенциала отраслей; внешней инфраструктуры |
| |товаров фирмы | |
| |Социальная |Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры |
| |инфраструктура | |
| |Использование |Неприемлемость достижений родственных |
| |достижений, |отраслей для |
| |полученных в |целей фирмы; недоступность достижений ввиду |
| |родственных |высокой |
| |отраслях |стоимости |
|4. |Соперничество |Конкурентный статус фирмы конкурента |
|Параметры |между |существенно |
|конкурентн|существующими |повысился; число конкурирующих фирм |
|ой |конкурирующими |существенно |
|среды |системами |возросло; ценовая война началась |
| | | | |
| | |Конкурентные |«Потолок цен» создаваемый |
| | |силы, возника- |товаром-заменителем, суще- |
| | |ющие вследствие|ственно снижает потенциальную прибыль; |
| | | |покупатели |
| | |угрозы со |охотно «переключаются» на товар-заменитель |
| | |стороны |ввиду его |
| | |товаров-заменит|дешевизны |
| | |елей | |
| | | | |
| | | Конкурентные |Барьер для входа на рынок практически |
| | |силы, |отсутствует; |
| | |возникающие |фирмы, функционирующие на рынке, проявляют |
| | |вследствие |лояльность к новым конкурентам |
| | |угрозы | |
| | |появления новых| |
| | | | |
| | |конкурентов | |
| | |Конкурентные |Экономический потенциал поставщиков высок |
| | |силы, возника- |ввиду |
| | |ющие вследствие|существенной доли затрат на их продукцию в |
| | |экономических |издержках |
| | |возмож- |покупателя; поставщики — субъекты рынка |
| | |ностей и |совершенной конкуренции: основная масса |
| | |торговых |покупателей; субъекты монополии |
| | |способностей | |
| | |поставщиков | |
| |5. |Налоговая |Повышение налоговых ставок; снятие налоговых|
| |Деятельн|политика |льгот с |
| |ость | |товаров фирмы; введение новых налогов; |
| |государс| |введение |
| |твенных | |налоговых льгот на субституты |
| |властных| | |
| | | | |
| |структур| | |
| | | | |
| | |Кредитно- |Повышение учетной ставки Центрального |
| | |денежная |банка; неблагоприятное изменение валютного |
| | |политика |курса рубля; |
| | | |жесткая политика финансовой стабилизации |
| | |Таможенная |Неблагоприятное изменение экспортных и |
| | |политика |импортных |
| | | |таможенных пошлин |
| | |Правовая среда |Изменчивое гражданское и коммерческое |
| | | |законодательство; введение разрешительного |
| | | |порядка |
| | |Политика цен и |Введен контроль за ценами; введено |
| | | |налогообложение, |
| | |доходов |стимулирующее снижение доходов в зависимости|
| | | |от |
| | | |динамики цен |
| |6. |Форс-мажорные |Стихийные бедствия и т. п. |
| |Случайны|обстоятельства | |
| |е | | |
| |явления | | |
| | |Внешняя |Случайна и нестабильна; надежность |
| | |Политика |инвестиций не |
| | |Иностранных |гарантируется |
| | |государств — | |
| | |партнеров по | |
| | |бизнесу | |
| | |Научно- |Новые изобретения и т. п. |
| | |технические | |

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы

Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:

1. Параметры технических ресурсов фирмы:

• средства технического оснащения;

• сырье, материалы, полуфабрикаты;

• энергия.

2. Параметры технологических ресурсов:

• НИОКР;

• технология изготовления товаров фирмы.

3. Параметры кадровых ресурсов:

• работники, определяющие цели фирмы;

• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;

• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;

• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;

• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.

4. Параметры пространственных ресурсов:

• территория площадки фирмы;

• производственные здания;

• непроизводственные здания;

• сооружения и инженерные коммуникации.

5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:

• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;

• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;

• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.

6. Параметры организационных ресурсов:

• информационное обеспечение производства;

• информационное обеспечение НИОКР;

• информационное обеспечение управления фирмой;

• научно-информационное обслуживание.

7. Параметры финансовых ресурсов:

• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:

• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).

В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.

Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:

• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;

• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;

• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;

• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;

• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;

• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;

• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;

• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.

Заключение.

В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факторов представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.

Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.

Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.

Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисному состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показателей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее говоря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходимо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.

Список используемой литературы.

1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. –

СПб., 2001.

2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.

3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В.

Пискулова. - М., 1996.

4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А.

Уткина. – М., 1999.

5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.

Похожие работы:

  1. • Антикризисное управление предприятием (на примере ...
  2. • Антикризисное управление персоналом организации
  3. •  ... инструмента антикризисного управления предприятием
  4. • Антикризисное управление предприятием
  5. • Антикризисное управление финансовыми ресурсами ...
  6. • Зарубежный опыт антикризисного управления
  7. • Антикризисное управление ЗАО "Логотип"
  8. • Основные черты антикризисного управления. Стратегия и ...
  9. • Макроэкономические основы антикризисного управления ...
  10. • Антикризисное управление как новая парадигма управления
  11. • Развитие системы антикризисного управления ...
  12. • Антикризисное управление предприятием
  13. • Сущность антикризисного управления, его стадии и ...
  14. • Антикризисное управление
  15. • Проблематика антикризисного управления
  16. • Антикризисное государственное управление
  17. • Антикризисное управление
  18. • Антикризисное управление в регионе
  19. • Антикризисное управление на предприятии
Рефетека ру refoteka@gmail.com