Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Психолого-педагогическое обоснование урока

Выполнил: Шеренков Роман Николаевич гр. 50 "а"
Проект: Урок природоведения во 2 классе.

Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.

Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изучение темы "Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе" отводиться один урок.

На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на последующих уроках природоведения.

Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в природе.
Тип урока: предметный урок.

Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе, выявить место человека в природе и значение природы для человека.
2. Развивать связную речь учащихся.
3. Знакомство с новым методомическим приемом – моделированием. Составление модели взаимосвязь "природа-человек".
4. Экологическое воспитание учащихся.

Достижение цели осуществляется в 5 этапов:
1. Актуализация опорных понятий.
2. Целеполагание.
3. Введение новых понятий и способов действий.
4. Отработка способов действий
5. Формулирование основных выводов
|этапы |деятельность учителя |методическое обоснование |психолого- педагогическое |
|урока | | |обоснование |
| | | | |
|1. |На доске таблица "Жизненные формы |Это будет необходимо далее. |Основная дидактическая задача |
|Актуализа|растений". | |этапа – познакомить с новым |
|ция |Учитель показывает ребятам учебник |С помощью этого учитель |предметом и учебником, опираясь |
|знаний. |природоведения и ученики его |обращает внимание детей на |при этом на ранее изученный |
| |рассматривают. Учитель обращает |новый учебник и новый предмет, |материал. |
| |внимание на правила работы с |который будет изучаться с |На этом этапе используются методы|
| |учебником. |помощью этого учебника. |рассказа, беседы, самостоятельная|
| | | |работа с учебником. Это |
| | | |объясняется необходимостью |
| | |Происходит знакомство с |познакомить с новым предметом |
| |Теперь учитель обращает внимание |фенологической минуткой, |опираясь на предмет ранее |
| |ребят на погоду на улице и говорит |которая будет проходить на |изученный и на –знания учеников |
| |что теперь наблюдения за погодой |каждом уроке. |полученные ими самостоятельно. |
| |будут проводиться на каждом уроке | |Форма организации деятельности – |
| |природоведения. | |фронтальная. Так как здесь |
| | |Это необходимо для дальнейшего |необходима работа со всем |
| |Также учителем выделяется основной |изучения предмета и его смысла.|классом. |
| |предмет изучения природоведения – | |Содержание, методы и цели |
| |природа и её объекты. | |определяются задачами и целью. |
| | | |Самостоятельная работа и беседа |
| | | |дают ученикам быть включенными в |
|2. | | |работу. Новый предмет всегда |
|Целеполаг| | |интересен. |
|ание | | | |
| | | | |
| |Учитель объясняет, что сейчас узнали |Необходимо сообщить детям цель |Основная задача этапа – сообщить |
| |о том что изучает предмет |урока. |детям о том, что нового они |
| |природоведения и сегодня мы узнаем о | |узнают на данном уроке. |
| |том на какие две большие группы | |Основной метод – метод |
| |делится природа, какая взаимосвязь | |объяснения. |
|3. |между этими группами, каково место | |Форма организации – фронтальная. |
|Введение |человека в природе и как человек и | |Содержание, методы и средства |
|понятий и|природа влияют друг на друга. | |соответствуют цели. |
|способов | | | |
|действий.| |Необходимо чтобы сами дети | |
| |Учитель просит детей назвать объекты |выделили объекты природы, чтобы|Изучается новый материал |
| |природы, выписывая на доску 5 –10 |внести элемент случайности и |посредством беседы и при помощи |
| |объектов живой и столько же неживой |тем самым дать понять им что |новых методических приемов, |
| |природы. Также необходимо выписать |результат не зависит от выбора.|развивающих логическое мышление |
| |несколько объектов не относящихся к | |младших школьников. Посредством |
| |природе, т.е. сделанных человеком. | |методического приема – |
| | | |классификации, выявляются |
| |Затем он ставит проблемную ситуацию: |Здесь происходит выделение |закономерности деления предметов |
| |называет один объект живой и один |объектов живой и неживой |на две группы: объекты живой и |
| |объект неживой природы из выписанных,|природы, а также учитель дает |неживой природы, выделяется |
| |просит определить, какое основное |эти понятия детям. В процессе |группа предметов, изготовленных |
| |отличие между ними(это можно |составления групп понятия |человеком. При помощи модели |
| |повторить). После нахождения отличия |первично закрепляются. |выявляется алгоритм действия: |
| |"живой-неживой" учитель просит по |Кроме этого ребятам необходимо |взаимосвязь предметов живой и |
| |очереди расположить все записанные |выделить из каких двух групп |неживой природы, значение природы|
| |объекты в две группы. Учитель |объектов состоит живая природа |для человека и влияние человека |
| |называет эти группы "Живая природа" и|(из растений и животных). |на природу, выявляются |
| |"Неживая природа". Далее объекты | |положительные и отрицательные |
| |живой природы учитель предлагает | |моменты влияния человека на |
| |разделить на группы(используя таблицу| |природу. |
| |на доске) и собственные знания. | |Отработка способа действия |
| |Ребята выделяют группу растений и | |ведется при помощи выполнения |
| |группу животных, отдельно выделяется | |самостоятельной практической |
| |человек. |Учитель также выделяет предметы|работы. |
| | |которые сделал человек, они |При работе используются следующие|
| |Следующим эпизодом учитель выделяет |являются продуктами его |методы: |
| |среди всех объектов сделанные |деятельности. |Беседа – способствует выявлению |
| |человеком и просит учеников выделить | |сформированности понятий – |
| |эту особенность. |Эта работа необходима |"живая" и "неживая" природа. |
| | |непосредственно для выполнения |Используя методический прием – |
| |Далее учителем ставиться проблемная |задач урока, т.е. для |классификации, учащиеся выделяют |
| |ситуация: могут ли объекты живой |нахождения взаимосвязей между |основные признаки деления |
| |природы обойтись без предметов |живой и неживой природой на |объектов природы на группы живая |
| |неживой. Учитель предлагает выполнить|основе таких взаиммосвязей |и неживая, выделяется также |
| |следующие задания: "Давайте обозначим|между конкретными группами |группа изготовленная человеком. |
| |воздух голубым кружком. Могут ли |объектов. |Наглядные методы – наблюдение за |
| |растения и животные обойтись без | |окружающим миром помогает |
| |воздуха?". На доску вывешивается | |установить взаимосвязь между |
| |карточка обозначающая растения и | |объектами живой и неживой |
| |кружек – воздух. Синими стрелками | |природы, выявить значение для |
| |учитель просит обозначить кому | |человека и влияние человека на |
| |необходим воздух. Учитель задает | |природу. Методический прием |
| |вопрос для чего нужны растения и | |моделирования помогает учащимся |
| |влияют ли они на воздух. Такая же | |составить опорные схемы – |
| |работа проводится с животными, | |взаимосвязь между объектами живой|
| |которые обозначаются отдельной |Происходит построение модели. |и неживой природы, а также |
| |карточкой. | |взаимосвязь "природа – человек". |
| | | |Выполняя практическую работу |
| |Затем все оговоренные связи | |учащиеся закрепляют основные |
| |обозначаются на доске с помощью |Итог делается на основе |выводы по содержанию урока. |
| |карточек животных и растений, |построенной модели. |Экологическое воспитание |
| |стрелок. | |школьников осуществляется на |
| | | |протяжении всего урока, |
| |Учитель предлагает подвести микро |Составление модели "Значение |посредством всех |
| |итог, что живая и неживая природа |природы в жизни человека". Эта |вышеперечисленных методов и |
| |взаимосвязаны. |работа проводиться согласно |приемов. |
| | |выполнению задач урока, а |Требуя от учащихся полного, |
| |На следующем под этапе учитель задает|именно – выявить место человека|обоснованного ответа – учитель |
| |вопрос: "Чем является природа для |в природе и значение природы |работает над развитием устной |
| |человека?". И предлагает построить |для человека. Основной момент |связной речи учащихся. |
| |модель которая будет показывать как |здесь – все выводы о тех или |Урок строится с опорой на |
| |человек и природа взаимодействуют |иных "значениях" природы для |натуральные объекты природы, с |
| |друг с другом. Для этого он |человека делают дети. Учитель |учетом наблюдательности учащихся |
| |предлагает обозначить человека |лишь следит за верностью этих |и накопленных ими ранее знаний. |
| |соответствующей карточкой – картинкой|выводов. |При подборе материала учитывались|
| |и вывешивает её на доску. | |возрастные особенности данной |
| |Учитель задает подобные вопросы: | |возрастной группы учащихся, что |
| |1."Зачем человек выезжает в лес, к | |видно по ходу урока. В основе |
| |реке, гуляет на лугу?"(хочет | |подбора материала были |
| |отдохнуть, любуется природой). | |использованы след. дидактические |
| |Давайте обозначим природу как | |принципы: |
| |"источник" отдыха. Используем для | |научности (при подготовке к уроку|
| |этого картинку с изображением | |был использован теоретический |
| |бабочки. "Давайте проведем стрелочку | |материал таких наук, как |
| |от "бабочки" к человеку". | |география, ботаника, экология); |
| |2."Что мы чувствуем, когда заходим в | |доступности ( материал |
| |лес?"(чистый воздух, свежесть). | |используемый на уроке доступен |
| |Воздух обозначается соответствующей | |детям данного возраста); |
| |картинкой и проводится стрелка к | |последовательности (материал |
| |человеку. Природа дает человеку | |урока вводится последовательно – |
| |экологическую чистоту. | |от общего к частному, |
| |3-7. В этих пунктах учитель помогает | |используется связь с тем, что |
| |детям раскрыть след. значение | |дети изучали раньше, и что будут |
| |природы: | |изучать потом) ; |
| |продукты питания; | |наглядности (на уроке |
|4.Отработ|предметы, изготовляемые из объектов | |присутствует необходимое |
|ка |природы; | |количество наглядности); |
|способов |служит источником познания; | |и др. |
|действий.|источником воды; | |Учитель на уроке использует |
| |является средством воспитания | |приемы обратной связи как в |
| |(имеется в виду посадка деревьев | |процессе составления моделей |
| |школьниками, охрана природы и т.д.). |Для отработки способа действия |взаимосвязи между живой и неживой|
| |Каждое "значение" объектов природы |– моделирования и выделения |природой, и "человек – природа", |
| |обозначается подходящей картинкой, |существенного от |так и в процессе объяснения |
| |вывешивается на доску и соединяется |несущественного проводится |обоснованности выборов в |
| |стрелкой с фигуркой человека. |самостоятельная работа. Так же |самостоятельной работе |
| | |эта работа соответствует |школьников. |
| |Самостоятельная работа. Учитель дает |выполнению цели урока – | |
| |задание: "Посмотрите на схему. Если |нахождения взаимосвязей и | |
| |человек используют объекты природы и |взаимовлияния между природой и | |
| |влияет на нее, то поставьте стрелочку|человеком. | |
| |от человека к такому объекту природы.| | |
| |Если это влияние положительное, то | | |
| |поставьте знак "+", если | | |
| |отрицательное – "-". | | |
| |Учащиеся выполняют работу расставляя | | |
| |знаки и связи. При возникновении | | |
| |затруднений они разбираются в классе.| | |
|5.Формули| | | |
|ровка |У учащихся часто получается двойная | | |
|основных |оценка влияния человека на природу | | |
|выводов. |("+_"). Необходимо выслушать мнения | | |
| |учеников и их аргументацию, прийти к | | |
| |общему решению. | | |
| |Учитель предлагает сделать вывод, что|Подведение итогов неотъемлимая | |
| |человек и природа взаимосвязаны. |часть любого урока, в том числе| |
| |Можно предложить учащимся нарисовать |и урока природоведения. Без нее| |
| |простейшие взаимосвязи между природой|не будет выполнена цель, | |
| |и человеком, когда человек помогает |которая была поставлена перед | |
| |природе. |учителем и учениками на этом | |
| | |уроке, т.е. она не будет ясно | |
| |Учитель подводит итог проделанной |прослеживаться учащимися, что | |
| |работе при помощи следующих вопросов:|может повлечь за собой её | |
| | |невыполнение. | |
| |о каких объектах природы говорили; | | |
| |как различать объекты живой и неживой| | |
| |природы; | | |
| |что такое природа; | | |
| |существуют ли объекты живой и неживой| | |
| |природы отдельно друг от друга; | | |
| |объясните: "человек и природа – | | |
| |единое целое"; | | |
| |объясните, какие предметы не | | |
| |относятся к объектам природы. | | |

К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать: o компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые; o компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы. уметь: o устно описывать объекты живой природы; o различать виды растений и животных.

Выполнение цели урока – взаимосвязанное действие с одной стороны - деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов, с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи выполнены и цель данного урока достигнута.

Похожие работы:

  1. • Психолого-педагогическое обоснование урока
  2. • Комплексный проект урока
  3. • Способы организации современного урока географии
  4. • Разработка и обоснование отбора дидактического ...
  5. • Наглядность в преподавании новейшей истории
  6. • Роль картографической наглядности в обучении истории
  7. • Формирование познавательных способностей ...
  8. • Организация психолого-педагогического сопровождения ...
  9. • Психолого-педагогический анализ уроков
  10. • Актуальные проблемы раннего психолого-педагогического ...
  11. • Место и роль моделей психолого-педагогического ...
  12. • Психолого-педагогическая диагностика ...
  13. • Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного ...
  14. • Психолого-педагогическая подготовка специалистов ...
  15. • Психолого-педагогический консилиум, проведение ...
  16. •  ... в условиях психолого-педагогического сопровождения ...
  17. • Психолого-педагогическое сопровождение детей ...
  18. • Педагогическая практика студентов по педагогике и ...
  19. • Психолого-педагогические условия предупреждения ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com