Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Педагогическая система К. Д. Ушинского

Московский Педагогический Университет им. Крупской

Факультет Технологии и Предпринимательства

Реферат по педагогике на тему:

«Педагогическая система К. Д. Ушинского»

Выполнил:

Кудрин Е.Е .

42 группа

Москва 2001

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина- помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский юридический лицей. В конце 1849 г. уволен из лицея за отказ исполнять унизительные требования учебного надзора за содержанием преподавания
(предоставление подробных программ лекций с точным указанием источников и др.). За год до увольнения на торжественном заседании в Ярославском лицее
К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в том же году была издана в Москве (1848).
Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба
Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в
«Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по
Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора этого института.
Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с произведениями западноевропейских педагогов.
Начавшееся общественное движение в России в 60-х гг. оказало решающее влияние на становление Ушинского как педагога. В «Журнале для воспитания» он публикует статьи: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).

Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский пришел к выводу о том, что необходимо по-новому поставить обучение в начальных классах. Оно должно быть пропедевтикой' к систематическому школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.

Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению.

К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.

Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развития умственных сил ребенка. Дидактика и методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики, против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной язык..
Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском образовании и преобразовании закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой новой для России работе был приглашен Ушинский. Будучи преподавателем и инспектором
Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с 9 до! лет, сравнял курс «благородного» и «неблагородного» отделений, ввел новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных предметов, сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было до него, ввел предметные уроки, опыты по физике. После семи классов был введен двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами, во второй — проходилась педагогическая практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В. И. Водовозов, А.
Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).

Министерство народного просвещения задумало обновить ведомственный
«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому его редакцию (1860). Больше года Ушинский пытался придать этому журналу преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860).
За время работы инспектором Смольного института вокруг Ушинского образовался кружок единомышленников. На педагогических вечерах в доме инспектора по четвергам они говорили о новостях тогдашней литературы, о государственных реформах, но больше всего спорили об учебных программах, методах, разных педагогических взглядах и системах. Здесь обсуждалась составленная К. Д. Ушинским книга для классного чтения «Детский мир»
(1861).
Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба, поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест
Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего жалованья.

Пребывание Ушинского за границей (1862—1861) было использовано им для плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил учебные книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с «Руководством» для преподавания по этим книгам, написал главный труд «Человек как предмет воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей в форме педагогических писем из Швейцарии.

К. Д. Ушинский глубоко изучал опыт европейской начальной школы, ее организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить сама в силу своеобразия ее исторических особенностей и социально- политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального обучения для детей 8—10-летнего возраста. Задача элементарного обучения состояла прежде всего в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть родным языком с первых дней обучения. Эта задача по «своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания.
Только народ является устроителем и распорядителем своей школы. Таковы взгляды Ушинского на народную школу и роль в ней родного языка. В теоретическом труде «Человек как предмет воспитания» к числу важнейших врожденных свойств души он относит стремление к деятельности (материя инертна, душа деятельна) .

По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь, к какому лагерю мыслителей принадлежит тот или иной факт — единственное основание истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования, может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон причинности. Вера в личную свободу человека составляет основу всякой практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной какой-либо цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не наука, так как воспитание основано на свободе человека и направлено на будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся на знание человека «во всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить правильные пути воспитания.

За несколько месяцев до смерти, находясь в Крыму на лечении, Ушинский посетил Симферополь, где проходил учительский съезд (1870). Ему была устроена бурная овация. Учительство воздавало должное великому русскому педагогу.

Хотя философско-психологические взгляды К. Д. Ушинского во многом устарели, его педагогические идеи и практические нововведения (в женском образовании, учебных книгах и др.) имели важное значение для развития отечественной педагогики и практики начального образования.
К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа.


Похожие работы:

  1. •  ... родному языку в педагогической системе К.Д. Ушинского
  2. • Дидактическая система К.Д. Ушинского
  3. • Педагогическая теория К.Д. Ушинского
  4. • Великий русский педагог К.Д.Ушинский
  5. • Народное художественное творчество как средство ...
  6. • Национальный идеал в образовании России XIX века
  7. • Использование наглядных средств обучения на уроках ...
  8. • Психология и педагогика Юнита 2
  9. • Нравственное воспитание в процессе учебной ...
  10. • Творческое наследие К.Д. Ушинского
  11. • Тихон Задонский
  12. • Применение общедидактических принципов в организации ...
  13. • Повышение уровня самостоятельности у учащихся ...
  14. • Педагогические условия организации самостоятельной ...
  15. • История развития образования
  16. • Учебные книги К. Д. Ушинского
  17. • Технические средства в обучении технологии
  18. • Наглядность в преподавании новейшей истории
  19. • Педагогическая деятельность и система взглядов на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com