Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Недостатки произношения звуков Р и Р' и способы их коррекции

Недостатки произношения звуков Р и Р’

и способы их коррекции

ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Характеристика звуков р и р’ по месту и способу образования,

участию голоса и по месту резонированию 3
2. Логопедический профиль звуков р и р’ 3
3. Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’ 3
4. Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы проявления 3

Разновидности ротацизма 3

Разновидности параротацизма 4
5. Приемы постановки 4

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков р и р’ 6

Выработка раскатистого звука р 7

Горловое произношение звука р и его коррекция 9

Носовое произношение звука р и его коррекция 10

5. Дидактический материал, который необходим для логопедического воздействия при коррекции звуков р и р’, и способы исправления нарушений
11

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука р 11

Пример использования игровых методов при работе над звуками р, р’ 13

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’- р’ 13

Автоматизация звука р в словах и предложениях 14

Список литературы 17

Характеристика звуков р и р’ по месту и

способу образования, по степени участия голоса

Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным.
По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты), По месту образования
– язычно-альвеольные, р – твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.

Логопедический профиль

[pic] [pic]

Артикуляция р Атрикуляция р’

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков р и р’

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, например, при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.

Мягкая фонема р' отличается по артикуляции от парной твердой дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Виды неправильного произношения звуков р и р’ и формы их появления

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного. Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука.

Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание. Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Встречается «кучерское» р, образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в.

Вместо р порой встречается носовой звук G, как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковое р, при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л. Получается звук, напоминающий сочетание рл.

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское
(альвеолярное) d.

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р, так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’, а р остается нормальным.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в).
Некоторые из них, в частности замена р на р’, на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l, которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’. Возможна и обратная замена.

Приемы постановки звуков р и р’

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы р позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произношения фонемы р требует специальных упражнений.

Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и..

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемое фрикативное р, артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г), например, в словах bread, dream).

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш и ж произносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения, которые были направлены на получение требуемого положения языка при постановке фонемы ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершается гласными а или ы.

Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного р под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохранялась минимальная щель.

Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др._____, др_______; дддр_____, дддр___; тр_____, тр_____; тттр______, тттр_____ ). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.

После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р, неизбежно на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р’.
Если же вначале получится мягкое р’, то вскоре следует начать работу над твердым р.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы».
Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе.
Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка.
Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.

Выработка раскатистого звука Р

(с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д
(но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому.
Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне.
Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость
«уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами
(большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

Звук Pь.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку.
Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Горловое произношение звука P и его коррекция

Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука.

Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения.Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Носовое произношение звука P и его коррекция

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

Постановка звука и автоматизация проводится в обычном порядке.

Дидактический материал

Комплекс упражнений для выработки правильного

произношения звука P

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.

Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен
"облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Приведу пример использования игровых методов при работе над звуками р, р’.

1) Артикуляция звука.

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!

2) Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и р', поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

3) Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

4) Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, л’-р’

1)Выделение звуков л-л’, р-р’.

- Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л- л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)

- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р- рь.

2)Шутки-чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

3) Работа над предложением.

Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…

4) Скороговорки.

Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.

5) Определение слов со звуками л-л’, р-р’ в тексте.

Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.

Лыжи.

Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.

Верный друг.

Рома и его собака Трезор - большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так
Трезор выручил из беды своего друга.

После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.

Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в словах и предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого звука, а затем автоматизировать звук в слогах.

Следует организовать автоматизацию звука в форме игровых занятий.
Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова.

«Открытые» слоги.

Напоминаю, что «открытыми» называются слоги типа «согласный+гласный».

Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» - кому как больше нравится) развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает.

1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.

Я прошу со слогом ра

Повторить за мной слова:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, продолжаем мы игру: ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Много слов со слогом ро: ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры - вот слова со слогом ры.

За мною слова повторяй, но не зевай:

Как промолвишь слово «рысь»,

Так выходишь из игры.

Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ,
(рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.

1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)

2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи).

4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник).

5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)

6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)

7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Повтори предложения.

Вот Вера и Мара.

У Веры шары и у Мары шары.

Рома идет на урок.

Ира пасет корову.

У Тамары карандаш.

В ручке старое перо.

Cледующим этапом автоматизации звука Р будет тренировка произношения этого звука в закрытых слогах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112

– 115


2. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. –

М., 1998. – С. 54


3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968.

– С. 271 – 337


4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86


5. Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И.

Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55


Похожие работы:

  1. • Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
  2. • Логопедическая работа по развитию голосовых ...
  3. • Предмет и задачи логопедии. Дислалия
  4. • Методика воспитания звуковой культуры речи на ...
  5. • Развитие речи
  6. • Особенности обследования произношения у глухих ...
  7. • Использование наглядных средств при коррекции ...
  8. • Методика исправления речевых недостатков у актёров
  9. • Особенности фонематического восприятия у ...
  10. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  11. • Основные принципы логопедического воздействия
  12. • Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих ...
  13. • Игровые методы работы в логопедической практике
  14. • Особенности коррекционной работы по развитию ...
  15. • Логопедическая работа по коррекции фонетико ...
  16. • Дидактическая игра как средство воспитания звуковой ...
  17. • Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико ...
  18. • Детские страхи и способы их коррекции у детей ...
  19. • Развитие зрительной памяти как средство коррекции ...
  20. • Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
  21. • Логопедическая работа по развитию голосовых ...
  22. • Предмет и задачи логопедии. Дислалия
  23. • Методика воспитания звуковой культуры речи на ...
  24. • Развитие речи
  25. • Особенности обследования произношения у глухих ...
  26. • Использование наглядных средств при коррекции ...
  27. • Методика исправления речевых недостатков у актёров
  28. • Особенности фонематического восприятия у ...
  29. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  30. • Основные принципы логопедического воздействия
  31. • Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих ...
  32. • Игровые методы работы в логопедической практике
  33. • Особенности коррекционной работы по развитию ...
  34. • Логопедическая работа по коррекции фонетико ...
  35. • Дидактическая игра как средство воспитания звуковой ...
  36. • Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико ...
  37. • Детские страхи и способы их коррекции у детей ...
  38. • Развитие зрительной памяти как средство коррекции ...
  39. • Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
  40. • Логопедическая работа по развитию голосовых ...
  41. • Предмет и задачи логопедии. Дислалия
  42. • Методика воспитания звуковой культуры речи на ...
  43. • Развитие речи
  44. • Особенности обследования произношения у глухих ...
  45. • Использование наглядных средств при коррекции ...
  46. • Методика исправления речевых недостатков у актёров
  47. • Особенности фонематического восприятия у ...
  48. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  49. • Основные принципы логопедического воздействия
  50. • Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих ...
  51. • Игровые методы работы в логопедической практике
  52. • Особенности коррекционной работы по развитию ...
  53. • Логопедическая работа по коррекции фонетико ...
  54. • Дидактическая игра как средство воспитания звуковой ...
  55. • Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико ...
  56. • Детские страхи и способы их коррекции у детей ...
  57. • Развитие зрительной памяти как средство коррекции ...
  58. • Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
  59. • Логопедическая работа по развитию голосовых ...
  60. • Предмет и задачи логопедии. Дислалия
  61. • Методика воспитания звуковой культуры речи на ...
  62. • Развитие речи
  63. • Особенности обследования произношения у глухих ...
  64. • Использование наглядных средств при коррекции ...
  65. • Методика исправления речевых недостатков у актёров
  66. • Особенности фонематического восприятия у ...
  67. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  68. • Основные принципы логопедического воздействия
  69. • Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих ...
  70. • Игровые методы работы в логопедической практике
  71. • Особенности коррекционной работы по развитию ...
  72. • Логопедическая работа по коррекции фонетико ...
  73. • Дидактическая игра как средство воспитания звуковой ...
  74. • Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико ...
  75. • Детские страхи и способы их коррекции у детей ...
  76. • Развитие зрительной памяти как средство коррекции ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com