Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Конспект урока по биологии - белки

Конспект двух уроков по биологии в 10 «Б» классе по теме:

Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков.

Ход урока.

На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему.

I. Опрос по липидам и углеводам.

1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном является какое-либо простое вещество – мономер) А-А-А-

2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры.

3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры?

4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (фз)

5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры)

Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии?

6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы?

7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и имеют один состав (С6Н12О6)п

II. Запишите тему урока.

Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит?

Как вы думаете из каких элементов состоят белки?

1.Запишите – Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О

N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me – Fe,P,Cu,Zn. Это макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн.

Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать представление о его сложности:

C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины.

2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем учебнике.

Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей?

Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают

8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот, всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки.

Рассмотрим общее строение аминокислоты:

1) Карбоксильная (кислотная) группировка –

2)Аминогруппа –

3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга.

Запишите общую формулу:

Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные или основные группировки как это будет влиять на свойства?

3.Запишите - Образование пептидной связи.

Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи.

Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением

Н20.

Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради.

Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими служат всего 20 мономеров?

4. Запишите – уровни организации белковой молекулы.
Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? – ковалентные.
Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что это такое?
Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной, плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген)
Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными взаимодействиями, электростатическими.

Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве) отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких подобных цепей.
Например молекула гемоглобина состоит из 2 альфа и 2 бета цепей. Посмотрите рисунок в учебнике.
Сравните особенности строения молекул белков и полисахаридов. Что общее и различное?
5. Денатурация.
Это процесс изменения структуры, а следовательно и свойств белков под действием факторов внешней среды. Денатурация может быть обратимой, а может необратимой. Какие факторы вы можете назвать?-pH, температура. Почему происходит денатурация? – связи со второго уровня слабее ковалентных. До какого уровня денатурация обратима и почему? – до второго, разорванная цепочка не восстанавливается.
Денатурация имеет биологическое значение, например паук выделяет капельку секрета, которая приклеивается к опоре и продолжая выделять секрет паук слегка натягивает ниточка – происходит денатурация и секрет из растворимого состояния переходит в нерастворимое.
6. Функции белков. Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете?
|Функция |Сущность |Пример |
|Структурная |Образование мембраны клеток и |Коллаген, кератин |
| |органоидов и др. структур | |
|Регуляторная |Регулирование обмена веществ в |Некоторые гормоны – |
| |организме |инсулин, глюкагон |
|Защитная |-При попадании в организм чужеродных |-антитела |
| |белков и микроорганизмов в лейкоцитах| |
| |образуются защитные белки | |
| |-защита от потери крови при ранении в|-фибриноген |
| |результате свертывания | |
|Транспортная |Присоединение и перенос химических |гемоглобин |
| |элементов по организму | |
|Сократительная|Осуществление всех типов движения |Актин, миозин |
|Запасающая |Резерв для организма, плода |Яичный альбумин, |
| | |казеин молока( |
|Токсическая | |Змеиный яд, |
| | |дифтерийный токсин |
|Энергетическая|Не основной, но источник энергии в |Расщепление 1 г белка|
| |клетке |– 17 кДж |
|Сигнальная |Узнавание молекул мембраной клетки |гликопротеины |
|Ферментативная|Каталитическое ускорение |Белки-ферменты |
|, |биохимических реакций в клетке |(каталаза, пепсин, |
|каталитическая| |трипсин) |

7.Запишите- Ферментативная функция белков.
Ферменты- катализаторы живой природы. Что такое катализатор? (вещество ускоряющее химическую реакцию, но не изменяющееся в процессе реакции.)
Какие отличия ферментов от неорганических катализаторов? Запишите o Обладают большой молекулярной массой по сравнению с субстратом o У ферментов есть группа атомов, называемых активным центром o Ферменты высокоактивны o Высокоспецифичные – катализируют только одну реакцию o Требуют особых условий – температуры, реакции среды, отсутствия ядов.

Почему? o Используется много раз одна и та же молекула.

Лабораторная работа №3 Вариант1.
Сегодня мы выполним лабораторную работу по изучению каталитической активности каталазы. Это фермент, разрушающий в организме перекись водорода, т.к. она является ядом для клеток.
Внимательно прочитайте инструкцию, пока я раздам оборудование.
Нарисуйте таблицу (на доске рисую я):
|Условия |Выделения О2 |
|Вареный картофель |- |
|Сырой картофель |бурное |
|Вареное мясо |- |
|Сырое мясо |Менее бурное |
|Измельченное с песком мясо |Сильно бурное |


Выполните опыт и заполните таблицу.
Ответьте на вопросы и напишите вывод.
В конце урока сдайте тетрадь, на следующем занятии тест.

Домашнее задание параграф 4.
( Почему введение альбумина в кровь вызывает смерть, а употребление полезно?

Похожие работы:

  1. • Конспект урока по биологии-биосинтез белков
  2. • Конспект урока по биологии - биосинтез белков
  3. • Конспект урока по биологии - гликолиз
  4. • Конспект урока по биологии-гликолиз
  5. • Конспект урока по биологии - ДНК
  6. • Конспекты уроков по биологии в школе
  7. • Конспект-урок по теме "Блины, оладьи, блинчики"
  8. • Особенности строения органов дыхания человека, оценка ...
  9. • Внеклассное преподавание биологии
  10. • Открытый урок по биологии
  11. • Показательный конспект урока по физике
  12. • Применение наглядности на уроках биологии
  13. • Конспект зачетного урока по математике (3 класс)
  14. • Методика преподавания географии (конспекты уроков)
  15. • Методика навчання біології учнів 8-9 класів з використанням ...
  16. • Использование СИТ на уроках биологии
  17. • План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 ...
  18. • Использование метода тестирования при обучении биологии
  19. • Вплив стилю педагогічного спілкування вчителя на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com