Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Глава 2. Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ.


2.1. Организация исследования.

В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразной системы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросами общества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.

Ориентация на высокие конечные результаты деятельности ОУ предъявляет новые требования к качественному уровню управления.

Руководитель должен уметь устанавливать цели ОУ и свои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, принимать управленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлять руководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлять мониторинг деятельности.

Повышение «качества образования» во многом зависит от того, насколько руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования, улавливает специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческую деятельность.

Ориентация на качественное образование побуждают руководителей принимать нестандартные управленческие решения, по иному строить отношения с участниками образовательного процесса.

Задачи практической части дипломной работы были следующие:

- провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33 города Тюмени;

- выявить роль руководителя в повышении качества образовательного процесса;

- разработать рекомендации руководителям ОУ.

При исследовании были использованы следующие методы:

- анкетирование;

- анализ внутришкольных документов;

- интервьюрование;

- экспертная оценка.

В качестве объектов были выбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из них 20 учащихся первого курса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек (из них 25 учащихся первого курса и
23 учащихся второго курса).

2.2. Планирование исследования.

Первый блок характеристик описывает факторы эффективности образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18 и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные факторы, каждый из которых предлагалось оценить (+). Если присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.
|№№ | |ПУ-18 |ПУ-33 |
|1 |Изучение социального заказа | | |
|2 |Доступная система приема | | |
|3 |Большой прием учащихся | | |
|4 |Методы обучения, соответствующие запросам | | |
| |обучаемых | | |
|5 |Дополнительные образовательные услуги | | |
|6 |Дифференцированная и индивидуализированная | | |
| |работа с учащимися | | |
|7 |Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися| | |
|8 |Четкая организационная структура | | |
|9 |Творческая управленческая команда | | |
|10 |Делегирование полномочий | | |
|11 |Текучка кадров | | |
|12 |Высокий уровень подготовки педагогов как | | |
| |предметников | | |
|13 |Постоянное повышение квалификации педагогов | | |
|14 |Стремление педагогов к творческой, инновационной| | |
| |деятельности | | |
|15 |Обобщение и распространение передового | | |
| |педагогического опыта | | |
|16 |Педагоги с большим стажем, квалификационным | | |
| |разрядом | | |
|17 |Наличие собственных авторских методик | | |
|18 |Разработка программ развития ОУ | | |
|19 |Высокие результаты экзаменов | | |
|20 |Осуществление мониторинга и оценки деятельности | | |
|21 |Психолого-педагогическая диагностика учащихся | | |
|22 |Благоприятный морально-психологический климат в | | |
| |коллективе | | |
|23 |Престиж ОУ | | |
|24 |Внедрение новых педагогических технологий | | |

То, мы видим, что все эти факторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимо учитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования, в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования.

К важнейшим показателям, характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся. Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие.

| | |Средний оценочный балл |
| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
| | |. | |а |. |. | | |з. |. |
|ПУ-18 |1 курс| | | | | | | | | |
|ПУ-33 |1 курс| | | | | | | | | |
| | |Средний оценочный балл |
| | |Рус.яз|Литер|Алгебр|Геом|Истор|Физ.|Хим.|Ин.я|Информ|
| | |. | |а |. |. | | |з. |. |
|ПУ-18 |2 курс| | | | | | | | | |
|ПУ-33 |2 курс| | | | | | | | | |

Из данных графиков видно, что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и на разных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподавания предметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организации учебного процесса и многих других факторах.

Следующим этапом нашего исследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей и родителей, с целью выявить степень осведомленности между участниками образовательного процесса.

Анкеты заполнили учащиеся (в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И, учащиеся ( в количестве 48 человек),
2 классных руководителя и 43 родителя – ПУ-33.

Анкеты, заполненные учащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в области образования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п.

Анкеты, заполненные родителями, дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленности учебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п.

Анкеты, заполненные классными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях и возможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степени влияния родителей на образовательный процесс.

Мы получили следующие результаты по ПУ-18:
|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |
|осведомленности | | |руководители |
| | | | |

По ПУ-33:

|Степень |Учащиеся |Родители |Классные |
|осведомленности | | |руководители |
| | | | |

Данные исследования показали, что степень осведомленности между участниками образовательного процесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие в школьной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможности детей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активно сотрудничают с родителями.

Результаты по ПУ-18 менее утешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматься над степенью информированности между участниками образовательного процесса.

Все сказанное в этой части главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную роль играет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства.

Психологи подразделяют всех руководителей по трем уровням:

1. Руководители первичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимися знаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций, обязаностей и полномочий.

2. Руководители среднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных и социально-коммуникативных качеств;

3. Руководитель верхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными навыками.

Именно руководитель верхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотно разработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативными навыками.

В настоящее время в связи с повышением уровня требовательности к качеству образования, требования к руководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должны обладать руководители, условно можно разделить на три группы.

|Наименование группы |Свойства личности |Значение в работе |
|1. |Понятийное мышление, |Умение сформулировать |
|Интеллектуально-личност|умение обобщать, |проблему, вопросы, |
|ные свойства |различать, |выделить главное умение|
| |классифицировать. |и опыт прогнозирования |
| |Склонность к |событий, динамики |
| |продуманному риску. | |
|2. Эмоционально-волевые|Позитивный настрой к |Умение устанавливать, |
|свойства |окружающим, |поддерживать и |
| |контактность и |регулировать социальные|
| |гибкость. Способность |контакты. |
| |привлекать к себе | |
| |людей. | |
|3. Социально- групповые|Достижение поставленных|Умение распорядиться |
|качества |задач, |властью и |
| |мировоззренческая |ответственностью, |
| |убежденность, |авторская концепция |
| |ответственность |управления, решения |
| | |проблем. |

В процессе данного исследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющая проанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческой деятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе) руководителя ПУ-18.

Сильные стороны управленца:

1. Умение обучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать и расширять свои возможности.

2. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9) баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представления о роли руководителя.

3. Четкие ценности, умение наладить групповую работу (8 баллов): способность содействовать развитию и повышению эффективности коллектива, понимание своих личных ценностей, соответствующие условиям современной деловой жизни.

Личные ограничения:

1. Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение их использовать.

2. Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения.

3. Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата от работы подчиненных.

Это субъективный взгляд руководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причиной этому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база для внедрения новых идей в образовательный процесс.

На наш взгляд более важна экспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследовании принимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководитель требователен к людям, 85% отмечают трудолюбие,
62% считают, что руководитель пропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта, 46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
|Способности |Субъективное |Объективное |
| |мнение |мнение |
|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |
|особенностей управленческой деятельности| | |
|Творческий подход, пропаганда и |Не развит |развит |
|внедрение достижений педагогической | | |
|работы и передового опыта | | |
|Способность управлять собой |Не развита |Не развита |
|Умение обучать |Развит |Развито |

Как видно, мнение совпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал в руководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможно такое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности в образовательный процесс.

Сейчас рассмотрим результаты исследования, сделанные руководителем ПУ-
33.

Сильные стороны управления:

1. Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (10 баллов);

2. Умение обучать (9 баллов);

3. Творческий подход (8 баллов);

Личностные ограничения:

1. Способность управлять собой (6 баллов);

2. Способность руководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата о работы подчиненных;

3. Умение наладить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективно работающей «команды».

У этого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ.
Однако, неспособность сформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целей исследования.

В ходе экспертной оценки принимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директор требователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директор обладает способностью руководить;
54% считают, что директору не хватает умения наладить групповую работу.
Сравнительные результаты можно представить в следующей таблице:
|Способности |Субъективное |Объективное |
| |мнение |мнение |
|Умение влиять на окружающих, понимание |Развито |Развито |
|особенностей управленческой деятельности| | |
|Способность руководить |Не развито |развито |
|Умение наладить групповую работу |Не развито |Не развито |
|Умение обучать |Развито |Развито |

Как видно, субъективное мнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическим коллективом, за исключением: учителя считают, что директор обладает способностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства. Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу.

-----------------------
[pic]

[pic]

Похожие работы:

  1. • Исследование роли руководителя в повышении качества ...
  2. • Роль государства в повышении качества продукции
  3. • Образ "Я" руководителя высшего звена
  4. • Роль руководителя в решении конфликтов в малом ...
  5. • Развитие личностных качеств руководителей как средство ...
  6. • Роль личности руководителя в организации совместной ...
  7. • Повышение эффективности оценки результатов ...
  8. • Роль учета в повышении экономической эффективности ...
  9. • Концепция маркетинга образовательных услуг
  10. • Особенности социально-психологического климата ...
  11. • Психологическая характеристика руководителя
  12. • Требования, применяемые к менеджеру. Имидж
  13. • Организация деятельности классного руководителя
  14. • Маркетинг и его роль в повышении результативности ...
  15. • Проблемы совершенствования управления деятельностью ...
  16. • Управленческая роль руководителя
  17. • Управление психологией персонала
  18. • Регулирование оплаты труда руководителей
  19. • Роль безопасных условий труда в повышении качества ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com