Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Дидактика

Дидактика как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин
«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог
И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.

Функции дидактики :

1- Теоретическая

2 – практическая .

Основные категории дидактики :

Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства

, результаты (продукты ) обучения.

(отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний .

Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления.

Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.

Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства.

Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.

Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления

, которыми ученики овладевают в процессе обучения .

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д.

Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики :

термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий .

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и обучения .

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и обучения .

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков , осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.

Дидактика отвечает на вопросы :

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных формах

Основные понятия дидактики :

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Содержание образования

Формы организации учебной работы и др.

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

. На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая

Дидактика » (1657).

[pic] [pic] [pic]
| Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл |
|Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности ; |
|1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило |
| |вещей в картинках |дидактики» |
| |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике |
| |языков и всех наук |принципы сознательности , |
| | |систематичности , последовательности|
| | |и прочности усвоения знаний. |
| | |-Стремился сильнее развивать |
| | |познавательные способности уч-ся, |
| | |«воспламенять жажду знаний и пылкое |
| | |усердие к учению» |
| | |-Разработал классно-урочную систему |
| | |обучения |
| | |-Выдвинул идею всеобщего образования|
| | |: «учить всех всему» |
|Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику |
| |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка : |
|1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет |
| | |от 2 до 12 «сон разума» |
| | |от 12 до 15 умственное вос-ние |
| | |от 15 до совершеннолетия «период |
| | |бурь и страстей» |
| | |-Предложил учебные занятия |
| | |проблемного , поискового характера |
| | |-Дал характеристику методам обучения|
| | | |
| | |-Выдвинул идею связи обучения с |
| | |жизнью , с наблюдениями явлений |
| | |природы |
|Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного |
|Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования ;Считал что в основе |
|1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента : |
| |3.Азбука наглядности |форма , число , слово |
| |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности , |
| |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до |
| | |абсурда |
|Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является |
|Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей |
|1790-1866 |учителей |детей |
| | |-Создал дидактику развивающего |
| | |обучения (изложил её в виде 33 |
| | |законов и правил обучения ) |
| | |-Много внимания уделял закреплению |
| | |материала |
| | |-Утверждал : « плохой учитель |
| | |сообщает истину , а хороший учит её |
| | |находить » |
|Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания |
|Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов |
|Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с |
| |воспитания |жизнью , с трудом |
|1824-1870 | |-Разработал принципы обучения , |
|Основоположни| |основы содержания начального |
|к начального | |образования |
|обучения в | |-Раскрыл психологические основы |
|России | |обучения |

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого- педагогические исследования В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников , П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей .

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит , раду ,
Никола , Банташ , и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили

С.Н.Лысенкова

М.Шаталов

Н.Ильин

С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмирование и компьютеризация обучения

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои закономерности , требует своих особых методов и организационных форм обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами , основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются в общей дидактике.

Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве .
Большая роль принадлежит самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность , направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека
.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании
, основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство обучением .

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний
, личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в.
), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная
. В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени , личностного развития и творчества .

Похожие работы:

  1. • Дидактика вищої школи та шляхи її розвитку на сучасному етапі
  2. • Дидактика початкового навчання
  3. • Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения
  4. •  ... основи та актуальні проблеми сучасної дидактики
  5. • Основные дидактические концепции
  6. • Великая дидактика" Я.А. Коменского - первое ...
  7. •  ... Как Гомеостаз: Ораторика, Гомилетика, Дидактика, Символика
  8. • Развитие теории урока в советской дидактике периода середины ...
  9. • Дидактические процессы в предмете физическая культура
  10. • Основы дидактики высшей школы
  11. • Мировые дидактические концепции
  12. • Дидактические проблемы современного урока
  13. • Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения
  14. • Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку
  15. • Контрольная работа
  16. • Детская игровая дидактика
  17. • Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи
  18. • Педагогика как наука
  19. • Ян Амос Каменский
Рефетека ру refoteka@gmail.com