Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Обзор туризма в России и за рубежом

Министерство образования Российской Федерации

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Геленджикский филиал

Научный руководитель______________________________________

Реферат

по дисциплине:_______________________________________________ на тему__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выполнил:

Студент_____________курса

_________________________

_________________________

Отметка о допуске к защите:

_________________________

Комиссия:________________

_________________________

Дата защиты:_____________

г.Геленджик 2001г.

План

1. Введение

3стр.

2. Туризм в России

6стр.

3. Международный туризм

11стр.

4. Туризм как отрасль экономики

15стр.

5. Заключение

20стр.

6. Литература

21стр.

1.Введение

| Отдых — процесс восстановления умственной и физической |
|работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, |
|вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Пассивный |
|отдых предусматривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный|
|физический покой организма, активный отдых — переключение активности |
|организма на иной вид деятельности. |
|Отдых является одним из существенных условий сохранения и укрепления |
|здоровья, поддержания высокой трудоспособности и достижения активного |
|долголетия. Полноценный отдых является неотъемлемой чертой здорового |
|образа жизни и обеспечивается за счет рациональной организации |
|свободного времени, а также специальных восстановительных мероприятий, |
|которые включаются в режим трудовой деятельности. |
|Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах |
|отдыха и т.п. Одним из распространенных видов отдыха является туризм. В|
|данной работе будет рассмотрен туризм как организованный вид отдыха. |
|Рассмотрим системы организованного отдыха в России и за рубежом. |
|Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие |
|(поездка, поход) в свободное время. Один из видов активного отдыха. |
|Туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных |
|потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной |
|деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных |
|сил человека. Туризм — составная часть здравоохранения, физической |
|культуры, средство духовного, культурного и социального развития |
|личности. По существующей в мировой практике оценке масштабов |
|туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и |
|добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме |
|деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, |
|пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают|
|экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием|
|«внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный |
|туризм». По данным международных официальных туристских организаций, в |
|середине 90-х гг. 20 в. от общего количества 1100—13000 млн. туристов в |
|мире 75—80% приходится на внутренний туризм. |
|Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и |
|взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены |
|одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же |
|товары и услуги; во многих странах они имеют общую |
|материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. |
|В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на: |
|познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных |
|мест, осмотр культурных, исторических, природных |
|достопримечательностей; |
|спортивный туризм — участие в спортивных мероприятиях; |
|любительский — охота, рыболовство и прочее; |
|пригородный туризм — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, |
|отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха; |
|с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; |
|деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес; |
|религиозный — посещение «святых». |
| |
|В международной статистике туристические поездки на курорты, в дачные |
|местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы также |
|принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько |
|целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в |
|которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, |
|продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья|
|(гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с |
|семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах |
|самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, |
|определяются материальными возможностями туриста, состоянием его |
|здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также |
|материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и|
|дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и |
|туристским организациям). |
|Принято различать туризм организованный — путешествие по программе, |
|намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и |
|неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, |
|разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей |
|самообслуживания. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|2.Туризм в России |
|В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в |
|Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны |
|света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), |
|Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе |
|(позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество |
|велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, |
|Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов|
|(РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные|
|чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 |
|насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей |
|имущих классов. |
|Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х |
|гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся |
|и красноармейцев — Наркомпрос. (Первая советская туристская организация |
|создана в 1918 — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские|
|путешествия не носили массового характера. |
|В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928|
|создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 акционерное |
|общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, |
|пришедшее на смену РОТ). В 1930 постановлением СНК СССР на базе |
|«Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное|
|добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 —|
|Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. |
|ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские |
|походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 |
|насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., |
|действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных|
|путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. В 1936 |
|постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних |
|путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого |
|образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К |
|1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях |
|и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны |
|туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз |
|и лагерей. В период Великой Отечественной войны 1941—45 многие |
|туристские базы были разрушены. В апреле 1945 советские профсоюзы |
|приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного |
|управления ВЦСПС. В 1945 туристско-экскурсионные управления были созданы|
|в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, |
|Грузинской ССР; в 50—60-е гг. — во всех союзных республиках, в 33 краях |
|и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов |
|реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет|
|по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных |
|государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в|
|обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во |
|всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных |
|городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 |
|туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских |
|теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими |
|учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн.|
|экскурсантов. |
|В 1969 Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по |
|дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу |
|превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания |
|населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям |
|(ЦСТЭ). |
|В 1971—75 на развитие материальной базы Т. профсоюзами выделено 0,5 |
|млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 |
|тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём |
|туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в|
|1975. По размаху туристского движения Россия занимает одно из первых |
|мест в мире. В 1995 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за |
|пределами постоянного места жительства, достигло 140—150 млн. чел. |
|(оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, |
|пионерские лагеря и др.), что составляет около 17% от всего числа |
|туристов в мире. |
|ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, |
|обслуживающей около 13 млн. туристов и около 70 млн. экскурсантов в год |
|(1995). В системе Российского туризма функционирует свыше 150 маршрутов |
|всероссийского значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; |
|организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 |
|тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. |
|автобусных туристских рейсов. Почти в 400 городах и населённых пунктах |
|открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране |
|действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката |
|туристского снаряжения. На предприятиях создано около 40 тыс. туристских|
|секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, |
|лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного туризма, |
|включенными (с 1949) в Единую всероссийскую спортивную классификацию. |
|Регулярно проводятся соревнования по видам спортивного туризма. При |
|советах по туризму. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и |
|контрольно-спасательная служба. Свыше 60 тыс. чел. (1995) имеют |
|спортивные разряды и свыше 200— звание мастера спорта по туризму. |
|С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и |
|развития культурно-экономических контактов между странами резко |
|расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась |
|деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного |
|туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному |
|туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при |
|Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление|
|по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. |
|укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась |
|география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100|
|городах страны, «Спутник» имел 19 международных молодёжных лагерей. |
|Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными|
|туристскими организациями. Число иностранных туристов возросло с 2 млн.|
|чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 |
|выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10|
|ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная |
|туристская организация. |
|В настоящее время существует огромное количество туристических фирм. |
|Особое развитие они получили в последнее время в связи со стабилизацией |
|экономической жизни в стране. Возросли материальные возможности |
|населения. Известная прозрачность границ также способствует развитию |
|международного туризма. Высокая информационность населения также |
|позволяет надеяться и на дальнейшее увеличение туризма. |
|По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает |
|ведущее место в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных |
|районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше |
|150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. |
|Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. |
|Туристское движение в России развивается в соответствии с |
|государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит |
|социальный характер. Только из фондов государственного социального |
|страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение |
|льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, |
|санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели |
|расходуются значительные суммы из общественных фондов |
|В 1995 75—80 млн. человек участвовали в длительных и кратковременных |
|самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места |
|организованного отдыха, в пригородные зоны, в др. города с |
|оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и др. |
|целями. |
|По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его |
|проведения, население расходует в год около 5,5% ко всему фонду |
|потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимает одно |
|из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг. |
|Научные исследования в области туризма ведут институт географии АН , |
|Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии |
|министерства здравоохранения, Всесоюзная научно-исследовательская |
|лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская |
|лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских|
|организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, |
|институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров .|
| |
|Издаются: ежемесячные иллюстрированные журналы, регулярно — проспекты |
|«Туристские маршруты» для зарубежных туристов — иллюстрированные журналы|
|(на русском, английском, французском и немецком языках.) Союз советских|
|обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету |
|(на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. |
|издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускают серии книг и |
|брошюр по вопросам туризма, рассчитанные на массового читателя. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|3.Международный туризм |
| |
|Международный туризм (М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2й |
|половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной |
|взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом|
|или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое |
|положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, |
|оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется|
|неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества |
|туристов в мире в 1970—95 представлен в табл. 1. (Под количеством |
|туристов в международной статистике понимается количество |
|зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку|
|за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое |
|число их несколько меньше.) |
|Таблица 1. |
|Количество туристов, млн. чел. |
|Прирост к предыдущему году, % Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|125,3 |
|— |
|100 |
|171,2 |
|13,0 |
|281 |
|215,5 |
|6,9 |
|436 |
|269,0 |
|9,7 |
|668 |
|320,0 |
|10,5 |
|870 |
| |
|Характерной чертой современного международного туризма является высокая |
|концентрация его в Европе и Северной Америке. |
|Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти |
|23 количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом |
|туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало |
|выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие |
|цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во|
|многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие|
|годы имели чёткое направление с севера на юг. В 80—90-е гг. из-за |
|перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского |
|побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития |
|материально-технической базы международного туризма в др. странах |
|средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация |
|европейского туристского потока на юго-запад и юго-восток. |
|Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на |
|который в 1995 приходилось около 16% мирового потока туристов. В |
|основном это так называемый взаимный туризм между США, Канадой и |
|Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из |
|США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т.|
|и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но |
|на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества |
|иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, |
|большинство развивающихся стран не имеет необходимой |
|материально-технической базы для международного туризма. |
|Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и |
|политического значения как средства укрепления взаимопонимания между |
|народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет|
|и экономическое значение. Поступления от международного туризма в |
|иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода |
|платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта|
|товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от |
|международного туризиа в 70—90-е гг. увеличивались с некоторым |
|опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 2), что |
|объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в |
|капиталистических странах. |
| |
| |
| |
|Таблица 2. |
|Объём поступлений, млрд. долл. |
|Поступления предыдущему |
|году, прирост в %. |
|Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|2,1 |
| |
|— |
|100 |
|6,8 |
| |
|17,2 |
|324 |
|11,0 |
| |
|14,6 |
|524 |
|17,9 |
| |
|16,2 |
|852 |
|31,1 |
| |
|10,7 |
|1481 |
| |
|Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на |
|распределении доходов от международного туризма, их росте (табл. 3). |
|Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от |
|объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и |
|продолжительности пребывания туристов в стране. |
|Таблица 3. |
|Европа |
|Сев. Америка |
|Лат. Америка |
|Африка Азия Австралия |
|Океания |
|Ближний Восток |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
| |
| |
|7,14 |
|2,07 |
|0,87 |
|0,22 |
| |
|0,48 |
| |
|0,25 |
|64,7 |
|18,8 |
|7,9 |
|2,0 |
| |
|4,3 |
| |
|2,3 |
|100 |
|100 |
|100 |
|100 |
| |
|100 |
| |
|100 |
|10,85 |
|3,50 |
|1,7 |
|0,41 |
| |
|1,2 |
| |
|0,28 |
|74,7 |
|16,1 |
|3,1 |
|1,4 |
| |
|3,1 |
| |
|1,7 |
|151 |
|169 |
|195 |
|186 |
| |
|250 |
| |
|112 |
|18,00 |
|6,00 |
| |
|2,50 |
| |
|4,00 |
| |
|0,60 |
|57,9 |
|19,3 |
| |
|8,0 |
| |
|12,9 |
| |
|1,9 |
|252 |
|204 |
| |
|1136 |
| |
|833 |
| |
|240 |
| |
|Всего в мире |
|11,03 |
|100 |
|100 |
|17,89 |
|100 |
|162 |
|31,10 |
|100 |
|282 |
| |
|Развитие международного туризма связано с решением ряда технических, |
|организационных и научных проблем, многие из которых носят общий |
|характер для всех или большинства стран: развитие |
|материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, |
|выявление новых перспективных районов и центров международного туризма, |
|расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества |
|туристов приходится на июнь — август). |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|4.Туризм как отрасль экономики. |
|Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и |
|организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и |
|нематериальных услугах. Продукция туризма— это комплексная услуга (так |
|называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги |
|транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, |
|культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, |
|лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес |
|элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в|
|зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние |
|оказывают вид туризма, способ передвижения, продолжительность и способ |
|организации путешествия. В России, например, структура познавательного |
|тура (1995, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт —|
|30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты |
|питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и |
|прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на |
|конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, |
|питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, |
|бытовые услуги и др.— 13%. |
|Различия в целях путешествий и способах их организации привели к |
|появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, |
|мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских |
|учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов |
|туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и|
|др. особенности клиентуры. |
|Материально-техническая база туризма с экономической точки зрения |
|представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые |
|подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты|
|и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, |
|специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие |
|только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный |
|транспорт, предприятия торговли, общественного питания, |
|культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное|
|население и туристов, ставших временными жителями данной местности). |
|Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают |
|функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — |
|производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, |
|готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, |
|гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские |
|и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как |
|правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — |
|преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального |
|производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через |
|вторичные предприятия туризм активно влияет на местную экономику: |
|средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый |
|доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не |
|получают. |
|Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг|
|меняется в зависимости от развитости материально-технической базы |
|туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и |
|ряда др. причин. Например, в познавательном туризме обычно велика доля |
|экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в |
|лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; |
|зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. |
|В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, |
|в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные |
|путешествия). |
|В силу экономико-технологической особенности туристской услуги туризм |
|практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или |
|хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана|
|другая точка зрения; туризм лишь рынок сбыта услуг и товаров др. |
|отраслей. |
|Туризм— сфера приложения труда значительной части экономически активного|
|населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и |
|косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц |
|наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в |
|Великобритании — свыше 4%, в России — около 4% (1995, оценка). В |
|экономике многих стран отрасль туризма занимает одно из ведущих мест. Во|
|Франции, например, туризм опередил по доходам автомобильную |
|промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального |
|производства и сферы обслуживания (1995). В некоторых районах туризм |
|является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие |
|производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные |
|тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для |
|какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое |
|море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с |
|тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, |
|луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей туризма. |
|Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную |
|потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому |
|туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются |
|именно в такие районы, в которых производительные силы развиты |
|относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим |
|воздействиям. При этом туризм по сравнению с другими отраслями народного|
|хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. |
|Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства |
|в экономическом освоении территорий, туризм способствует охране природы |
|и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного |
|хозяйства. Отрицательное влияние туризма на природу фиксируется в тех |
|случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при |
|перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил|
|природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы |
|туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы |
|территорий, подлежащих охране как объекты туризма в будущем, |
|организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. |
|Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных|
|ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — |
|рекреационной географии. |
|Некоторые виды туризма — познавательный, деловой (путешествующие с этими|
|целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея |
|тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют |
|развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального |
|производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может|
|оказаться даже ведущей отраслью экономики. |
|Туризм характеризуется системой показателей которые в различных странах |
|варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной |
|деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: |
|а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма — |
|количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на|
|душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); |
|6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную |
|местность, город, страну; |
|в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, |
|стране; |
|г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, |
|поступленияв расчёте на душу населения; |
|д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, — |
|количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых|
|от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере |
|обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех |
|поступлений от населения (суммы продаж). |
|Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных |
|туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — |
|пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным |
|туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным |
|туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе |
|страны и др. |
|В странах, находящихся на низкой ступени развития (например, некоторые |
|страны Азии, Африки), туризм практически отсутствует. Попытки некоторых |
|развивающихся стран создать собственную материальную базу для |
|иностранного туризма вынудили привлекать иностранный капитал. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|5.Заключение |
|Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию |
|государственных и правительственных учреждений — министерства, |
|комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь |
|государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, |
|ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных |
|земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, |
|природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, |
|подготовку кадров. Политика государств в области туризма сводится в |
|основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного |
|туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами|
|в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими |
|масштабами пассивного туризма. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|6.Литература |
| |
|1.Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; |
|2. Роланов Н.Е.. Организация отдыха и методы оздоровления трудящихся на |
|курортах. - Ростов: Издательство ростовского университета, 1986 г. |
|3.Яковенко Г.В., Винокуров Б.Л., Быков А.Т. Технологии управления |
|предприятиями курортных и туристских услуг. - Сочи: 1997. |
|4.Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма |
|5.География и туризм в сборнике; |
|6.Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М.,|
|1975; |
|7.Рекреационная география. Сб., М., 1976 |


Похожие работы:

  1. • Актуальные проблемы маркетинговой деятельности ...
  2. • Анализ проблем и перспективы развития экстремального ...
  3. • Сбытовая деятельность предприятия автомобилестроения ...
  4. • Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в ...
  5. • Разработка программы продвижения с использованием BTL ...
  6. • Состояние и перспективы применения присадок к топливу в ...
  7. • Государственная семейная политика в России и за ...
  8. • Состояние и перспективы развития торговли через ...
  9. • История развития туризма в России: основные этапы
  10. • Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом
  11. • Учет заработной платы в России и за рубежом
  12. • Компаративный анализ российского и зарубежного опыта ...
  13. • Лицензирование в туризме
  14. • Туризм в России. Состояние и перспективы
  15. • Практика создания стратегических альянсов в России
  16. • Тенденции и перспективы развития лизинга в России и за ...
  17. •  ... пенсионного страхования в России и за рубежом
  18. • Создание и управление компанией за рубежом
  19. • Международное маркетинговое исследование
Рефетека ру refoteka@gmail.com