Рефетека.ру / Международные отношения

Реферат: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия была и остается азиатской державой. Здесь я хочу сконцентрировать свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-
Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во
Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года. Потеря Прибалтики,
Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически приблизила ее к Азии. Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в Мировой океан и индустриально развитый мир. Здесь перед Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим для России фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда.

Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем.

При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с
Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях. В Белой книге министерства обороны Японии, обнародованной в сентябре 1990 года, российские войска в Сибири и на
Дальнем Востоке перестали рассматриваться как угроза безопасности Японии.
Одновременно Страна Восходящего Солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не хочет оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с
Москвой.

В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация советско/российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не новым противником. Уже в своем выступлении во Владивостоке в 1986 году
М.С. Горбачев выразил готовность идти Китаю на уступки по ряду пограничных вопросов. Горбачев приветствовал наметившееся к тому времени расширение торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и высказал решимость искать компромиссы с Пекином. Поворотным пунктом в развитии советско-китайских отношений стали 1988-1989 годы, ознаменовавшиеся началом гласности и трансформации советского общества на путях демократизации.
Заявление Горбачева о предстоящем выводе всех советских войск из
Афганистана, взятое им обязательство существенно сократить численность советских войск, размещенных вдоль советско-китайской границы, и оказать давление на руководство Вьетнама с целью вывода им своих войск из Камбоджи и другие меры стали очевидным сигналом к улучшению советско-китайских отношений.

Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в декабре 1992 года был объявлен началом новой эры в российско-китайских отношениях, главное содержание которой состоит в дальнейшем расширении и укреплении экономического, технического и военного сотрудничества между двумя странами. Во время визита были подписаны около двух десятков соглашений, включая проекты участия Китая в разработке сибирских и дальневосточных ресурсов. Эти соглашения зафиксировали тот факт, что две стороны пришли к согласию по многим спорным пограничным вопросам и достигли заметного прогресса в вопросах взаимного контроля над вооружениями и о мерах доверия. Договор между двумя странами, ратифицированный в 1992 году, охватывает большую часть границы Китая с
Россией и Монголией. В принципе решен вопрос о маленьких островах вблизи
Хабаровска. В 1993-1994 годах министры обороны двух стран подписали документы о мерах доверия, призванные предотвратить возможные инциденты на границе протяженностью 4 тыс. км. Москва предложила Пекину техническую помощь в обслуживании вновь приобретенных им самолетов СУ-27. В начале 1994 года министр иностранных дел России А. Козырев посетил Пекин, а в сентябре того же года Цзян Цземин встречался с Б.Н. Ельциным в Москве. Руководители двух стран подписали документ, предусматривающий перенацеливание ядерного оружия с объектов друг друга. Важной вехой в развитии двусторонних отношений стал визит президента России в Пекин и начале 1996 года В ходе визита на встрече глав государств пяти стран — России, Китая, Казахстана,
Кыргызстана и Таджикистана — были урегулированы спорные проблемы, связанные с западной границей Китая, с тремя последними из этих стран

Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтующими интересами. Прежде всего, обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским
Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли
Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передовую военную технику, включая боевые самолеты СУ-27 На геополитическом уровне как Россия, так и
Китай сознают факт уменьшения своей роли на международной арене. Расширение и углубление российско-китайского сотрудничества могут служить определенным противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и военной супердержавы Значимость России как немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, не только не сократится, а, наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и
Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве балансира друг против друга «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США,
Японией, Европой, так и со стороны этих последних друг с другом и Китаем может приобрести все более растущую актуальность и притягательность для каждого из названных акторов.

Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии составляет головную боль как для России, так и для Китая Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центрально- азиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синьцзян уйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители других центрально- азиатских пародов. Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые остались в этих с гранах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на проникновение в этот район других мусульманских стран, особенно
Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее создания системы коллективной безопасности в Азии Однако при этом нельзя забывать, что данная идея была выдвинута советским руководством еще в период советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.

Особо заинтересована Россия в сохранении Индии в качестве приоритетного геополитического партнера, обеспечивающего определенный баланс сил в Азии.
Во всяком случае, Индия остается одним из основных покупателей российских вооружений Как Индию, гак и Россию не устраивает такое развитие событий, при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы интегрированными в исламский мир

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона становится одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать реальному участию России в процессе региональной экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и трансрортно-транзитным центром перевалки товаров из
Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.
Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на Дальнем Востоке Одна из важнейших задач в данной сфере состоит в формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай,
Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского.

В целом страны Восточной Азии заинтересованы в политическом и военном присутствии России, поскольку такое присутствие позволяет поддерживать баланс сил в регионе. Свидетельством восприятия России как конструктивного партнера является то, что с июля 1996 года она будет выступать в АСЕАН в том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия,
Австралия и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России с Японией составляет сейчас 6 млрд. долл., с Китаем — 5,5 млрд., с Южной Кореей — 3 млрд., с Тайванем — более 2 млрд., с Таиландом — 1,2 млрд. долл. и т.д.
Общий товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд. долл., что больше, чем с таким традиционным торговым партнером нашей страны, как
Индия.

Список используемой литературы:

1. "Мировая Экономика и Международные Отношения", №7 97 г.

2. «Международная жизнь», №3 98 г.

3. Геополитика, Ю.В. Тихонравов, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», М.

98 г.

Министерство Образования РФ

Кубанский Государственный Технологический Университет

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Геополитика

на тему: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Проверил: Выполнил: доцент студент гр.97-2ЭК-1
Рудаков Л.В. Ходарев В.В.

Новороссийск

1999

Рефетека ру refoteka@gmail.com