Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Фортунатов Филипп Фёдорович

Фортунатов

Филипп Федорович

(1848 - 1914)

Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков

(ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф. И.

Буслаева.

Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию распределения слов по формальным (грамматическим) классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей, противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой теории частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения, который он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни.

В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том, что индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон о передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и балтийских языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией.

Этот закон получил название "закон Фортунатова - де Соссюра" (оба лингвиста открыли его независимо друг от друга).

Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики -

М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое поколение

Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И.

Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.


Похожие работы:

  1. • Фонологические оппозиции, фонологические дифференциальные ...
  2. • "Слова языка" Ф.Ф. Фортунатова
  3. • История становления языкознания в России
  4. • История лингвистической науки
  5. • Система частей речи в русском языке
  6. • Жизнь и научная деятельность Ивана Александровича Бодуэна Де ...
  7. • Проблема этнолингвистических обоснований евразийства
  8. • Теория языкознания
  9. • Морфологічна класифікація мов П.Ф. Фортунатова
  10. • Героїчна оборона Севастополя
  11. • Русский лингвист Иван Александрович Бодуэн Де Куртене
  12. • Синтаксические особенности научных текстов Л.В ...
  13. • Основные этапы изучения морфологии
  14. • Принципы синхронного описания языка
  15. • О структуре русского глагола
  16. • Александр Матвеевич Пешковский
  17. • Синтагматическое членение художественного текста
  18. • Экзаменационные вопросы с билетами за весенний семестр 2001 ...
  19. • Русская культура конца XIX - начала XX века
Рефетека ру refoteka@gmail.com