Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Фольклор для детей

Казанский государственный

педагогический университет

«Детский

фольклор»

Руководитель: Карпеева Т.А.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

ВВЕДЕНИЕ

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки - это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.
Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке.

анализ

П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.

Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:

V Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами - предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).

V Чудесный конь помогает положительному герою.

V Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.

Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».

Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.
Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

За горами, за лесами,

За широкими полями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда

Чистить коней начинает,

Умывает, убирает,

Гривы длинные плетет,

Разны песенки поет…

А убрав их в оба чана

Нацедить сыты медвяной

И насыпал дополна

Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы
(когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога –
Ярилы.

Подъезжают; у ворот

Из столбов хрустальный свод;

Все столбы те завитые

Хитро в змейки золотые,

На верхушках три звезды,

Вокруг терема сады,

На серебряных там ветках

В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть,

Стану царь тебе служить.

Только чур со мной не драться

И давай мне высыпаться,

А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.
Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник
(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.

Биографическая справка

[pic]

Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815 - 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в
"Современнике" Плетнева . Известность доставила Ершову сказка "Конек-
Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом
Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда
Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он -
Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком". Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками. "Конек-Горбунок" - произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек-Горбунок с золотой щетинкой).

-----------------------
Град небесный у Ершова явно выраженные русские черты. Иллюстрация
Милославского В.А.

Похожие работы:

  1. • Музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
  2. • Фольклор
  3. • Особенности развития речи детей младшего дошкольного ...
  4. • Достижение эквивалентности при переводе детских ...
  5. • Воспитательная проблематика фольклора
  6. • Народный фольклор в детской педагогике
  7. • Воспитательная функция фольклора
  8. •  ... музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
  9. • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
  10. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  11. • Детский музыкальный фольклор. Считалки и ...
  12. • Фольклорные жанры
  13. • Феномен фольклора и его воспитательное значение
  14. • Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций ...
  15. •  ... песен и поэзии пестования в системе детского фольклора
  16. • О современном состоянии жанров детского фольклора
  17. • Музыкальный фольклор как средство воспитания детей в семье
  18. • Фольклор и его значение в воспитании детей
  19. • Использование фольклора в патриотическом воспитании ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com