Рефетека.ру / География

Реферат: Внешняя торговля Республики Молдова

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………………………. 2


2 . СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………………………………………3


3. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В ЦИФРАХ И ФАКТАХ ……..5


ЭКСПОРТ ……………………………………………………………………………………5


ИМПОРТ ……………………………………………………………………………………..7


ГЕОГРАФИЯ ТОРГОВЛИ ………………………………………………………………...7


САЛЬДО ……………………………………………………………………………………..9


  1. РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРАВИТЕЛЬСТВА ……….13


  1. КАЧЕСТВО КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСПОРТА …………19


  1. Молдова и ВТО ……………………………………………………………………………21


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………..25


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………26


Введение


Международная торговля—старейшая форма международных экономических отношений. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заграничного спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово- экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практиче­ски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Современная международная торговля—торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) това­ров. В ней участвуют различные юридические лица—корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она явля­ется средством, с помощью которого страны могут развивать спе­циализацию, повышать производительность своих ресурсов и, та­ким образом, увеличивать общий объем производства.

Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнооб-разные экономические и политические риски в междуна­родной торговле, обусловленные географическими, политически­ми, национальными факторами.

Международная торговля, рассматриваемая со стороны отдельной страны, называется Внешней торговлей. Таким образом, внешняя торговля – это отрасль по обмену товаров одной страны с другими странами.

Внешняя торговля всегда подчинена целям экономической политики государства, использующего различные средства внешнеторговой политики. Она включает регламентации налогового, бюджетного, банковского, валютного и т.д. характера, принятых в целях осуществления или ограничения внешнеторгового обмена и протекции национальной экономики.

Внешняя торговля Республики Молдова регламинтируется следующими законами и актами:

- Закон “О регламентировании импорта и экспорта товаров и услуг”, N. 188 – XII от 26.07.90.

  • Закон “Об основах внешнеэкономической деятельности в Республике Молдова”, N. 849 – XII от 03.01.92.

В результате в Республике Молдова имеет место оживление внешнеэкономических отношений, что способствует интенсивному движению экспорта, импорта товаров, услуг и капитала.


СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


Для отражения показателей внешней торговли используют данные статистики внешнеэкономических связей. Прежде, чем их приводить следует осветить некоторые нюансы, которые играют важную роль при сборе статистической информации.

Внешняя торговля складывается из экспортно-импортных операций - это операции, связанные с передвижением товарных масс через таможенные границы, увеличивающие (импорт) или уменьшающие (экспорт) материальные ресурсы страны.


Статистика внешней торговли:

1) учитывает только те товарные массы, которые пересекают таможенные границы.

2) учитывает любое передвижение (по весу) товарных масс коммерческой и некоммерческой.

Вся гуманитарная помощь включается в импорт, все гуманитарные пособия включаются в экспорт.


Ряд товаров, при пересечении границы не подпадают под внешнеторговый учет:

1) прямой транзит (без складирования)

2) багаж дипломатических миссий и частных лиц, включая багаж переселенцев

3) возвратная тара (контейнеры, стеклянные емкости) и образцы

4) аренда, сроком менее одного года

5) монетарное золото, а также другие монеты, ценные бумаги, банкноты, находящиеся в обращении

6) товары, временно ввозимые и вывозимые:

- театральные декорации

- спортивный инвентарь

- машины

- товары, предназначенные для выставок, ярмарок и аукционов

- прокат кинофильмов

7) гарантийные поставки товаров

8) ремонт транспортных средств и другого оборудования

9) реэкспорт без товара

10) стоимость услуг (нематериальных)

11) улов рыбы, произведенный в нейтральных и иностранных водах, территориальных в рамках концессии.


Импорт товаров делят на -

- товары, объявляемые для внутреннего потребления или переработки (большая часть всех ввозимых товаров)

- товары, предназначенные для дальнейшего реэкспорта, т. е. для экспорта иностранных товаров, не подвергшихся в стране переработке.

- товары, ввозимые для переработки на приписных таможенных складах.


Все товары первой категории проходят таможенную очистку - комплекс мероприятий, связанных с выпуском товаров на внутреннее потребление.

Товары второй категории, для реэкспорта, помещаются на приписные таможенные склады.

Товары третьей категории подвергаются переработке - операции, при которой товар меняет внешний вид или потребительские свойства, что не относится к распаковке, упаковке, смешении.


Экспорт делят на:

1) товары, произведенные, добытые или существенно переработанные в Молдове

2) товары после переработки под таможенным контролем

3) вывезенные товары с приписных таможенных складов


Учет количества и стоимости товаров, обращающихся во внешней торговле.


По весу:

- брутто

- нетто - вместе с упаковкой, в которой товар переходит к потребителю

- нетто-легальный = вес брутто - скидка на тару и упаковку в соответствии со справочниками (таро-тарифом)


Учет стоимости товаров, обращающихся во внешней торговле.


В Молдове, как и в международной практике, стоимость экспортируемых товаров приводится к стоимости "FOB", "FOB-порт отправления", "FOB-франко-сухопутная граница", а импортируемые товары - в стоимости "CIF", "cif-порт назначения", "cif-франко-сухопутная граница страны назначения".

Франко... - ответственность, риски порчи товаров переходят покупателю после слова "франко" - географическая граница ответственности (порт, сухопутная граница).

Стоимость "FOB" складывается на границе страны-продавца.

В стоимость FOB включает:

- контрактная стоимость товара + все расходы, связанные с доставкой товара на борт судна + погрузка "свободно на борт", включая экспортную пошлину.

Стоимость FOB записывается в итоги внешней торговли - стоимость, которую экспортер должен получить от партнера.


Импортная стоимость складывается на границе страны-импортера.

Cтоимость CIF = FOB + фрахт + страхование от границы страны-экспортера до границы импортера.

Импортные пошлины и таможенные расходы в стоимость CIF не включаются.


Некоторые стоимостные категории.


1.Товарооборот - сумма стоимостей экспорта и импорта.

2. Сальдо торгового баланса - стоимость экспорта

Может быть положительным (активным) и отрицательным (пассивным).

3. (Стоимость экспорта)/(стоимость импорта) = коэффициент покрытия.

4. Торговый баланс - соотношение стоимостей экспорта и импорта за какой-либо период времени (обычно, год) по данным ее статистики внешней торговли.

Торговый баланс может быть благоприятным (активным) и неблагоприятным (пассивным).


Даты экспорта и импорта во внешней торговле


Определить даты экспорта проще, чем импорта, потому что фактический экспорт товаров как правило совпадает с документальным экспортом, а при импорте часты случаи, когда фактический и документальный импорты не совпадают (не совпадают даты предоставления таможенных документов).

Таможенные документы:

- железнодорожная накладная

- авиа накладная

- дорожная накладная

- коносамент (морские перевозки)

- водная накладная


Количество товара учитывается весом нетто.

Датой экспорта считается дата разрешения на вывоз товара, проставленная таможенным чиновником в таможенной декларации.

Датой импорта считается дата разрешения на выпуск товара на внутреннее потребление, проставленная таможенным чиновником в таможенной декларации.


Географическая структура внешней торговли


Страной происхождения может быть:

а) страна производства

б) страна продаж

в) страна отгрузки

Страной назначения экспортных товаров может быть:

а) страна потребления

б) страна покупки

в) страна поставки


ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА В ЦИФРАХ И ФАКТАХ


Итоги внешней торговли в 1998 году стали естественным отражением кризиса, охватив­шего экономику республики. По данным, ис­численным на основании тамо­женных деклараций и без учета Приднестровья, объемы тор­говли Молдовы с другими стра­нами составили сумму 1661,9 млн $, что на 18,8% меньше, чем в 1997 году. Торговля со страна­ми СНГ снизилась на 336,8 млн $, или 27,8%, с остальными стра­нами - на 47,4 млн $.


ЭКСПОРТ

Экспорт в прошлом году соста­вил 636,4 млн $ и уменьшился по сравнению с 1997 годом на 27,2% или 238 млн $. Это снижение объясняется уменьшением поставок за границу мяса, яблок, растительно­го масла, сахара, вина, сигарет, крепких алкогольных напитков, ковров, насосов, стиральных машин и трак­торов, доля которых в экспорте дос­таточно велика. С другой стороны, возросли физические объемы экс­порта винограда, орехов, кукурузы, муки и некоторых других товаров, но при этом снизились средние цены их продажи. Почти на 23% снизились средние экспортные цены и на кон­центрированный яблочный сок, хотя объемы его реализации остались на прошлогоднем уровне. Эта тенден­ция особенно обострилась в после­дние четыре месяца года. Например, средние цены на кукурузу упали в те­чение сентября-декабря с 98,5 $ за тонну до 53,4, на сахар - с 369,8 $ за тонну до 302,3 и на муку с 355,1 $за тонну до 184$.


Таблица 1: Основные категории экспортных товаров (млн. $)


Наименование товаров

1998

1997

Разница

Продовольственные товары, напитки, табак

350,5

479

-128,5

Продукция растениеводства

71,5

75,3

-3,8

Текстиль и изделия из него

62,2

58,2

4

Машины, аппараты, электрооборудование

42,3

45,7

-3,4

Живые животные и продукция животноводства

34,2

75,4

-41,2

Изделия из камня, стекло и изделия из него

9,6

12,1

-2,5

Шкуры необработанные и выделанные, мех

10,6

12

-1,4

Продукция химической промышленности

7,8

13,4

-5,6

Металл и металлоизделия

9,3

8,6

0,7


В течение всего года, за исклю­чением апреля, экспорт товаров из Молдовы был ниже по сравнению с аналогичной датой 1997 года. При­чем поставки снижались как в страны СНГ, так и в другие государства. Это снижение можно объяснить следую­щими факторами:

- финансовый кризис в России, вызвавший девальвацию как россий­ского рубля, так и молдавского лея. Это повлияло на резкое снижение экспорта молдавских товаров после августа - в сентябре на 52,2%, в ок­тябре - 42,9%, в ноябре - на 50% и в декабре на 58%;

- все большее преобладание в структуре экспорта товаров продо­вольственной группы. Если в 1993 году они занимали 40,5% от общего объема экспорта Молдовы, то в 1998 году на их долю пришлось уже 72,3% всех поставок. Таким образом экспорт ставится в зависимость от климатических условий. Значительно снизилась доля поставок за рубеж продукции машиностроения, что ста­ло следствием кризиса в экономике страны и потери рынков сбыта;

- сильная зависимость молдавс­кого экспорта от торгового режима в странах, куда поставляются товары. В частности, в последнее время ужесточились правила торговли во мно­гих странах СНГ, в том числе в Рос­сии. Наряду с финансовым кризисом это особенно сильно отразилось на экспорте из Молдовы, так как на долю этих стран приходится около 53% от общего объема экспорта;

- введение некоторых ограниче­ний на импорт Румынией - вторым торговым партнером Молдовы. В ре­зультате экспортируемые молдавс­кие товары стали менее конкурентос­пособными и привлекательными на этом рынке.

Единственным благоприятным моментом можно считать то, что в декабре по сравнению с ноябрем прошлого года зарегистрирован рост экспорта товаров из Молдовы на 40,7% (15,6 млн $). Этот рост был достигнут в основном благодаря по­ставкам в Россию вин, плодоовощ­ных консервов и табака, а также уве­личению экспорта в Румынию мяса, консервов и шкур, в Германию и Ита­лию - швейных изделий, Францию, Испанию и Турцию - орехов.

Следует отметить, что в после­дние годы наблюдается постоянный рост удельного веса 10 основных продуктов экспорта в ее общем объе­ме. Если в 1995 году они составляли 52,5% всего экспорта, то в прошлом 65,4%. По сравнению с 1997 годом в первой "десятке" наиболее значимых экспортных товаров произошли очень незначительные изменения -место яблок, семян кукурузы и сигарет заняли орехи, семена подсолнеч­ника и дивин.

Из анализа структуры экспорта, который включает и реэкспорт, хоро­шо видно, что в прошлом году про­изошло снижение поставок практи­чески по всем группам основных то­варов, за исключением текстильной продукции и металлоизделий. При этом на долю первых двух категорий товаров и продукцию животновод­ства приходится в общей сложности свыше 70% всего объема экспорта. Это говорит о том, что промышлен­ность республики продолжает пребы­вать в кризисном состоянии и не в силах существенно повлиять на экс­портный потенциал страны.

Если анализировать географию молдавского экспорта, то приходится констатировать снижение поставок не только в страны СНГ, но и в другие регионы. Экспорт в страны СНГ уменьшился в прошлом году на 29,1%, в государства Центральной и Восточной Европы - на 14,7% и в страны Евросоюза на 7,1%.


ИМПОРТ

За прошлый год импорт товаров в Молдову составил 1025,5 млн $, что меньше на 12,5% по сравнению с 1997 годом. Снижение в основном произошло после обвала курса наци­ональной валюты - с августа по де­кабрь. Хотя это в основном относится к импорту из "дальнего зарубежья", потому что поставки из стран СНГ имели тенденцию к снижению в тече­ние всего года. Это объясняется уменьшением закупок со стороны Молдовы энергоносителей - бензина, дизтоплива, мазута, природного газа, угля и электроэнергии. В декабре, когда курс национальной валюты ста­билизировался на новом уровне, им­порт возрос на 36% по сравнению с предыдущим месяцем.


Таблица 2: Основные категории импортных товаров (млн. $)


Наименование товаров

1998

1997

Разница

Минеральные продукты

324,7

414

-89,3

Машины и аппараты, электрооборудование

196,2

150,8

45,4

Продовольственные товары, напитки, табак

56,7

88,5

-31,8

Продукция химической промышленности

92,5

112,7

-20,2

Текстиль и изделия из него

64

61,7

2,3

Бумага, картон, изделия из них

46,5

48,3

-1,8

Изделия из камня, гипс, цемент и стекло

34,8

46,1

-11,3

Металл и металлоизделия

41,3

51,8

-10,5


Из общего объема импорта на долю знергоресурсов приходится 31,7%, что на 3,6% меньше по срав­нению с 1997 годом. Уменьшение по­ставок объясняется отсутствием де­нежных средств для их закупки. В то же время наблюдается географичес­кая переориентация импорта нефте­продуктов - снижение их поставок из стран СНГ и увеличение закупок в Ру­мынии. Анализ данных внешней тор­говли показывает, что именно импорт энергоресурсов оказывает наиболь­шее влияние на формирование отри­цательного торгового баланса Мол­довы. Удельный вес этой группы то­варов в негативном сальдо составля­ет 82,7%.


ГЕОГРАФИЯ ТОРГОВЛИ

Если рассматривать экспортно-импортные операции в 1998 году с точки зрения географии стран-парт­неров, то сохранилась тенденция прошлых лет. В экспорте две трети продукции по-прежнему отправляет­ся в страны СНГ, на долю которых приходится 67,7% от общего объема. При этом удельный вес России со­ставляет 53%, Украины - 7,8% и Бело­руссии 5,1%. Нетрудно подсчитать, что торговля с остальными государ­ствами Содружества практически свернута. Из стран Евросоюза боль­ше всего молдавских товаров экспор­тируется в Германию - 3,8% от обще­го объема, Италию-3,5%, Австрию -1,5% и Францию -1,3%. В общем же доля стран ЕС в экспорте Молдовы со­ставляет 13,1 %. Из других государств следует выделить Румынию, которая вышла на второе место среди экс­портных партнеров Молдовы. На ее долю приходится примерно десятая часть поставок молдавских товаров за р
убеж.


По показателям импорта ситуа­ция во многом схожая, но при этом цифры заметно отличаются. Удель­ный вес стран СНГ в импорте значи­тельно меньше - 43,4% от общего объема, хотя они и продолжают до­минировать в поставках товаров в Молдову. Напомним, что в 1995 году доля стран СНГ в импорте составля­ла также 67,7%. Но за эти годы прак­тически удвоился импорт из стран Евросоюза - с 13,7% в 1995 году до 26,2% в 1998. Возрос удельный вес в импорте и государств Центральной и Восточной Европы, достигнув в прошлом году уровня 23,3%.

Среди положительных тенденций внешней торговли следует отметить постоянное повышение доли сделок на экспорт в СКВ и уменьше­ние количества поставок на бартер­ных условиях. Если в 1995 году за твердую валюту было реализовано 41,9% всех экспортных поставок, то в прошлом году - 58,3%. Соответствен­но, удельный вес бартерных опера­ций при экспорте снизился с 25,7% до 14,3%.




САЛЬДО


Н
аиболее неблагоприятным ито­гом внешней торговли в прошлом году стало увеличение отрицательно­го торгового сальдо Молдовы на 91,8 млн $ или на 30,8%. В результате дефицит торгового баланса достиг угрожающий цифры - 389,1 млн $.

При этом он в основном сложился в торговле со странами "дальнего зарубежья" - на долю стран СНГ приходитсятолько 14 млн $ из общей суммы отрица­тельного


сальдо. Тем не менее, именно снижение экспорта в СНГ, в первую очередь в Россию, стало ос­новной причиной увеличения нега­тивного баланса. Хотя, как уже отме­чалось, экспорт и в другие регионы снизился по сравнению с прошлым годом. Россия стала единственным значимым партнером, в торговле с которым у Молдовы положительный балансе 114,9 млн$, хотя и он умень­шился на 60,8 млн $ по сравнению с 1997 годом. А самый большой отри­цательный баланс у Молдовы в тор­говле с Украиной, Германией и Румы­нией, на долю которых в общей слож­ности приходится примерно две тре­ти всего торгового дефицита.


Внешняя торговля Молдовы в январе-феврале 1999 года


В феврале 1999 г. как экспортные поставки, так и импортные поступления РМ превысили уровень января, при этом сальдо торгового баланса продолжает оста­ваться отрицательным. По сравнению с соответствующими периодами 1998 года.

В феврале 1999 г. было экс­портировано товаров на сумму 33,7 млн. долларов США, что на 30% больше чем в предыду­щем месяце и на 42% меньше по сравнению с февралем 1998 г.

В январе-феврале т. г. экс­порт составил 59,8 млн. долла­ров, снизившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 45%. Уменьшение экс­портных поставок было обус­ловлено, в основном (на 85%), сокращением экспорта товаров агропромышленного комплек­са, занимающих наиболее зна­чительный удельный вес (69%). Существенное снижение отме­чено по экспорту сахара и кон­дитерским изделиям из сахара (на 82%), алкогольным напит­кам (на 76%), мясу и пище­вым мясным субпродуктам (на 53%), табаку и табачным из­делиям (на 31%), фруктовым и овощным консервам (на 31%).

Удельный вес стран СНГ в общем объеме экспорта за 2 ме­сяца т.г. составил 43% по срав­нению с 70% в аналогичном периоде предыдущего года. Эк­спортные поставки в эту груп­пу стран сложились в сумме 25,9 млн. долларов, или на 66% меньше чем в январе-феврале 1998 г. Сокращение экспортных поставок в Российскую Феде­рацию было наиболее значи­тельным, которое в большей степени (на 87%) способство­вало уменьшению экспорта в целом.

Д
оля основных партнеров в экспорте Молдовы (январь-февраль 1999 г.): другие стра­ны - 18%, США- 2%, Греция - 3%, Франция - 3%, Австрия - 4%, Венгрия - 5%, Италия -6%, Украина - 6%, Беларусь -6%, Германия - 7%, Румыния - 10%, Россия - 30%.

В феврале т.г. было импор­тировано товаров на сумму 44,5 млн. долларов, что на 14% боль­ше, чем в предыдущем месяце и на 58% меньше, чем в фев­рале 1998 г.

За два месяца текущего года импорт составил 83,7 млн. дол­ларов, сократившись на 54% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

По группам товаров умень­шилось поступление энергоре­сурсов (на 29%), которые зани­мают в анализируемом периоде 52% от общего импорта машин, аппаратуры и электрооборудо­вания (на 82%), фармацевти­ческой продукции (на 77%),

продуктов неорганической хи­мии (на 73%); косметических средств, моющих средств и мыла (на 34%); а также фрук­товых и овощных консервов (на 96%); живых животных (на 96%); алкогольных напитков (на 90%); мяса и пищевых мяс­ных субпродуктов (на 89%); мясных и рыбных консервов (на 77%); рыбы, ракообразных и моллюсков (на 69%).

Импорт товаров из стран СНГ за анализируемый пери­од составил 46,2 млн. долларов (на 45% меньше, чем в янва­ре-феврале 1998г), или 55% от общего импорта (47% в янва­ре-феврале 1998г.).

По странам остального мира зарегистрировано снижение импортных поступлений (на 61%), которое привело к со­кращению их удельного веса в общем объеме импорта с 53% в январе-феврале 1998г. до 45% за аналогичный период текуще­го года.

Хозяйствующие субъекты с частной фирмой собственнос­ти, занимающиеся внешней торговлей за 2 месяца т.г. осу­ществили экспортные операции на сумму 35,7 млн. долларов, что на 33% меньше по сравне­нию с тем же периодом про­шлого года, и импортные - на 27,9 млн. долларов, или на 56% меньше. Удельный вес частно­го сектора в общем объеме эк­спорта за указанный период со­ставил 60%, импорта - 33%.

Торговый баланс за январь-февраль 1999 г. сложился с де­фицитом в размере 23,9 млн. долларов, из которого со стра­нами СНГ -20,3 млн. долларов (85% от общего дефицита).

Уровень покрытия импорт­ных поступлений экспортными поставками за анализируемый период составил 71% по срав­нению с 60% в январе-феврале 1998 г.


Таблица 3: Внешняя торговля Республики Молдова


Год

1995

1996

1997

1998

Всего (млн.$)

в том числе:

1586,2

1867,4

2046,1

1661,9

Экспорт (F.O.B.)

745,5

795,2

874,4

636,4

Импорт (S.I.F.)

840,7

1072,2

1171,75

1025,5

Сальдо

-95,2

-277,0

-297,3

-389,1

Удельн. вес экспорта в ВВП(%)

51,7

47,8

46,7

37,2

Удельный вес дефицита торгового баланса в ВВП (%)

6,6

16,6

15,9

22,7

Доля дефицита торгового

баланса в экспорте (%)

12,7

34,8

34

60,6

Уровень покрытия импорта экспортом (%)

88,7

74,2

74,6

62

Экспорт на душу населения, $

206,9

220,8

243,3

177

ВНП

1441,97

1663,59

1872,37

1710,75


У

ВНП

ИМПОРТ

ЭКСПОРТ

ровень покрытия импорта экспортом,
согласно Таблице 3, неуклонно снижался на протяжении 1995-1998 годов. Хорошо или плохо это? В принципе, это означает, что в страну поступает меньше валютной выручки, чем уходит в страны, импортирующие товары в нашу Республику. Из-за этого происходит давление на национальную валюту, поскольку спрос на нее меньше предложения, тем самым, провоцируя ее девальвацию, кроме того это давит на валютные резервы Национального Банка, который осуществляет интервенции, для того, чтобы не было этого процесса, либо девальвация была плавной, что менее пагубно для экономики, чем резкий скачок курса. Хотя утверждение, что, чтобы не происходила девальвация экспорт должен покрывать полностью импорт, не безусловно, поскольку даже при малом покрытие импорта экспортом возможна стабильная ситуация, а порой и укрепление местной валюты благодаря привлечению иностранных инвестиций, которые и покрывают на валютном рынке недостающие суммы. В данный момент в Республике Молдова инвестиции составляют незначительный процент от всех денежных поступлений на валютный рынок, поэтому показатель покрытия импорта экспортом для нас играет актуальную роль и его снижение на протяжении 4 годов негативно повлияло на ситуацию в стране, свидетельством чему снижение курса лея за 4 года в 3 раза. Постепенное улучшение этого показателя происходит в этом, 1999 году. Так за первые два месяца он равен 71%, по-сравнению с 60% первых двух месяцев 1998 года.


РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРАВИТЕЛЬСТВА


Один из уроков 1998 года - Молдова, ощутимо среагировав на кризис с Востока, показала, что она часть глобальной эконо­мической системы. Открытость ее экономики (объемы внешней торговли страны превышают ее валовой внутренний продукт) обуславливает зависимость Молдовы от внешнего мира и, поэтому, внешнеэкономическая политика приобретает для страны первоочередное значе­ние и недостатки в ней создают реальную угрозу для экономи­ческой безопасности страны. В 1998 году впервые про­изошло столь резкое сокращение экспорта (по официальным дан­ным за 10 месяцев - на 19% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года). Многие склонны видеть причину случив­шегося в российском кризисе. До сих пор статистикой отмечался толь­ко позитив в динамике экспорта:1994 г. - прирост составил 17%, 1995 г. - 32%, 1996 г. - 7% и в 1997 г. - 10%. Отмеченные успехи были достигнуты в основном за счет увеличения цен, приближения их к мировому уровню, в то время как физические объемы экспор­та из года в год сокращались. Такой феномен известен в эконо­мике давно и многие развиваю­щиеся страны проходят через это. Известно также, что опережение экспортных цен над импортными в течение длительного периода продолжаться не может. Более того, в результате изменяющих­ся условий торговли экспортные цены могут даже снижаться. В этом смысле 1998 год стал для нас рубежом - изменение экспор­тных цен впервые не смогло ком­пенсировать падение физических объемов экспорта, и это даже при росте экспортной цены виноград­ных вин в среднем на 70% (ос­новная позиция экспорта). Причины низкой эффектив­ности экспорта на поверхности: низкая конкурентоспособность продукции как по цене, так и по качеству, отсутствие опыта у ру­ководителей предприятий в час­ти современного менеджмента и маркетинга, использование обо­рудования и технологий, которые не соответствуют мировым стан­дартам. Если же обратиться к более глубоким причинам, то одна из них - недостаток инвестиций в реальный сектор экономики Мол­довы, которые бы способствовали искоренению этих негативных моментов. Почему это произошло? Во-первых, не было достигнуто доверие частного сектора в способность властей проводить эффективную экономическую политику, во-вто­рых, низка эффективность бонновой приватизации, не позволившая создать реальных собствен­ников, в-третьих, неразвитая пра­вовая база вхождения Молдовы в глобальную торговую систему.

Так, известно, что большинство предприятий страны производит неконкурен­тоспособную продукцию и гене­рирует убытки, а процедура банкротства начинается только сейчас при новом Правительстве Иона Стурзы. В такой ситуации новые собственники либо не имеют средств для инве­стиционных программ, либо опа­сались финансировать производ­ство, в связи с ненадежной право­вой поддержкой корпоративного управления предприятиями. К сожалению, отсут­ствие доверия частных экономи­ческих агентов не позволило при­влечь их финансовые ресурсы в объеме, достаточном для стабиль­ного развития реального сектора экономики в целом. Хотя не все так плохо в реальном секторе - группа предприятий винодельческой и консервной отраслей прошли тех­нологическую реконструкцию с помощью целевых иностранных кредитов или прямых внешних инвестиций.

Противоречивость и медли­тельность приватизации - одна из основных причин депрессии и в экономике, и в экспорте. Пока успехи денежной приватизации невелики, что свя­зано как ограниченными местны­ми финансовыми ресурсами, так и с недостаточными стимулами для внешнего инвестирования. Во второй половине 1998 года дос­тигнут определенный прогресс в приватизации объектов государ­ственной собственности за день­ги, но работы осталось больше, чем сделано. Наконец, о правовой базе состыковки Молдовы с глобальной системой торговли. Сейчас мол­давские экспортеры сталкивают­ся с откровенно дискриминацион­ными мерами на рынках других стран и Правительство страны, не являющейся членом ВТО, не в состоянии бороться с этим. По­этому, предприятия, производя­щие конкурентоспособную, соот­ветствующую мировым стандар­там продукцию хотели бы видеть поддержку Правительства и в поиске новых рынков, и в удер­жании тех рынков, на которые эти предприятия уже вошли. Членство в ВТО, с одной сторо­ны, поможет молдавским экспор­терам, но, с другой стороны, от­кроет молдавский рынок для ино­странных товаров и создаст кон­куренцию местным производите­лям. Вхождение в ВТО, а затем и подготовка условий для подпи­сания соглашений о свободной торговле со странами ЕС, CEFTA или EFTA, будут способствовать привлечению иностранных инве­стиций в экспортно-ориентиро­ванные производства. (О мерах, предпринимаемыми Правительством для вступления в ВТО, а также о преимуществах членства в этой организации см. в главе Молдова и ВТО).

Запаздывание Молдовы с вхождением в систему мировой торговли привело к частичному замораживанию как структуры торговых партнеров, так и струк­туры экспортно-импортных по­ставок. Все еще остается высокая степень зависимости Молдовы от рынка СНГ, и в первую очередь - России. Молдова является един­ственной страной в Европе и СНГ, 60% экспорта которой при­ходится на Россию, для других стран этот показатель от 5% до 39%.

Августовский финансовый кризис России нанес ощутимый ущерб по финансовому положе­нию молдавских экспортеров. Быстрое сужение российского рынка не позволило им оператив­но переориентировать потоки сво­ей продукции на рынки других стран. Правительству Молдовы необходимо настойчиво искать пути раскрытия этих рынков для молдавской продукции. Более глубокая диверсифика-ция рынков сбыта жизненно необходима для Молдовы.

О
дна из угроз стабильности экспорта - наличие высокого удельного веса в нем пищевых продуктов. Семь видов продукции составляют более 70% молдавс­кого экспорта, на три продукта -алкогольные напитки, консервная продукция и сахар - приходится более 50% экспорта. Таким обра­зом, уровень экспорта в немалой степени зависит от погодных ус­ловий и урожайности сельскохо­зяйственной продукции, исходно­го сырья для пищевой промыш­ленности. Необходимо диверси­фицировать состав экспорта и усилить несельскохозяйственную его составляющую. Не сделав это­го, Молдова будет постоянно на­ходиться в состоянии нестабиль­ного развития.

Нарастающий в последние годы дефицит торгового баланса (с 94 млн долл. в 1994 г. до 389,1 млн долл. в 1998 г.) является серьезной угрозой макроэкономической стабильности. Расчеты показывают, что этот дефицит порожден недостатками в управлении общественными финансами, т.е. фактическим де­фицитом бюджета. Отмеченная тесная корреляция между сум­марным дефицитом торгового баланса и ростом государствен­ного внешнего долга означает, что кредиты, полученные государ­ством на внешнем рынке капита­ла, были использованы для фи­нансирова-ния дефицита торгового баланса. В 1998 году ситуация из­менилась в связи с резким сокра­щением внешних кредитов, и де­фицит торгового баланса покры­вался за счет сокращения валют­ных резервов Национального Банка и заимствовании частным сектором на внешних рынках капитала.

Третья часть государственно­го внешнего долга образовалась на предприятиях энергокомплек­са Молдовы. Неэффективная ра­бота этих предприятий породила высокий уровень потерь и хище­ний, стоимость которых сопоста­вима с неоплаченной частью им­порта энергоносителей. Неэффективную система энергоснабжения, вынуждает налогоплательщиков, в т.ч. население, расплачиваться за допущенные в ней потери и хищения. Предприятия энергети­ческого комплекса нуждаются в значительных инвестициях и ко­ренной реструктуризации.

Наличие у страны столь крупного внешнего долга насто­ятельно требует пересмотра как политики в области внешней торговли, так и политики в обла­сти внутренних финансов. При оценке угрозы экономической безопасности со стороны внешнего долга можно использовать такой показатель, как отношение

государственного внешнего дол­га к ВВП, который указывает, насколько государству сложно найти финансовые ресурсы внут­ри страны для обслуживания внешнего долга. В результате па­дения производства и девальва­ции лея этот показатель в 1998 году превысил 80%. При исполь­зовании реального легального ВВП, рассматриваемый показа­тель превысил 100% и, следова­тельно, Молдова может попасть в категорию стран, нуждающих­ся в специальной программе по­мощи международных финансо­вых организации. Главное же мы должны сделать сами - обеспе­чить реструктуризацию предпри­ятий, диверсификацию торговых партнеров и структуры экспорта и повысить конкурентоспособ­ность продукции. Кризис в России показал, что диверсификация рынков сбыта - это не прихоть кого-либо, а гарантия экономической состоятельности государства. Но одно дело - видеть это и понимать, и совсем другое - предпринять реальные шаги в этом направлении. Хотя очевид­но, что проблема продвижения экспорта должна стать государственным приоритетом Молдовы, это требует финансового обес­печения, что казне сегодня не под силу. Потому экспортерам пока приходится рассчитывать только на себя.

Правда, все может измениться с принятием стратегии продвижения эк­спорта, разрабатываемой с прошлого года в недрах департамента внешних экономических связей. Ее уже пыта­лись принять несколько раз на засе­даниях Правительства, и каждый раз документ возвращался на доработку. Основным камнем преткновения ос­тается финансово-банковское стиму­лирование экспорта, участие государ­ства в продвижении местных товаров на новые рынки. Проект стратегии предусматривает обеспечение Прави­тельством выгодных условий кредитования экспорта посредством таких банковских учреждений, как Банк развития и инвестиций Молдовы (БРИ). Но хотя этот банк уже создан, целесо­образность его существования и госу­дарственного участия в его капитале все еще ставится под сомнение. С другой стороны. БРИ пока вообще не в силах кредитовать национальную экономику, не говоря уже о "выгодных условиях". Банк создавался с расче­том на получение кредитной линии в 30 млн марок от немецкою банка KWP. И до получения этих денег гово­рить о том, что у нас создан еще один банк, по крайней мере преждевремен­но.

В стратегии предлагается также ежегодно предусматривать выделе­ние финансовых средств из бюджета для стимулирования и продвижения экспорта местных товаров, в том чис­ле для обеспечения участия в между­народных ярмарках и выставках.

Прекрасно осознавая ограничен­ные возможности государства, экс­портеры уже давно особо на его по­мощь и не рассчитывают. А вот о при­емлемых условиях деятельности и стимулирования экспорта путем ра­зумной налоговой политики говорят все громче и громче. Поэтому многие из них с надеждой начали изучать по­ложение о возмещении (возврате) сумм НДС, принятое Минфином в на­чале марта. Этот документ в первую очередь касается экспортеров, упла­чивающих НДС при закупке сырья у местных производителей.

Налоговое законодательство требует реформирования таким образом, что­бы крупные экспортеры уже на стадии приобретения товаров и сырья пользовались льготами. В развитых странах наиболее значимые экспортеры имеют специальный ста­тус по НДС, что позволяет не отвле­кать финансовые средства из оборо­та как производителю, так и экспорте­ру. Возможность введения такой сис­темы уже несколько раз обсуждалась и в Молдове, но каждый раз решение откладывалось. Дело в том, что нали­чие дифференцированного статуса экспортеров предполагает четкое на­логовое администрирование, чем мы, к сожалению, пока не можем похвас­тать. Поэтому в Минфине считают этот шаг пока преждевременным.

Но то, что для продви­жения своих товаров Правительство предпринимает решительные меры говорит создание в Молдове специализирован­ной организации по продвижению экспорта из Молдовы (ОПЭМ).

ОПЭМ вы­ступает в качестве государствен­ного неприбыльного учреждения. Деятельность организации в первую очередь будет направлена на оказание помощи производите­лям республики в освоении новых рынков сбыта своей продукции. В рамках ОПЭМ будут функциониро­вать три департамента и четыре управления, каждое из которых будет заниматься своим направле­нием деятельно-сти. Департамент коммерческой информации при­зван осуществлять сбор данных об экспортном потенциале республи­ки: производимых товарах и их ка­честве, возможностях для выпуска новых изделий, основных произво­дителях в тex или иных отраслях и т.д. Все это планируется разме­щать в специальных торговых страничках Молдовы в Интернете, в базе данных Всемирной торговой организации (ВТО) и других между­народных институтах в области торговли. Естественно, что обмен информацией будет взаимным, что поможет ОПЭМ правильно ориентировать и молдавских экс­портеров. Кроме того, этот же де­партамент должен аккумулиро­вать все коммерческие запросы иностранных партнеров и деловые предложения производителей Молдовы и по возможности состы­ковывать возможных партнеров по интересам.

В рамках этого же департа­мента отдельное управление бу­дет отслеживать проведение все­возможных тендеров и конкурсных закупок в различных странах и в случае их привлекательности вы­давать рекомендации государ­ственным органам или отдельным производителям принимать в них участие. И, соответственно, помо­гать им правильно сориентиро­ваться в обстановке и составить необходимую заявку. Задача дру­гого управления - вести скрупулез­ный анализ внешнеторгового зако­нодательства разных стран и в случае необходимости давать эко­номическим агентам полную ха­рактеристику торгового режима и наиболее оптимальные пути тор­говли с тем или иным регионом.

Два других департамента ОПЭМ призваны оказывать произ­водителям Молдовы консалтинго­вые и маркетинговые услуги. Это как раз те два компонента, в кото­рых молдавские бизнесмены пока не так сильны. Консультан­ты ОПЭМ не только помогут пра­вильно составить контракт, но и дадут квалифицированные сове­ты по адаптации товаров к разным рынкам, наиболее оптимальным путям финансирования сделки и т.д. А департамент маркетинговых исследований на основе тщатель­ного изучения всех факторов смо­жет выдавать прогнозы развития ситуации на тех или иных рынках и перспективы продвижения мол­давских товаров на них.

Правительство нашло воз­можным взять на себя внутренние расходы ОПЭМ хотя бы на первом этапе. В дальнейшем предполага­ется, что бюджет организации бу­дет формироваться как за счет го­сударственных дотаций, так и соб­ственных доходов от платных ус­луг, оказываемых предприятиям. Кроме того, большая надежда воз­лагается на доноров. Среди них особое место занимают ТАСИС и германское агентство GTZ, кото­рые давно уже реализуют про­грамму продвижения молдавского экспорта. Не случайно представи­тели этих донорских организаций войдут и в Совет ОПЭМ - руково­дящую структуру, в котором также будут представлены пять основ­ных министерств, две организа­ции, поддерживающие экспорт, и 10 бизнесменов из разных отрас­лей экономики. Такой состав Со­вета, по мнению разработчиков положения, обеспечит баланс интересов государства и частного бизнеса в разработке политики продвижения экспорта. Ведь ОПЭМ призван реализовывать всего лишь операционный блок стратегии государства в продви­жении национальных товаров. Но при этом, исходя из конкретного анализа и опыта, организация бу­дет вырабатывать конкретные вы­воды и предложения по совершен­ствованию законодательства в области внешней торговли, устра­нению ненужных барьеров в этой области.

Подобные организации существуют в боль­шинстве стран мира, и при разра­ботке положения об ОПЭМ внима­тельно изучался опыт деятельно­сти многих из них и все положительное нашло отражение в конеч­ном варианте документа. Все организа-ции по продвижению экспорта, которые су­ществуют в Молдове, так и будут работать в дальнейшем. Но если бизнес-центры призваны обслужи­вать частные запросы клиентов, бюро в минсельхозе носит "узкопрофильный" характер и т.д., то ОПЭМ призвана стать как бы "го­ловной" организацией в этом про­цессе и координировать работу всех этих структур, а не дублиро­вать их. Немаловажная роль в де­ятельности ОПЭМ отводится так­же субсидированию участия мол­давских фирм в различных выс­тавках, семинарах, деловых поез­дках - то, чем занимаются многие аналогичные организации за рубе­жом.

Таможенная статистика показы­вает, что экспорт до сих пор держится на трех-четырех груп­пах товаров. Все они основываются на сырьевой базе сельского хозяйства, а значит так или иначе зависят от природных ка­таклизмов. На долю трех основных групп экспортных товаров приходит­ся более 60% поставок молдавских товаров на зарубежные рынки. В нормальной экономике это недопу­стимо. Поэтому как только упал спрос на алкогольную и консервиро­ванную продукцию, сигареты и та­бак, экспорт остался на голодном пайке. Заменить эти товары оказа­лось нечем - промышленность без­действует. Начальник отдела эконо­мики и финансового контроля Киши­невской таможни Петр Костин отме­чает, что в последнее время значи­тельно увеличился экспорт кукурузы, фасоли и орехов. Только во Фран­цию и в Грецию в январе-феврале экспортировано орехов на 1,5 млн $ в каждую. Но объемы экспорта этих товаров никак не могут сполна ком­пенсировать снижение поставок ал­когольной и табачной продукции. Кроме того, орехи и фасоль вывозят за рубеж в основном посредники, скупающие его мелкими партиями у населения.

С другой стороны, местные предприниматели далеко не всегда исходят из соображений ликвидации отрицательного торгового сальдо го­сударства. У них свои интересы. Поэтому часто экспортные цены на одни и те же товары поражают сво­им разбросом и величинами. Напри­мер, цена на те же орехи колеблет­ся от тысячи долларов за тонну до 3,5 тысяч. Поставщики объясняют это разным качеством товара и сте­пенью его переработки: половинные дольки ценятся куда больше, чем четвертинки, а нечищенные орехи в два-три раза дешевле очищенных. Тем не менее, у таможни иногда возникают вопросы к стоимости экспортируе­мых товаров, и тогда они требуют обоснования чересчур низких цен. Но по сути у таможни не так много рычагов воздействия на экспортные цены: ог­раничений на экспорт нет, а индика­тивные цены далеко не всегда указ для экспортера. Поэтому единствен­ное, что остается государству, так это взять под контроль репатриацию валютной выручки за вывезенный товар.

Кстати, проблема занижения эк­спортных цен характерна не только для Молдовы - даже в Германии она весьма актуальна. Тем более, что в молдав­ском экспорте довольно много мес­та занимает бартер и поставки в счет погашения задолженностей за им­портируемые газ и электроэнергию. В этих случаях довольно тяжело до­казать невыгодность сделки и зани­жение цены.

По данным таможенных декла­раций, Молдова ведет торговлю с более чем ста странами мира. Но при этом на долю десяти основных торговых партнеров приходится око­ло 90% экспортно-импортных опера­ций. Торговля с большинством ос­тальных стран носит случайный и эпизодический характер. Например, в прошлом году в Бразилию экспор­тированы на 24 тыс $ микросхемы, в Австралию - кожа и игрушки. Да и не всегда товар обязательно попада­ет в страну, указанную в декларации - фирма-реципиент может быть за­регистрирована в Великобритании, а товар она вправе отправить куда угодно. Отчасти этим объясняется то, что среди импортеров молдавс­кого зерна, например, можно встре­тить США и Сингапур, а без наших табачных изделий никак не могут обойтись в Англии или на Сейшель­ских островах. Но столь обширная "география" не исключает и более нежелательного варианта-деклари­рования "ложного экспорта", когда товар лишь по документам отправ­ляется в дальние страны, а на са­мом деле не покидает пределы Мол­довы. Как бы то ни было, экспорт Мол­довы по-прежнему носит бессистем­ный и "полудикий" характер.

В апрельской встрече молдавской делегации с представителями стран Евросоюза в ходе переговоров выявилось нема­ло проблем, требующих скорейшего решения со стороны Молдовы. Например, эксперты ЕС вырази­ли обеспокоенность расхождением статистических данных сторон по взаимному товарообороту. Это не пустая формальность, а весьма зло­бодневная проблема. Еще в 1993 году Молдова и ЕС подписали от­дельное соглашение по текстилю и текстильным изделиям, в результа­те чего мы получили существенные льготы при экспорте товаров этой группы в страны ЕС. Из всего объе­ма поставок молдавских товаров на западно-европейский рынок треть приходится именно на текстильные изделия. При этом больше полови­ны товаров экспортируется предпри­ятиями Приднестровья, что не нахо­дит отражения в статистических от­четах Молдовы (однако сертифика­ты на экспорт текстиля и этом слу­чае выдает Минэкономики РМ). Про­блема содержит в себе и другой ас­пект - продукция от "Тиротекс", "Одемы", "Флоаре" и некоторых других приднестровских предприятий реа­лизуется в странах ЕС по явно демпинговым ценам, что не вписывается в рамки двусторонних договорен­ностей.

Несмотря на это Европейская комиссия готова расширить спектр товаров из Молдовы для их облег­ченного доступа на рынок Евросоюза. В частности, большие перспекти­вы связаны с возможностью поста­вок экологически чистых продуктов, потребность в которых в ЕС удовлет­воряется примерно на треть. В то же время в Молдове, по определению западных экспертов, необычайно чистые почвы, каких нет ни в одной стране Евросоюза. Поэтому наши партнеры поставили вопрос о выра­ботке Молдовой отдельной страте­гии производства и поставок в Евро­пу такой продукции, обещая всячес­кую поддержку и помощь. Более того, Евросоюз готов создать и фи­нансировать генетический банк се­мян растений, произрастающих в Молдове.

У Молдовы есть шансы намного эф­фективнее сотрудничать и торговать с Евросоюзом по многим направле­ниям, но для этого нужно зани­маться этими проблемами не пери­одически, а каждоднев­но. Например, минсельхозпрод еще два года назад подготовил список то­варов, на которые мы бы хотели по­лучить преференции в торговле с ЕС. Но этот перечень так и не дошел до ЕС, а с нашей стороны тоже по­чему-то забыли о нем. Между тем, страны ЕС готовы идти навстречу по многим позициям, даже в поставке молдавских вин на свой рынок. Но при этом требуют четкой позиции Молдовы по соблюдению всех тре­бований, касающихся сертифика­ции, прав интеллектуальной соб­ственности и т.д. В этом случае Евросоюз может оказать тех­ническую помощь для рекламы и продвижения молдавских товаров, их патентования, сертификации.

КАЧЕСТВО КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСПОРТА


В конце прошлого года, после российского кризиса, Прави­тельство Молдовы предприняло ряд мер по диверсификации рынков сбыта товаров, продвижению экспорта в новые стра­ны. Но должных результатов это не дало и не могло дать - новые рынки в течение нескольких месяцев не завоевываются.

Показатели работы Кишиневс­кой таможни с начала нынешнего года вроде вполне пристойны: в бюд­жет по состоянию на 22 марта пере­числено свыше 53 млн леев, что на 6% больше прошлогоднего и состав­ляет более половины всех сборов департамента таможенного контро­ля. Но во-первых, незна­чительный рост в 6% достигнут в основном благодаря тому, что импорт из России и Белорус­сии стал облагаться НДС, а также за счет увеличения ставок акцизов. Но это же сказалось на заметном сни­жении деловой активности молдав­ских предприятий. Например, с нача­ла года не зарегистрировано ни од­ной экспортной поставки сигарет. В прошлые годы Кишиневский табачный комби­нат активно торговал с Россией и другими странами СНГ. Напрашивается вывод, что дела на табачном комби­нате не так хороши, новые ставки акцизов и кризис в России сильно ударили по сигаретному производству. Себестои­мость продукции стала выше, и мол­давский табак не смог выдержать конкуренцию более дешевой продукции. Аналогичная ситуация и с мол­давским алкоголем. Рынок России, поглощавший до 80% наших вин и коньяков, стал крайне непривлека­тельным - экспортерам очень труд­но "вытаскивать" оттуда деньги. И экспорт алкоголя резко сократился. До­ступность российского рынка в изве­стной степени "испортила" молдав­ских виноделов - туда поставлялась продукция, по качеству далекая от тех образцов, которые демонстриро­вались на многочисленных выстав­ках вин. А на западный рынок с "мо­нахами", "шепотами", "погребами" да "двориками" протиснуться тяжело - там кон­курентная борьба совсем иная и тре­бования к качеству вина соответ­ствующие. Именно качество, а не низкая цена должно стать главным конкурентным элементов молдавской продукции на западных рынках. Ориентация на низкие цены, как считает представитель МВФ в Молдове Марк Хортон, ведет к тупику, если Молдова хочет закрепиться на рынках и увеличить свой экспорт, по его же словам, предприятия-экспортеры должны уделять внимание внешнему виду товара, его упаковке и т.п. Сегодняшний непрезентабельный вид многих товаров и низкие цены приводят к тому, что молдавская продукция стоит на нижних полках в магазинах западных стран, хотя по качеству порой нисколько не уступает другим товарам аналогам.

Одним из харавктеристик, подтверждающих качество товара, является сертификат ISO-900. В Молдове сертифицированны по международным стандартам ISO-9000 лишь 5 отечественных предприятий. По существу, только они могут реализовывать сегодня свою продукцию на Запад не по демпиговым ценам.

Сертифициро­ванная система управления каче­ством является одним из решаю­щих факторов в конкурентной борьбе. Наличие сертификата на систему качества автоматически означает, что:

- внедренная система соот­ветствует требованиям, миро­вых и европейских норм;

- технология работ тща­тельно расписана и в соответ­ствии с ней осуществляется про­изводство;

- стабильность качества вы­пускаемой продукции гарантирована наличием системы, каче­ства;

- предприятие постоянно про­веряет и совершенствует систему.

Еще два года назад в республи­ке только Молдавский металлур­гический завод (ММЗ) имел подоб­ный сертификат. Сегодня качество продукции, выпускаемой гигантом отечественной индустрии, известно во всем мире. Достаточно сказать, что 60% всего экспорта Молдовы в США приходится на долю металлопроката ММЗ. Получили международные сер­тификаты качества тираспольские предприятия "Молдавизолит", "Тиротекс", "Электромаш", а также бендерский завод "Молдавкабель".

Преимущества владения международным сер­тификатом очевидны. Многие оте­чественные фабрики и заводы пы­таются экспортировать свою про­дукцию. Но все это удается про­давать по ценам, намного ниже стоимости аналогичных товаров зарубежных стран. Наличие же сертификата позво­ляет избавиться от подобных диск­риминационных мер.

Сертифицируя свою продук­цию в обычном режиме - партия­ми - предприятие платит тысячи леев в год. Наличие документи­рованной системы управления ка­чеством позволяет предприятию перейти в другую зону сертифи­кации, которая для производите­ля является более льготной. Он получает единый сертификат на три года и избавляется от необ­ходимости сертифицировать каж­дую партию продукции, тем са­мым сокращая общие затраты на сертификацию в несколько раз. При этом, конечно, к предприя­тию предъявляются большие тре­бования и возлагается большая ответственность за качество изделий.

Сертифицирование системы ка­чества начинается с подготовки к ней предприятия. Это значит, что вся система управления должна быть описана установленными рег­ламентирующими документами в соответствии с требованиями международных стандартов на систему качества ISO-9000. Эта работа сильно отличается от обычной сертификации продук­ции, когда пришел, заплатил день­ги и через два дня после проведе­ния испытаний получил сертифи­кат на продукт. Здесь необходима длительная подготовка, проведе­ние психологической, организаци­онной и воспитательной работы. Материальные затраты на сер­тификацию предприятия с числен­ностью 1-1,5 тыс. работающих со­ставляют порядка $5-8 тыс. - сум­ма. Деньги вносятся не сразу, а поэтапно. Чем меньше численность работающих на пред­приятии, тем меньше стоимость подготовительных и сертификаци­онных работ.

В течение трех лет после полу­чения сертификата орган по серти­фикации наблюдает, правильно ли работает система. Для этого один раз в год эксперты выезжают на день на два на предприятие, чтобы по­смотреть, не отступает ли оно от требований стандарта.

По истечении трех лет прово­дится проверка системы. Если она подтверждает, что предприятие ра­ботает в нормальной системе и со­вершенствует ее, то подтверждает­ся и сертификат, а его действие продлевается еще на три года.

Подготовку к сертификации уже начали Tutun, Rozmiar (Унгень), Оргеевский консервный завод, Бендерская обувная фабри­ка Tigina, Чадыр-Лунгский табакфермзавод, Raut (Бэлць), Carmez, Moldavhidromas, Hidro-ротра, Piele и еще 18 предприятий вино­делия и консервной промышлен­ности.


Молдова и ВТО


ВТО – ГАТТ является основной организацией по либерализации торговли. Оно: устанавливает правила переговоров; контролирует реализацию их решений.

Наиболее значительная работа по либерализации торговли после второй мировой войны проводилась через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), начавшее свою деятельность в 1947 году. ГАТТ дало миру основной комплекс правил, по которым проводятся торговые переговоры, и механизм контроля за их реализацией. В 1996 году ГАТТ переименовывается в ВТО. ВТО имеет более 150 участников, среди которых все развитые страны мира, что говорит о важности вступления Молдовы в эту организацию, поскольку данные страны являются главными участниками мировой торговли, и, поскольку Мы хотим интегрироваться в мировые структуры, стать равным партнером со всеми странами цивилизованного мира, для чего Молдова должна играть по тем же правилам, что и все страны, с которыми Молдова имеет или хочет иметь тесные экономические связи. Без вступления в эту организацию Республика может остаться на обочине мирового рынка. Кроме того, вступление в ВТО создаст четкую, ясную таможенную политику Молдовы, что позволит экспортерам и импортерам осуществлять долгосрочную политику без боязни изменения условий осуществления внешнеэкономических операций со стороны Государства по нескольку раз в год.

Страны, принадлежащие к ВТО, должны соблюдать положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что если страна, скажем Чехия, снижает таможенный тариф какой-то одной стране, например Франции, с 25% до 5% на яблочный сок, то Чехия делает такую же уступку всем другим странам мира. Для Молдовы это означает, что, вступив в ВТО, никто из стран-членов ВТО не сможет вести какую-то протекционисткую политику по отношению к молдавским товарам, что сразу поставит Молдову в равные условия со всеми странами, вступившими в ВТО.

Хотя, конечно, нельзя забывать о том, что воспользоваться преимуществом членства в ВТО будет не так легко, поскольку рынок этих стран отличается сильной конкурентной борьбой, поэтому нужно предпринемать определенные усилия со стороны местных экспортеров, чтобы пробиться с молдавской продукцией на рынок этих стран даже в режиме РНБ, для чего нужно создавать конкурентноспособные товары, проводить грамотную маркетинговую политику.

Принятие Молдовы в члены ВТО возможно лишь после присоедине­ния к базовым кодексам и соглаше­ниям ВТО - ГАТТ, регулирующим от­ношения между членами этой орга­низации. Среди них - Кодекс по тамо­женной оценке, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам. Ан­тидемпинговый кодекс. Соглашение по регулированию рынков. Соглаше­ние об интеграции рынков труда. Со­глашение по техническим препят­ствиям в торговле. Выполнение этих документов входит в компетенцию различных ведомств и министерств Молдовы. Так, в частности, в задачу Департамента ста­ндартов, метрологии и технического надзора входит вы­полнение Соглашения о технических препятствиях в торговле. Одно из по­ложений предусматривает создание в Молдове электронного информаци­онного центра, в котором находились бы данные о системе стандартов страны.

Целью вступления в ВТО Молдова поставила с времени обретения Независимости. Но основные, наиболее обширные и напряженные переговоры, которые реально приближают Молдову к вступлению в эту организацию, Республика начала проводить с 1998 года.

Так в 1998 году, в августе, состоялся второй раунд переговоров в Женеве по таможенным тари­фам, предложенным Молдовой для вхождения во Всемирную торговую организацию, который оказал­ся куда тяжелее первого. Однако в результате трехднев­ных дискуссий удалось снять многие спорные моменты и приблизить позиции сторон по большинству обсуждаемых вопросов. Двусторонние переговоры на этот раз велись с представителями 7 членов ВТО - Японии, Швейцарии. Евросоюза, Турции, Чехии. Слова­кии и Болгарии. В основном обсуж­дались предложенные Молдовой таможенные пошлины на импорт промышленных товаров, т.к. тарифы на сельхозпродукцию взаимоувяза­ны с субвенциями сельскому хозяй­ству и эти два вопроса будут обсуж­даться вместе.

До этого раунда переговоров у не­которых членов ВТО была довольно жесткая позиция относительно им­портных пошлин на некоторые това­ры, заявленных Молдовой. В частно­сти, Швейцария требовала значи­тельно снизить тарифы на табачные и алкогольные изделия, а Евросоюз - на пиво. В принципе, если исходить из норм и правил ВТО, их позиция вполне обоснованна. Но молдавской стороне удалось убедить партнеров по переговорам, что на данном эта­пе наши производители этих товаров нуждаются в поддержке и защите. Они согласились с приведенными аргументами и сочли приемлемым вариантом отложить снижение по­шлин на 5-10 лет.

В целом в результате проведен­ных дискуссий образовались три сектора по группам товаров. В пер­вый вошли товары, на которые Мол­дова подтвердила нулевую таможен­ную пошлину. Это оборудование и запчасти для гражданской авиации, медицинское оборудование, черные металлы, фармацевтическая про­дукция, рыба и рыбопродукты, науч­ное оборудование, детские игрушки и т.д. По другой группе товаров Мол­дова согласна также установить ну­левую пошлину, хотя это и может на­нести определенный ущерб мест­ным производителям, зато будет во благо потребителям. Сюда вошли оборудование для сельского хозяй­ства и строительной индустрии, а также бумага. Что касается пива, мебели, спирта, семян масличных культур и текстильной продукции, то здесь наша страна пока не может примкнуть к соответствующим секториальным соглашениям ВТО и тем самым снизить тарифы до уровня, практикуемого в торговле между членами этой организации. Молдо­ва, как уже отмечалось, попросила отсрочки по выполнению данных требований и получила понимание со стороны своих партнеров.

Молдова должна предоставить вариант обязательств в сфере услуг с учетом замечаний после первого раунда переговоров и свои предложения по субвенциям в сельском хозяйстве. В последнем случае особая роль отводится государственным программам поддержки отрасли, где четко должны быть расписаны льготы, инвестиции, варианты прямого и косвенного субвенцирования, а также убедительные расчеты по получению реальной отдачи. От этого во многом будет зависеть и поддержка членами ВТО просьбы Молдовы о предоставлении переходного периода для снижения пошлин на последнюю группу товаров. В ходе переговоров было прямо заявлено, что наши аргументы их окончательно не убедили в том, что протекционистская политика не будет вестись слепо и что это поможет отрасли встать на ноги и выйти из кризиса Государственные программы и должны переломить это мнение.

Очередной раунд переговоров состоялся в апреле 1999 года. Результатом стал вывод, что присоединение Молдовы к ВТО не состоится в середине лета, как на это рассчитывали в Прави­тельстве. Это стало оче­видным после про­шедшего 16 апреля заседания ра­бочей группы в Женеве.

Как и на прошлом заседании, ос­новными партнерами Молдовы на пе­реговорах выступили США, Австра­лия, Евросоюз, Швейцария, Болгария, Турция и некоторые другие страны. В центре внимания по-пре­жнему оставались субвенции сельскому хозяйству и некоторые требования по таможенным тарифам и услугам. Удалось полностью снять проблемы по пошлинам с Турцией, сблизить по­зиции с Чехией, Словакией и Польшей. Но остаются нерешенными проблемы с Болгарией, а также с Евросоюзом и Австралией.

Но особенно тяжело Мол­дове отстоять свои позиции по вопросу суб­венций в сельском хозяйстве. Отсут­ствие четких программ и обоснован­ных механизмов поддержки сельхозпроизводителей встречает неприятие со стороны многих членов ВТО. Чтобы сблизить позиции сторон, секретариат ВТО предложил провести 10 мая в Женеве ’’круглый стол" по вопросам сельского хозяйства в Молдове с уча­стием всех заинтересованных стран. Многие партнеры по переговорам вы­разили желание, чтобы в этом мероп­риятии приняли участие и высшие дол­жностные лица Молдовы, от которых зависит принятие решений и проведе­ние реформ в сельском хозяйстве.

Молдавская делегация, которую возглавлял вице-министр экономики и реформ Дмитрий Брагиш, надеялась в ходе нынешних переговоров разре­шить все противоречия и что на рабо­чем заседании будет утвержден ра­порт о присоединении Молдовы к ВТО. Рапорт секретариатом подготов­лен, но его представление теперь пе­реносится на следующее заседание рабочей группы в июне. И то в случае успеха на двусторонних переговорах по нерешенным еще проблемам.

Помимо этих ключевых позиций, которые необходимо разрешить, чтобы вступить в ВТО, необходимо упомянуть и о такой сфере внешнеэкономических связей, как рынок услуг. И здесь Молдова также должна выполнить ряд обязательств необходимых для принятия в ВТО.

Генеральное со­глашение по торговле услугами (ГАТС) было разработано и принято в рамках ГАТТ одним из последних. Лишь в конце 70-х годов наиболее развитые страны, и в первую оче­редь - Соединенные Штаты, начали активно продвигать идею открытия мировых рынков для торговли услу­гами.

Политика большинства стран в сфере услуг до сих пор характеризу­ется пристрастием к протекциониз­му. Это обусловлено как социальной значимостью некоторых видов услуг (медобслуживание, почта, образова­ние, транспорт), так и их влиянием на экономику страны и даже ее бе­зопасность (банковско-финансовая сфера, телекоммуникации и т.д.). Но, с другой стороны, именно это и стало в конечном итоге главной со­ставляющей успеха переговоров. Развивающиеся страны вынуждены были признать, что сфера услуг - слишком важная составляющая на­циональной экономики. В наиболее развитых странах, например, сфера услуг обеспечивает на две трети за­нятость населения. И внедрение принципов открытой конкуренции, единых "правил игры" только обес­печит рост как этого сектора, так и экономик развивающихся стран в целом, скажется на увеличении по­тока инвестиций в Молдову.

Таким образом, с принятием ГАТС в истории мировой торговли впервые была создана система пра­вил и принципов в области регули­рования рынка и деятельности меж­дународных поставщиков услуг. Со­глашение призвано обеспечить ли­берализацию торговли услугами. Однако, учитывая слишком высокий уровень регулирования в этой сфе­ре и множественность различных видов услуг, с самого начала участ­ники переговоров согласились на то, чтобы не устанавливать общего мо­ратория на любые ограничения в этой сфере, а ограничиться предос­тавлением права каждой стране оп­ределить сектор для исключения из единого режима. И хотя наиболее развитые страны и некоторые разви­вающиеся сразу отказались от этой привилегии, многие участники согла­шения пользуются правом льгот для той или иной отрасли.

Столь подробный рассказ о ГАТС и условиях его заключения не­обходим для того, чтобы более от­четливо показать значимость присо­единения Молдовы к этому соглаше­нию. Вступление в ВТО означает, что с этого момента наша страна прини­мает на себя общепринятые прави­ла игры в мировой торговле, в том числе и в сфере услуг. Это, однако, вовсе не значит, что до сих пор мы "играли" по другим правилам. Если внимательно изучить специфичес­кие обязательства Молдовы, то не­трудно заметить, что в этой части уже сегодня не существует ограни­чений в национальном законода­тельстве.

Начальник управления ВТО Мин­экономики Евгений Христеа считает, что длительная подготовитель­ная работа позволила Молдове по­дойти к рубежу изменения своего статуса "естественным путем". По­этому резких изменений внутренне­го рынка и поведения на нем мест­ных или иностранных фирм ждать не приходится. Более того, националь­ное законодательство в отдельных сферах становится уже достаточно "тесным" для местных фирм и они сами предлагают отменить те или иные ограничения, которые еще дей­ствуют. Например, страховые компа­нии, которые раньше выражали опре­деленные опасения в связи с возмож­ной экспансией зарубежных страхов­щиков в случае открытия рынка, те­перь сами уже предлагают изменить законодательство и разрешить со­здание СП в этой сфере. Обязательства Молдовы в сфе­ре услуг вполне укладываются в нор­мы, заложенные в ГАТС. Поэтому пе­реговоры по ним прошли без особых проблем и практически завершены. При этом Молдова воспользовалась своим преференциальным правом в рамках соглашения. Например, ого­ворена монополия °Молдтелекома" на предоставление услуг до 2003 года. После этого срока рынок телекоммуникаций придется открыть. А структурные преобразования "Молдтепекома" необходимо провести до вступления в ВТО. Сохранена и же­сткая регламентация деятельности филиалов иностранных банков на территории республики, но эти меры вполне вписываются в требования ГАТС. В то же время в ходе перего­воров наша страна взяла на себя обязательство в законодательном порядке четче обозначить статус филиалов и рамки их деятельности, как и провести реструктуризацию банковско-финансового сектора в целом.

Остается пока в силе и ограни­чение на продажу иностранцам зе­мель сельхозназначения. Они могут быть взяты в аренду сроком на 99 лет, но продажа земли иностранным гражданам по-прежнему будет зап­рещена молдавским законодатель­ством. Значимость этой проблемы можно показать на примере Слове­нии, где тоже действует запрет на продажу земли иностранцам. Ликви­дация этого ограничения стала од­ним из основных требований со сто­роны ЕС для ведения переговоров о вступлении Словении в Союз. И это стало предметом острых дискуссий внутри самой Словении. Но в рам­ках присоединения Молдовы к ВТО ограничение права продажи земли иностранным гражданам не стало серьезным барьером.

Отдельно необходимо сказать о секторах, обладающих в рамках ГАТС как бы особым статусом. Это почтовая связь, которая практичес­ки во всех странах остается исклю­чительной монополией государства. Как и аудиовизуальное вещание, регламентируемое правительством каждой страны в соответствии с соб­ственным видением положения. До конца не определены в ГАТС обяза­тельства стран в сфере транспорт­ных услуг, особенно воздушного со­общения. Переговоры в этой сфере намечены на следующий год, так что если Молдова поспешит, сможет принять участие в них уже в каче­стве полноправного члена ВТО.

Исходя из всего этого, специфи­ческие обязательства Молдовы в сфере услуг для вступления в ВТО важны прежде всего не с точки зре­ния какого-то резкого изменения внутренней конъюнктуры или внеш­него воздействия на наш рынок. А именно с позиции присоединения к общепринятым нормам и правилам. В результате экономические субъек­ты будут в выигрыше от установле­ния более стабильных и предсказу­емых законодательных рамок, а по­требители получат больше гарантий предоставления им услуг высокого качества и наиболее широкого спектра.


Заключение


В данной рабооте была освещена внешняя торговля Республики Молдова. Были изучены проблемы и успехи, которые имели место за последние годы во внешнеэкономической деятельности страны. В начале работы дается фактический, цифровой материал, на основе которого сделан анализ экспорта, импорта, географии торговли Молдовы.

Основной напор в работе делается на проблеме развития экспортных отношений. Раскрываются причины негативных тенденций в экспорте Республики. Выявлены пути изменения этих отношений в сторону увеличения экспорта, показаны шаги, предпринемаемые Правительством и Экономическими Агентами в этом направлениии. Отдельная глава посвящена вступлению Молдовы в ВТО – организацию, способствующую либерализации внешней торговли и устанавливающая общие правила поведения для ее членов, что, в конечном итоге, ведет к четкой и ясной политики в сфере внешнеторговой политики для местных и иностранных экономических агентов, а также открывает Республики Молдова выход на западные рынки сбыта.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. “Экономическое обозрение” , N 16,17,21 1998 г. , N. 1,4,5,7,16, 1999 г.


  1. “ЭКОНОМИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА”, Рошка П.И., Кишинев 1997 г.


  1. “МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС”, Джон Д.Д., Радеба Л.Х., Москва 1994


  1. “Банки и Финансы”, N 1-2, 1999 г.


  1. INTERNET


26


Похожие работы:

  1. • Внешняя торговля Республики Молдова
  2. • Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств
  3. • Статистический анализ внешнеэкономической ...
  4. • Закон Республики Молдова о налогообложении
  5. • Закон Республики Молдова о налогообложении
  6. • Внешняя политика Республики Молдова в процессе ...
  7. •  ... к банковскому менеджменту в Республике Молдова
  8. • Финансовое право Молдовы
  9. •  ... структуры внешней торговли Республики Беларусь
  10. • Внешнеэкономическое сотрудничество Республики ...
  11. • Политические партии в республике Молдова
  12. • Внешнеторговая политика Республики Беларусь
  13. • Направления развития финансовых связей Республики Беларусь на ...
  14. • Приднестровский конфликт
  15. • Придністровська проблема: витоки, сутність та ...
  16. •  ... человека и гражданина в Республике Молдова
  17. •  ... человека в новом Уголовном Кодексе Республики Молдова
  18. • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  19. • Полезные ископаемые республики Молдова
Рефетека ру refoteka@gmail.com