Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе
Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Великий писатель высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» вспоминается яркостью эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном и девочка на окне, встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими эпизодами встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи романа, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.

Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или
«семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни и её борьба.

Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остаётся.

Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура
Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд был потухший, мёртвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».

Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу жизни.

Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения – встреча с
Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в
Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», – всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.

В общем плане романа этот эпизод важен не только как определённая ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.

Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется
Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом – символом радостной веры в счастье.

При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз».
Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

Герой находит в роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.

Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в
Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской деятельности.

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь
Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой прелестью.

Эта картина почти с зыбкой игрой

Похожие работы:

  1. • Роль эпизода "дуэль Долохова с Пьером Безуховым" в ...
  2. • Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и ...
  3. • Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и мир ...
  4. • Темы сочинений в 2004 году
  5. • Сочинения-2003
  6. • Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 ...
  7. • Комплекты тем сочинения для проведения письменного, экзамена ...
  8. • Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  9. • Общественно-политические, нравственный и философские ...
  10. • Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир": от ...
  11. • Образ автора в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  12. • Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"
  13. • История создания романа "Война и мир"
  14. • Мысль народная" и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого ...
  15. • Из опыта комментирования "Войны и мира" Л.Н. Толстого ...
  16. • Устремленность к абсолютным началам бытия: роман Л. Н ...
  17. • Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  18. • Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир"
  19. • Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого "Война и Мир"
Рефетека ру refoteka@gmail.com