Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Род человеческий на плахе

Род человеческий на плахе .

Человек – высшее творение природы . Существо , которое способно осмыслить свою жизнь и законы бытия , созидать прекрасные творения и уничтожать природу , соединяющее в себе две противоположные силы : добро и зло . Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и коварству , обречён на вечный поиск истины , смысла жизни , идеала своего совершенства .

Вопрос назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён- ным , обрастает с каждым годом новыми проблемами , связанными с развитием цивилизации , и остаётся вечным и новым для каждого человека , сколько-нибудь задумывающегося над соей жизнью .

Попытку разрешить этот вопрос по-своему мы видим в романе
Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные проблемы его современности (советской эпохи строительства развитого социализма) : утрата веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение пьянства , наркомании , потребительская психология членов советского общества . И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба добра и зла среди людей и внутри каждого , поиск истинного смысла существования человека .

Построение романа обусловлено логикой художественного видения мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано – добро и зло , человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в нём переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба волчьего семейства . По сути своей - жизнь человеческого общества и природы . С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

Человек в романе Айтматова лишь бездумный пользователь природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов очерчивает трагедию рода человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого рода человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков ради выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для нас : уничтожая природу , человек лишает себя будущего ; зло , содеянное миру природы , как бумеранг возвращается к нему самому .

Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных по своей сути : мир природы , представителями которого являются волки, и мир людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В фольклоре волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в романе , наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие качества , как преданность , заботливость , нежность , привязанность одного существа к другому , потому что все эти качества обусловлены законами природы , изначально гармоничной субстанции . Эти два мира находятся в гармоничном единении , которое нарушается только по вине человека . До тех пор , пока естественные связи волчицы Акбары и мира природы не нарушены , она избегает прямого столкновения с человеком .
Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью Базарбая , охваченная жаждой мести , она вступает в схватку со всем родом человеческим , не разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого противостояния предрешён
: гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына Бостона . Айтматов предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут властвовать базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не придёт к гармоничному единению .

Спасителем , на мой взгляд , Айтматов видит человека , постоянно находящегося в поисках истинного своего предназначения . Таким человеком в произведении является Авдий Каллистратов . Кто он ? Смешной
Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный проповедник или воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви и сострадания ?

По-моему , автор недаром вводит в свой роман на ряду с реальными действующими лицами образы Христа и Понтия Пилата . Ведь появляется асоциация , что в современном мире таким же спасителем человечества как Христос являются люди , подобные Авдию . Для них смысл существования человека на земле заключается в самосовершенствовании , следовании высоким гуманистическим идеалам добра , ради которых можно пойти на смерть . Соразмеряя идеи Христа с современностью автор наделяет своего
«спасителя» не слепой верой , а поиском Бога во внешнем мире и в себе в том числе . По мнению Каллистратова человек как высшее существо на земле должен сам осознавать свои пороки , а не ждать наказания от Бога , указания того , что ему следует предпринять для собственного усовершенствования и улучшения жизни вообще : «Ведь благодаря силе разума человек властвует над собой, как
Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение зла в себе на уровне Бога. Человек сам определяет себе новый взгляд на собственную сущность.»
В то же время и автор , и его герой да и мы с вами вполне осознаём противоречивость и не совершенность человеческой натуры , поэтому жизнь главного героя-человека в романе заканчивается так трагически . Писатель как бы спрашивает у нас : неужели человек не может обойтись без войн , без крови , без погони за наживой и властью . Неужели же прав Понтий
Пилат , утверждающий , что «человека не научат ни проповеди в храмах , ни голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в себе силы остановиться на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же оно не сможет совладать со своими пороками , ведущими его на плаху самоуничтожения ?
Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм» , которой суждено кружить до скончания века ?

Самое страшное , что Авдий одинок . В человеческом мире размыты границы между добром и злом , попраны идеалы гармонии и счастья , торжествует бездуховность . Свет жестокости не принимает проповеди
Каллистратова . Человечество не способно ещё осознать истинной своей сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда , не всё потеряно
: ведь человечество способно создавать прекрасное , например , музыку .
В которой оно подсознательно выражает «ощущение трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит, вновь приходит и вновь уходит» . Именно при помощи музыки человечество способно оставить память о себе во Вселенной . Красота , и в том числе музыка ,– вот то что может удержать человечество от самоуничтожения , от победы зла над добром .
Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей , но остаётся надежда, что придёт просветление . Человек остановится , оглянётся вокруг и поймёт , что его путь – это путь на плаху . Тогда , я верю , восторжествует добро , человек поймёт , в чём истинность его предназначения , ведь
«превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает.»

Похожие работы:

  1. • Чингиз Айтматов. Роман "Плаха"
  2. • Плаха
  3. • Методические рекомендации по проведению урока ...
  4. • Человека ведут на плаху..
  5. • Евангельские эпизоды "Плаха"
  6. •  ... религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"
  7. • Рецензия на роман Ч.Т. Айтматова "Плаха"
  8. • Владимир Раевский
  9. • О творчестве Ч. Айтматова
  10. • Чингиз Торекулович Айтматов. Плаха
  11. •  ... в современной русской прозе (по роману Ч.Айтматова "Плаха" ...
  12. • Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в ...
  13. • Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова "Плаха"
  14. •  ... и звери". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"
  15. •  ... в современной литературе (по роману Ч. Айтматова "Плаха" ...
  16. •  ... по произведениям "И дольше века длится день" и "Плаха" ...
  17. • Уолтер Рэли
  18. • Упадок нравственности в России
  19. • Ретроспективный взгляд на плотницкий инструмент
Рефетека ру refoteka@gmail.com