Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Ахматова


О б Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в разные времена по-разному – восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.

Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского и военного инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья фамилия
Анны Андреевны – Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с материнской стороны.

Себя она несколько раз называла «петербурженкой». И конечно, творчество ее и даже облик принадлежит Петербургу – Петрограду –
Ленинграду. В образе многих поэтов есть какое-то таинственное соответствие духу и строению избранного ими города.

Вхождение ее в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее формировании знал, может быть, один ее муж, Николай Гумилев. Анна Андреевна писала, как показывала Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться танцами.
Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был «Вечер».
Эта первая книга вышла в свет в 1912 году:

«Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…»

Вскоре Гумилев писал ей: «Твои строки о «приморской девчонке» … мало того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по- своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными».

Как-то Анна Андреевна заметила: «Слава пришла сразу только к
Хлебникову и ко мне».

Блок записал о ней еще до выхода «Вечера», что стихи Анны Ахматовой
«чем дальше, тем лучше».

А вскоре после выхода «Вечера» наблюдательный Корней Иванович
Чуковский отметил в ней черту «величавости», той царственности, без которой нет ни одних воспоминаний об Анне Андреевне.

Осип Мандельштам после второй ее книги «Четки» (1914) предсказал провидчески: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

«Вечер» и «Четки» единодушно были признаны книгами любовной лирики.
Правда, говорилось, что и любовь может быть величавой, и вспоминали Сафо,
Данте и Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову.

Ахматовой повезло. У нее были блестящие предшественники. Но учителем она назвала Иннокентия Анненского, необычайного поэта.

…Кто был предвестием, предзнаменованьем,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье-

И задохнулся…-

Так позже скажет о нем Ахматова в стихотворении «Учитель».

Ахматова поначалу причисляла себя к акмеизму. Это естественно, потому что главой творческого объединения молодых, названного ими «Цех поэтов», был ее муж Николай Гумилев и вращалась она в кругу таких ярких талантов, прочно вошедших в историю отечественной литературы, как С.Городецкий,
О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Лозинский.

Да Ахматова с самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Она могла оттолкнуться от символизма, но не от главной его величины –
Александра Блока. Он и был ее сокровенным учителем. Она и в ту, боевую пору акмеизма не могла отказаться от Блока. Во второй книге «Четки» (1914)
Ахматова поместила известное стихотворение, посвященное встрече с Блоком в декабре 1913 года,- «Я пришла к поэту в гости». Отозвался на эту встречу и
Блок стихотворением «Красота страшна, вам скажут…»

Ахматова возвращает поэзию к «лирическому реализму», к точности слова, к реальной сущности переживания, к его жизненному подтексту. Женщина из объекта поэзии становится ее субъектом.

После явления Ахматовой нарастающим потоком в поэзию хлынули женщины, теперь их в нашей поэзии, вероятно, больше, чем мужчин. До Ахматовой любовная лирика была надрывной или туманной, мистической и экстатической.
После первых ахматовских книг стали любить «по-ахматовски». И не одни только женщины. Есть свидетельство, что Маяковский часто цитировал стихи
Ахматовой и читал их любимым.

В военные и революционные годы Ахматова выпустила три книги – «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). В названных книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Как сказал
А.Твардовский о стихах Ахматовой, «они отличаются необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».

К началу 20-х годов в основных своих чертах сложилась поэтическая система Ахматовой. Главные из них – дисциплина стиха, ясность, сдержанность, сжатость. Эти признаки, во многом почерпнутые в русской классической традиции, часто мешают увидеть новаторские стороны ахматовской поэтики. Проза была стихией, из которой росла Ахматова. Ее стихи можно было рассматривать как спрессованные романы.

В общении Анна Андреевна была необычайно естественна и проста. Охотно слушала стихи. Охотно их читала. Умела разговаривать откровенно и задушевно. И особо поражала несравненным своим остроумием. Это не была простая шутливость или желание позабавить. Это была подлинная острота ума, глубокого, иронического, беспощадного и часто печального.

Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года.

Ахматова была не из тех, кто много пишет. Даже полное собрание ее сочинений не будет многотомным. Она не то чтобы писала с трудом,- наверное, для нее не существовало технических трудностей стиха. Но писание для нее было трудом душевным, почти физическим.

Свои книги Анна Ахматова строила не по хронологии, а по единому композиционному замыслу. Они читаются как целостное поэтическое произведение.

«Время от ее вступления в литературу до наших дней,- писал
В.Жирмунский в 1970 году,- превышает число лет, прошедших от смерти Пушкина до начала русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни страны и всего человечества величайшими историческими сдвигами и потрясениями (…)
А между тем связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого не отягчает ее творчество ненужным балластом времени; напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя».

Список используемой литературы:

1. Ахматова А. Я - голос ваш… - М.: Кн. Палата,1989.- Вступительная статья Давида Самойлова.

Похожие работы:

  1. • Анна Ахматова
  2. • Символика заглавий книг А. А. Ахматовой
  3. • Поэтический мир Ахматовой
  4. • Анна Ахматова. Судьба поэтессы, женщины, человека
  5. •  ... произведения на примере творчества А.А. Ахматовой
  6. • Художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой ...
  7. • Поэзия "серебрянного века". Анна Ахматова
  8. • Анна Ахматова. Северная звезда
  9. • Анна Ахматова. Опыт анализа
  10. • Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
  11. • Художественный мир поэзии А.А. Ахматовой
  12. • Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
  13. • Любовная лирика Ахматовой
  14. • "Место сборника "Вечер" в творчестве А. Ахматовой
  15. • Поэтическое своеобразие А. Ахматовой (на примере двух ...
  16. •  ... школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
  17. • Творческое развитие Анны Ахматовой через лирическую ...
  18. • Эпитет в лирике Ахматовой
  19. • Биография и творчество Анны Ахматовой
  20. • Анализ стихотворений Ахматовой
Рефетека ру refoteka@gmail.com