Рефетека.ру / Литература и русский язык

Реферат: А.П. Чехов

Реферат

по литературе

ученицы 10 Б класса 127 школы

Миняевой Марии

« Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось...»

( « Палата №6» А.П. Чехова.)

Учитель: Мисник
Светлана Эдуардовна

1999 – 2000 г.

План реферата

1. Вступление ( биография писателя)

2. Творчество Чехова.

3. Язык и стиль писателя , мнения критиков.

4. Повесть « Палата №6», знакомство с героями,основной сюжет.

5. История написания повести

6. Смысл фразы Лескова.

« Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось...»

(« Палата №6» А.П. Чехова.)

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье.. Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив семью.

В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: « Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Начинал писать
Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало краткости его произведений.

Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах писателя.

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны.

Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно- бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( « Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», « Руководство для желающих жениться» и др.)

В 1883году – он написал 120 рассказов в 1885 году – 129 рассказов в 1886 году – 112 рассказов в 1887 году – 66 рассказов в 1888 году – 12 рассказов

Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его невежественность, дикость, жестокость ( « Человек в футляре», « Дом с мезанином», «Дама с собачкой», « Палата №6»).

Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской..

Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что
Достоевский рассматривает темы « униженных и оскорбленных», темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе и т.д. в одном романе, а
Чехов в нескольких рассказах.

Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова его герои – обыкновенные люди разных слоев общества.
В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение
России во второй половине XIX века.

Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.

Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора. Вот мнение Максима
Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто,

1 до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...»

Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: « С первых книг я полюбил Чехова... но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского или Толстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни.
Чехова я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной строки...». Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией правильный путь.

Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это «
Палата №6»,в которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести – Громов Дмитрий Иванович и
Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 ,
«единственный умный человек», вернее, сохранивший какой-то разум, человек,

____________________________________________________

1.М. Горький статья « По поводу нового рассказа А.П.Чехова

«В овраге»». /Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитурьентов.– Составление, коментарии Л.А. Сугай.–М: «Рипол Классик»,
1998. Стр 692 / ощутивший на себе «прелести» палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с ним случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим
– евреем –попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.

Рагин живет мыслями древних философов, « стремится к разумению жизни и полному презрению к глупой суете мира», эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до н.э., проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что «... все это философия, самая подходящая для российского лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло!» В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности « посочувствовать» бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г.Сенкевича
Чехов с убийственной иронией пишет: « Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия очень любит так называемые « положительные» типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.» Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах

1 и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту.
«Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось»,– читаем мы в
«Палате №6», это, я думаю, и явилось основной целью творчества
Чехова.

« Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде человек», приехал в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко.
Рагин сразу заметил, что в этом городе больница – «учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья», там не лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые
_______________________________________________________________________
__________________________________

1. В.Г. Маранцман статья из учебника литературы/« Сквозь даль времен...» Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. « Специальная литература», С.-Пб 1997./ порядки? Нет! « Если физическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется», – считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: « при всякой обстановке мы сможем найти успокоение в самих себе». Он обленился, редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно повторяющийся сон. Что ему до больных?

И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно- философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и относятся с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, «принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить». Это «их» в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим « их» Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения России, над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки.

Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет по местам.

« Вот она, действительность», – подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, « точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями». Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась, возникло – таки, наконец, чувство вины.

Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг...» и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость. «Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и серия повестей, среди них « Палата№6». Вот мнения писателя по поводу этих произведений: « Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат». На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории « малых дел». Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и отрицается самой жизнью, как в

1
« Палате№6». Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу
«между этой палатой и теплым кабинетом». Большую часть населения
России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: « в « Палате№6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это
Россия... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!».
« Палата№6» казалась современникам целиком посвященной только критике
« толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,
_______________________________________________________________________
_____________________________________
1. Кулешов В.И. « Жизнь и творчество А. П. Чехова», изд «Детская литература», 1982.

могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.

« Палата№6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства – правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не смог бы столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к теории Толстого, нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой повести отразилась вся Россия на момент

80х-90х годов XIX века.

Список используемой литературы


0. В.Г. Маранцман. Сквозь даль времен..., Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. «Специальная литература», С.-Пб 1997.
0. История всемирной литературы, том восьмой, изд. « Наука», Москва 1994.
0. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова издательство
«Детская литература», Москва,1982 год.
0. Л.А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998
0. Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П.А.Николаева, изд. « Просвещение», Москва 1990.
0. Словарь русской литературы, М.Г.Урминцева, изд. « Просвещение», Москва
1993.
7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть первая « От событий и летописей до классики XIX века» издательство «Аванта +», Москва 1998 год.


Похожие работы:

  1. • Проблема литературного характера в цикле А.П. Чехова ...
  2. •  ... и трагического в сатирических рассказах А.П. Чехова
  3. • Творческая индивидуальность А.П. Чехова
  4. • Этикетно-эпистолярные единицы в письмах А.П. Чехова
  5. • Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова
  6. • Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова
  7. • Идейно-художественные особенности очерка А. Чехова ...
  8. • Положительные герои А.П. Чехова
  9. •  ... способ воплощения авторского замысла в творчестве А.П. Чехова
  10. • Своеобразие рассказов Антона Павловича Чехова
  11. • Сатира в произведениях Чехова и Салтыкова-Щедрина
  12. • Фразеологические единицы в рассказах А.П. Чехова
  13. • Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана
  14. •  ... деревенской трилогии А.П. Чехова "Мужики", "В овраге" ...
  15. • Изучение рассказов Чехова в средних и старших ...
  16. • Поэтика заглавий (на примере рассказов А.П. Чехова)
  17. • Творчество А.П. Чехова
  18. • Тема чайки в комедии А.П. Чехова
  19. • Драматургия А.П. Чехова
  20. • Символы в драматургии А.П. Чехова
Рефетека ру refoteka@gmail.com