Рефетека.ру / История

Реферат: Иван Грозный

Министерство Экономического Развития и Торговли РФ

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Институт Коммерции и Маркетинга

Контрольная работа по предмету «Отечественная История»

Кафедра: Российская и Мировая История

«Российское государство во время правления Ивана Грозного»

Исполнитель: студентка I курса

Глинчикова Л.Н.

Преподаватель:

Козырева С.Н.

Москва 2003 год

План

Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады и их оценка. 2

Начало правления Ивана IV Грозного. 2
Московское восстание. 4
Избранная Рада 4

Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV. 5

Вывод 6

Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война. 6

Ливонская война. 7
Вывод 8

Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства. Мнения современников и историков об опричнине. 9

Вывод 13
Мнения современников и историков об опричнине. 13

Тест 14


Список Литературы 15

Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады и их оценка.

Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам:

«Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».[1]

Начало правления Ивана IV Грозного.

Завещание Василия III не сохранилось, и мы не знаем в точности, каковой была его последняя воля. В Воскресенской летописи 1542г читаем, что Василий
III благословил «на государство» сына Ивана и вручил ему «скипетр великой
Руси», а жене приказал держать государство «под сыном» до его возмужания.
Но необходимо учитывать, что вековые обычаи не допускали участия женщины в делах правления. Если бы великий князь вверил жене государство, он нарушил бы древние московские традиции. Если верить псковским источникам, то
Василий III передал власть боярскому совету. Царь поручил правление
«немногим боярам», гласит летопись, а именно семи душеприказчикам: младшему брату Андрею, М.Глинскому, князю В.Шуйскому, М.Воронцову, М.Юрьеву,
И.Шуйскому и М.Тучкову. Бояре-опекуны короновали трехлетнего Ивана через несколько дней после кончины великого князя. Опекуны опасались, что удельный князь Юрий попытается согнать с трона малолетнего племянника.
Передача власти в руки опекунов вызвала недовольство Боярской думы. Между душеприказчиками Василия III и руководителями думы сложились напряженные отношения.
Мать Грозного Елена стала правительницей вопреки воле Василия III. Она совершила подлинный переворот, удалив из опекунского совета сначала
М.Глинского и М.Воронцова, а затем князя Андрея Старицкого.
В период правления Елены Глинской был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль за ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви. В эти годы была предпринята попытка изменить управление на местах: из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники.
Была проведена важная реформа денежной системы. Дело в том, что с расширением товарооборота требовалось все больше денег, но запас драгоценных металлов в России был ничтожно мал. Неудовлетворенная потребность в деньгах вызвала массовую фальсификацию серебряной монеты. И хотя виновных жестоко преследовали - секли руки, лили олово в горло – ничто не помогало. Радикальное средство для устранения кризиса нашли лишь в правлении Елены Глинской, когда власти изъяли из обращения старую разновесную монету и перечеканили ее по единому образцу. Основной денежной единицей стала серебряная новгородская деньга, получившая наименование
«копейка» (на ней чеканили всадника с копьем).
После смерти молодой Елены Глинской власть перешла в руки семибоярщины.
Ходили слухи об отравлении правительницы, но смерть ее, по-видимому, была естественной. Иван, негодовавший на бояр за непочтение к матери, даже не догадывался о возможном отравлении. Итак, после смерти Елены Глинской началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских,
Шуйских, Воронцовых. Глинские и Бельские проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, а Шуйские напротив выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. В годы боярского правления (1538-1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер, расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.
Иван потерял отца в три года, а в семь с половиной лет остался круглым сиротой. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав, т.к. был глухонемой от рождения. В душу ребенка глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий превратили его робость в нервную пугливость. Однажды бояре Шуйские на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали Ивана. В великокняжеских покоях витал дух Домостроя: с момента коронации мальчик должен был часами высиживать на долгих церемониях, исполнять ритуалы, отказываясь от детских забав. Он на всю жизнь сохранил недоброе чувство к опекунам. Позже, в своих письмах он не скрывал раздражения к ним.
Освободившись от опеки бояр, великий князь предался диким потехам и играм.
В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал оттуда кошек и собак, а в 14 лет он начал «человеков ураняти». Он разъезжал по улицам города, топтал конями народ, бил и грабил.
С приближением совершеннолетия бояре все чаще стали впутывать мальчика в свои распри. Прошли долгие годы, прежде чем Иван добился послушания от бояр, пока же он сам стал орудием в руках придворных. Абсолютно неподготовленный к правлению державой, Иван ознаменовал свое совершеннолетие опалами и казнями. Он велел отрезать язык Афанасию
Бутурлину за невежливые слова, а вскоре объявил опалу сразу пятерым знатнейшим боярам.
Начало самостоятельного правления имело большое политическое значение –
Иван принял титул царя. 16 Января 1547 года Митрополит Макарий венчал Ивана на царство Мономаховым венцом (шапка Мономаха) в Успенском соборе Кремля.
Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи положили конец зависимости Руси от татар и представлению о высшей власти греческих «царей». Русское политическое сознание отразило эти перемены в теории «Москва – Третий Рим» (московские князья – прямые преемники
Византийской империи). Итак, коронация имела большое историческое значение:
1. Уравнивала по чину Ивана IV с восточными соседями – астраханскими и казанскими ханами;
2. Превращало Русь в государство, предопределяя ее значение как «третьего

Рима» – центра православия;
3. Царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.;
4. Провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями: отныне он почитался как «великий государь»;
5. Ритуал венчания на царство имел значение для православной церкви.

Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника

Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы.
Инициатива коронации, скорее всего, принадлежала Глинским. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод – бабка царя получила обширные земельные владения на правах удельного княжества; князь Михаил был объявлен конюшим, а его брат Юрий стал боярином. Наступил период правления
Глинских.

Московское восстание.

В аграрной России численность горожан не превышало 2% всего населения.
Города были центром ремесленного производства и торговли, количество жителей постоянно увеличивалось. Поборы с городов служили одним из главных источников пополнения казны, но власти облагали горожан еще и тяжкими натуральными повинностями. А в военное время должны были снаряжать отряды воинов. В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. Приход к власти Глинских усложнил обстановку – временщики грабили казну и облагали горожан тяжелыми поборами. Летом 1547г в Москве произошли крупные пожары. Многие лишились имущества и крова и винили во всем Глинских. 26 июня 1547г вооруженные горожане ворвались в
Кремль и потребовали выдачи Глинских. Они забили камнями Юрия Глинского, разграбили дворы и перебили слуг. Царю пришлось уехать в Подмосковное село
Воробьево, куда двинулась разъяренная толпа для расправы с бабкой царя -
Анной. Эти события стали важной вехой в жизни Ивана IV, показав ему сколь непрочна власть и определив характер последующих реформ. Из Боярской думы удалили Глинских, их «правительство» пало – закончилось «Боярское правление».

Избранная Рада

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой круг близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник
Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый.
Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и богатством. Карьера его началась со службы в Челобитенном приказе, затем он перешел в Казеный приказ и вскоре получил чин государственного казначея.
Возглавленная Адашевым партия реформ стала ядром правительства.
Рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение
13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.
В 1560г Избранная рада прекратила свое существование: Иван IV хотел править единолично, не имея рядом стеснявших его советников; царь не доверял окружению; не желал ждать результатов политики, а советники предлагали путь медленных постепенных реформ. Андрей Курбский бежал в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов Ливонской войны, а затем завязал гневно-обличительную переписку с Иваном Грозным.

Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV.


В 1549г был созван первый Земской собор – совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов – бояр- наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. Выступая перед участниками собора, Иван обличал бояр- кормленщиков, притеснявших детей боярских, христиан и служилых. Он затронул вопросы внутренних таможенных барьеров, ограничения местничества, всеобщей переписи, пересмотр землевладения. Это выступление способствовало пробуждению общественной мысли в России. Настала пора расцвета русской публицистики.
На основе решений Земского собора были проведены следующие реформы:
1. Военная
2. Судебная
3. Церковная
4. Реформы центрального и местного управления
Военная реформа запрещала местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему. Назначения на высшие воеводские посты по принципу
«породы» и знатности приводили на поле брани к катастрофическим последствиям. Новые законы позволили назначать в товарищи к главнокомандующему менее знатных, но зато более храбрых и опытных воевод.
Одновременно было решено поместить в Московском уезде «избранную тысячу», т.е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии: каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями, составлявших личную охрану царя. Многочисленные княжие дружины уступили место единому дворянскому ополчению.
На стоглавом соборе правительство поставило вопрос о будущих судьбах монастырского землевладения, что встретило решительное противодействие со стороны воинствующих церковников – осифлян. В мае 1551г был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Осуществление нового земельного законодательства позволило правительству пополнить фонд поместных земель.
После коронации Грозного проведена была церковная реформа. Духовный собор канонизировал несколько десятков местных угодников, объявленных чудотворцами. Русская церковь обрела больше святых, чем имела за все 5 веков своего существования, тем самым, возвеличив значение церкви. В мировоззрении Ивана большую роль сыграл митрополит Макарий – наставник царя. Высокообразованный человек, прекрасный дипломат, он ловко приноровлял свою пастырскую миссию к запросам светских властей.
Была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам. Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система
«кормлений» наместников, ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Название «кормление произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, т.е. в буквальном смысле кормились за счет населения.
При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий,
Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления.
В 1549 году «собор примирения» принял решение об исправлении Судебника «по старине» и год спустя приказы передали на утверждение думы новый Судебник.
Составители не внесли изменений во взаимоотношения феодалов и крестьян.
Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами.
Сохранялся и «суд Божий» - поединок между спорящими, «за правыми сила».
Вводилась смертная казнь за разбой. Нормы Юрьева дня были сохранены без больших перемен: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, но увеличен был размер «пожилого». В 1581г впервые были введены заповедные году, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год. Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии, ограничил власть наместников. Новые статьи предусматривали обязательное участие выборных земских властей – старост и
«лучших людей» в наместничьем суде.
Со времен феодальной раздробленности знать и князья не платили в казну податей. Царский судебник предписывал «тарханов» впредь никому не выдавать, а старые грамоты изъять. Власти довершили реформу податного обложения, объявив о введении «большой сохи» – налога по сословной принадлежности землевладельца.

Вывод

Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти, но носили компромиссный характер

Внешняя политика Ивана IV. Ливонская война.


К середине XVIв Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач, ведущими из которых были:
1. Борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи

Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами;
2. Получение выхода к Балтийскому морю, борьба с Ливонским орденом.
Вторая половина 40-х годов прошла в безуспешных попытках дипломатическими и военными средствами ликвидировать очаг агрессии в Казани. Два похода на
Казань также не принесли желаемого результата. В 1552г 150-тысячная армия во главе с царем окружила Казань и начала осаду. Были сделаны мощные подкопы под стены Казанского кремля, город обстреливался артиллерией. 2 октября 1552г Казань была взята, но война на восточной границе не прекратилась - прошло 4 года, прежде чем русским удалось справиться с
«казанским возмущением». В 1557г были присоединены Астраханское ханство,
Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. Теперь весь Волжский путь принадлежал
России, здесь стали развиваться ремесла и торговля.
После присоединения Казани соседом России на Востоке стало Сибирское ханство, с огромными территориями и дорогой прибыльной пушниной. Завоевание
Сибири началось в 1581г, когда купцы Строгановы организовали поход казаков под предводительством Ермака (Ермолая) Тимофеевича против сибирского хана
Кучума. Весной 1582г Ермак двинулся в глубь Сибири, прошел по рекам Иртыш и
Тобол и овладел Чувашьевой горой, которая охраняла подступы к столице
Сибирского ханства. Кучум бежал и казаки без боя заняли столицу. Однако
Кучум продолжал наносить удары. Ермак, удаленный от своих на сотни верст, оказался в тяжелом положении, а помощь от правительства пришла лишь через 2 года. Кучуму удалось заманить Ермака в засаду, из которой лишь двое смогли уйти. Пытаясь добраться до своих лодок вплавь, Ермак утонул, а остатки его отряда вернулись в Россию.
Поход Ермака положил начало планомерному наступлению русских в Зауралье. В
1568г была построена крепость Тюмень, в 1578г – Тобольск, в 1598г Кучум был окончательно разбит и вскоре погиб.

Ливонская война.

Россия давно стремилась к выходу к Балтийскому морю и расширению своих территорий в Прибалтике, где находилась Ливонская конфедерация государств.
Богатые ливонские города, выступавшие в роли торговых посредников между
Россией и Западом, препятствовали росту русской торговли. Ливонское государство было внутренне непрочно из-за национальных и социальных противоречий, господства выходцев из Германии над коренным населением.
Поводом к Ливонской войне послужил отказ от уплаты Волинским орденом дани
России. В январе 1558г русские войска вторглись в Ливонию и стали стремительно продвигаться вперед. Армия Ордена была разгромлена, а сам
Ливонский орден перестал существовать. Раздор в высших правительственных сферах Руси не позволил продолжить успешное наступление, и правительство предоставило ордену перемирие с мая по ноябрь 1559г, одновременно снарядив наступление против татар. Но операции в Крыму не принесли успеха, а возможность победы в Ливонии была упущена - в войну включились Литва,
Швеция и Дания, которые захватили часть орденских земель. В 1564г русская армия терпит ряд поражений, неудачи в войне были усилены изменой князя
Курбского, который командовал войсками. Литва подписывает с Польшей
Люблинскую унию (союз), объединившись в государство – Речь Посполитую. А мирный договор между Польшей и Турцией создал опасность образования широкой антирусской коалиции.
В 1575 году южнорусские границы не подвергались татарским набегам, что изменило военную ситуацию в Восточной Европе. Наступившее в Речи Посполитой бескоролевье ослабило силы государства и отвлекло его от ливонских дел.
Россия же прилагала усилия к отвоевыванию у шведов замков в Ливонии. В ходе двух военных кампаний в 1575-76гг русские заняли приморские крепости Пернов и Апсаль и овладели почти всем морским побережьем между Ревелем и Ригой.
Успехи русских в Прибалтике во второй половине 70-х годов были недолгими.
Трон Речи Посполитой занял князь Стефан Баторий. Все еще ослабленное государство подверглось вторжению русских войск, которые заняли несколько крепостей и мелких замков, но не решились осаждать Ригу. Но как только
Грозный вернулся в Москву, самые крупные из завоеванных крепостей пали.
Стефан Баторий собрал значительные силы и бросил их в наступление. В 1579г шведы вторглись в Новгородскую землю, король Стефан Баторий с 40-тысячной армией взял Полоцк и несколько других городов, осадил Великие Луки. Полоцк был взят после четырехнедельной осады и сожжения деревянных стен крепости.
Великие Луки, будучи второстепенной крепостью, были не готовы к нападению.
Осада, а затем пожар в Великих Луках вынудили оставить город. Шведский флот обстрелял и сжег предместья Нарвы и Ивангорода, затем шведский корпус высадился в Ревеле и приступил к осаде Нарвы. Во время двухнедельной осады шведская армия понесла большие потери и отступила. Успехи Батория в Полоцке и Великих Луках ободрили военную кампанию и после тщательной подготовки шведы вторглись в Карелию, захватив крепость Корелу.
Целью очередного наступления короля был Псков. И в 1581г Баторий уже со 100- тысячной армией подошел к Пскову и осадил его. Город был хорошо подготовлен к обороне, здесь сосредоточили многочисленную артиллерию, запасы снаряжения и продовольствия. Крепость подвергалась мощной бомбардировке, в стенах были сделаны проломы и штурмовые колонные захватили две башни. Русские взорвали
Свинузскую башню вместе с засевшим в ней неприятелем и принудили врагов к отступлению. Штурм потерпел неудачу и армия перешла к длительной осаде. К заморозкам войска короля не были готовы и отступили, неся большие потери.
Недостаток провианта, холод и отъезд Батория полностью деморализовали королевскую армию. Псков стал бастионом, о который разбилась волна нашествия.
Утрата Нарвы отрезала Россию от торговых путей с Европой, потеря форпостов на северо-западных рубежах создавала угрозу Новгороду и Пскову и Россия начинает мирные переговоры с Баторием. В 1582г было заключено Ям-запольское перемирие на 10 лет, но пункт о Нарве так и не был включен в текст договора.
Возобновившаяся «Казанская война» вынудила русское правительство к переговорам со Швецией, которые окончились трехлетним перемирием.

Вывод


Ликвидация ханств снимала угрозу для России с востока.
Народы России вошли в состав Руси, русские переселенцы начали осваивать край, туда устремились крестьяне, казаки, посадские и торговые люди.
Ливонскую войну Россия проиграла, потеряв крепости Нарва, Ям, Копорье, Иван- город, сохранив лишь участок Балтийского берега с устьем Невы. Война, длившаяся 25 лет, стоившая огромных жертв, разорившая страну, закончилась безрезультатно. Первая попытка России прочно утвердиться на берегах
Балтийского моря не удалась, а поражение в войне поставило государство в исключительно трудное положение.

Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства. Мнения современников и историков об опричнине.


Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 году Иван избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налоги разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников, посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам
Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле.
В 1553г Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца
Дмитрия. Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника и хотели «на государство» старицкого князя
Владимира Андреевича, двоюродного брата царя. Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался Владимира, имевшего большой авторитет в стране; многие бояре с крупными вотчинами сохранили экономическую независимость; опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг
Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Соратники советовали установить диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но такое крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе. Тогда, чтобы вырвать у думы согласие, Иван предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть Москву.
В начале декабря 1564г царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе следующего года он направил две грамоты: первая - «гневная» - была адресована митрополиту Афанасию, а вторая – «слезная» – «посаду, всем людям». Он обвинял бояр, приказных в изменах, а митрополита - в пособничестве боярам и заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались между двух огней – царем и народом.
Народ единодушно поддержал государя и бояре вынуждены были просить царя вернуться на престол. Представители митрополита и бояре выехали в слободу, царь допустил к себе духовных лиц и заявил, что его решение окончательно.
Но потом «уступил» слезным молениям. Вожди думы, которых привели во дворец под охраной, просили царя сложить с них гнев и править, как ему «годно». И когда Иван потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий, бояре ответили покорным согласием.
2 февраля 1565г Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и объявил об учреждении опричнины («опричь» – кроме, особо) для «охранения» своей жизни.
Далее он заявил о передаче Московского государства в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий – без совета «опаляться» на непослушных бояр, казнить их, отбирать в казну «животы». В опричнину, подвластную царю, вошли 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны – Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина, Старая Руса, Каргополь, Соль
Галицкая и Вычегорская, Суздальский, Вяземский и Можайский уезды. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, где сохранялись старые порядки во главе с боярами.
Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Их придирчиво допрашивали об их происхождении, родословной жены и дружеских связях. Каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю. Опричники носили черную одежду и привязывали к поясу некое подобие метлы как символ стремления «вымести» из страны измену. Чтобы обеспечить опричников землями, из опричнины насильственно выселялись бояре- вотчинники, дворяне, приказные люди.
Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано опричное войско сначала из одной, а затем из 5000 человек.
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней и опал дворян и бояр. Царские опричники терроризировали обитателей княжеских гнезд, изгоняли из усадеб членов их семей, отбирали имущество. Жертвой опричных выселений стала титулованная знать. Следуя писцовым книгам Казани можно заключить, что в ссылку попало примерно 180 человек, около 2/3 ссыльных носили княжеский титул.
На втором году опричнины в Москву прибыло великое посольство из Польши для ведения мирных переговоров. Земской собор высказался против «уступки» ливонских земель и решено было завершить окончательное завоевание Ливонии.
Это требовало дополнительного финансирования, что влекло введение новых налогов, и царь вынужден был вернуть из ссылки многих князей. Члены собора утвердили введение чрезвычайных налогов для продолжения войны, но потребовали отмены опричнины. Прекращение казней и уступки царя породили надежду на полную отмену опричнины. Новый митрополит Полев, противник опричнины, пытался воздействовать на царя, но был немедленно изгнан, пробыв на митрополичьем дворе всего 2 дня. Следующего кандидата на митрополичий престол – Колычева – вынудили публично отречься от требований отмены опричнины. Эти выступления были не единственными – около 300 земских служилых людей обратились к царю с требованием отменить опричный режим.
Царь отклонил ходатайство и 300 челобитников попали в тюрьму, а 50 зачинщиков подверглись избиению палками на рыночной площади.
После выступления членов собора Иван решает укрепить опричные центры – строятся замки, крепости и замок на Неглинной. В Москве Иван чувствовал себя неуютно, беспокоился о собственной безопасности, боялся внутренней смуты, мятежа земских бояр. Перспектива вынужденного отречения казалась ему вполне реальной и царь обсуждает свой уход в монастырь с несколькими старцами в Кириллове. Более того, в Александровской слободе начал функционировать монашеский орден - своеобразная пародия на монашескую жизнь – возвращаясь из карательных походов, опричники посещали молебны, трапезничали, молились во главе с царем-игуменом. В это время литовцы использовали внутренние затруднения России: Грозным перехвачены обличительные письма Курбского к боярам. Помимо перспективы монашествования, царь втайне (посол явился во дворец переодетым в русское платье) просит Англию предоставить ему убежище. Недовольство земщины носило реальный характер, обсуждался вопрос замены Грозного на троне. Не располагая уликами против заговорщиков, царь попросил одного из своих соратников связаться от своего имени с предполагаемыми заговорщиками и составить списки лиц – приверженцев претендентов на трон. Изобличив таким образом заговорщиков, Иван разгромил заговор ссылками и казнями, и начался трехлетний период кровавого террора. В это время Грозный затребовал все черновики и записи летописей и больше не вернул их Посольскому приказу, тем самым положив конец многовековой культурной традиции летописания. Поэтому изучение опричного террора затруднено, единственный источник информации – это поминальные списки казненных, составленные по опричным архивам (всего около 3300 казненных).
Казни вызвали резкий протест духовенства, и митрополит Филипп долго беседовал с царем, пытаясь убедить упразднить опричнину, и затем произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и свиты. Иван был в ярости: «Я был слишком мягок к вам, но теперь вы у меня взвоете!". Протест Филиппа был симптомом окончательного падения престижа царя в земщине. Приспешники Грозного настоятельно убеждали его пустить в ход насилие для расправы с заговорщиками. Погромы не прекращались несколько месяцев – с марта по июль. Летом опричники подвели своеобразный итог: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число»[2].
Кровопролитие обострило конфликт между царем и церковью. Иван вынужден был заняться подготовкой суда над Филиппом. Был произведен розыск о жизни
Филиппа в Соловецком монастыре, и с помощью угроз и подкупа нескольких монахов принудили выступить с порочащими показаниями. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Он отрицал все обвинения, но ему был вынесен приговор о сожжении, замененный Грозным на вечное заточение в монастырской тюрьме.
Усиление податного гнета и эксплуатации ставило мелкое крестьянское производство в тяжелейшие условия. К тому же неблагоприятные погодные условия в 1568-69 годах губили урожай. Цены на хлеб поднялись в 5-10 раз, голодная смерть косила население городов и деревень. В дни опричного погрома Новгорода горожане крали тела убитых людей и питались ими, иногда солили человеческое мясо в бочках. Вслед за голодом началась чума, мор был отмечен в 28 городах. Бедствие довершили опустошительные вторжения татар – страна подверглась невиданному разорению.
В начале 1569г немногочисленный литовский отряд при загадочный обстоятельствах захватил неприступную Изборскую крепость. Глухой ночью изменник Тетерин, переодевшись в опричную одежду, велел страже открыть ворота. После освобождения крепости изборские подьячие были объявлены сообщниками заговорщика, что бросило тень на власти и жителей Пскова и
Новгорода. Чтобы предотвратить измену из Новгородско-Псковской земли были выселены неблагонадежные лица – всего около 2-3 тыс. горожан. Новгородское дело было окружено глубокой тайной, опричная дума приняла решение о походе на Новгород. При въезде в город опричников встречало духовенство с крестами и иконами. Царь отказался принять благословение и назвал местного архиепископа изменником, однако не пожелал пропустить службу. После службы царь велел схватить хозяина и ограбить подворье, был разграблен Софийский собор, начались повальные аресты. Опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам людей и рогатинами топили тех, кому удавалось всплыть; опальных жгли на костре, подвешивая за руки. Считая вину духовенства доказанной, царь начал посещение окрестных монастырей для изъятия казны и ценностей. Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к
Пскову. Жители, выражая полную покорность, выставили столы с хлебом-солью вдоль главных улиц. Но царь не пощадил Пскова: Печорскому игумену, вышедшему навстречу царю, отрубили голову; из соборов забрали все ценности; город был отдан на разграбление опричникам. По легенде Иван встретил юродивого, и тот подал ему совет ехать прочь из города, чтобы избежать несчастья. Не слушая, Иван велел снять колокол с Троицкого собора – в тот же час под царем пал конь. Пророчество стало сбываться и опричное войско в спешке покинуло город, устроив, однако резню в Твери, Торжке и Клину.
Опричная политика утратила первоначальную антикняжескую направленность.
Новгородское дело завершило второй цикл замены боярского руководства земщины.
Погром Новгорода вызвал волну недовольства, печатник Иван Висковатый отважился на объяснение с царем, убеждая прекратить кровопролитие. В ответ царь разразился угрозами в адрес боярства: «Я вас еще не истребил, а едва только начал, но постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось!»[3]. Новгород перерос в московское дело, суд над московской верхушкой длился несколько недель, печатника разрезали на части живьем, казначей Никита Фуников был заживо сварен в кипятке, около 100 человек было казнено.
Стихийные бедствия и татарские набеги приносили неописуемые бедствия, но опричники были в глазах народа страшнее татар. Царь оправдывал деяния войска необходимостью искоренить измену и это вело к неслыханным злоупотреблениям. Кровавые погромы, разбои, доносы и беззакония были возведены в ранг государственной политики и в конечном итоге деморализовали саму опричнину. Состав опричнины постепенно пополнялся земцами, многие из которых испытали погромы на себе. Теперь опале начали подвергаться те, кто создал опричнину - царь велел расследовать преступления и наказывал опричных, чтобы вернуть доверие земщины. Но новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрительность.
В 1571г крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось пред лицом народа.
После сожжения Москвы правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричнины. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Вскоре власти приступили к изменениям в сфере административного управления. Против обыкновения, в начале года в опричнину не были взяты новые уезды. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии, но известие о разгроме татар под Москвой положило конец его колебаниям. С падением опричнины начался пересмотр землевладения: опричники вынуждены были расстаться с землями и высокими земельными окладами – произошло повторное перераспределение земли.
Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 года о запрещении употреблять самое название опричнины. Эта мера служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного. К тому же, боясь нежелательной критики опричных порядков, указ принуждал всех к молчанию. Но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.
Угроза новой опричнины появилась, когда в 1575г Грозный вторично отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича.
Грозный подает челобитную своему ставленнику о введении чрезвычайного положения. Грозному понадобился примерно месяц на формирование новых опричных владений и новой гвардии, он также забрал в «удельную» казну царскую корону и другие регалии. Публичные казни, осуществленные через месяц после «отречения», произвели тягостное впечатление на современников.
Царь довершил разгром того боярского круга, который управлял опричниной в конце ее существования. Современники считали причиной новых опал раздор в царской семье, московский летописец повествует, будто царь «мнети почал на сына своего царевича Ивана Ивановича о желании царства». Татарский хан пробыл на троне около года. Грозный полагал, что услуги хана могут ему еще понадобиться и «отставил» его с почетом, отправив на княжение в Тверь.

Вывод

Вводя опричнину, Иван стремился к укреплению своей самодержавной сласти.
Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы.
Последствия опричнины для России были трагичными:
1. Становление деспотического характера самодержавия, превращение в холопов и феодалов, и крестьян;
2. Подрывание экономики страны – земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие крепостное право;
3. Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

Мнения современников и историков об опричнине.


Казалось бы, лучше всего должны понимать смысл опричнины современники Ивана
Грозного. Однако ясного и удовлетворительного ответа в их сочинениях нет, они как бы уклоняются от ответа на этот вопрос. Не содержат объяснения и сочинения самого Ивана IV. Грозный возлагал всю вину за происходящее на
«изменников» (прежде всего бояр), а себя представлял жертвой интриг. А ведь далеко не всегда можно различить, где была «измена», а где – просто подозрительность царя.
Андрей Михайлович Курбский в своих сочинениях стремился не столько понять, сколько обличить царя в тиранстве и пролитии невинной крови.
Иностранные наблюдатели не могли постичь общий смысл событий в чуждой им
Московии. Поэтому порой они сознательно преувеличивали хаос и беспорядки с целью спровоцировать своих государей к военному вторжению в Россию.
Русские летописи и сказания не скрывают фактов жестокостей опричнины, но избегают прямой оценки политики царя. В сознании русских людей того времени
Иван IV был, хотя и грозный, но все же законный государь, власть которому дана от Бога. Из летописи: «понеже (потому что) опришнину повеле учинити себе особно» («учинил» - и все тут!).
Историки XVII – первой половины XIXвв основывали свои исследования об опричнине на показаниях современников и летописей. В.Н.Татищев оправдывал деяния Ивана Грозного и осуждал измены бояр. Князь-аристократ М.М.Щербатов, напротив, видел в царе тирана, нарушившего вековой союз монархии с боярством. Н.М.Карамзин осуждал борьбу Грозного с боярством и противопоставлял опричнину мудрому правлению первых лет царствования Ивана.
С.М.Соловьев рассматривает опричнину, как постепенный переход от «родовых» отношений к «государственным», но не оправдывает жестокости царя.
В дореволюционное время С.Ф.Платонов видел смысл опричнины в борьбе государственной власти против могущественной боярской знати. Концепция
Платонова впоследствии перешла в советскую историческую литературу, где опричнина считалась уже явлением «прогрессивным».
Р.Г.Скрынников считает, что опричнина не была единой на всем протяжении своего существования и имела четко выраженную антикняжескую направленность лишь на начальном своем этапе.
Исследования последних десятилетий (работы В.Б.Кобрина и др.) критикуют традиционные представления о боярстве, как о реакционной силе. Процесс разрушения родового княжеско-боярского землевладения начался задолго до опричнины. Князья утрачивали княжеские права на свои земли и превращали их в вотчины, которые делились между сыновьями, что приводило к измельчанию и захуданию родов. Экономически слабое и находящееся в прямой служебной зависимости от царя боярство не могло, да и не стремилось противопоставить себя централизованной монархической власти.
А.А.Зимин высказывает мнение, что опричнина была нацелена против таких
«форпостов» феодальной раздробленности, как остатки уделов и новгородских
«вольностей», а также против независимости и экономического могущества церкви.
Попытки объяснить опричнину характером Ивана Грозного предпринимались в дореволюционной и зарубежной литературе: психически неуравновешенный, мнительный, жестокий царь устроил расправы по своему нраву.
В.О.Ключевский и С.Б.Веселовский не видели в опричнине большого смысла и считали, что она, в конечном счете, свелась к истреблению лиц и не изменила общего порядка.

Тест


Январь 1547 года - Венчание на царство великого князя Ивана IV Васильевича.

1549 г – Созыв первого Земского собора.

1565-1572гг – Опричнина.

1558-1583гг – Ливонская война.

1550г – принятие Судебника, увеличивающего «пожилое» и закрепившего Юрьев день.

Список Литературы


1. История России: народ и власть. Ю.А.Сандулов, Санкт-Петербург, 1997 год.
2. Учебное пособие «Экзамен на 5». А.В.Лукутин, Москва, «Аст-Пресс», 2000 год. Мнения современников и историков об опричнине.
3. Иван Грозный. Р.Г.Скрынников, «Наука», Москва 1975 год.

-----------------------
[1] «Пискаревский летописец». Материалы по истории СССР (XV-XVIIвв).
[2] «Синодик опальных царя Ивана Грозного», стр. 269
[3] А.Шлихтинг. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Стр.62.


Рефетека ру refoteka@gmail.com