Рефетека.ру / История

Реферат: Государственная дума

3

1. ВВЕДЕНИЕ

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию . Однако , пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни . При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи , в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная» .

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали : Манифест 17 октября 1905 года , провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа , а именно
Государственной думы , ограничивающего монархическую власть , и Основные законы 23 апреля 1906 года , определившие двухпалатную парламентарную систему , но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти .
В Основных законах отмечалось , что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть , но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы .

Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года , а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты . Новая структура Совета состояла из общего собрания , двух парламентов , двух присутствий и канцелярии .

2. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов , начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая
«Основными государственными законами» 23 апреля 1906 года . По первоначальному проекту ( 6 августа 1905 года ) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление» , избираемое на основе цензового представительства от трёх курий . Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта .

17 октября 1905 года принимается «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» , провозгласивший: дарование свободы совести , слова , собраний и союзов ; привлечение к выборам широких слоёв населения ; обязательный порядок утверждения
Государственной думой всех издаваемых законов .

4

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии , в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя : РСДРП , С-Р , Радикальная партия , Партия свободомыслящих , Конституционных демократов , Умеренно – прогрессистская ,
Торгово-промышленный союз , Союз 17 октября , Партия правопорядка ,
Монархистов – конституционалистов , Союз русского народа , Союз Михаила – архангела и другие .

В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона , большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов . Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих .

Но уже 11 октября 1905 года , после разгрома вооружённого восстания в Москве , издаётся указ «Об изменении положения о выборах в
Государственную думу» , которым значительно расширяется круг избирателей .
Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет , кроме солдат , студентов , подённых рабочих и части кочевников , получило избирательные права . Право выбора не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий ( курий ) .

Депутаты избирались избирательными собраниями , состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов . Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей : землевладельцами , городскими жителями , крестьянами и рабочими .

Землевладельцы с полным земельным цензом , 150 десятин , непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии . Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз .

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания , крупные города имели собственные избирательные собрания , наравне с губернскими .

Крестьянские выборы были четырехстепенными : сначала выбирали представителей в волостной сход , затем – на уездный съезд уполномоченных от волостей , на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание .

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных , на котором избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города
.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым .

5

3.ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ДЕПУТАТОВ

20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы» , в котором определялась её компетенция : предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений , утверждение государственного бюджета , обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ.
Дума избиралась на пять лет . Депутаты Думы были не подотчётны избирателям
, их отстранение могло осуществляться Сенатом , Дума могла распускаться досрочно решением императора . С законодательной инициативой в Думу могли входить министры , комиссии депутатов и Государственный совет .

Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о
Государственном совете , который был реформирован и стал верхней палатой , обладающей теми же правами , что и Дума. Все законопроекты , принятые Думой
, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляется на утверждение императора . Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены , половину – члены «по высочайшему назначению» , председатель и вице – председатель ежегодно назначались императором .

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства ,
Академии наук и университетов , от земских собраний, от дворянских обществ
, от торговли и промышленности ( всего 98 членов ) . Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников . Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета .

23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы»
, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора , но не Думы или Совета .

Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная власть , власть управления также принадлежала императору во всём её объеме
, но законодательную власть император осуществлял совместно с
Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора
. Однако , статья 87 Основных законов представляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях , когда имелась такая

6 необходимость , а сессия Думы и Совета прерывалась . Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы , иначе он автоматически прекращал своё действие .

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам , о кредитах Министерству двора , о государственных займах .

4.ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Весной 1906 года Дума начала работу . Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции , давшей
Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой .
Состоявший наполовину из высших чиновников , Государственный совет был консервативным органом , постоянно сдерживающим либеральные порывы
Государственной думы . В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали
: отмены исключительных законов , принудительного отчуждения частновладельческих земель , полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет , например , затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии , воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений .

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса . Правительство доказывало , что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли , но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике . В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу , в котором отвергался принцип принудительного отчуждения . Дума , со своей стороны , заявила , что она не отступит от этого принципа , требовала отставки правительства .

Правительство , усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности»
, 8 июня распустило Думу . Первая Дума просуществовала всего 72 дня .

5.ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям , чем это было в первой Думе . В феврале 1907 года Дума начала работу , наметились её попытки сотрудничества с

7 правительством , даже эсеры объявили , что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность .

Премьер – министр П.А.Столыпин сообщил о мерах , принятых в период между первой и второй думами . В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело : Закон о военно – полевых судах в августе
1906 года ( он не был представлен на утверждение Думы , и его действие прекратилось весной 1907 года , но на его основании было казнено около 700 человек ) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года , Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы , превращая в свою личную собственность ,от 9 ноября 1906 года . Глава правительства изложил программу будущих реформ : крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство , бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы , реформа местного управления и суда , передача судебной власти мировым судьям , избираемым населением , легализация профсоюзов , наказуемость экономических стачек , сокращение рабочего времени , школьная реформа , финансовая реформа , введение подоходного налога .

Думская оппозиция критически встретила программу правительства .
С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев . Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию , и оно , чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы ( по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству ) , пошло на шаг , который был оценен как «государственный переворот» . Дума была распущена , просуществовав 102 дня . Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал – демократов с «военной организацией
РСДРП» , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года
. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах . Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года , который подчеркивал , что
«никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной
Думой» .

6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

8

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши , Кавказа , Средней Азии , европейская Россия избирала 403 члена Думы , Азиатская – 15 .

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50
% , сократилось от крестьянской с 42 % до 22 % . Городская курия была разделена на две : в первую входили «цензовые элементы» , то есть владельцы недвижимости , избиравшие более половины выборщиков . Отдельное городское представительство сохранилось в семи из 27 городов . Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату
Государственной думы от каждой курии . Кроме того , в 6 наиболее промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от рабочих .

Выборы , проведённые на основе нового избирательного закона , дали большинство в Думе «Союзу 17 октября» , консервативным политическим элементам . Крайне правые и левые получили незначительное число мест .
Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований .

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос . В аграрной комиссии третьей Думы , а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года , представлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность . Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа , с трудом был одобрен
Государственной думой и Государственным советом . Только 14 июня 1910 года был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» , а 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве» , регулировавшее работу землеустроительных комиссий .

В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих : при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий , для выплаты пособий по болезни учреждались « больничные кассы» , взносы в которые делали рабочие и предприниматели .

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета , отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов . Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири , на Дальнем

9
Востоке, Архангельской губернии , а также проект о введении волостных земств .

В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях» .
Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей , избираемых уездными земскими собраниями .

Блокируясь с правыми депутатами Думы , правительство проводит в июне 1910 года закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения» , открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела . В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии ( в которой наряду с польским населением проживало русское ) , что так же усиливало русское вмешательство в польские дела . Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях , которое так же имело сильную национальную окраску .

В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом ( агентом охранного отделения ) . Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей
«столыпинской» Думы . Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную думу четвёртого созыва . Председателем Думы был избран М.В.Родзянко .

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством . Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства . Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия , ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров . В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв .

В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок , в который вошли три четверти её депутатов . Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия , проведения ряда реформ и политической амнистии .

В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер , в ноябре Штюрмера сменяет

10
Трепов , Трепова – Голицын . Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку .

25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске
Государственной думы , её депутаты создают 27 февраля Временный комитет
Государственной думы , на основе которого будет впоследствии создано
Временное правительство .

Похожие работы:

  1. • Государственная Дума РФ
  2. • Структура Государственной Думы
  3. • Аппарат государственной думы
  4. • Статус депутата Государственной Думы Федерального ...
  5. • Государственная Дума РФ и её полномочия
  6. • Государственная Дума РФ и ее полномочия
  7. • Государственная Дума Российской Федерации ...
  8. •  ... правового статуса Государственной Думы России
  9. • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
  10. • Федеральное собрание Российской Федерации
  11. • Анализ полномочий Государственной Думы Федерального ...
  12. • Государственная Дума в системе органов ...
  13. • Высшие органы управления РФ
  14. • Конституционно-правовой статус Государственной Думы ...
  15. • Правовой статус депутата Государственной Думы ...
  16. • Правовое положение Госдумы
  17. • Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания ...
  18. • Полномочия Федерального Собрания
  19. • Выборы депутатов Государственной Думы Российской ...
  20. • Некоммерческие организации как юридические лица
Рефетека ру refoteka@gmail.com