Рефетека.ру / География

Реферат: Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

РЕФЕРАТ

ТЕМА:

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ:

Ласковый Е.С.

Владивосток

2004 г.

Введение………………………………………..……….……….3 стр.

Угольная промышленность……………………………………4. стр.

Нефтяная промышленность………………………….…..…….8 стр.

Увеличение добычи нефти……………………………………10 стр.

Газовая промышленность…………………………………….11 стр.

Электрификация……………………………………………….13 стр.

Заключение:

Влияние топливо энергетического комплекса на экономическое и соц. развитее Д.В. ……………………..15 стр.

Введение.

(Что такое Т.Э.К.)

Топливно-энергетический комплекс - это совокупность отраслей и предприятий, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, обеспечивающих переработку и преобразование первичных топливно-энергетических ресурсов, доставку энергии и топлива потребителям для их дальнейшего использования.
Энергетическое хозяйство потребителей энергии и топлива, а также система
«универсального» транспорта (железнодорожного, автомобильного) в понятие топливно-энергетического комплекса не включается, хотя тесная взаимозависимость и взаимообусловленность их очевидна.

Топливно-энергетический комплекс - один из весомых секторов в экономике страны, ее регионов. Здесь создается большая доля валовой продукции, сосредоточен большой удельный вес основных производственных фондов, занято большое количество трудоспособного населения. На поддержание и развитие производственного потенциала комплекса ежегодно (до проведения реформ) осваивалось и использовалось большое количество капитальных вложений.

На развитие топливно-энергетического комплекса оказывает влияние много факторов. И в первую очередь масштабы и темпы развития производительных сил, особенно энергетических производств. В то же время топливно- энергетический комплекс существенно влияет на формирование и развитие всех отраслей народного хозяйства и его главных составляющих -промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, коммунального хозяйства и др.

Угольная промышленность.

Особенностью топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока является то, что он, с одной стороны, представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей и производств на территории, а с другой - он неотъемлемая часть региональной производственно-транспортной инфраструктуры. В его состав входят системы энерго и топливоснабжения, создающие основу формирования рынка энергоресурсов, энергии и топлива, обеспечивающие доведение их до потребителей.

Единство целевой направленности входящих в комплекс отраслей и производств, широкая взаимозависимость их продукции, взаимосвязанность и взаимообусловленность определяют необходимость его целостного рассмотрения в тесной увязке с развитием экономики страны и региона, формированием региональных, российского и международного энергетических рынков.

Топливно-энергетический комплекс - один из весомых секторов в экономике Дальнего Востока. Здесь создается свыше 29% валовой промышленной продукции, сосредоточено 35% основных производственных фондов и занято 4% трудоспособного населения. На поддержание и развитие производственного потенциала комплекса ежегодно (до проведения реформ) осваивалось и использовалось 15% всех капитальных вложений Дальнего Востока.

На развитие топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока оказывают влияние те же факторы, что и в целом по стране. К этому следует добавить внешнеэкономические связи со странами АТР.

Топливно-энергетический баланс Дальнего Востока формировался и формируется как за счет местных источников, так и частично привозных топливных ресурсов, хотя ими сам Дальний Восток располагает в большом количестве. На долю региона приходится 40% от учтенных запасов угля на территории России. Однако геолого-поисковые и разведочные работы здесь проведены в недостаточных объемах, в связи с чем его обеспеченность детально разведанными балансовыми запасами угля в 4-5 раз меньше, чем в целом по стране. Все это, наряду с отставанием научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, привело к крайне сложному положению с подготовкой угольных месторождений к освоению, к практическому отсутствию необходимого задела и благоприятных условий для дальнейшего развития угольной промышленности Дальнего Востока. Более того, господствующим стало проектирование и сооружение угольных предприятий не только согласно комплексным проектам освоения угольных месторождений, НО и при явно недостаточной разведанности и изученности их, что приводит к порочным решениям. Выявленные на территории Дальнего Востока запасы бурых и каменных углей (балансовые запасы составляют 19 млрд. т) достаточны для удовлетворения потребности в них топливно-энергетического комплекса региона на многие годы. Из балансовых запасов (категории А+В+С) разрабатываются и подготовлены к освоению 50%. Из них 17% осваиваются и находятся на балансе действующих, 33% балансовых запасов приходится на резервные участки. Однако
44% балансовых запасов к освоению в настоящее время не подготовлены.

Добыча угля осуществляется в Ленском, Южно-Якутском, Зырянском,
Лучегорском, Партизанском, Угловском, Раздольненском бассейнах, и на других крупных месторождениях: Бикинском, Райчихинском, Ерковецком, Реттиховском,
Ана-дырьском.

Уголь на Дальнем Востоке - основное топливо, используемые на электростанциях, в котельных и населением. В общей добыче угля на Дальнем
Востоке около 80% приходится на долю Якутии, Приморского края и Амурской области. Здесь же сосредоточены основные балансовые запасы угля Дальнего
Востока (74,5%).

В настоящее время в регионе работает 10 шахт и 31 разрез.
Производственные мощности угледобывающих предприятий рассчитаны на годовую добычу 3 7 млн. т. За 2001 год добыча составила 28 млн. т, что составляет
99,6% от уровня 2000 года.

Подавляющая часть предприятий угольной промышленности входит в состав акционерных объединений «Дальвостокуголь». Три небольших разреза - два в
Якутии и один на Камчатке -относятся к объектам республиканской и областной собственности. Ряд угольных предприятий в Амурской и Сахалинской областях,
Приморском крае завершает отработку своих запасов. Недостаточно выделение капиталовложений в реконструкцию и новое строительство угледобывающих предприятий, мощности угледобывающих предприятий рассчитаны на годовую добычу 37 млн. т., за 2001 год добыча составила 28 млн. т, что составляет
99,6 млн. т от уровня 2000 года. Ухудшение горногеологических условий на действующих шахтах и разрезах, а также дальнейшее осложнение общей ситуации в регионе и стране в целом, приведет к интенсивному сокращению добычи угля на Дальнем Востоке. Максимальной в регионе она стала в 19.88 году, когда было добыто угля 57,2 млн. т. Однако уже в 1989 году добыча сократилась до
53 млн. т, в 1990г.-до 49 млн. т, 1992 г. - до 40 млн., в 1993 г. -до 30 млн., 1994 г. -до 32 млн. и 1995 г. - до 30 млн. тонн.

Резкое падение добычи угля в регионе лишь частично компенсируется завозом из Забайкалья, Сибири и других районов, который в последние годы составляет порядка 7-10 млн. тонн.

Поставка дальневосточных углей осуществляется в крайне сложных условиях, усугубляемых ростом затрат на транспортировку и неплатежеспособность потребителей угля и других видов топлива. Основная причина падения добычи угля в регионе: отсутствие необходимых средств для реконструкции и создания необходимого задела по обеспечению ввода новых мощностей добывающих предприятий.

Экономические показатели отрасли в значительной мере зависят от соотношения открытого и подземного способов добычи. К тому же региональные удорожающие факторы обусловили более высокую себестоимость единицы продукции на Дальнем Востоке по сравнению с самыми дешевыми в России сибирскими углями (в 2 раза в Амурской области, до 10 раз -на Сахалине).
Транспортные затраты на перевозку бурых углей из Сибири в три раза превышают цены Черняховского и почти в 10 раз Бородинских углей в
Хабаровском и Приморском краях.

Для развития топливной промышленности важное значение имеют структурные преобразования в системе управления и модернизации производства. Решению этой задачи посвятили свои* исследования многие авторы. Однако остаются не в полной мере исследованными вопросы разработки адекватных рыночным отношениям стратегий реформирования угледобывающих предприятий, выбора наиболее эффективных систем управления, оптимизации взаимосвязей различных субъектов, произведенного процесса. Немаловажное значение имеет зарубежный опыт реформирования угольной промышленности.

Основные этапы реструктуризации угольной промышленности в странах
Западной Европы продолжались в течение30-35 лет.

Исторически угольная промышленность имела особое значение в развитии мировой экономики и социальных движений в XIX и XX веках, когда уголь был, как «хлеб тяжелой промышленности». Специфика шахтерского труда: предельная физическая нагрузка, уникальная специфика подземных работ, высокая степень концентрации трудовых ресурсов в «угольных регионах» - все это превратило шахтеров в одну из наиболее центрированных, политически организованных социальных групп в мире.

После 1945 года в мировом экономическом развитии происходят радикальные перемены, оказавшие непосредственное влияние на угольную промышленность. В чем суть этих перемен?

Уголь утратил роль единственного, практически безальтернативного источника энергии. Очень серьезную конкуренцию углю, как энергоносителю, составили: нефть, газ, атомная энергетика. Появились новые транспортные средства для дешевой перевозки угля - перевозка морским транспортом, что резко сократило затраты на транспортировку дешевого угля из отдаленных районов.

Произошли кардинальные изменения в технике угледобычи - стало возможным вести добычу открытым способом, а значит существенно повысить степень ее механизации и тем самым удешевить добычу угля.

Поднялся уровень социального и профессионального самосознания работников угольной промышленности, возникла мощная инфраструктура организации труда и защиты прав занятых в отрасли, изменилась специфика взаимоотношений между работодателями и работниками.

Однако ситуацию с занятостью высвобождаемых шахтеров необходимо было направить в контролируемое русло. Специфика производства и организация труда в угольной промышленности, социально-психологические особенности шахтерского сообщества превращали угольные районы в источник потенциальной угрозы для социальной и политической стабильности стран, в которых существенную роль играла угольная промышленность. Поэтому во всем мире реструктуризация угольной промышленности осуществлялась при активном участии государства.

Таким образом, мировая тенденция к реформированию угольной отрасли четко обозначилась уже к середине двадцатого столетия, при этом даже в тех странах, где угледобыча не сократилась, например, в США она увеличилась с
370 до 850 млн. тонн угля при значительном сокращении занятости в угольной промышленности. В США число занятых в ней сократилось с 230 тысяч до 130 тысяч человек.

В странах Западной Европы в 60-х годах в угольной промышленности произошел кризис. Доля угля в энергетике значительно снизилась. Если в 1950 году она составляла 80%, то в 1958-65%.

Перед угольной промышленностью западноевропейских стран была поставлена чрезвычайно сложная задача - найти свое место в конкурентной среде на мировом рынке энергоресурсов. В числе первых стран, которые начали реструктуризацию, были Нидерланды и Бельгия. Процесс структурной перестройки привел к полному свертыванию угледобычи в Нидерландах, где она прекратилась в 1974 году. Бельгия полностью реализовала программу прекращения угледобычи в 1992 году.

В Великобритании угольная промышленность пережила многие директивные меры, предпринимаемые государством для повышения эффективности угледобычи, в том числе и национализацию (1946 год), обеспечение приемлемой нормы прибыли в условиях рыночной конкуренции, законопроект о приватизации угольной промышленности (1988 год), радикальную реорганизацию финансовой структуры отрасли (1990 год). И в настоящее время она получает значительные государственные субсидии.

В Германии (ФРГ)Закон «Об угле» принятый в 1968 году определил основные пути повышения эффективности работы не только промышленности, но и всех базовых отраслей экономики страны. До настоящего времени из соображений энергетической безопасности страны в Германии из федерального бюджета выделяются значительные субсидии на каждую тонну добываемого угля.

В 1999 году бундестаг принял новый закон «Об использовании каменного угля для производства электроэнергии», в котором определяются льготы для угольной промышленности с гарантией их сохранения до 2005 года.

При реструктуризации угольных компаний в Великобритании, Германии,
Франции проводилось интенсивное техническое и технологическое обновление производства, что привело к тому, что темпы сокращения численности работников значительно опережали темпы снижения угледобычи.

В США уголь добывают, в основном, открытым способом, поэтому он дешев. И тем не менее, за последние двадцать лет XX века тысячи мелких неэффективных производств в этой стране прекратились.

В Западной Европе государствами принимались серьезные меры социального характера. Например, в Англии и Франции увольняемым шахтерам выплачивались весьма крупные пособия по увольнению, которые позволяли им не работать длительное время. В Германии шахтерам гарантирован сбыт угля государством. Однако, в связи с тем, что в Великобритании, Германии уголь дороже импортного, разница в ценах компенсируется из специального фонда.
Фонд формируется за счет десяти процентной надбавки к плате за электроэнергию и изделия из стали.

Процесс закрытия угольных предприятий и сокращение численности работников в западноевропейских странах на протяжении последних тридцати лет XX века субсидировался из государственных бюджетов. Эти субсидии были направлены в основном на социальную защиту высвобождаемых работников. В США в процессе реструктуризации угольной отрасли государство участвовало в наименьшей степени. Государство здесь больше заботится об окружающей среде.
В результате угольщики из года в год ужесточают экологические показатели. В
США государственная поддержка угольной промышленности осуществляется через жесткое регулирование деятельности компаний электроснабжения, а также антимонопольное законодательство и природоохранные акты.

В нормативно-правовых документах большинства европейских угледобывающих стран основные цели реструктуризации угольных отраслей предусматривают следующие направления: во-первых, ликвидацию нерентабельных и опасных по условиям труда угольных предприятий; во-вторых, создание конкурентоспособных угольных предприятий ( компаний, ассоциаций и др.) различных по форме собственности, обеспечивающих свое функционирование и развитие на основе самофинансирования при последовательном снижении государственных дотаций; в-третьих, социально-экономическое и экологическое оздоровление отрасли, обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах и социальной защищенности работников угольной промышленности в процессе ее реструктуризации и дальнейшего развития; в четвертых, повышение жизненного уровня и безопасности труда шахтеров.

В российской практике хозяйственной деятельности в конце XX и начале
XXI столетий широко используется понятие «реформирование предприятий», притом, что многие из исследователей и практиков термин «реформирование» стараются трактовать по-своему.

Реструктуризация действующих шахт на Дальнем Востоке ведется с 1994 года. В перечне особо убыточных шахт и разрезов подлежащих ликвидации значится 35 шахт и 3 разреза и в настоящее время прекратили работу угля и ведутся технические работы по закрытию 34 шахт и 2 разрезов.

Приморский край является наиболее развитой в промышленном отношении территорией российского Дальнего Востока. На долю края приходится 27% производства электроэнергии и около 32% топлива, потребляемого в регионе.
Нормальное функционирование его хозяйства обуславливает приоритетное развитие топливно-энергетического комплекса края. В то же время собственными ресурсами потребность в угле обеспечивается на уровне 75-80% и создает кризисное положение в топливно-энергетическом комплексе края вследствие сокращения объемов добычи местных углей. Наибольший объем добычи угля в Приморском крае был достигнут в 1987 году, когда было добыто 20,4 млн. т угля. В 2000 году добыча угля в крае составила 10,4 млн. т, в 2001 г. - 9,0 млн. т. Потребность составляет около 14 млн. тонн.
Несмотря на относительно высокую цену приморских углей, они являются конкурентоспособными как на внутреннем рынке в Приморье, так и за пределами края. Это связано с высокими тарифами на железнодорожные перевозки привозных углей. В Приморском крае в отработку вовлечено 1,5 млн. т угля, что составляет 56,6% от геологически разведанных запасов.

Угледобывающая отрасль края представлена девятью основными угледобывающими предприятиями: ОАО «Приморскуголь», ЗАО « ЛУТЕК»
(разрезоуправление «Лучегорское»), ЗАО «Приморская угольная компания», МУП по добыче угля г. Партизанска и другими малыми шахтами и разреза- ми. ведущими добычу бурого и каменного угля открытым и подземным способами.

Промышленные запасы угля действующих и строящихся шахт и разрезов составляют 1,2 млрд. т, из них на разрезах -1,0 млрд. т и на шахтах - 0,2 млрд. т.
Резерв разведанных запасов углей для строительства новых угледобывающих предприятий невелик и оценивается в 0,5 млрд. т, состоящих в основном из локальных участков пригодных для выработки лишь небольшими разрезами.

Реструктуризация угольной отрасли страны стала критической для
Приморского края. С 1994 года ликвидировано 18 шахт и два разреза суммарной производственной мощностью 3,45 млн. т. Действующие предприятия работали в условиях задолженности за отгруженный уголь и, как следствие, имели задержки в выплате зарплаты и дефицит материально-технических ресурсов.

Таким образом преодоление глубокого спада в российской экономике, его регионов, в том числе Дальневосточного, и создание основы для будущего развития неизбежно сопряжены с решением проблемы технического перевооружения производства, восстановления нормального процесса обновления основного капитала, оптимизации структуры управления, финансовых проектов, технологических связей, маркетинга и реализации готовой продукции. Эти задачи могут быть решены путем макроэкономических, межотраслевых, структурных внутриотраслевых преобразований.

Кризисная ситуация в экономике России, ее регионов, в том числе
Дальневосточного, характеризующаяся большим количеством неэффективных (не создающих добавленную стоимость, функционирующих за счет своих кредиторов и бюджетов) производств, может быть преодолена путем реструктуризации неэффективного бизнеса. Наилучшим механизмом осуществления таких серьезных изменений является система стратегического управления. Только системные действия, опирающиеся на стратегический план развития, на четкое понимание того, какие конкурентные преимущества получит в результате реструктуризации предприятие, могут привести к оздоровлению его экономической структуры.

Процесс реструктурирования угледобывающих предприятий должен быть нацелен на решение не отдельных простых хозяйственных задач, а на решение сложных, комплексных проблем, осуществление укрупненных операций при одновременной модернизации и производства, и управления. Цель реструктуризации - в том, чтобы устранить, в частности, те административно- бюрократические операции и звенья, ликвидация которых не отразится негативно на уровне управления.

Важно, чтобы процесс реструктуризации был направлен не только на повышение продуктивности работы каждого подразделения, но и на то, чтобы вся система была нацелена на получение максимального эффекта мультипликации, который невозможно получить каждому подразделению в отдельности, но реально добиться, достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Нефтедобыча-отрасль нефтяной промышленности, осуществляющая извлечение нефти и сопровождающего ее газа из недр с помощью буровых скважин или, в отдельных случаях, шахт и других горных выработок. Задачами нефтедобычи являются: рациональная разработка нефтяных залежей наиболее современными способами, обеспечивающими максимальное количество подземных запасов нефти в заданные сроки, с минимальными затратами энергии и труда, организация сбора и предварительной обработки (очистки) добытой продукции с наименьшими потерями нефти и газа.

Почти вся добывающаяся нефть в мире извлекается из нефтяных скважин, проходимых бурением с земляной поверхности или со дна морских водоемов. Лишь весьма незначительная часть нефти добывается через мелкие скважины, закладываемые в подземных горных выработках.

Объектами разработки при нефтедобыче являются нефтяные залежи или месторождения. Нефтяными залежами называются подземные скопления нефти вместе с газом в плотных или массивах пористых горных пород, называемых применительно к нефтедобычи коллекторами нефти.

Нефтяные месторождения'- это одна или несколько залежей, связанных общностью условий возникновения в некотором участке земной коры.
Большинство нефтяных залежей состоит из многих насыщенных нефтью пластов, разделенных непродуктивными пластами пустой породы. Суммарная мощность
(толщина) насыщенных нефтью пластов достигает в отдельных районах сотни метров.

В большинстве нефтяные залежи снизу (по падению пластов) ограничиваются насыщенными породой породами, простирающимися иногда на сотни километров. По мере извлечения нефти в залежи проникает вода.

Иногда нефть не только растворена, но залегает отдельно, занимая часть нефтяного пласта называемого в этом случае газовой шапкой. При эксплуатации нефтяного пласта в результате снижения давления и выделения газа из раствора в нефти, объем газовой шапки увеличивается.

Вода, нефть и газ распределяются в залежи в соответствии с их плотностью, вода - в нижних, нефть - в промежуточных и газ в наиболее высоких зонах пласта. Однако, как в нефти, так и в газовой зонах пласта, сохраняется некоторое количество воды, колеблющееся от нескольких процентов до 50-60%. Это - так называемая связанная вода, удерживаемая в породе силами молекулярного притяжения и в движении нефти, обусловленном эксплуатацией залежи, не участвующая, между водяной и нефтяной частями пласта располагается переходная зона толщиной в несколько метров, в которой водонасыщенность постепенно снижается от 100% до минимума, соответствующего содержанию в нефтяной части пласта связанной воды.

Нефтяной пласт может иметь промышленное значение лишь в том случае, если горная порода, из которой он сложен, отличается пористостью и проницаемостью для продвижения нефти к скважине. Пористостью горной породы называется отношение объема пор в образце к общему его объему. Различают пористость общую и эффективную.

Эффективная пористость включает объем только взаимно связанных пор, по которым может проходить движение нефти; общая (абсолютная) пористость включает объем также изолированных пор. Эффективная пористость нефтенасыщенных горных пород находится в пределах от нескольких процентов до 30-35%; средне эффективная пористость песчаников (наиболее промышленно важного коллектора нефти) обычно 18-22%.

При оценке продуктивности нефтяной жилы необходимо учитывать не только проницаемость горной породы, но и степень трещенновидности пластов.
Известны случаи, когда скважины, заложенные в плотных породах, отличаются высокой производительностью, что объясняется наличием в пластах
(или массах) сильно развитой системы трещин. Свойства нефти в пласте значительно отличаются от ее свойств после извлечения на поверхность вследствие того, что в нефти, находящейся в пласте, растворено большое количество газа. При повышении давления, под которым находится нефть, количество растворенного в ней газа увеличивается. Однако вследствие многокомпонентного состава нефтяных газов эта зависимость растворимости от давления не имеет строго линейного характера. Коэффициент растворимости
(т.е. увеличение количества растворимого газа) при повышении давления на 1 тонну находится обычно в пределах от 0,5 до 1 м3 газа на 1 м3 нефти.

Газонасыщенность (содержание растворимого газа) нефти, находится в пределах от нескольких до 150-170 м/т, что очень важно для оценки нефти в пласте и условий ее притока к забоям скважин.

Чем выше газонасыщенность, тем легче движется нефть, тем больше производительность скважин. В некоторых нефтяных скважинах нефть не полностью насыщенна газом и выделение его из раствора проходит лишь после снижение давления до некоторой величины, называемой давлением насыщения.

Увеличение добычи нефти.

В связи с развитием в СССР автомобилестроения, тракторостроения и самолетостроения, а также с возобновившимся экспортом нефтепродуктов, увеличилась глубинная переработка нефти (крекинг) с целью большего получения светлых продуктов (бензина, керосина). В 1927 году в Баку вырабатывалось бензина в 15 раз, в Грозном - в 3,8 раза больше, чем в 1913 году; началось производство газового бензина (улавливаемого из нефтяного газа).
В 1923-1924 годах машиностроительные заводы СССР начали производить буровое оборудование, ранее поставлявшееся главным образом из-за границы. Были расширены и реконструированы специализированные заводы нефтяного оборудования.

Нефтяная промышленность в 2,5 раза перевыполнила первый пятилетний план 1928-1932 года.
По решению ЦК ВКП в октябре 1931 года была осуществлена организационная перестройка работы всей нефтяной промышленности.

За годы первых двух пятилеток была осуществлена коренная реконструкция нефтяной промышленности. Усовершенствование техники бурения было направлено прежде всего по линии увеличения мощности оборудования: маломощные бурильные станки и буровые насосы были заменены более мощными, открытые роторы - закрытыми с большим числом оборотов, одномоторные редукторы - двухмоторными. Улучшились конструкции долот, разработаны новые твердые сплавы для армирования долот. Был механизирован процесс приготовления цементного раствора, внедрены способы его специальной обработки.

Новаторы-стахановцы нефтяной промышленности сломали старые нормы, достигнув в 1935-1936 годах скоростей бурения до 2400 метров на станкомесяц. Средняя по СССР скорость экспериментального бурения возросла с
235 метров на станкомесяц в 193 5 году до 615 метров - в 193 7 году.
Проходка на одного человека в год в Баку составила в 1920-1921 годах 9,7 метров, в 1932 году - 50,6 метров, в 1937 году- 135,1 метра, коммерческая скорость бурения в 1937 году возросла по сравнению с 1913 годом 17,5 раза.
Был разработан и усовершенствован турбинный способ бурения, позволивший позднее освоить (наклонно-направленным бурением) многие месторождения в море, на болотах и т.д. Применение автомата-бурильника и пульта автоматического управления бурильным станком положило начало развитию принципов и конструкций пневматического и автоматического управления процессами бурения и операциями по спуску-подъему инструментов.

Неуклонно росла годовая добыча на одного работника: в 1920-1921 годах она составляла (в тоннах) - 283; в 1932 - 922; в 1937 - свыше 1500 (Баку).
В результате пуска в эксплуатацию трубчатых установок первичной перегонки крекинг-установок увеличилось производство светлых нефтепродуктов: 3,6% - в
1927-1928 годах, 22,3% -1932, 35,6% - в 1937 году, и снизился выход котельного топлива (соответственно 66,3; 50,3; 17,2).

В короткий срок были созданы советские системы термического крекинга, более совершенные по сравнению с зарубежными. В 1937 году крекинг-процесс дал 58 %, а в 1940 году - 67% всего бензина, вырабатывавшегося в СССР. Во второй пятилетке были внедрены отечественные системы атмосферных и вакуумных установок для прямой перегонки нефти и мазута.

Построены новые мощные нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем
Востоке, в Башкирской АССР, на Волге, в Украинской ССР и Черноморском побережье Кавказа, в Москве и других. Освоены новые технологические процессы производства бензина, высококачественных авиационных масел и автолов, парафина, кокса, сажи, асфальта и много другого.

Придавая огромное значение развитию добычи нефти в восточных районах,
XVIII съезд ВКП (1939 год) поставил задачу создать в районе между Волгой и
Уралом новую мощную нефтяную базу. Были широко организованы геологоразведочные работы, в результате которых за годы довоенных пятилеток открыты крупнейшие месторождения нефти в Башкирской АССР, Куйбышевской,
Чкаловской и Молотовской областях, явившиеся основой создания новой нефтяной базы СССР, второго Баку

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Газовая промышленность - отрасль, охватывающая все виды добычи естественного и производства искусственного газа, хранения, передачи и распределения его ресурсов для использования в качестве источника энергии и химического сырья. Газ применялся еще в древние времена. Так, в древнем
Китае природный газ транспортировался по бамбуковым трубам и использовался для освещения.

Но только в конце XVIII и начале XIX веков начинается первое практическое применение газа для освещения городов. Для этих целей применялся осветительный газ из угля или нефти. Газовое освещение, быстро распространившееся во многих крупных городах мира, было в конце девятнадцатого века вытеснено электрическим освещением. Появление газогенераторов в конце 30-х годов девятнадцатого века положило начало истории применения генераторного газа в промышленности. В годы первой мировой войны в металлургии широко применялся коксовый газ в смеси с доменным, вытесняя генераторный газ, как более дорогой. Кроме того, в промышленности использовался и природный газ, который передавался по трубопроводам на расстояния.

Царская Россия не имела газовой промышленности, как самостоятельной отрасли, хотя первые газовые заводы появились в Петербурге с 1835 года, в
Москве - с 1865 года, производство газа было ничтожно. Петербургские газовые заводы работали на привозном английском угле. Производство газа в
Сурахинском районе (Баку) составляло в 1914 году всего 26,7 млн. кубометров. Газогенераторные установки были немногочисленны, маломощны и работали на высокосортных донецких и импортных углях. Потребление газа в быту было совершенно незначительно. В крупнейших городах страны -
Петербурге, Москве, Риге, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону на одного жителя приходилось лишь 13,3 кубометра газа.

Только в послереволюционный период в условиях планового хозяйства была создана отечественная газовая промышленность. СССР располагал крупнейшими месторождениями газа. Перед Великой Отечественной войной было известно около 200 крупнейших газовых месторождений с предположительными запасами в сотни миллиардов кубических метров газа.

Исключительно быстрые темпы развития металлургии обеспечили большой рост ресурсов доменного и коксового газов. Рост добычи нефти и ее переработки создали новые ресурсы высокоценных газов. Вместе с тем, развитие металлургии, стекольной, керамической и других отраслей промышленности вызвали строительство большого числа газогенераторных станций. В годы пятилеток были построены мощные газогенераторные станции; развилось отечественное газогенераторостроение; значительно распространился ассортимент газифицируемого топлива. С 1933 года в СССР создана впервые в мире новая отрасль газовой промышленности - подземная газификация угля, которой придавалось огромное значение.

В годы Великой Отечественной войны добыча природных газов получила мощное. развитие. В 1942 году по решению Государственного
Комитета обороны были развернуты геологоразведочные работы в Саратовской области. В конце1942 года после получения первого газового фонтана на вновь открытом Елшанском месторождении был построен газопровод
Елшанка Саратов и переведена на газ большая группа пред- приятий. За время с октября 1942 года по январь 1948 года газ заменил в Саратове 2,8 млн. тонн условного топлива. Большие работы были развернуты по газоснабжению Куйбышевского промышленного узла - построен газопровод
Бугуруслан-Куйбышев протяженностью в 160 километров. В сентябре 1943 года газ был подан в город Куйбышев. Дальнейшее развитие получила газовая промышленность в четвертой (первой послевоенной) пятилетке - 1946-1950 годы. По отношению к 1913 году рост добычи газа в 1947 году составил
1450%. Динамика добычи газа до начала перестройки в СССР происходила высокими темпами. Было добыто газа в миллиардах кубометров: в 1940 году-
3,2; 1960 году-45,3; 1970 году- 198; 1980году435; 1985 году - 643. В период проведения реформ произошло резкое снижение добычи газа. В 2001 году этот показатель составил 337 млрд. м3.

С развитием газовой промышленности тесно связано газоснабжение городов, как один из элементов их энергетического комплекса
(электрификация, теплофикация, газификация). Поэтому исключительно большое значение для создания мощной газовой промышленности имеет строительство сети газопроводов. Был построен газопровод Саратов - Москва длиной 843 километра (включая сети на промыслах). Газовая магистраль пересекла территорию пяти областей - Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и
Московской. Выполнено 7,5 кубометров земляных работ, уложено 50 тыс. тонн стальных труб, сварено 100 тысяч стыков, пересечено 80 рек, использовано леса 150 тысяч кубометров. Таковы масштабы этого строительства.

Передача природного газа по трубопроводам значительно экономичнее железнодорожной перевозки топлива.

Сооружение газопровода Саратов-Москва явилось большим вкладом в дело улучшения быта трудящихся. В первой послевоенной пятилетке (1946-1950 годы) построены еще два дальних газопровода: Кохтла - Ярве - Ленинград и Дашен -
Киев. Через месяц после окончания Великой Отечественной войны (1945 год)
Правительство СССР приняло специальное постановление «О восстановлении сланцевой промышленности Эстонской ССР и Липецкой области и об обеспечении газом города Ленинграда». Это постановление имело целью обеспечить
Ленинград газом из сланцев и сокращения завоза дров, а также снабжение промышленности жидким топливом из сланцев. Для этого был создан мощный прибалтийский сланцевый бассейн.
Первый магистральный газопровод искусственного газа Кохтла - Ярве -
Ленинград длиною 203 километра связал этот бассейн с Ленинградом.
Газопровод пересек восемь железных дорог, 31 шоссейную дорогу, 47 рек и 18 крупных болот.

На Дальнем Востоке газовая промышленность развит слабо. Накануне перестройки (1985 год) объем добычи газа здесь составил 1,8 млрд. кубометров, в 1991 году -3,4 млрд. кубометров. После 1991 года добыча стала сокращаться, в 1995 году она составила 3 млрд. кубометров. Более половины промышленной добычи приходится на Сахалинскую область.
Правительство России подготовило долговременный проект газификации юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Приморского и
Хабаровского краев.

Разработка нефтегазового шельфа расположена возле северо-восточной оконечности Сахалина. Возникает вопрос: реальна ли эта программа, особенно для Приморского края? Существует несколько вариантов решения этой проблемы.
Один из них строительство ТЭЦ в свободной экономической зоне «Находка». Газ для нее предполагается доставлять танкерами Приморского морского пароходства, вначале из Арабских Эмиратов, а затем - с Сахалина. Но не ясно, кто возьмется финансировать этот проект. По мнению специалистов, предлагаемый вариант транспортировки сжиженного газа будет в два раза дороже, чем подача природного газа по трубам с Сахалина. Мало того, в
Приморском крае еще нет терминалов, установок регазификации и разводящей сети газопроводов среднего и низкого давления от терминалов к потребителям.

Кроме того, и на Сахалине надо построить терминалы и завод по переработке газа. Для транспортировки газа металловедами требуется охлаждать его до минус 162 градусов.
Администрация Приморского края больше склоняется к варианту подачи газа в край к 2004 году. Он должен поступать по предлагаемому газопроводу: Дачи -
Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Лучегорск - Владивосток - Находка -
Партизанск. Однако его строительство ближайшее время за счет федерального бюджета или за счет российских инвесторов проблематично. Следует отметить, что российская доля газа от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» недостаточна даже для Хабаровского края и вовсе не предусматривает снабжение им
Приморского края в ближайшие годы. Освоение по проектам «Саха-лин-3» и
«Сахалин-4» позволяет рассчитывать на получение газа для Приморского края только после 2010-2012 годов. И это притом, что найдутся средства для прокладки трубопроводов и строительства станций от Хабаровска на юг. Проект
«Сахалии-2» предусматривает экспорт в Японию сжиженного природного газа в объеме 10 млрд. кубометров в год.

Но у Японии имеются долгосрочные контракты на 10 и более лет с
Малайзией, Индонезией и Алжиром. Отсутствует разветвленная сеть газопроводов на территории Приморского края. Нет средств на приобретение уникальной технологии с терминалами и установками регазификации.


ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Электрификация - широкое внедрение в народное хозяйство и быт электрической энергии вырабатываемой централизованно на мощных электростанциях, объединенных высоковольтными сетями в электрические системы.

Начальный период электрификации относится к концу XIX века, когда паровая энергетика стала стеснять дальнейший рост производительных сил капитализма. Нужна была новая энергетическая техника.
Развитие представлений об электричестве и электротехнике подготовили быстрое внедрение электрической энергии во все отрасли народного хозяйства.
Энергетика явилась следующим, после создания и распространения паровой машины, крупным переворотом в энергетике.

К. Маркс и Ф. Энгельс, оценивая первые опыты практического применения электроэнергии, указывали, что электрификация окажет революционное воздействие не только на технику, но и на все историческое развитие. После появления практически применимых генераторов с 80-х годов XIX века в ряде стран начали строиться электрические станции, первоначально снабжавшие электроэнергией осветительные установки отдельных домов, а в последствии и рядом расположенных зданий. Блок станции или домовые станции были оборудованы двигателями внутреннего сгорания или паровыми машинами, которые приводили в движение электрогенераторы постоянного тока. В 1879 году в
Петербурге была сооружена одна из первых в мире электростанций, которая обеспечивала электрической энергией освещение Литейного моста. Несколькими годами позже в Москве была построена электрическая станция для освещения
Лубинского пассажа. Вскоре начали появляться первые электрические станции общего пользования. Одной из таких станций была электростанция в Нью-Йорке, построенная в 1882 году.

Число электростанций общего пользования увеличивалось с каждым годом.
В 1886 году было построено несколько электростанций в Петербурге, Москве и других городах России. Первые электростанции постоянного тока, как в
России, так и во всем мире, использовались преимущественно для освещения.
Это объяснялось тем, что в области электроосвещения раньше, чем в промышленности и на транспорте, был решен вопрос о создании конструкции технически совершенных и сравнительно экономичных приборов.

В 1894 году из общей мощности 35,9 тыс. кВт, присоединенной к электростанциям Германии, на долю электрического освещения приходилось 30,8 тыс. кВт, или 86 % всего потребления электроэнергии.
Переход к технике переменного тока и освоение передачи на дальние расстояния позволили резко увеличить использование электрической энергии.

Во всех передовых капиталистических странах широко развернулось строительство электрических станций и высоковольтных линий электропередач.
Мировое производство электроэнергии в 1900 году достигло уже 15 млрд. кВт- ч.
Электрические станции постоянного тока, занимавшие доминирующее положении на начальном этапе развития электрификации, вытеснялись установками переменного тока. Быстро совершенствовалось техническое вооружение тепловых электростанций. Мировое производство электроэнергии к началу первой мировой войны составило 35-40 млрд. кВт-ч.

Каков же процесс развития электроэнергии в России?

С начала XX века в России происходил процесс развития электрификации, особенно усилившийся в довоенные годы. Суммарная мощность электрических станций в России в 1913 году достигала 1,1 млн. кВт, а выработка электроэнергии - 1,95 млрд. кВт-ч. Промышленное потребление электроэнергии в 1913 году составляло 1,6 млрд. кВт-час (240 млн. кВт-ч в 1905 году), на которых собственные фабрично-заводские электростанции произвели 1225 млн. кВт-ч. Таким образом, около 80 % всей произведенной в стране электроэнергии потреблялось промышленностью. Россия перед началом первой мировой войны (1913год) по производству электроэнергии находилась на одном из последних мест в мире, уступая по мощности электроснабжения таким странам, как Германия (в 3,5 раза) и США (в 20 раз).
Потребление электроэнергии на душу населения в 1913 году составляло всего
14 кВт-ч в год.

Большинство электростанций и заводов электрической промышленности принадлежало иностранным капиталистам (немецким, французским, бельгийским и др.). Почти все энергетическое оборудование ввозилось из- за границы.
Ввозилось основное сырье (медь, вольфрам, изолирующие материалы и т.д.), 93% измерительных приборов, 90% электрических ламп,
57,7% машин и аппаратуры. Наиболее ответственные посты в электрохозяйстве занимали иностранные инженеры.

В России не было собственной научно-технической и лабораторно- экспериментальной базы. Электрохозяйство было технически отсталым.
Средняя мощность электростанций России составляла всего 1,4 тыс. кВт.
Мощность самой крупной до революции (до 1917 года) электростанции 1-й
Московской - составляла 37 тыс. кВт. На электростанциях еще широко применялись паровые машины, двигатели внутреннего сгорания и локомобили.
Иные условия электрификации сложились в СССР. Вначале они были неблагоприятные. За годы первой мировой войны электрохозяйство пришло в окончательный упадок.

В 1921 году производство электрической энергии сократилось по сравнению с довоенным временем почти в 4 раза, достигая всего 520 млн. кВт- ч. Заводы электротехнической промышленности в большинстве своем бездействовали. Например, к 1920 году ленинградские заводы сильного тока сократили производство до 3% по сравнению с 1913 годом, котельные заводы - до 4,5% и т.д.

ВЛИЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дальневосточный район имеет региональные особенности и условия для развития производительных сил. В территориальном отношении - это самый крупный в стране район. Его экономико-географическое положение характеризуется большой удаленностью от крупных промышленных, сельскохозяйственных центров страны. Он имеет большую протяженность морских границ. В территориальном отношении к нему тяготеют страны Тихоокеанского и
Индийского бассейнов, в которых проживает свыше половины населения Земного шара. На большом протяжении он граничит с Китаем. На территории района расположены многие богатейшие природные ресурсы страны, которые широко вовлекаются в народнохозяйственный оборот: золото, олово, слюда, борные руды, вольфрам, ртуть, свинец, цинк, ресурсы морей и океанов, высокоценные породы древесины, гидроресурсы, нефть, газ, уголь, железная руда, цементное сырье, разнообразные материалы.

Народнохозяйственный комплекс Дальнего Востока создавался и развивался под влиянием: ускоренных темпов развития топливно-энергетического комплекса страны, региона; характера и способа производства; степени внедрения в производство достижений науки и техники; наличия разведанных и разрабатываемых природных ресурсов и степени их освоения; места этого района в системе разделения труда, сложившихся исторических тенденций, внешнеполитической обстановки, наличия трудового потенциала и др.

Темпы развития народного хозяйства Дальнего Востока в целом, его отдельных отраслей в разные периоды не были одинаковыми. Так, период между установлением советской власти на Дальнем Востоке и началом второй пятилетки (1923-1932 годы) характерен более быстрыми темпами развития народного хозяйства, чем в среднем по СССР и 6 районах Сибири, Ускоренными темпами развивается угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность. Строятся современные предприятия рыбной отрасли, происходит реконструкция рыбной отрасли и реконструкция всех действующих предприятий.
Дальний Восток переживает первый этап создания вспомогательных и обслуживающих отраслей районного комплекса. В северных районах намечается подготовка к созданию современной промышленности по добыче золота. Этот этап характеризуется подготовкой к широкому промышленному и транспортному строительству. Период между началом второй пятилетки и Великой
Отечественной войной (1933-1940 годы) характеризуется интенсивным развитием большинства отраслей промышленности и транспорта. В этот период были построены крупные предприятия Дальнего Востока: в Комсомольске-на-Амуре — металлургический, нефтеперерабатывающий, судоремонтный и другие заводы, ряд машиностроительных заводов в Хабаровске и Владивостоке. Строятся новые ТЭЦ, рыбозаводы на Камчатке, прокладываются новые железные, автомобильные дороги. В Магаданской области и Республике Саха (Якутия) создавалась мощная золотодобывающая промышленность.
В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) основной экономической задачей района являлось: максимальное удовлетворение местных нужд, включая обслуживание армии, за счет собственного производства, повышенные добычи золота, олова, нефти.

В послевоенные годы начался новый этап в развитии производительных сил
Дальнего Востока. Большие успехи достигнуты в развитии хозяйства в седьмой
П961-1965 годы)и восьмой пятилетки (1966-1970 годы). В восьмой пятилетке на развитие промышленности Дальнего Востока было направлено 57% всех капитальных вложений. Это в полтора раза больше, чем в седьмой пятилетке.
Особое внимание удалялось ускоренному развитию топливно-энергетического комплекса Приморского края, его влиянию на развитие промышленности, сельского хозяйства. С 1923 по 1969 годы, т.е. за 46 лет (включая тяжелые годы войны и восстановительный период), средне-годовой объем капитальных вложений в районе увеличился в 14 раз. За годы советской власти здесь образовано 46 новых городов. Самоотверженным трудом советских людей построены Комсомольск-на-Амуре - город металлургов и машиностроителей,
Советская Гавань - на побережье Татарского пролива, Находка - на побережье
Японского моря, Оха - город нефтяников на Сахалине, Мирный - город алмаза добытчиков в Республике Саха (Якутия), Солнечный и Амурск - центры оловодобывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Хабаровского края и многие другие. На Дальнем Востоке построены десятки крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйства, в их числе Солнечный горно- обогатительный комбинат в Хабаровском крае, горно-химический комбинат в
Приморье, заводы «Дальсельмаш» и «Амуркабель» и другие. Развитие, функционирование созданных предприятий немыслимо без электроэнергетики.
Таким образом, в до перестроечный период Дальний Восток коренным образом преобразил свою экономику, достиг сравнительно высокого уровня развития производительных сил, особенно по добыче цветных и редких металлов, рыбы, заготовке и переработке леса и другой продукции; на заводах машиностроения и металлообработки стали производиться дизели и дизель-генераторы, промысловые и транспортные суда, турбины и компрессоры, металлорежущие станки, силовые трансформаторы, подъемно-транспортное, кузнечно-прессовое и отопительное оборудование и др.

Чтобы обеспечить высокие темпы развития экономики Дальнего Востока, повышения комплекса жизненных условий, рациональное функционирование топливно-энергетического комплекса, особое внимание уделялось региональным особенностям воспроизводства народнохозяйственного комплекса. В производственном процессе экономики Дальнего Востока на протяжении многих лет, вплоть до проведения реформ, проявлялись две взаимообусловленные стороны, характеризовавшие особенности формирования хозяйственной структуры на современном этапе. Валовой продукт района, формировавшийся, как за счет внутрирайонных ресурсов, так и за счет продукции, ввозимой из других районов страны, в значительной степени зависел от внешних источников.
Заметно велика была доля продукта межрайонного обмена, который характеризовал место экономического района в территориальном разделении труда. Воспроизводство народного хозяйства Дальневосточного экономического района существенно отличалось от общесоюзного. Процесс его в целом по
СССР был относительно независим от тех взаимосвязей, которые вытекали из международного разделения труда. Оборот внешней торговли СССР не оказывал большого влияния на формирование местного общественного продукта.

Экономика Дальнего Востока не была замкнутой. Она базировалась на тесных связях с другими районами страны. Эти связи в решающей степени порождались интенсивным обменом продукции отраслей специализации, а также межрайонным перераспределением ресурсов, национального дохода. В балансе народного хозяйства страны внешние связи имели сравнительно незначительный удельный вес, составляя примерно 4% совокупного общественного продукта. Для
Дальневосточного же экономического района они приобретали определенное значение. Следовательно, внешние связи района глубоко воздействовали на производство и распределение продукции большинства отраслей и являлись органическим элементом его производственной структуры.

Предметами межрайонного обмена были не только конечные продукты, готовые для производственного и не производственного использования, но и промежуточные, нуждающиеся в дополнительной переработке. На Дальнем Востоке среди отраслей специализации преобладающее развитие получили: цветная металлургия, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая. Во второй половине XX столетия они ориентировались главным образом на внешнее
(а не внутреннее) потребление. В целом на расширенное воспроизводство в хозяйстве Дальнего Востока межрайонный обмен оказывал большее влияние, чем во многих районах европейской части страны, располагавших сравнительно разносторонней структурой экономики.

Особенностью процесса экономики страны в целом являлось то, что произведенный общественный продукт выступал, как единственный источник формирования всех элементов воспроизводства. Натурально-вещественный состав произведенного и не произведенного продукта, как по отраслевой, так и по ассортиментной структуре, практически совпадали. Экономике Дальнего
Востока, где ресурсы потребленного продукта подчас формировались почти наполовину за счет межрайонного обмена, это не было присуще.

Во второй половине XX столетия в дальневосточном народном хозяйстве наблюдалось повышение фондоемкости промышленности и сельского хозяйства.
Показатель капиталоемкости имел прямое отношение к структуре использования районом национального дохода. Уровень капиталоемкости и фондоемкости продукции влиял на величину доли фонда накопления. Для районов нового освоения и формирования территориально-производственных комплексов, каким являлся Дальний Восток, особенностью являлись более высокие темпы накоплений основных и оборотных фондов при относительно ограниченных возможностях прироста продукции. Дальний Восток в большей мере отвлекал общесоюзные ресурсы общественного и служил источником формирования продукции материального производства. Здесь реализованный валовой продукт был больше произведенного (на 1 рубль произведенного продукта приходилось
1,4 рубля реализованного).

В районах Дальнего Востока, где высока была доля затрат энерного характера, большие ресурсы из общеполезного фонда направлялись на создание новых территориально-производственных комплексов. Эти затрать! окупались через сравнительно продолжительный срок. Поэтому расходуемые ресурсы валового продукта здесь были больше, чем произведенный продукт.

На темпы экономического развития Дальнего Востока существенно влияла динамика материалоемкости и фондоемкости продукции. Так, фондоемкость продукции промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока была выше, чем в других районах страны. Фондоемкости в добывающей промышленности во много раз больше, чем в обрабатывающей. В результате любое повышение доли, например, в добывающей отрасли, в совокупной продукции увеличивало общепромышленную и народнохозяйственную капиталоемкость. Добывающая промышленность Дальнего Востока имела общесоюзное значение. Поэтому следует считать вполне объективным некоторое повышение капиталоемкости и фондоемкости по сравнению с показателями в среднем по стране. Уровень фондоемкости производства на Дальнем Востоке в значительной степени складывался под влиянием региональных удорожающих факторов. Существовавший порядок определения платы за фонды был основан на отраслевом принципе.


Похожие работы:

  1. • Разработка товарной политики АО "Стройматериалы"
  2. • Основные черты географии народного хозяйства Дальнего Востока
  3. • Устойчивое развитие Дальнего Востока
  4. • Дальний Восток
  5. • Экономика Дальнего Востока
  6. • Экономическая география Дальнего Востока
  7. • История Дальнего Востока России
  8. • Эколого-экономическая характеристика Дальнего Востока
  9. • История Дальнего Востока (вторая половина ХIХ века)
  10. • Промышленность Дальнего Востока
  11. • Развитие Дальнего Востока во второй половине 19 века
  12. • Дальневосточный аспект российско-американских отношений
  13. • Транспортная система Дальнего Востока России ...
  14. • Дальний Восток России в системе АТР
  15. • История освоения Дальнего Востока
  16. • Владимир Клавдиевич Арсеньев - ... исследователь Дальнего Востока
  17. • Дальневосточный экономический район
  18. • Демографическая ситуация на Дальнем Востоке
  19. • Историко-культурная характеристика Дальнего Востока ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com