Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий

ВВЕДЕНИЕ 3


1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 5

1.1 Сущность, значение природоохранных мероприятий 5
1.2 Перечень природоохранных мероприятий 5
1.3.1 Технические характеристики обьектов природоохранного назначения

АО «Комитекс» 7
1.3.2 Краткая характеристика работы вспомогательных производств 7
АО «Комитекс» 7

2. ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ 9

2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия 9
2.2 Текущие затраты 11

2.2.1 Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм) 11

2.2.2 Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования 14

2.2.3 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориальных комитетов по охране природы 14

2.2.4 Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: 15

2.2.5 Расходы по захоронению экологически опасных отходов 16

2.2.6 Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов 17

2.2.7 Расходы на очистку сточных вод 17
2.3 Учет затрат капитального характера 19

2.3.1 Плата за государственную экологическую экспертизу 19

2.3.2 Затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения 19

2.3.3 Затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения 21

2.3.4 Отражение в учете средств, полученных предприятием из экологических фондов 22

2.3.5 Платежи на природоохранные мероприятия, производимые за счет собственных средств предприятий 24
2.4 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО
«Комитекс» за 2000-2001гг. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


ПРИЛОЖЕНИЯ 30

ВВЕДЕНИЕ

Экономика в современном понимании охватывает условия и формы производства и обмена товаров, а также способы их распределения.

На первый взгляд экономика вроде не имеет отношения к экологии. И действительно, исторически экономика развивалась относительно независимо, не принимая во внимание экологические факторы. Однако общество всегда зависело от природных ресурсов и состояния биосферы, только эта зависимость в экономических системах не учитывалась.

Глубинная связь экономики и экологии выявилась, когда стало реальным обратное воздействие измененной людьми природы на человека, его хозяйство.

Экологический кризис есть, по существу, результат традиционной экономической политики. Непосредственной причиной экологического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда эксплуатируются не только рабочая сила, но и природные ресурсы, когда себестоимость продукции уменьшается за счет загрязнения среды.

В экологичной экономике цели производства должны определяться скорее принципами экологии и безопасными для здоровья людей условиями труда, нежели только законами прибыли. Это значит, что производство должно строиться на началах всеобщей пользы, а не утилитарной прибыли.

Использование различных природных ресурсов (а значит, и их истощение), а также определенное загрязнение среды неизбежны при любой экономической деятельности. Это непосредственно связано с процессами производства и потребления. Например, количество угарного газа, попадающего в атмосферу, связано с количеством и качеством топлива, сжигаемого в автомобильных двигателях различных типов; спуск загрязненной воды в озера и реки зависит от уровня производства стали, бумаги, тканей и т. д. Количество грязной воды в каждом случае определяется технологическими характеристиками конкретной отрасли.

Экономист не может изобрести новую технологию, но он может объяснить или даже предсказать влияние изменений технологии на экологические последствия производства (уменьшение или увеличение загрязнения среды, использования природных ресурсов). Он обязан оценить влияние экологических последствий на цены различных товаров и услуг.

В принципе в любом производстве всегда можно тратить гораздо меньше энергии, горючих и минеральных ресурсов. Почему же не делается этого? Дело здесь в соотношении затрат на внедрение новой технологии и ущерба от сохранения старой. Перестройка производства — дело всегда затратное. Чтобы решиться на это, кроме угрозы наказания, моральных стимулов, необходимы также экономические стимулы.

Для экологичной экономики требуются изменения, как в соотношении основных направлений общественного производства, так и в характере, культуре потребления населения. Важнейшие предпосылки экологичной экономики — это формирование правовых и организационных условий для рационального природопользования; создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу; ориентация производства на увеличение доли продукции конечного потребления, сведение к минимуму
«производства ради производства»; создание замкнутых производственных циклов и уменьшение производственных отходов; отражение в системе учета производства продукции стоимости природных ресурсов.

Состояние природной среды определяется деятельностью обычных потребителей, предпринимателей, фермеров. Поэтому необходимо принятие обществом новой экономической политики, опирающейся на сотрудничество всех слоев общества при принятии важных решений по созданию новых производств, использованию альтернативных ресурсов и т. п.

Основой устойчивого развития становится система открытых конкурирующих рынков, цены которых отражают стоимость ресурсов. Если цены на ресурсы установлены объективно, конкурентная борьба заставляет производителей экономить ресурсы. Если загрязнение природной среды будет отождествляться предпринимателями с ресурсами, «потерянными» для производства, то стремление снизить стоимость заставит производителей уменьшить вредные отходы, особенно когда это будет связано с расходами на ликвидацию экологических последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, — основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые технологии необходимы для более рационального использования ресурсов. Переход к экономическому стимулированию производителей в виде разнообразных льгот означает формирование новой эколого-экономической ситуации, в которой экологические требования входят в общую систему ценностей.

На сегодняшний день человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса, вызванного нерациональной деятельностью человека.
Поэтому сегодня, как ни когда приобретает актуальность соблюдения всех экологических требований всеми хозяйствующими субъектами. И прежде всего экономика призвана обеспечить рациональное использование природных ресурсов, поэтому в данной курсовой речь пойдет о природоохранных мероприятиях и затрат по ним, которые необходимы осуществлять всем хозяйствующим субъектам в целях минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. В качестве примера используются данные АО «Комитекс».

1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1 Сущность, значение природоохранных мероприятий

Природоохранные мероприятия – все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны.

Защита окружающей среды – это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники. Наиболее эффективной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач. Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду; широкое внедрение экологической экспертизы всех видов производств и промышленной продукции; замена токсичных и не утилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды.

В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы чистки газовых выбросов, сточных вод, глушители шума при сбросе газов в окружающую среду.
Перечисленные мероприятия позволят снизить выброс вредных веществ в окружающую среду и тем самым более полно использовать природные ресурсы.
Таким образом, рациональное использование ресурсов и обеспечение качества окружающей среды являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и техники.

1.2 Перечень природоохранных мероприятий

1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.

1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.

1.3. Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающих побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.

1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.

1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.

1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом объемов сброса сточных вод.

2. Охрана воздушного бассейна.

2.1. Установка газо-пылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов, и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.

2.2. Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.

2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов, и др.

2.4. Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.

2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.

2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.

2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание топлива других видов или улучшение режимов сжигания топлива.

3. Использование отходов производства и потребления.

3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.

3.2. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.

3.3. Строительство установок, производств и цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

4. Экологическое просвещение, подготовка кадров.

4.1. Работа по экологическому образованию кадров.

5. Научно-исследовательские работы.

5.1. Разработка экспресс методов определения вредных примесей в воздухе, воде и почве.

5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.

5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксантобиотиков.

5.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.


1.3.1 Технические характеристики объектов природоохранного назначения АО
«Комитекс»

Предприятие АО «Комитекс» производит клееные, иглопробивные полотна и линолеум.

Из вспомогательных цехов и участков в атмосферу выделяют загрязняющие вещества: химстанция №1, станция предварительной очистки сточных вод, ЦРМ и котельная.

Производство нетканых материалов осуществляется на поточных линиях.
Каждая линия закрыта кожухом, имеющим снизу проемы для подсоса воздуха, который удаляется вместе с выделяющимися в процессе технологической операции вредными веществами, через трубы смонтированными в верхней части кожуха.

Для производства линолеума используется гранулированный поливинилхлорид, пластификатор, наполнитель, краситель. Узлы линии, выделяющие вредные вещества оснащены зонтами и укрытиями, с помощью которых они удаляются из помещения. Воздух, содержащий пары пластификатора очищается в волокнистом фильтре золоуловителя.


4 Краткая характеристика работы вспомогательных производств


АО «Комитекс»


Химстанция.

Она предназначена для приготовления связующих, для предварительной и основной пропитки путем смешения полимеров, винилацетата, бутилаприлата и воды. Композиции составляются в баках имеющие местный отсос воздуха, помещения обеспечены обще обменной вентиляцией.

Станция предварительной очистки производственных стоков.

В процессе очистки сточных вод в воздух выделяются вещества, входящие в состав связующих, а также аммиак.


Котельная

Предназначена для выработки пара на нужды предприятия и тепла для производственных помещений. В процессе сгорания топлива образуются оксиды азота и углерода. Оксид азота в атмосферном воздухе превращается в диоксид азота, степень превращения принята равной 100%

ЦРМ

В ЦРМ источником выделения вредных веществ в атмосферу являются 2 сварочных поста

На предприятии отсутствуют условия, при которых возможны аварийные или залповые выбросы.

Контроль за нормативами ПДВ осуществляется на предприятии непосредственно, на источниках выбросов. Контроль проводится силами санпромлаборатории предприятия лабораторными методами. Лаборатория обеспечена необходимыми штатами, помещением, оборудованием, реактивами и химической посудой.

2. ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ

2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия

К числу наиболее важных задач, для решения которых необходима количественная оценка экономического ущерба, относится обоснование экономически эффективных направлений охраны окружающей природной среды, т.е. обоснование затрат на природоохранные мероприятия по очистке воздушного бассейна, воды или земельных ресурсов. При весьма сложном и дорогостоящем оборудовании затраты на очистку воды выше затрат на очистку воздуха, хотя ущерб от загрязнения воздуха не меньше, чем от загрязнения воды. Поэтому не случайно, затраты на защиту атмосферы в масштабе страны составляют около 10 - 15%, водного бассейна – 75 - 80% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов (с развитием атомной энергетики эти расходы увеличиваются). По данным США, затраты на снижение загрязнения воздуха примерно вдвое превосходят затраты, направленные на очистку воды.

Временная типовая методика определения экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды исходит из основных принципиальных положений Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений и развивает их применительно к вопросам охраны окружающей среды. Это связано с тем, что оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет особенности, которые проявляются в различиях эффекта, достигаемого в результате вложения средств, в видах учитываемых эффектов и методах их определения.

Во-первых, если капитальные вложения в производство обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается в основном в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

Во-вторых, региональный характер эффекта природоохранных мероприятий проявляется не только и не столько на предприятиях и в отрасли, где проводятся эти мероприятия, а на всей территории, на которую распространяется их действие. Поэтому для того чтобы определить эффект природоохранных мероприятий, необходимо установить не только затраты этого предприятия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, использующих нарушенные природные ресурсы.

В-третьих, большая доля социальных результатов природоохранной деятельности — улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т. п. — трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с методикой различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от мероприятий по охране окружающей среды.

Первичный эффект заключается в снижении загрязнения окружающей среды и улучшении ее состояния, а конечный социально-экономический эффект — в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции или как экономия затрат в непроизводственной сфере и снижение затрат из личных средств населения. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха, сохранении природных ресурсов и т. п. Он сопровождается экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда.
Экономические результаты могут суммироваться с экономическими показателями социального эффекта и фигурировать в качестве экономического эффекта.

В соответствии с Временной типовой методикой определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера.

К текущим затратам относятся:
. платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм);
. платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования;
. затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы;
. текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;
. расходы по захоронению экологически опасных отходов:
. расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов;
. расходы на очистку сточных вод;
. другие виды текущих природоохранных затрат.

К затратам капитального характера относятся:
. плата за экологическую экспертизу;
. затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения;
. затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения.

Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по таким вопросам:
. организация аналитического учета затрат на охрану природы;
. создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия;
. разработка форм внутренней отчетности о затратах на природоохранные мероприятия.
Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия.

Рассмотрим порядок отражения в учете текущих природоохранных затрат.


2.2 Текущие затраты

2.2.1 Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм)

За загрязнение окружающей природной среды устанавливаются два вида базовых нормативов платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются с учетом степени опасности загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Расчеты платы установленной формы направляются предприятием в налоговую инспекцию по месту его нахождения. В случаях, когда предприятие имеет обособленные подразделения, обязанность по представлению расчетов и внесению платы за весь объем загрязнения окружающей природной среды действующим законодательством возложена на головное предприятие. Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия.

Так как отчисления за загрязнение окружающей природной среды уплачиваются в федеральный бюджет в размере 10 %, в размере 90 % — в территориальные экологические фонды, особым является порядок установления льгот по их уплате. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными природоохранными органами и органами
Госсанэпиднадзора России вправе снижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.

Но этот порядок не применяется по отношению к 10 %-ным отчислениям в федеральный бюджет, так как органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерация не вправе освобождать плательщиков от обязательных платежей в федеральный бюджет.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством. Приведем порядок отражения в учете этих операций:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислены 90 % платежей на специальные |20 |67 |
|счета внебюджетных государственных | | |
|экологических фондов за предельно | | |
|допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих | | |
|веществ в природную среду | | |
|Начислены 90 % платежей на специальные |81.2 |67 |
|счета внебюджетных государственных | | |
|экологических фондов за превышение | | |
|предельно допустимых выбросов (сбросов) | | |
|загрязняющих веществ в природную среду | | |
|Начислены 10 % платежей в доход |20 |68 |
|федерального бюджета за предельно | | |
|допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих | | |
|веществ в природную среду | | |
|Начислены 90 % платежей в доход |81.2 |68 |
|федерального бюджета за превышение | | |
|предельно допустимых выбросов (сбросов) | | |
|загрязняющих веществ в природную среду | | |

Контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
. в случае перечисления плановых платежей — не позднее 20 числа последнего месяца квартала;
. при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится за I—III кварталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предприятия перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20 декабря. Перерасчет платы за IV квартал отчетного года производится в январе следующего года и вносится на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года.

Плательщик имеет право осуществлять перечисление причитающегося платежа за различные виды загрязнения, как отдельными платежными поручениями, так и одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам загрязнения.

Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно расчету платежей в соответствующий экологический фонд сдается плательщиком в обслуживающие его учреждения банка не позднее дня наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия.

Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических фондов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в законную силу либо в сроки, устанавливаемые решением суда.


2.2.2 Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования

В соответствии со ст. 23 Закона "Об охране окружающей природной среды" в
Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается
Правительством Российской Федерации. Порядок отражения в бухгалтерском учете платежей по обязательному и добровольному страхованию различен.


|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Перечисление сумм страховых платежей |65, субсчет |51 |
|по договорам обязательного |"Расчеты по | |
|государственного и добровольного |договорам | |
|экологического страхования |обязательного | |
| |(добровольного| |
| |) страхования | |
|Начисление сумм страховых платежей по |20, 23, 25, |65, субсчет |
|договорам обязательного |26, 29, 30, |Расчеты по |
|государственного экологического |43, 44 |договорам |
|страхования | |обязательного|
| | |страхования" |
|Суммы страховых платежей по договорам |20,23 |65, субсчет |
|добровольного экологического | |"Расчеты по |
|страхования в пределах норматива | |договорам |
| | |добровольного|
| | |страхования" |
|Суммы страховых платежей по договорам |31 |65, субсчет |
|добровольного экологического | |"Расчеты по |
|страхования, платежи по которым могут | |договорам |
|быть включены в себестоимость | |добровольного|
|продукции, но срок начала договора не | |страхования" |
|наступил или договор страхования | | |
|заключен на длительный срок | | |
|Суммы страховых платежей по договорам |80, субсчет |65 |
|добровольного экологического |"Прочие | |
|страхования, превышающие норматив |операционные | |
| |расходы' | |

2.2.3 Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориальных комитетов по охране природы

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов, что требует определенных расходов. Мнения официальных лиц об источнике покрытия этих расходов различны

А) Оформление разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

С одной стороны, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии со ст. 45
Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" по предписанию государственных экологических органов, относятся к затратам, которые включаются в себестоимость продукции. С другой стороны. Положением о составе затрат предусмотрено, что за счет себестоимости продукции (работ, услуг) относятся сами платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а включение в себестоимость продукции затрат по оплате услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) и паспортизации промышленных отходов, Положением не предусмотрено.

Б) Установление нормативов загрязнения.

В соответствии с Положением о составе затрат платежи в экологические фонды за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; сверх норм — за счет собственных источников. Для установления этих нормативов предприятия иногда привлекают к их разработке специалистов — экологических аудиторов. Однако Законом РФ
"Об охране окружающей природной среды" разработка указанных нормативов самим предприятием не предусматривается, следовательно, отнесение таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или на убытки предприятия, учитываемые для целей налогообложения, неправомерно.

В) Какого-либо нормативного документа, определяющего состав природоохранных мероприятий, затраты по выполнению которых относятся на себестоимость, не существует. Поэтому предприятие должно быть готово отстаивать свои интересы в судебном порядке.

2.2.4 Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения:

очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда, когда для этого привлекаются сторонние организации. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных объектов работниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация основных средств и др.).

Согласно Положению о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией. Эти затраты подлежат отнесению за счет того же источника средств, за счет которого осуществляется текущий и капитальный ремонт технологических сооружений.

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность подрядчику за |20 |76 |
|ремонт основных фондов | | |
|природоохранного назначения (очистных | | |
|сооружений, золоуловителей, фильтров) | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|Погашена задолженность подрядчику |76 |51 |

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных актами по бухгалтерскому учету.

2.2.5 Расходы по захоронению экологически опасных отходов

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 4 Закона собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу; передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется соответствующая лицензия. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства РФ от 20.05.99 № 556.

Согласно ст. 14 Закона на опасные отходы должен быть составлен паспорт, порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Плата за размещение отходов взимается не только с юридических лиц, но и с индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Базовые нормативы платы также определяются
Правительством РФ.

Отражение операций в бухгалтерском учете:
|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность |20 |76 |
|специализированной организации по | | |
|захоронению экологически опасных | | |
|отходов | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|Погашена задолженность |76 |51 |
|специализированной организации по | | |
|захоронению экологически опасных | | |
|отходов | | |

2.2.6 Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов

Стоимость услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) бухгалтерскими записями:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность сторонней |20 |76 |
|организации за прием, хранение и | | |
|уничтожение экологически опасных | | |
|отходов | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|Погашена задолженность сторонней |76 |51 |
|организации | | |

При заключении договора со специализированной организацией предприятию следует поинтересоваться наличием лицензии и приложить к договору ее копию.

2.2.7 Расходы на очистку сточных вод

Для очистки сточных вод организации-природопользователи, как правило, заключают договоры с муниципальными предприятиями водоснабжения.

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность предприятию |20 |76 |
|водоснабжения за очистку сточных вод | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|Погашена задолженность предприятию |76 |51 |
|водоснабжения | | |

Если в договоре с муниципальным предприятием водоснабжения предусматривается очистка сточных вод, в которых концентрация вредных веществ превышает предельно допустимую, возникает вопрос о правомерности отнесения всей суммы договора на себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно п. 2 подл. "з" Положения о составе затрат текущие затраты по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение, уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод вне зависимости от содержания в сточной воде загрязняющих веществ включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). В зависимости от соответствия или превышения норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду производятся платежи в бюджет и государственные экологические фонды за загрязнение окружающей среды.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 72) для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.

Согласно типовой группировке затрат по статьям калькуляции, применяемым на промышленных предприятиях, затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях промышленности, к которым относятся и такие природоохранные мероприятия, как очистка территорий в зоне открытых горных работ, подготовка площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого для последующей рекультивации земель, учитываются по статье
"Расходы на подготовку и освоение производства".

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Образован резерв на предстоящие |20,23 |89. субсчет|
|природоохранные мероприятия (аналитический | |"Резерв на |
|учет по счету 89 ведется по отдельным | |природоохра|
|резервам) | |нные |
| | |мероприятия|
| | |" |
|Произведены расходы на природоохранные |76 |51 |
|мероприятия, включаемые в издержки | | |
|производства (обращения) | | |
|Налог на добавленную стоимость от суммы |19 |76 |
|произведенных расходов на природоохранные | | |
|мероприятия | | |
|Списаны расходы на природоохранные |89, субсчет |76 |
|мероприятия за счет зарезервированных |"Резерв на | |
|средств |природоохран| |
| |ные | |
| |мероприятия"| |

Правильность образования и использования сумм резерва периодически (в порядке, установленном учетной политикой), а на конец года — обязательно, проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами.

Рассмотрим порядок отражения в учете затрат капитального характера.

2.3 Учет затрат капитального характера


2.3.1 Плата за государственную экологическую экспертизу

Еще одной мерой природоохранного значения является предусмотренная ст.
35 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" государственная экологическая экспертиза. Она является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производятся только при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" разработано Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.06.96 №
698.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости такой оплаты, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.


2.3.2 Затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право корректировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Однако корректировке подлежат только те 90 % платежей за загрязнение, которые поступают на счета внебюджетных государственных экологических фондов. Перечень мероприятий, относящихся к природоохранным, представлен в главе первой данной курсовой, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

В соответствии с п. 6.11 Указаний территориальные органы Минприроды
России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации могут конкретизировать примерный перечень с учетом особенностей и специфики производств на территории и общей экологической ситуации. При этом мероприятия, проводимые предприятием, должны отвечать следующим требованиям:
. повышение экологичности выпускаемой продукции;
. сокращение объема потребления природных ресурсов;
. сокращение объемов и снижение концентрации выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду и пр.

Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

К природоохранным мероприятиям относятся, в частности:
. строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки;
. строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов и кубов из остатков;
. строительство опытно-промышленных установок и цехов по очистке отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
. строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность подрядчику за |08 |76 |
|строительство объекта природоохранного | | |
|назначения | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|НДС включается в стоимость законченного |08 |19 |
|строительством объекта | | |
|Погашена задолженность подрядчику |76 |51 |
|Законченный строительством объект принят|01 |08 |
|в эксплуатацию | | |
|Отражен источник увеличения стоимости |88, субсчет |87, субсчет |
|имущества организации |"Фонд |"Увеличение |
| |накопления" |первоначальн|
| | |ой стоимости|
| | |основных |
| | |средств" |

Организациям, имеющим природоохранные объекты, необходимо организовать аналитический учет по счету 01 "Основные средства" в разрезе объектов природоохранного назначения и объектов, не относящихся к природоохранным.
Это обязательное условие для применения любой льготы по налогам и сборам. В соответствии с п. "б" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (подл. "б" п. 6 инструкции Госналогслужбы России от
08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий") стоимость имущества предприятия, исчисленная в целях налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом износа) объектов, используемых исключительно для охраны природы.

Данное налоговое преимущество является мерой экономического стимулирования предприятий в области охраны окружающей природной среды и введения в эксплуатацию различных объектов природоохранного значения.
Исключению из налогооблагаемой базы подлежат не любые принадлежащие предприятию объекты (в том числе и основные средства), а лишь те, которые используются им исключительно в целях охраны окружающей природной среды.

Кроме того, предоставление рассматриваемой льготы не зависит от конкретного вида деятельности, который осуществляет предприятие- налогоплательщик, а связывается только с использованием имеющихся в его распоряжении природоохранных объектов.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 46) находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования
(вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются в составе основных средств. Согласно п. 48 этого документа стоимость земельных участков и объектов природопользования не погашается.

2.3.3 Затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения

Согласно п. 37 Методических указаний по учету основных средств стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской
Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ
6/97).

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов или проведения работ капитального характера.

Согласно п. 73 затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, если указанные затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Приводим бухгалтерские записи:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислена задолженность подрядчику за |08 |76 |
|реконструкцию объекта природоохранного | | |
|назначения | | |
|Начислен НДС от стоимости работ |19 |76 |
|НДС включается в стоимость |08 |19 |
|реконструированного объекта | | |
|Погашена задолженность подрядчику |76 |51 |
|Реконструированный объект принят в |01 |08 |
|эксплуатацию | | |
|Отражен источник увеличения стоимости |88, субсчет |87, субсчет |
|имущества организации |"Фонд |"Увеличение |
| |накопления" |первоначальн|
| | |ой стоимости|
| | |основных |
| | |средств" |


2.3.4 Отражение в учете средств, полученных предприятием из экологических фондов

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.92 № 442 "О
Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации" в Федеральный экологический фонд отчисляются 10 % общей суммы средств, направляемых в государственные внебюджетные экологические фонды в виде платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнении, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.

Одной из основных задач Федерального экологического фонда Российской
Федерации является финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения. Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда в Российской Федерации создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая
Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:
. плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;
. суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения;
. средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
. валютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.

Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей среды.

Бухгалтерские записи при получении предприятием средств из государственного экологического фонда на строительство объекта природоохранного назначения:

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Начислены платежи во внебюджетные |20 |67 |
|экологические фонды | | |
|Перечислены платежи во внебюджетные |67 |51 |
|экологические фонды | | |
|Получены средства из внебюджетного |51 |96 |
|экологического фонда на осуществление | | |
|природоохранных мероприятий | | |
|Произведен зачет задолженности внебюджетному |67 |96 |
|экологическому фонду путем направления ее | | |
|части, | | |
|оставленной у организации, для финансирования | | |
|целевых | | |
|природоохранных мероприятий | | |
|Отражены затраты на природоохранные |08 |76 |
|мероприятия | | |
|Произведены расчеты с подрядчиком |76 |51 |
|Природоохранный объект введен в эксплуатацию |01 |08 |
|Отражен источник прироста стоимости имущества |96 |87 |
|организации в размере инвентарной стоимости | | |
|введенного в эксплуатацию объекта | | |
|природоохранного назначения | | |

2.3.5 Платежи на природоохранные мероприятия, производимые за счет собственных средств предприятий

За счет собственных источников средств предприятий (организаций) производятся следующие расходы на цели охраны природы:

1. Добровольные взносы в экологические фонды.

В соответствии с п. 4.1.3 инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" добровольные взносы в экологические фонды могут быть приняты как льгота по налогу на прибыль в пределах 3 % облагаемой налогом прибыли. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством освобождается от налогообложения прибыль, перечисленная предприятиями природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, в размерах, предусмотренных указанным выше законом.

2. Расходы по возмещению в полном объеме вреда, причиненного природной среде, здоровью, имуществу граждан загрязнением окружающей среды.

В соответствии с Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Возмещение вреда может осуществляться в стоимостной форме за счет собственных средств лица, совершившего экологическое правонарушение, или средств страховых организаций. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуральной форме путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды своими силами и средствами.

Первичным документом, которым оформляется факт совершения экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Дело об экологическом правонарушении рассматривается должностным лицом (комиссией) территориального органа Госкомэкологии
России и выносится постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. По результатам работы составляется акт о размерах причиненных убытков.

В соответствии с п. 9 ПБУ 9/99 "Доходы организации" страховые возмещения рассматриваются как поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.).

Статьей 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" установлены следующие основные экологические правонарушения, за которые должностные лица подвергаются штрафам, налагаемым в административном порядке:

• несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества охраны окружающей среды;

• превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия на окружающую среду;

• несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной и полной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

|Содержание хозяйственной операции |Д-т |К-т |
|Поступило страховое возмещение от страховой |51 |65 |
|организации по договору экологического | | |
|страхования | | |
|Начислено страховое возмещение от страховой |68 |80, субсчет|
|организации по договору экологического | |"Чрезвычайн|
|страхования | |ые доходы |
|Не компенсируемые убытки в результате |80, субсчет|10,47 |
|пожаров, аварий, других чрезвычайных |"Чрезвычайн| |
|событий, вызванных экстремальными ситуациями|ые расходы"| |


2.4 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО
«Комитекс» за 2000-2001гг.

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (п. 39), организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ: природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При раскрытии информации о природоохранных мероприятиях в составе дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должны быть приведены следующие сведения:
. перечень основных проводимых и планируемых организацией мер в области охраны окружающей среды;
. оценка влияния мероприятий в области охраны окружающей среды на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году;
. характеристика финансовых последствий мероприятий в области охраны окружающей среды для будущих периодов;
. данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы;
. данные о текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Согласно ст. 20 Закона РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 (ред. от 02.06.93) "Об охране окружающей природной среды" использование природных ресурсов является платным. Платность природопользования включает в себя плату за природные ресурсы; плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах и сверх установленных лимитов.

Предприятие АО «Комитекс» ежеквартально производит платежи по затратам на природоохранные мероприятия. Отчисления на природоохранные мероприятия производятся из собственных средств, амортизационного фонда или из чистой прибыли предприятия. АО «Комитекс» не использует внешние источники для покрытия затрат природоохранного характера.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО
«Комитекс» за 2000г.
| |I |II |III |IV |Сумма |
|Вода |359,36 |827,36 |556,18 |393,4 |2136,3 |
|Воздух |1926,54 |1083,03 |924,04 |2970,12 |6903,73 |
|Отходы |10058,77 |11171,33 |11413,78 |6510,33 |39154,21 |
|Всего |12344,67 |13081,72 |12894 |9873,85 |48194,24 |

Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием АО
«Комитекс» за 2001г.
| |I |II |III |Сумма |
|Вода |658,63 |1762,29 |2210,66 |4631,58 |
|Воздух |3591,84 |1492,31 |1163,61 |6247,67 |
|Отходы |8409,56 |10771,73 |8493,57 |27674,86 |
|Всего |12660,03 |14026,33 |11867,84 |38554,2 |

Отходы составляют большую часть в составе затрат на природоохранные мероприятия. Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На предприятие АО «Комитекс» отходы составляют: коагулюм (смесь акриловых эмульсии), бытовые отходы, строительный мусор, полиобразные отходы, передвижные источники загрязнения.

Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу предприятием АО
«Комитекс»
|Наименование |ПДК м.р. (ОбуВ) |Класс |Выброс вещества |
| |мг/куб.м |опасности|т/год |
|Азота диоксид |0,085 |2 |770371 |
|Бутилакрилат |0,0075 |2 |2,706 |
|Водород хлористый |0,2 |2 |0,009 |
|Марганец и его |0,01 |2 |0,002 |
|соединения | | | |
|Формальдегид |0,035 |2 |0,345 |
|Взвешенные вещества |0,5 |3 |0,021 |
|винилацетат |0,01 |3 |25,353 |
|Кислота уксусная |0,2 |3 |5,956 |
|Углерода оксид |5,0 |4 |34,993 |
|Аммиак |0,2 |4 |7,837 |
|Спирт диоксановый |0,01 |- |5,046 |
|Пыль |0,1 |- |0,052 |

В начале отчетного года предприятие АО «Комитекс» разрабатывает план предполагаемого выброса вредных веществ и утверждает его с Сыктывкарским комитетом по охране природы. Согласно этому плану предприятие АО «Комитекс» производит расчет 10-процентных отчислений от оплаты за загрязнение окружающей природной среды на отчетный год, направляемых в Федеральный бюджет Российской Федерации.(приложение 1) Если в течение отчетного года предприятие превысит план предполагаемого выброса вредных веществ, то предприятие доплачивает сумму, на которую был превышен план.

Предприятие пользуется льготой по налогу на имущество предприятия.
Стоимость имущества предприятия, исчисленная в целях налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы.

Предприятием АО «Комитекс» планируется снижение загрязнения окружающей среды путем ввода в эксплуатацию нового оборудования. Экологическое страхование на предприятии не применяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природоохранные мероприятия – все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду. В курсовой работе раскрываются технические характеристики объектов природоохранного назначения АО «Комитекс» и их воздействие на биосферу. Далее приведены затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются на основание базовых нормативов и перечисляются: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90
% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с
Налоговым кодексом РФ.

В Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов.

Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда, когда для этого привлекаются сторонние организации.
Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных объектов работниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация основных средств и др.). Далее показывается отражение в учете расходов по захоронению экологически опасных отходов и расходов по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов.

Для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты по осуществлению природоохранных мероприятий.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

Затраты на выполнение природоохранных мероприятий могут засчитываться в счет платежей во внебюджетные государственные экологические фонды.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией природоохранных объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Предприятие может осуществлять платежи на природоохранные мероприятия, как из собственных средств, так и из экологических фондов.

В заключение приводятся данные по платежам АО «Комитекс» в Федеральный бюджет, а также перечень загрязняющих веществ выбрасываемых предприятием в атмосферу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бринчук М.М. Экологическое право М.: Юристъ. 1999. 444 с.
2. Основы общей экологии//Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т., Глазачев С.М. М.:

МДС. 1998. 272 с.
3. Экология, здоровье и природопользование в России//Протасов В.Ф.,

Молчанов А.В. М.: Финансы и статистика. 1995. 525 с.
4. Бобылев С.Н. Экология и экономика взгляд в будущее//Экологическое право. 2001. №2. с. 15-21
5. Выскребенцев И.К. Экологическое регулирование деятельности предприятия//Налоговый вестник. 1998. №8. с.27-33
6. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-60
7. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 1999. №5. с.88-

98
8. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 1998. №6. с.67-

72
9. Петрунин А.Т. Экологические платежи//Налоговый вестник. 2000. №1. с. 54-

61
10. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №15. с.26-32
11. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №16. с.17-21
12. Чаплыгин Б.В. Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными ресурсами//Финансовая газета. 2000. №39. с.9-14
13. Платежи за пользование природными ресурсами//Самоучитель по бухгалтерскому учету и налогам. 1999. №5 с.88-98
14. Экологические затраты, проблемы, сопоставление и анализ//Вопросы экономики. 1998. №6. с.122-132

ПРИЛОЖЕНИЯ


Похожие работы:

  1. • Учет и оценка материально-производственных запасов
  2. • Обоснование инвестирования природоохранных ...
  3. • Эффективность природоохранных мероприятий
  4. • Ущерб от загрязнения окружающей среды
  5. •  ... эффективности природоохранных мероприятий
  6. • Планирование природоохранных мероприятий
  7. • Управление природоохранной деятельностью на примере ...
  8. • Планирование природоохранных мероприятий
  9. •  ... от вложенного капитала в развитие природоохранных мероприятий
  10. • Эколого-экономическое обоснование промышленного ...
  11. • Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной ...
  12. • Социально-экономические инструменты экологически ...
  13. • Сущность природоохранной функции социально-культурной ...
  14. • Экологическая политика государства
  15. •  ... межрайонной природоохранной прокуратуры
  16. •  ... проблем и природоохранные мероприятия нефтегазового ...
  17. • Расчет экологических показателей на ТЭЦ
  18. • Анализ затрат на охрану окружающей среды в системе финансовой ...
  19. • Экологические аспекты инноваций
Рефетека ру refoteka@gmail.com