Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Бухгалтерского учета и статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине аудит

Тема: «Аудит расчетов с поставщиками и покупателями»

Выполнила: студентка 141-Б гр.

Артюх Е.В.

Руководитель: доцент, кэн.,

Магдич Г. М.

ВЛАДИВОСТОК 2003

Содержание

Введение 4
1. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями 6
2. Подготовка и планирование аудиторской проверки 9
3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями 13
4. Аудит состояния расчетов с поставщиками 16
5.Аудит состояния расчетов с покупателями 20
6. Совершенствование аудита расчетов с использованием компьютера 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 31

Введение

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с аудита материалов инвентаризации расчетов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и покупателями, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия
(прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с поставщиками и покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и покупателями и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность исследуемого предприятия. Выявить положительные стороны, а также недостатки расчетных операций, сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями для улучшения финансового состояния предприятия.

Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово- хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

- приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;

- оплата услуг оказанных другими организациями;

- оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

- проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;

- проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;

- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

- проверка правильности и обоснованности списания задолженности.

Источниками информации для поведения аудита расчетов поставщиками, покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются:

- регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга).

- регистры синтетического и аналитического учета расчетов.

Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

Подготовка и планирование аудиторской проверки

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3
«Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского учета;

- оценка системы внутреннего контроля;

- установление уровня существенности;

- построение аудиторской выборки;

- подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования.
По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.
Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки.
Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4
«Существенность в аудите».

Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение (прил. 1).

Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

- заключены ли договора поставки продукции;

- реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

- правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;

- соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).
Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности
"Использование работы эксперта".

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.

3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями

Для целей проверки структура внутреннего контроля может быть подразделена на контрольную среду, систему бухгалтерского учета и процедуры контроля. В результате проведения комплексной оценки средств внутреннего контроля получают аудиторские доказательства. Получение аудиторских доказательств регулируется правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства».

Контрольная среда включает философию менеджмента и стиль работы, организационную структуру организации, деятельность высшего руководства, внутренний аудит, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля исполнения операций, кадровую политику, различные факторы, влияющие извне на практическую деятельность (например, проверки внешними контролирующими структурами). Отмечено, что повышенное внимание руководства к организации внутреннего контроля является решающим фактором его эффективности, поскольку фактически предопределяет отношение всех сотрудников к контролю и создает благоприятные условия для работы службы внутреннего аудита.

Важнейшей характеристикой контрольной среды является такое разделение обязанностей и ответственности, при котором невозможно совмещение функций, позволяющее сотруднику скрыть ошибку или исказить информацию. Применительно к аудиту договорных обязательств по поставкам и операций по реализации продукции это означает, что должны быть четко разграничены:

- работа с покупателем, заключение договоров, изучение перспектив дальнейшего сотрудничества;

- отгрузка товаров и выполнение договорных обязательств;

- отражение в учете операций по реализации;

- контроль за состоянием задолженности.

Система бухгалтерского учета включает правила и принципы ведения бухгалтерского учета и ведения учетных регистров, установленных для идентификации, сбора, анализа, классификации, отражения в учете и отчетности совершенных операций.

Процедуры контроля - это специальные проверки, проводимые персоналом, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений информации в системе бухгалтерского учета. Они предполагают наличие эффективных процедур санкционирования, документирование, фактический контроль за отгрузками и оплатами и осуществление независимых проверок.

Оценка системы внутреннего контроля предусматривает два этапа:

- общее знакомство с системой внутреннего контроля;

- оценку надежности системы внутреннего контроля.

На первом этапе аудитор должен получить общее представление о подходах руководства к организации внутреннего контроля расчетных операций с поставщиками и покупателями. А также организационной структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственности, процедурах внутреннего контроля, доступе к документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Полученную информацию о системе внутреннего контроля целесообразно документировать в виде блок - схемы, содержащей информацию о разделении обязанностей, санкционировании операций, процедурах учета и контроля. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования.

Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор должен принять решение о том, может ли он в своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля. Если аудитор считает это невозможным, то дальнейший аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Если аудитор принимает решение о том, что на систему внутреннего контроля положиться можно, то проводится оценка ее надежности.

В задачу оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается в организации для предотвращения, выявления и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании. Примерные вопросы теста разделяются по разделам (прил. 2).
Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов.

Программа тестов средств контроля представляет собой программу действий, предназначенных для подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (см. ниже) и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как
"низкая", "средняя" или "высокая".

|Оценка надежности системы |Сумма баллов по итогам |
| |тестирования |
|внутреннего контроля | |
|Низкая |0 - 8 |
|Средняя |9 - 16 |
|Высокая |17 - 24 |

Если по итогам оценки надежность системы внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.

Оценка надежности системы внутреннего контроля может считаться завершенной, если аудитор выявил вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации по расчетам с поставщиками и покупателями. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля затруднительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих документах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель.

На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов, соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов.
Важным методом получения информации должно стать непосредственное наблюдение за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.

4. Аудит состояния расчетов с поставщиками

Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»,
52 «Валютный счет».

Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей
(работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.

При проверке следует обратить внимание на следующее:

- имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.

При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров
(выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев когда в его действиях отсутствует умысел;

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

- проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

- полнота оприходования материальных ценностей;

- правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

- правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов).

Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

На практике бывают случаи, когда подлинные акцептные поручения – например, на перечисление денежных средств отделениями связи, на выплату почтовых переводов – уничтожают, а списанные суммы по учету относят на взаимные расчеты с другими предприятиями. Результаты проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно отразить в ряде рабочих документов
(таблицах, справках).

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности является одной из важных процедур аудита, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и искажений данных финансовых отчетов.
Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и скрытия подобных действий.

В сфере текущих обязательств мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных действий в отношении текущих активов.
Зачастую служащие подделывают документы, содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения неверных кассовых выплат.

Кроме определения реальной задолженности необходимо определить срок просроченных платежей на счетах дебиторов и сопоставить этот срок с показателями прошлых лет.

5.Аудит состояния расчетов с покупателями

Так же как и при проверке расчетов с поставщиками непосредственную проверку расчетов с покупателями начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет»,
52 «Валютный счет».

При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:

- аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям

(заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

- дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.

Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.

Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.

По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса.

Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Аудитор проверяет наличие доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с момента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т.п.).

Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до истечения срока исковой давности - 3 года.

По фактам списания не истребованной дебиторской задолженности покупателей в связи с истечением предельного срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (работы, услуги) проверяется правильность определения налогооблагаемой прибыли. Сумма списания такой задолженности не уменьшает финансового результата, учитываемого при налогообложении прибыли.

Процедуры проверки состояния дебиторской задолженности и ее списания пересекаются с проверкой правильности образования и использования резерва по сомнительным долгам. Проверка обоснованности использования резерва по сомнительным долгам рассматривается при проверке списания дебиторской задолженности.

Также как и при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.

6. Совершенствование аудита расчетов с использованием компьютера

Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления. Система субъекта хозяйствования существенно влияет на методики ревизии и аудита. Аудитор на стадии подготовки к проверке хозяйствующего субъекта должен изучить организационно-техническое обеспечение контроля и определить необходимость привлечения для исследования его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма систематизации информации, влекущие ее искажение.

Компьютерная обработка данных в организации имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:

- компьютер используется организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;

- компьютер используется организацией для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной деятельности, отдельным участкам учета.

При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютерной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.

Аудитору желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудитора необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в области информационных технологий. А также аудиторской организации целесообразно иметь библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе компьютерной обработки данных организации, отразив в нем следующие положения:

- организационная форма обработки данных, например: обработку данных осуществляет специальное подразделение или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами; обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по заключенному с ней договору;

- форма бухгалтерского учета;

- разделы и участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработки данных;

- система компьютерной обработки данных размещена на одном или нескольких компьютерах;

- обработка данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;

- обеспечение архивирования и хранения данных;

- передача данных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители или происходит ввод данных с клавиатуры.

В условиях компьютерной обработки данных большое значение необходимо придавать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уровнем детализации. При исследовании компьютерной обработки данных особое внимание следует уделить установлению в ней рисковых зон. Этого можно достичь при проведении процедур тестирования электронной системы учета.

На начальном этапе аудитор производит тестирование вводной информации.
Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст реальных результатов, если исходные данные не отражают по существу совершенные хозяйственные операции.

Тестирование системы компьютерной обработки данных предполагает проведение теста на полноту отражения на машинных носителях исходной информации и на соответствие компьютерных и документированных данных. Если система электронной обработки информации не обеспечивает такого соответствия, то аудитор может сделать вывод о недостоверности выходной информации, полученной в результате обработки данных. Если система сбора и регистрации данных не позволяет достичь вышеуказанного соответствия, то следует ставить вопрос о невозможности дальнейшего использования такой системы и необходимости восстановления бухгалтерского учета на основе достоверных данных.

Аудитору необходимо также проверить полноту и правильность регистрации исходных данных в компьютерной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе электронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной деятельности и способе ее обработки.

Также аудитор должен оценить возможности системы компьютерной обработки данных в части:

- гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;

- формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;

- осуществления аналитических процедур;

- расширения функций компьютерной системы.

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.

При проведении аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.

Заключение

При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.

Список использованных источников


1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. –

М.: издательство «Дело и сервис», 1998 г. – 464 с.
2. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика,

1994.
3. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит,

ЮНИТИ, 1997.
4. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. —

Москва, 1998.
5. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзалин 1999г.
6. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии.

Эффективное пособие по практическому аудиту. — Москва-Новосибирск:

КНОРУС-ЭКОР, 2000 г.
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Данилевский Ю.А. Аудиторская проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции// Главбух № 11, 1997.
9. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: "Приор", 1997.
10. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту . М., «Инфра-М», 1996.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 1998.
12. Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор

1997 №3 стр. 23-28
13. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор 2001 №9 стр. 21-24
14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению
15. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ

1/98 // Приказ Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.
16. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.).
17. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.:

ЮНИТИ, 1997.
18. Скобара В.В. Аудит: Методология о организация. – М.: Дело и сервис,

1998
19. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Руководителю предприятия, фин. директору, главбуху. – М.: Анния, ДИС, 1997 г.
20. Терехов М.А. Аудит и компьютеризированная обработка данных//

Бухгалтерский учет № 2, 1997.
21. Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129ФЗ "О бухгалтерском учете".
22. Федеральный закон РФ от 7.08.01 №119 «Об аудиторской деятельности»
23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.

Дробзина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова. – М.: Издательство «Юнити»,

1997. – 479 с.
24. Шеремет А.Д., Суйу В.П. Аудит. М., «Инфра-М», 1995

Приложение 1

Программа проверки расчетов с поставщиками и покупателями
|№ |Содержание |Источники |Приемы |
|пп | |информации |проверки |
|Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками |
|1. |Наличие и правильность оформления |Договора, письма, |Прослеживание,|
| |договоров на приобретение ТМЦ |счета-фактуры и |подтверждение |
| | |приходные ордера | |
|2. |Проверка своевременности |Акты о расхождении|Прослеживание,|
| |предъявляемых претензий по качеству|количества и |подтверждение |
| |и количеству товаров |качества | |
| | |полученных ТМЦ | |
|3. |Проверка правильности изъятия |Счета-фактуры, |Пересчет |
| |поставщиками НДС |инструкции по НДС | |
|4. |Соответствие занесения данных |Счета-фактуры, |Прослеживание |
| |счетов поставщиков в учетные |регистры бухучета | |
| |регистры | | |
|5. |Проверка реальности дебиторской и |Регистры |Сканирование и|
| |кредиторской задолженности |бухгалтерского |подтверждение |
| | |учета, ответы на | |
| | |запросы | |
| | |поставщикам | |
|6. |Проверка реальности списания |Аналитические |Сканирование |
| |дебиторской задолженности за счет |данные по счету 60| |
| |сомнительных долгов | | |
|7. |Проверка полноты оприходования |Счета, приходные |Выборочная |
| |материальных ценностей |акты, накладные, |проверка, |
| |материально-ответственными лицами |данные складского |сопоставление |
| | |учета | |
|8. |Проверка правильности составленных |Регистры бухучета,|Сканирование, |
| |корреспонденций счетов |счета, платежные |прослеживание |
| | |поручения | |
|Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками |
|1. |Наличие и правильность оформления |Договора, письма, |Прослеживание,|
| |договоров на реализацию ТМЦ |счета-фактуры и |подтверждение |
| | |расходные ордера | |
|2. |Соответствие занесения данных |Счета-фактуры, |Прослеживание |
| |счетов покупателей в учетные |регистры бухучета | |
| |регистры | | |
|Окончание приложения 1 |
|№ |Содержание |Источники |Приемы |
|пп | |информации |проверки |
|3. |Проверка реальности дебиторской |Регистры |Сканирование и|
| |задолженности |бухгалтерского |подтверждение |
| | |учета, ответы на | |
| | |запросы | |
| | |поставщикам | |
|4. |Проверка реальности списания |Аналитические |Сканирование |
| |дебиторской задолженности за счет |данные по счету 62| |
| |сомнительных долгов | | |
|5. |Проверка правильности списания |Счета, расходные |Выборочная |
| |материальных ценностей с |акты, накладные, |проверка, |
| |материально-ответственных лиц |данные складского |сопоставление |
| | |учета | |
|6. |Проверка правильности составленных |Регистры бухучета,|Сканирование, |
| |корреспонденций счетов |счета, платежные |прослеживание |
| | |поручения | |

Приложение 2

Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита операций по приобретению и реализации продукции

|№ |Разделы тестирования |Ответ|
|пп | | |
| |Общие организационные аспекты | |
|1 |Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения | |
| |и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации | |
| |продукции с указанием участвующих подразделений, связей и | |
| |подчиненности между ними | |
|2 |Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, | |
| |услуг), правильно ли они оформлены | |
|3 |Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской и | |
| |кредиторской задолженности | |
|4 |На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной | |
| |структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и| |
| |подчиненности | |
|5 |Правильность ведения аналитического и синтетического учета по | |
| |счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских| |
| |проводок по этим счетам | |
|6 |Разработан и утвержден график документооборота с указанием | |
| |сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между | |
| |подразделениями и конкретными ответственными исполнителями | |
|7 |Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, | |
| |правильно ли она списывалась, принимались ли меры к ее | |
| |взысканию | |
|8 |Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо | |
| |проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях | |
| |провести встречную проверку расчетов | |
|9 |Программное обеспечение, используемое для ведения | |
| |бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. | |
| |Система правильно запрограммирована, защищена от | |
| |несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. | |
| |Система является лицензионной и вовремя обновляется. | |
| |Периодически выполняется резервное копирование базы данных. | |
| |Распределение функций и ответственности | |
|10 |Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников| |
| |отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля | |
|Продолжение приложения 2 |
|№ |Разделы тестирования |Ответ|
|пп | | |
|11 |Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, | |
| |операции по приобретению и реализации продукции | |
|12 |Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до | |
| |сведения каждого исполнителя | |
| |Внутрифирменный контроль | |
|13 |Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется | |
| |последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском | |
| |учете операций по приобретению продукции, совершенных в | |
| |предыдущем периоде, и наличия первичных документов | |
| |Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется | |
|14 |последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском | |
| |учете операций по реализации продукции, совершенных в | |
| |предыдущем периоде, и наличия первичных документов | |
|15 |Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в | |
| |бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов| |
| |с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям | |
|15.1|контроль полноты отражения операций в учете и | |
| |соблюдение графика документооборота | |
|15.2|контроль соблюдения установленного порядка | |
| |санкционирования проведения операций и отражения их в учете | |
|15.3|контроль правильности составления бухгалтерских проводок и | |
| |своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского | |
| |учета | |
|15.4|арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в | |
| |том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих| |
| |остатков и выведения исходящих остатков | |
|15.5|контроль юридической грамотности при заключении договоров с | |
| |покупателями и заказчиками | |
|15.6|контроль правильности оформления первичных документов | |
|16 |Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг | |
| |полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего | |
| |контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют | |
| |эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и | |
| |отражением в учете операций по приобретению и реализации | |
| |продукции | |
|17 |Результаты проверок тщательно документируются | |
|18 |По итогам устранения недостатков составляются соответствующие | |
| |акты и представляются руководству | |
|Окончание приложения 2 |
|№ |Разделы тестирования |Ответ|
|пп | | |
| |Кадровая политика | |
|19 |Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию | |
| |и честность персонала | |
|20 |Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего | |
| |контроля соответствуют необходимым требованиям | |
|21 |Сотрудники периодически проходят повышение квалификации | |
| |с учетом специфики занимаемой должности | |
|22 |Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к | |
| |документам | |
|23 |Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует ли| |
| |она стандартам | |
| |Итог по сумме всех разделов | |


Рефетека ру refoteka@gmail.com