Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Анализ финансовых результатов на примере магазина

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет

Кафедра
Учетно-статистический
Бухгалтерский учет и АХД

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Анализ финансовых результатов на примере магазина «Кош»».

Студент_________________________________ Шакирова А.Р.

Руководитель____________________________ Новрузова М.В.

Консультант_____________________________ Савенко Г.Ю.

Рецензент_______________________________ Шакиров Р.М.

Зав.кафедрой____________________________ Оболенская Ю.А.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4
Глава 1. Теоретические основы учета финансовых результатов

7 1.1. Законодательно-нормативная база используемая при

7 составлении отчета о финансовых результатах

1.2. Учет финансовых результатов в РФ
13 1.3. Соответствие учета и отчетности финансовых результатов
23 в РФ с МФСО
Глава 2. Учет и анализ результатов деятельности предприятия на
33 примере ГУСП «Башхлебоптицепром»

2.1.Краткая экономическая характеристика ГУСП «Башхлебо-

птицепром»

33

2.2. Учет финансовых результатов

36

2.3. Анализ деятельности ГУСП «Башхлебоптицепром»
40
Глава 3. Прогноз основных показателей финансового состояния

ГУСП «Башхлебоптицепром» составленный с помощью ЭММ
68

3.1. Основные положения корреляционно-регрессионного анализа 68

3.2. Экономико-математическая одель выручки от реализации товара 81
Глава 4. Мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности ГУСП «Башхлебоптицепром»

91 4.1. Разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов

ГУСП «Башхлебоптицепром»
91

4.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
95
Заключение
100
Список использованной литературы

104
Приложения

106

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие имеет юридическую и экономическую самостоятельность. Главной целью хозяйственной деятельности предприятия является получение и максимизация прибыли. Именно прибыль обеспечивает устойчивое финансовое положение, является основным стимулом деятельности, выступает вознаграждением за результаты работы. Проблема формирования, учета и использования прибыли является наиболее актуальным вопросом бухгалтерского учета.

В экономической науке прибыль рассматривается с позиций теории эксплуатации, теории форм рынка и теории излишков. В бухгалтерском учете прибылью называется разница между расходами, связанными с производством или продажей товара или услуги, и доходами, полученными предприятием, которое их производит или поставляет на рынок.

Так Как магазин «Кош» не имеет самостоятельный баланс и является структурным подразделением ГУСП «Башхлебоптицепром» мне пришлось выпускную квалификационную работу делать на примере ГУСП «Башхлебоптицепром».

Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретической основы учета финансовых результатов как с экономической, так и с бухгалтерской точки зрения. Раскрываются основные теории, объясняющие природу прибыли, факторы, влияющие на ее размер, приводится структура формирования финансового результата. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе, определяющей методологические основы и порядок формирования финансовых результатов.

В настоящее время происходят серьезные преобразования в российском обществе, вызванные изменением системы общественных отношений и гражданско- правовой среды. Российские компании получили выход на международный рынок, появляются совместные предприятия, расширяется инвестирование международных капиталов в экономику нашей страны. В связи с этим бухгалтерский учет и отчетность в Россиской Федерации претерпевают серьезное реформирование, главная цель которого - приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности .

Основные международные стандарты учета и финансовой отчетности об исчислении финансового результата и принципы, лежащие в их основе раскрываются в пункте 3 главы 1.В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Вторая глава работы посвящена рассмотрению организации учета финансовых результатов и анализу финансового состояния на примере
Государственного унитарного совместного предприятия "Башкирхлебоптицепром".

Любой финансовый анализ будет недостаточно полным без применения экономико- математических методов. Они дают более углубленное изучение экономической системы на основе анализа взаимодействующих факторов и оценки последствий их изменения на развитие моделируемой экономической системы. Использование компьютеров позволяет значительно увеличить объем вычислений, дает возможность оценить и отобрать различные варианты решений, повысить точность и сократить трудоемкость вычислительных процессов. Поэтому финансовый анализ, произведенный во второй главе, дополняется факторным анализом и использованием экономико-математичской модели для прогнозирования финансового состояния. Результаты этой работы отражены в главе 3. В четвертой главе рассматривается предложение по улучщению финансовых результатов деятельности предприятия "Башкирхлебоптицепром" и дается оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1. Законодательно-нормативная база, используемая при составлении отчета о финнсовых результатах

В последние годы в бухгалтерском учете происходят серьезные преобразования, вызванные, во-первых, изменением экономической среды деятельности организации, во-вторых, проникновением на отечественный рынок опыта работы иностранных предприятий.

В связи с этим под влиянием возникающих взаимоотношений с субъектами мирового, рынка происходит переход от жесткой регламентации объемов производства, фондов и выделяемых ресурсов на развитие и поощрение к деятельности, где все определяется спросом и предложением. Серьезные изменения претерпевает нормативно правовая база, регламентирующая ведение и организацию бухгалтерского учета. Она освобождается от жесткой регламентации и имеет ориентацию к предоставлению большей свободы выбора из имеющегося арсенала методов и способов учета. При этом возникает проблема необходимости оптимального соотношения между интересами хозяйствующего субъекта, внешних пользователей учетной информацией и государства [8, стр.
8].

Новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в
России закреплена в Федеральном Законе “О бухгалтерском учете” и представляет собой многоуровневую систему. К нормативным документам первого уровня относятся Федеральные Законы, Указы президента РФ,, постановления
Правительства. Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету.
Все остальные нормативные акты и методические указания образуют систему третьего уровня. Отдельный четвертый уровень составляют документы, формирующие учетную политику организации. Схематично распределение нормативных документов по уровням представлено на рисунке 1.

I УРОВЕНЬ

ЗАКОНЫ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА

II УРОВЕНЬ

ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ

1 2 3 4 5 6
7 8 9 10

III УРОВЕНЬ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТРАСЛЕЙ

НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ

АКТЫ УКАЗАНИЯ

IV УРОВЕНЬ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

УСТАВ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНАЯ
ПОЛИТИКА

Рис. 1 Распределение нормативных документов по уровням издания.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении [6, ст. 3].

Рассмотрим основные нормативные документы, которые оказывают непосредственное влияние на методологию формирования финансового результата. Важно место в документах первого уровня занимает федеральные законы от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и от 27 декабря 1991 года № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
В нем конкретно указываются плательщики налога на прибыль, которыми являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории РФ предприятия и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность
[7, ст. 1, п. 1]. Закон определяет объект налогообложения и порядок исчисления облагаемой прибыли, понятие валовой прибыли, как суммы прибыли
(убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В пункте 6 статьи 2 содержится перечисление доходов (расходов), относящихся к внереализационным. В Законе оговариваются льготы по налогу на прибыль, порядок исчисления и сроки уплаты налога, а также порядок налогообложения отдельных видов доходов предприятий.

Необходимо выделить Указ Президента РФ № 685 от 08.05.1996г “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины (в редакции Указов Президента
РФ № 283 от 03.04.97г , № 776 от 24.07.97г). В данном Указе сформулированы направления государственной политики в области налоговой реформы. Указ устанавливает, что с 1 января 1998 года плательщики налога на прибыль относят на себестоимость в полном объеме все расходы, включая внереализационные, связанные с извлечением дохода. Важным моментом данного
Указа является пункт 7, согласно которому предприятия и организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 01.01.1998 года применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты: получения предоплаты
(аванса); отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг. Субъекты малого предпринимательства, при исчислении выручки от реализации продукции
(работ, услуг) могут выбирать между указанным выше методом начисления и кассовым методом, при котором исчисление выручки производится с момента поступления им денег за реализованную продукцию (работы, услуги) [5,п 7].

Важнейшим документом первого уровня является Налоговый кодекс, вступивший в силу с 01.01.1999г. Он устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации [1, ст. 1, п. 2]. В пункте 1 статьи 39 впервые дается определение реализации товаров (работ, услуг). Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары или результаты выполненных работ одним лицом другому лицу [1, ст. 39, п. 1].
Важным моментом Кодекса является установление принципов определения цены товаров, работ или услуг. Для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен
[1, ст. 40, п. 1]. Корректировка цены для целей налогообложения производится в случае, когда происходит колебание уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам, в пределах непродолжительного периода времени более чем на 30 процентов в ту или иную сторону.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время действует 10 Положений, подробный список которых приведен в п. 2 главы 1. В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета.

Одним из важнейших документов третьего уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов
СССР от 1.11.1991г № 56 и рекомендованы для применения на территории
Российской Федерации письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от
19.12.1991г № 18-5; с изменениями, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 28.12.1994г № 173 и от 28.07.1995г № 81). Согласно инструкции по применению План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия предназначены счета раздела VII “Финансовые результаты и использование прибыли”: 80 “Прибыли и убытки”, 81
“Использование прибыли”, 82 “Оценочные резервы”, 83 “Доходы будущих периодов”, 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”.

Следующим документом этой группы, оказывающим непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ № 552 от 5.08.1992 в редакции от 12.07.99г. №794). В пункте 1 приводится список затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В пункте 2 “Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” дается определение конечному финансовому результату, прибыли
(убытку).

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию [2].

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Здесь же приводится состав внереализационных доходов и расходов.

В целях реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Минфином разработано и утверждено приказом № 34н от 29.07.1998г Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Положение введено в действие с 1 января 1999 года. По своему содержанию и месту в системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету является основным документом, содержащим в полном объем главные правила (принципы) бухгалтерского учета, методы оценки имущества и обязательств, а также требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности [3, стр. 55]. В разделе, посвященному учету и оценке прибыли (убытка) предусматривается отражение финансового результата отчетного периода в сумме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), определенного как разница между финансовым результатом и суммой налога на прибыль и иных аналогичных платежей, установленных налоговым законодательством, включая штрафные санкции.

К документам этого уровня принадлежит Инструкция ГНС РФ № 37 от
10.08.1995г “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (в редакции Изменений и дополнений
Госналогслужбы РФ). Данной инструкцией определяется порядок взимания налога с финансового результата работы предприятия - прибыли, плательщики налога, порядок определения объекта налогообложения, ставки и льготы.

Четвертый уровень составляют юридические документы предприятия, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения учета, принятых на предприятии.
Предприятию предоставляется выбор формы бухгалтерского учета, внутренней отчетности, способа начисления амортизации, установления метода оценки потребленных производственных запасов, оценки товара, метода определения выручки от реализации. Совокупность всех этих элементов может в значительной степени влиять на формирование финансового результата и его размер.

1.2.Учет финансовых результатов в РФ

Порядок формирования и отражения финансового результата зависит от принятых в стране национальных стандартов учета и финансовой отчетности.
Долгое время в России действовали свои принципы учета, которые отражали особенности ведения учета в плановом, строго регламентируемом хозяйстве. В настоящее время, в связи с переходом России на принятую в международной практике систему учета и отчетности, бухгалтерский учет в целом, и непосредственно учет формирования финансовых результатов претерпевает серьезные изменения, которые предусматривают приближение учета к принципам, действующим в международной практике.

На рисунке 2 показана схема формирования финансового результата в соответствии с современными принципами и нормами учета и отчетности в
России.

80 "Прибыли и убытки"

Дебет

Кредит

46, 47, 48

46, 47, 48

Себестоимость Выручка
Себестоимость Выручка

Налоги

Налоги

Убыток

Прибыль

51, 52, 76

51, 52, 76

Внереализационные
Внереализационные расходы доходы

Конечное сальдо - убыток Конечное сальдо - прибыль

Рис. 2 Схема операций по формированию прибыли.

Конечный финансовый результат работы предприятия отражается на счете
80 "Прибыли и убытки" и имеет три составляющие.

-от реализации продукции (работ, услуг), которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами, включаемыми в себестоимость этой продукции;

- от реализации основных фондов и другого имущества предприятия, которая представляет собой разницу между выручкой от реализации имущества
(без НДС и других аналогичных обязательных платежей) и первоначальной
(восстановительной) стоимостью этого имущества, уменьшенную на расходы, связанные с его выбытием.

- внереализационные доходы, уменьшенные на величину внереализационных расходов.

Учет реализации продукции (работ, услуг) ведется на счете 46
“Реализация продукции (работ, услуг)”. По кредиту этого счета отражается выручка от реализации, а по дебету - себестоимость реализованной продукции, налоги: НДС , акциз, налог на ГСМ.

Согласно Указу Президента РФ № 685 от 8 мая 1996г “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” все предприятия, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 1 января 1998 года применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты: получения предоплаты (аванса), отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг [5, п. 7]. Для целей налогообложения выручка может определяться либо по мере поступления денежных средств, либо по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

При определении выручки от реализации по моменту отгрузки в бухгалтерском учете производят следующие записи:

Д 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”

К 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”

Д 46 “Реализация продукции (работ, услуг)

К 40 “Готовая продукция”

Д 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”

К 68 “Расчеты с бюджетом”

Поступившие платежи за реализованную продукцию отражают по дебету счета 51 “Расчетный счет” и других счетов с кредита счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска случайной гибели от предприятия к покупателю (например, при экспорте продукции),то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 “Товары отгруженные”. При отгрузке указанной продукции ее списывают с кредита счета 40 “Готовая продукция” в дебет счета 45 “Товары отгруженные”. После получения извещения о передаче права владения и распоряжения отгруженной продукцией покупателю поставщик списывает ее с кредита счета 45 “Товары отгруженные” в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.

В современных условиях неплатежей все чаще большую долю выручки составляет выручка от неденежных форм расчетов. К таким расчетам можно отнести бартерные операции и взаимозачеты. Выручку от бартера и взаимозачетов также как и обычную денежную выручку отражают по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

Решающую роль в формировании финансового результата играет себестоимость продукции, которая отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг). В связи с тем, что затраты на производство и реализацию оказывают непосредственное воздействие на себестоимость, их перечень строго регламентирован. В настоящее время действует Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (с учетом изменений и дополнений, внесенных
Постановлениями Правительства РФ от 01.07.95г № 661 и от 20.11.95г № 1133).

При отнесении затрат на себестоимость следует исходить из того, что момент учета затрат по производству и реализации продукции в целях налогообложения прибыли совпадает с моментом учета выручки от реализации этой продукции. Необходимо также помнить, что в соответствии с изменениями внесенными в порядок исчисления налогооблагаемой прибыли
Постановлением Правительства РФ от 01.07.95г № 661 в себестоимость включают все затраты на производство и реализацию продукции, независимо от того, в пределах ли норм, установленных законодательством, или сверх этих норм они произведены. Для целей же налогообложения прибыли затраты принимаются в пределах лимитов, норм и нормативов.

Финансовый результат от продажи основных средств и иного имущества аккумулируемая на счетах 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” и 48 “Реализация прочих активов”. По дебету счета 47 отражают первоначальную (восстановительную) стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные в связи с этим расходы (снос и разборка зданий, сооружений, демонтаж оборудования, транспортные расходы и др.). В кредит счета относят сумму износа, начисленную по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручку от реализации имущества и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования или реализации. Доход (кредитовое сальдо) или убыток (дебетовое сальдо) от реализации основных средств в текущем периоде списывается со счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств” на счет 80 “Прибыли и убытки”.

С 1 января 1996 года при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисляемый в порядке, установленном Правительством РФ (индекс- дефлятор). Величина индекса-дефлятора определяется ежеквартально
Госкомстатом России.

На счете 48 “Реализация прочих активов” выявляются финансовые результаты от реализации на сторону нематериальных активов, МБП, покупных материалов, валюты, ценных бумаг и других финансовых вложений. Полученная выручка от продажи относится на кредит счета 48, а фактическая себестоимость продаваемых ценностей отражается по дебету.

В конце отчетного периода, после всех проведенных операций на счетах
46, 47, 48 выявляется финансовый результат, который списывается на счет 80.
Таким финансовым результатом может являться как прибыль, так и убыток.

Кроме доходов и расходов от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, материалов и другого имущества у предприятия в ходе деятельности возникают внереализационные доходы и расходы, фиксируемые непосредственно на счете 80 “Прибыли и убытки”. [7, стр 147] К ним относят: доходы от участия в других организациях, доходы и расходы от финансовых операций, случайные, не характерные для данной организации..

Первые появляются в результате получения части прибыли от других организаций и дивидендов по акциям, держателем которых является данная организация. Доходы и расходы от финансовых операций состоят из курсовых валютных разниц, доходов от процентов за средства, переданные взаймы, расходов, связанных с приобретением облигаций, валюты, иных финансовых ценностей.

Случайные, не характерные для организации внереализационные доходы и расходы, разнообразны. К ним относятся поступление штрафов, пени и других видов санкций, возмещение убытков, расходы организации на судебные издержки, дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению, убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году и другие, аналогичные доходы и расходы. Такие суммы сразу зачисляются на счет 80 "Прибыли и убытки", минуя счета реализации.

С 1 января 1999 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” (ПБУ8/98)
, утвержденное приказом Минфина № 57н от 25 ноября 1998г.

Данное положение было разработано Минфином России на основании Плана мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Условный факт, представляет собой факт хозяйственной деятельности, происшедший в отчетном периоде, последствия которого могут возникнуть (или не возникнуть) только в будущем.
С принятием ПБУ 8/98 все существенные условные факты хозяйственной деятельности, без учета которых нельзя достоверно оценить результаты деятельности организации и ее финансовое положение, должны отражаться в бухгалтерской отчетности за отчетный период .

К условным фактам можно отнести: разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов в бюджет, не разрешенные на отчетную дату, гарантии и другие виды обеспечения обязательств, выданные организацией в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили, учтенные (дисконтированные) векселя, срок погашения которых до даты подписания бухгалтерской отчетности не наступил, гарантийные обязательства организации в отношении реализованной в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и т.п.

Последствиями условного факта могут быть условное обязательство, условный убыток, условная прибыль и условный актив.

Если в конце года по итогам работы предприятие получило убыток, то согласно Закону РФ № 2116-1 от 27 декабря 1991 года “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в редакции последующих изменений и дополнений), он может быть покрыт за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в течение последующих пяти лет, с условием того, что предприятие полностью использовало на его покрытие средства резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством.
Начиная с 21 января 1997 года (с момента вступления в силу Федерального закона № 13-ФЗ от 10 января 1997г “О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”) при предоставлении данной льготы принимается только убыток от реализации продукции (работ, услуг), а не весь убыток годового отчета [7, стр. 25].

При применении данной льготы следует учесть, что отдельные виды налоговых льгот (в общей сумме) не могут уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

С 1 января 2000 года вступили в действие подготовленные в рамках выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной
Правительством Российской Федерации 06.03.98г. №283, три важнейших положения по бухгалтерскому учету:

“Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99, пр.Минфина РФ от
06.07.99. №43н.

”Доходы организации” ПБУ 9/99 пр.Минфина РФ от 06.05.99. №32н
(ред.30.12.99г.).

“Расходы организации” ПБУ 10/99. пр.Минфина РФ от 06.05.99. №33н
(ред.30.12.99г.).

Если положение по бухгалтерской отчетности организации ПБУ 4/99 является развитием ранее действовавшего документа по формированию отчетной бухгалтерской информации, то положения ПБУ9/99 и ПБУ10/99 стали совершенно новыми документами для нормального регулирования бухгалтерского учета в РФ и регламентирующими кардинальные понятия бухгалтерского учета и отчетности
-доходы и расходы организации.

Внесенные изменения вытекают из требований международных стандартов финансовой отчетности, в частности принципов подготовки и составления финансовой отчетности и Международными стандартами финансовой отчетности(МСФО)

Изменения в первую очередь относятся к уточнению общих требований бухгалтерской отчетности, введенных ПБУ4/96, и официальному изложению одного требования - нейтральности. Раскрыты в новом Положении четыре формата форм бухгалтерской отчетности вместо двух в ранее действовавшем
(Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и Отчет об изменениях капитала), а также расширен перечень дополнительных данных, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Наряду с привычными показателями в годовой бухгалтерской отчетности должны появиться данные о прекращенных операциях, об афилированных лицах, о прибыли, приходящейся на одну акцию, и др. При составлении информации о финансовом положении предприятия в большей степени упор должен делаться на пояснительную записку, а не на отчетные таблицы, имея в виду, что в западной практике обычный бухгалтерский отчет крупного акционерного общества содержит детализированную информациею более чем на 60 страницах.
Одним из аспектов применения приведенных документов является формирование так называемых типовых форм в рамках группы взаимосвязанных организаций. В соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.96г. №112, объем и порядок, включая сроки, представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации
(в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация. Кроме того , при составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочериных обществ. Соблюдение приведенных и других правил составления сводной бухгалтерской отчетности вызывает необходимость разработки головной организацией единых для входящих в группу организаций форм бухгалтерской отчетности, т.е.в какой-то мере типовых для группы форм. Это относится и к унитарным предприятиям, находящимся в подведомственном подчинении.

В положениях ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» рассматриваются кардинальные вопросы, связанные с формированием доходов и расходов предприятия.

При осуществлении расчетов между предприятиями неденежными средствами
(договор мены,бартер, взаимозачеты и т.д.) объем выручки от продажи определяется ценой полученных ценностей, устанавливаемой при продаже
(покупке) с использованием денежных средств при безналичных расчетах или наличных денежных средств.

При применении Положения ПБУ 10/99 довольно часто возникают вопросы, связанные с применением к бухгалтерскому учету затрат на производство и продажу товаров, продукции. работ и услуг в части всех произведенных текущих расходов независимо от их велечины, установленных лимитов,нормативов и норм, утвержденных правил принятия расходов для целей налогообложения и других ограничений. Уже ранее был установлен и действовал порядок принятия к бухгалтерскому учету представительских расходов и расходов на рекламу в размере фактически произведенных затрат. С 20000 года порядок принятия к учету в размере фактически произведенных затрат является общим для всех расходов.

Конечная, обобщающая характеристика финансового результата предпринимательской деятельности содержится в форме № 2 “Отчет о финансовых результатах”. Все данные, формирующие финансовый результат , в отличие от счета 80, показываются в развернутом виде. В нем можно исчерпывающе получить сведения о выручке, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходах, операционных и внереализационных доходах и расходах, процентах к получению и уплате, а также сумму налога на прибыль, уплаченного за отчетный период. Отдельно приводятся суммы прибыли или убытка от реализации, от финансово-хозяйственной деятельности и нераспределенная прибиль (убыток) отчетного периода. Отчет о финансовых результатах предназначен как для внутренних, так и внешних пользователей отчетной информацией.

1.3.Соответствие учета и отчетности финансовых результатов в РФ с МФСО

Развитие международных экономических связей, выход России на мировой рынок, появление совместных предприятий, инвестирование капиталов в экономику страны вызвали необходимость реформации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с принципами, принятыми в международной практике.

На основании распоряжения Председателя Верховного Совета Российской
Федерации от 14.01.92г “О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистике” была разработана с использованием результатов экспериментальных работ, проведенных
Госкомстатом и Минэкономики РФ, специальная Государственная программа перехода на международные стандарты учета и статистики. Данная программа предусматривает постепенный переход к использованию в России международных стандартов финансовой отчетности.

В каждой стране бухгалтерский учет испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей своей страны. Из всего многообразия учетных систем можно выделить следующие основные типы.

Англо-американская модель

Данная система учета получила наибольшее распространение в мировой учетной практике, но при этом не являются общепризнанной во всех странах.
Этой модели учета придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада,
Индия, Австралия, ЮАР и некоторые другие англо-говорящие страны.

Основным отличием данной модели является ориентация отчетности на инвесторов и кредиторов предприятия. Задача информационного обеспечения потребностей государства в лице налоговых органов выведена за рамки системы финансового учета и подготовки финансовой отчетности. Система финансового учета базируется на так называемых Общепринятых учетных принципах - GAAP
(Generally Accepted Accounting Principles).

Континентальная или европейская модель.

Данная модель объединяет национальные учетные системы Франции,
Германии, Австрии и некоторых других стран Европы. Близка по сути к этой модели национальная система ведения учета в Японии.

Для европейской модели характерны особенности, близкие к Российской системе учета в настоящее время: высокая степень вмешательства государства в учетную практику (то есть обязательное применение Плана счетов, утвержденного государством), обязательность следования утвержденным принципам отражения операций, ориентированность бухгалтерской отчетности на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственной власти, практика учета одной страны существенно отличается от практики учета другой.

В международной системе подготовка финансовой отчетности в соответствии со стандартами IASC - (International Accounting Standard
Committee) - Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.
Основная задача этого комитета состоит в развитии бухгалтерских принципов, приемлемых и понимаемых во всем мире.

Российские национальные стандарты бухгалтерского учета.

В настоящее время в России действуют следующие учетные стандарты, утвержденные министерством финансов Российской Федерации, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Российские национальные стандарты бухгалтерского учета

|№ ПБУ |Наименование |№ приказа |Дата |
| | | |утвер-ждени|
| | | |я |
|1 |2 |3 |4 |
|1/98 |Учетная политика предприятия |60н |09.12.98г |
|2/94 |Учет договоров (контрактов) на | | |
| |капитальное строительство |167 |20.12.94г |
|3/95 |Учет имущества и обязательств | | |
| |организации, стоимость которых | | |
| |выражена в иностранной валюте |50 |13.06.95г |
|4/96 |Бухгалтерская отчетность организации |10 |08.02.96г |
|5/98 |Учет материально-производственных | | |
| |запасов |25н |15.06.98г |

Продолжение таблицы 1
|1 |2 |3 |4 |
|6/97 |Учет основных средств |65н |03.09.97г |
|7/98 |События после отчетной даты |56н |5.11.98г |
|8/98 |Условные факты хозяйственной | | |
| |деятельности |57н |25.11.98г |
|9/99 |Доходы организации |32н |01.12.99г. |
| | | | |
|10/99 |Расходы организации |33н |30.12.99г. |

На основании Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта
1998г № 283 был разработан План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. Некоторые положения уже внедрены, другие находятся на разработке. Конечный срок, указанный в Плане 4 квартал 1999 года.

Любая принятая в основу система учета из всех элементов финансовой отчетности наибольшее значение придает именно прибыли. Важнейшим элементом финансовой отчетности выступает отчет о прибылях и убытках.

Международные стандарты не регламентируют формат отчета, однако они определяют информацию, которая должна быть отражена в этом отчете. Основные стандарты, регламентирующие такую информацию, - это стандарт № 1
“Представление финансовой отчетности” и стандарт № 8 “Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике”
[16,стр. 245]. Согласно этим стандартам в отчете о прибылях и убытках должна быть отражена следующая информация: выручка от реализации или другие операционные доходы, износ основных средств, доход в виде процентов, доход от инвестиций, расходы в виде процентов, налоги на прибыль, экстраординарные убытки (расходы), экстраординарные прибыли (доходы). значительные внутрифирменные операции,.чистая прибыль или убыток за период.

В стандарте № 8 излагаются более подробные требования, касающиеся статей отчета о прибылях и убытках. Стандарт требует раскрытия информации о тех статьях доходов и расходов от обычной деятельности предприятия, которые по своему размеру, сути и частоте возникновения существенны для объяснения результатов деятельности компании. Сюда входят выручка от реализации, списание (уменьшение стоимости) запасов до чистой стоимости реализации и основных средств до возмещаемых сумм и реверсирование таких списаний, реструктуризация деятельности предприятия, ликвидация основных средств, ликвидация долгосрочных инвестиций, прекращенные операции, результаты судебных разбирательств, другие реверсирования резервов.

Под прекращенными операциями подразумеваются результаты продажи или прекращения отдельного важного вида деятельности компании, который может быть выделен физически, операционно и для целей финансовой отчетности
(например продажа сегмента). Результат от прекращенных операций, как правило, включается в состав прибылей и убытков от обычной деятельности, однако в определенных обстоятельствах может трактоваться как экстраординарный. Если на дату составления отчетности известно о будущем прекращении операций, в отчетности должна быть раскрыта информация о таком прекращении, которая может быть оценена с достаточной степенью надежности.

Под экстраординарными прибылями и убытками понимаются прибыли и убытки, возникающие из событий и операций, которые абсолютно не характерны для деятельности предприятия и повторение (на частой и регулярной основе) которых не ожидается в будущем.

Процесс учета и составления отчетности на Западе базируется на большом количестве различных оценок (оценка безнадежной задолженности, оценка полезного срока службы основных средств и др.). Согласно международным стандартам, результат изменения учетных оценок должен быть включен в расчет чистой прибыли (убытка). Таковы основные принципы построения отчета о прибылях и убытках, на основе международных стандартов.

Схема расчета чистой прибыли согласно американским стандартам, представлена на рисунке 3.

----------------------------------------------------------------------
--------------------------
Выручка от реализации - Себестоимость реализованной продукции
----------------------------------------------------------------------------
------------------------

Валовая прибыль - Операционные расходы (расходы на продажу и общие и административные расходы)
----------------------------------------------------------------------------
-------------------------

Прибыль от операционной деятельности + (-) Другие прибыли и убытки

+ (-) Случайные прибыли и убытки
----------------------------------------------------------------------------
-------------------------
Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль
----------------------------------------------------------------------------
-------------------------
Чистая прибыль от нормальной деятельности + (-) Прибыль (убыток) от прекращенных операций (за вычетом налога) + (-)
Экстраординарные прибыли и убытки (за вычетом налога) + (-) Прибыли
(убытки) в результате обобщенного эффекта от изменения учетной политики (за вычетом налога)
----------------------------------------------------------------------------
-------------------------

Чистая прибыль

Рис.3 Схема расчета чистой прибыли.

Выручка от реализации отражается чистая, за вычетом возврата товаров и скидок. Себестоимость показывается отдельной строкой, но в пояснениях дается более полная информация. Операционные расходы обычно делят на две группы: расходы на реализацию и общие и административные расходы. По статье другие прибыли и убытки или другие доходы и расходы. Представляются доходы и расходы от операций, которые не являются основным видом деятельности. Например, проценты, доходы от инвестиций, результаты продаж основных средств и т.п. Случайные прибыли и убытки - это прибыли и убытки либо редкие, либо необычные. Сюда можно отнести списание стоимости запасов, списание дебиторской задолженности, доходы и расходы от изменения валютных курсов и т.д. Полученная после вычета налога величина представляет собой чистую прибыль в результате нормальной деятельности. Под прекращением операций подразумевается ликвидация деятельности компании в какой-либо области. Экстраординарные прибыли и убытки - это прибыли и убытки, которые являются редкими и необычными. После учета результата от изменения учетной политики получается чистая прибыль компании. Как видно, процесс определения прибыли согласно GAAP во многом совпадает с принятыми в российской практике.

В странах, применяющих европейскую модель учета порядок формирования и отражения финансовых результатов регулируется четвертой директивой Совета
Европейского Сообщества, роль которой заключается в сближении и гармонизации годовой отчетности компаний определенных правовых форм [16, стр. 97].

Пользователям предоставляется право выбора схемы отчета о прибылях и убытках. Всего 4 директива содержит четыре таких схемы. Первая схема имеет следующий вид.

1.Чистая выручка от оборота;

2. Изменения в запасах готовой продукции и заделе незавершенного производства;

3.Прочие активируемые (т.е. принимаемые на баланс) работы собственного производства;

4. Прочие производственные доходы;

5. А) расход материалов;

Б) прочие сторонние расходы;

6.Расход на персонал;

А) заработная плата и жалование;

Б) социальные расходы, в том числе на обеспечение по старости;

7. А) корректировка затрат на создание и расширение компании, по вещественным и нематериальным вложениям;

Б) корректировка затрат по оборотным средствам, если это превышает обычную в компании величину корректировки затрат;

8.Прочие производственные расходы;

9.Доходы от участия, в том числе в ассоциированных предприятиях;

10.Доходы от прочих ценных бумаг и требований по вложенному имуществу, в том числе и из ассоциированных предприятий;

11.Прочие проценты и подобные доходы, в том числе от ассоциированных предприятий;

12.Корректировка оценок финансовых инвестиций и ценных бумаг по оборотному имуществу;

13.Проценты и подобные расходы, в том числе по ассоциированным предприятиям;

14.Налоги на результат нормальной коммерческой деятельности;

15.Результат нормальной деловой деятельности после вычета налогов;

16.Чрезвычайные доходы;

17.Чрезвычайные расходы;

18.Чрезвычайный результат;

19.Налоги на чрезвычайный результат;

20.Прочие налоги, не указанные выше;

21.Результат отчетного года.
Статья 23 4-й директивы содержит другую схему, приведенную на рисунке 4.

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Затраты ,налоги, вычеты : Доходы и приращения имущества

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Финансовый результат : Финансовый результат

Рис.4 Схема расчета чистой прибыли по ст.23.

Появление статьи, свидетельствующей о финансовом результате в разделах расходов или доходов, зависит от того, получила компания прибыль или убыток. Схема отчета о прибылях и убытках из ст. 25 4-й директивы близка по структуре американской схеме отчета о доходах и показана в схеме.

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Выручка от реализации - Производственные расходы

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Валовый доход - Коммерческие и административно-управленческие расходы

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Доход от основной коммерческой деятельности + проценты, дивиденды, другие доходы - налоги, уплаченные проценты, чрезвычайные расходы

----------------------------------------------------------------------
-----------------------

Финансовый результат

----------------------------------------------------------------------
------------------------

Рис.5 Схема расчета чистой прибыли по сч.25.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках дополняет отчет о финансовом положении компании, в котором указываются наиболее важные события и процессы, повлиявшие на состояние компании.

ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ

ГУСП “БАШХЛЕБОПТИЦЕПРОМ”

2.1. Краткая экономическая характеристика ГУСП

"Башхлебоптицепром"

Государственное Унитарное сельскохозяйственное предприятие
«Башхлебоптицепром»" имеет в своем составе структурные подразделения:

1). Автотранспортная база;

2). Цех инкубации;

3). Магазин "Аккош";

4). Магазин "Кош";

5). Магазин "Себеш";

6). Магазин "Мясо-птицы".

Предприятие выступает учредителем дочерних предприятий .

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. предприятие обладает правом юридического лица,имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.

Предприятие создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и на основании Устав.

Согласно Устава:

Предприятие решает задачи по претворению в жизнь указаний президента
РБ по обеспечению населения республики продовольствием.

Координирует деятельность дочерних предприятий, филиалов, оказывает им практическую помощь по организации закупок зерна, маслосемян, сортовых и гибридных семян, зерновых и масленичных культур, травяной муки, производства зерна, муки, крупы, комбикормов, яиц, птичьего мяса, свинины и других продуктов животноводства, переработки их, покупки, производства и реализации кормовых добавок, племенных яиц и их инкубации, продажи племенных животных и птиц.

Изучает коньюктуры рынка, решает вопросы развития форм внешнеэкономической деятельности, взаимодействия дочерних предприятий и филиалов с целью извлечения дополнительной прибыли .

Осуществляет торгово-закупочную деятельности, в т.ч. оптовую,розничную торговлю, организует общепит; проводит операции, связанные с инвестированием средств, полученных от прибыли, в ценные бумаги, депозиты, применением в хозяйственном обороте долговых обязательств и других ценных бумаг, эмитируемых государством и другими организациями.

Организует хозяйственную, информационную деятельность. оказывает маркетинговые, автотранспортные, посреднические услуги.

Организует покупку, реализацию нефтепродуктов, удобрений, ядохимикатов. Обеспечивает дочерние предприятия, производителей и переработчиков зерна, в виде товарного кредита и товарообмена, нефтепродуктами, ядохимикатами, стройматериалами, техниой, автотранспортом.

Предприятие вправе без специального разрешения осуществлять все виды внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические операции с товарами (видами работ, услуг), экспорт и импорт которых регулируется государством, осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии), получаемого в порядке, установленном действующим законодательством.

Бухгалтерский учет в целом и учет финансовых результатов в частности ведется в соответствии :

- Закон о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 21.11. 1996г. 129-
ФЗ;

- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия"
(ПБУ 1/98), приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98г. с изменениями и дополнениями;

План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприяти, утвержденные приказом МФ СССР от 01 ноября 1991г.№ 56 ( с учетом изменений и дополнений);

- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденная Приказом МФ РФ от 06.07. 1999г.№ 43н;

- Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом МФ РФ от 12 ноября 1996г. № 97 (с изменениями и дополнениями);

- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05 августа 1992г.
№ 552 (с последующими изменениями и дополнениями);

- Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве, утвержденные министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ по согласованию с
Министерством экономики РФ и МФ РФ от 26 сентября 1996г. № 83;

- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных комитатом РФ по торговле от 20 апреля 1995г. №1-550/32-2;
- Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товара в организациях торговли, утвержденных письмом

Комитета РБ по торговле от 10 июля 1996г. № 1- 794/32 - 5;

Для учета фактов хозяйственной деятельности применяется таблично
-автоматизированная форма, которая ведется с применением бухгалтерской программы БЕСТ - 4.Как видно из приведенной схемы в бухгалтерию документы поступают в основном из банка от поставщиков и со складов. Затем по мере поступления проверяются их данные и заносятся в компьютер в программу БЕСТ
- 4. Программа позволяет получать ведомости аналитического и синтетического учета, Главную книгу. баланс. На их основе в конце отчетного периода составляются отчеты, которые предоставляются в ГНИ, банк и статистику.

2.2. Учет финансовых результатов в ГУСП "Башхлебоптицепром"

Рассмотрим положения учетной политики, которые непосредственно влияют на формирование финансового результата.

1.Износ основных средств начисляется в порядке, установленном
"Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве", утвержденном Госпланом СССР, МФ СССР,
Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР
29.12.1990г. № ВГ - 21 - Д.При начислении износа основных средств применяются Единые нормы амортизационных отчислений, утвержденные
Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.19990г. № 1072. Износ по нематериальным активам исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного использования.
Погашение стоимости нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов".

Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов погашается путем начисления износа в размере 100 процентов при передаче указанных средств в эксплуатацию. При передаче в эксплуатацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью за единицу не более 1/20 100- кратного размера установленной минимальной оплаты труда за единицу на дату приобретения их стоимость включается в состав затрат без исчисления износа.
Списание МБП осуществляется по мере их износа. Спецодежда списывается с учетом срока её службы.

2.Покупные производственные запасы (сырьё, материалы и МБП) учитываются по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам по их приобретению, включая транспортно-заготовительные расходы. Учет производственных запасов осуществляется на счетах 10 "Материалы", 12
"Малоценные быстроизнашивающиеся предметы» и соответствующих субсчетах согласно рабочему плану счетов бухгалтерского учета без применения балансовых счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 в стоимости материалов". Для определения фактической стоимости материальных ресурсов, списываемых в производство на издержки обращения и реализуемых на сторону, используется метод оценки запасов по средней себестоимости. товары. приобретенные для реализации оптом, учитываются по покупной стоимости. Товары в розничной торговле и предприятиях общественного питания учитываются по розничным (продажным) ценам. При этом разница между покупными и продажными ценами (торговая наценка) отражается в бухгалтерском учете отдельно на счете 42 " Торговая наценка".

3.Учет затрат ведется по фактической себестоимости. При этом в обязательном порядке обеспечивается ведение аналитического учета:

- по видам деятельности;

- по видам продукции;

- по статьям (элементам) затрат;

- по другим признакам. необходимым для составления отчетности или ведения управленческого учета.

Затраты на производство учитываются с применением традиционного калькуляционного варианта учета, при котором общепроизводственные расходы относятся непосредственно на объекты калькуляции продукции.

Калькуляционным периодом и периодом определения финансовых результатов является:

- по сельскохозяйственной деятельности - конец отчетного года;

- по содержанию аппарата управления- конец отчетного месяца;

- по торговой деятельности - конец отчетного месяца.

Затраты связанные с торговой деятельностью, учитываются на счете 44
"Издержки обращения». Издержки обращения ежемесячно относятся в дебет счета
46 "Реализация" полностью, за исключением транспортных расходов и сумм уплаты процентов за банковский кредит, которые распределяют между реализованными товарами и остатком товаров на конец отчетного месяца пропорционально покупной стоимости товаров.

Затраты связанные с содержанием аппарата управления. учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Эти затраты относятся в дебет счета
46 - приходящейся пропорционально по размеру выручки , полученной от каждого вида деятельности.

Коммерческие (внепроизводственные) расходы учитываются на счете 43
"Коммерческие расходы", Эти расходы относятся в дебет счета 46 и распределяются по видам реализованной продукции пропорционально её фактической производственной себестоимости.

4.Незавершенное производство оценивается по фактическим затратам.
Выпуск продукции учитывается без применения счета 37. Оценка и отражение в учете и отчетности готовой продукции и выполненных работ производится по фактической производственной себестоимости.

5.Конечный финансовый результат отчетного периода слагается из финансового результата от реализации работ (услуг), иных материальных и нематериальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Средства потребителей, покупателей и заказчиков, поступившие авансом (в порядке предоплаты), в счет которых выполнение работ и оказание услуг, отпуск основных средств и иных материальных и нематериальных ценностей в отчетном периоде не производились, при выведении финансового результата не учитываются.

В течении отчетного года выведение финансовых результатов и использование полученной прибыли отражается в учете следующим образом: полученный финансовый результат с начала текущего года и использование полученной прибыли учитываются на отдельных балансовых счетах . Прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов используется на уплату штрафных санкций в бюджет и формирование фондов (потребления, накопления). Выведение окончательного финансового результата отчетного
(финансового) года по результатам деятельности (реформация баланса) отражается в бухгалтерском учете следующим образом :

- счет учета использования прибыли закрывается на счете учета финансовых результатов;

- путем сравнивания оборотов счета учета финансовых результатов выводится окончательный финансовый результат отчетного (финансового) года, который переводится на отдельный балансовый счет. Счет по учету финансовых результатов текущего года закрывается.

6. Использование прибыли производится следующим образом : а) первоначально за счет прибыли осуществляются следующие виды расходов:

- уплата налоговых и приравненных к ним платежей;

- уплата пени штрафов по таким платежам. б) производятся отчисления в фонды, создаваемые в соответствии с учредительными документами :
- резервный фонд в размере 10 % от уставного фонда предприятия. Ежегодные отчисления составляют не менее 5 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
-фонд потребления;
-фонд накопления.

7.Для обеспечения планомерного проведения инвентаризаций всех статей активов и расчетов создается Инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом генерального директора.

8.Предприятие составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательными нормативными актами РФ, в частности, руководствуясь бухгалтерским стандартом Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" (ПБУ 4 / 99) и инструкциями о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности.

2.3. Анализ деятельности ГУСП “Башхлебоптицепрома»

Анализ финансовых результатов и финансового состояния является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия.
Главной целью анализа выступает получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. К основным задачам, решаемым при проведении анализа относятся: определение финансового состояния, выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период, определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия, выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

На основе данных бухгалтерских балансов (приложение 1) и формы № 2
"Отчет о финансовых результатах" (приложение 2) проведем исследование финансового состояния ГУСП «Башхлебоптицепрома» за период с 01.10.1998г по
01.04.2000г.

На первом этапе было сделано преобразование балансов стандартной формы в укрупненную (агрегированную) форму, представленную в таблице 2 более удобную для проведения анализа. На его основе произведен расчет структуры баланса, представленный в таблице 3, задачей которого является анализ изменения структуры баланса за исследуемый период, оценка степени влияния изменения значений отдельных статей баланса на общую структуру.

Таблица 2

Агрегированный баланс

|Наименование позиций |Отчетные данные ,тыс.руб. |
| |01.10|01.01.|01.04.|01.07.|01.10.|01.01.|01.04.|
| |.98 |99 |99 |99 |99 |00 |00 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|АКТИВ | | | | | | | |
|Постоянные активы | | | | | | | |
|-нематериальные |6 |1555 |1589 |1591 |1234 |1254 |1215 |
|активы | | | | | | | |
|-основные средства |1856 |3895 |7382 |8379 |9217 |10101 |10672 |
|-долгосрочн финан |1327 |1327 |1327 |1327 |1327 |1327 |1327 |
|влож | | | | | | | |
|Итого постоян активов|3189 |6777 |10298 |11297 |11778 |12682 |13214 |
| | | | | | | | |
|Текущие активы | | | | | | | |
|-незаверш. |105 |74 |107 |112 |92 |175 |185 |
|производство | | | | | | | |
|-произв. запасы и МБП|581 |4350 |51 |16255 |39 |96220 |268122|
|-готовая продукция |4963 |7415 |14771 |14155 |13283 |14511 |41637 |
|-товары отгруженные |30 |9 |9 |194 |36125 |43737 |61462 |
|-расходы буд.периодов|139 |219 |201 |799 |759 |481 |432 |
|-НДС |647 |1033 |1342 |1601 |583 |1721 |10097 |
|-счета к полунчению |20394|26716 |37353 |48600 |474200|451194|264324|
|-денежные средства |334 |539 |1252 |1912 |766 |1439 |927 |
|Итого текущих активов|27193|40355 |55086 |83628 |525847|609478|647186|
|Непокрытый убыток |340 |0 |0 |0 |162 |0 |158 |
|Итого активов |30722|47132 |65384 |94925 |537787|622160|660558|
| | | | | | | | |

Продолжение таблицы 2
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|ПАССИВ | | | | | | | |
|Собственные средства | | | | | | | |
|-уставный капитал |24 |24 |24 |24 |24 |24 |24 |
|-добавочный капитал |3695 |5807 |9416 |10571 |11238 |12792 |13613 |
|-фонд социальной |0 |1433 |1451 |1458 |203 |1190 |0 |
|сферы | | | | | | | |
|-целевое |18448|17048 |13463 |14018 |10922 |0 |0 |
|финансирование | | | | | | | |
|Итого собств средств |22167|24312 |24354 |26071 |22387 |14006 |13637 |
| | | | | | | | |
|Текущие пассивы | | | | | | | |
|-краткосроч. кредит |99 |2323 |16060 |21558 |451701|515601|587205|
|банка | | | | | | | |
|-счета к оплате |6334 |18346 |21418 |42864 |59265 |89213 |55491 |
|- заработная плата |283 |492 |1141 |1132 |1525 |954 |1806 |
|-авансы |1807 |1364 |1423 |2623 |556 |791 |1043 |
|-прочие |32 |295 |988 |52 |1728 |49 |53 |
|-резерв. предст. |0 |0 |0 |625 |625 |0 |0 |
|расходов | | | | | | | |
|-фонд потребления |0 |0 |0 |0 |0 |1546 |1323 |
|Итого текущ. |8555 |22820 |41030 |68854 |515400|608154|646921|
|пассивовв | | | | | | | |
|Итого пассивов |30772|47132 |65384 |94925 |537787|622160|660555|
| | | | | | | |8 |
| | | | | | | | |
|Чистый оборотный |18638|17535 |14056 |14774 |10447 |1324 |265 |
|капитал | | | | | | | |

Таблица 3

Структура баланса, в %
|Наименование позиций |Отчетные даты% |
| |01.10|01.01.|01.04.|01.07.|01.10.|01.01.|01.04.|
| |.98 |99 |99 |99 |99 |00 |00 |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|ПОСТОЯННЫЕ АКТИВЫ | | | | | | | |
|Нематериальные активы|0,2 |22,9 |15,4 |14,1 |10,5 |9,9 |9,2 |
|-основные средства |58,2 |57,5 |71,7 |74,2 |78,2 |79,6 |80,8 |
|-долгосрочн фин. |41,6 |19,6 |12,9 |11,7 |11,3 |10,5 |10,0 |
|вложен | | | | | | | |
|Итого постоян.активов|100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|Доля в общих активах |10,4 |14,4 |15,8 |11,9 |2,2 |2,0 |2,0 |
| | | | | | | | |
|Коэф-т износа основ. |0,26 |0,16 |0,12 |0,12 |0,12 |0,13 |0,14 |
|ср-в | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ | | | | | | | |
|-незаверш. |0,4 |0,2 |0,2 |0,1 |0 |0 |0 |
|производство | | | | | | | |

Продолжение таблицы 3
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|-роизвод. запасы и |2,1 |10,8 |0,1 |19,4 |0 |15,8 |41,4 |
|МБП | | | | | | | |
|-готовая продукция |18,4 |18,4 |26,8 |16,9 |2,5 |2,4 |6,4 |
|-товары отгруженные |0,1 |0 |0 |0,2 |6,9 |7,2 |9,6 |
|-расходы |0,5 |0,5 |0,4 |1,0 |0,1 |0,1 |0,1 |
|будуш.периодов | | | | | | | |
|-НДС |2,4 |2,6 |2,4 |2,0 |0,1 |0,3 |1,6 |
|-счета к получению |75 |66,2 |67,8 |58,1 |90,2 |74,0 |40,8 |
|-денежные средства |1,2 |1,3 |2,3 |2,3 |0,1 |0,2 |0,1 |
|Итого текущих активов|100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|Доля в общих активах |88,5 |85,6 |84,2 |88,1 |97,8 |98,0 |98,0 |
|Непокрытый убыток |100 |0 |0 |0 |100 |0 |100 |
|Доля в общих активах |1,1 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |
| | | | | | | | |
|СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | | | | | | | |
|-уставный капитал |0,1 |0,1 |0,1 |0,1 |0,1 |0,2 |0,2 |
|-добавочныйный |16,7 |25,9 |38,7 |40,5 |50,2 |91,3 |99,8 |
|капитал | | | | | | | |
|-фонд социальной |0 |5,9 |6,0 |5,6 |0,9 |8,5 |0 |
|сферы | | | | | | | |
|-целевое |83,2 |70,1 |55,2 |53,8 |48,8 |0 |0 |
|финансирование | | | | | | | |
|Итого инвестир. |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|капитала | | | | | | | |
|Доля в общих пассивах|72,0 |51,6 |37,2 |27,5 |4,2 |2,3 |2,1 |
| | | | | | | | |
|ТЕКУЩИЕ ПАССИВЫ | | | | | | | |
|-краткоср.кредиты |1,2 |10,2 |39,1 |31,3 |87,6 |84,8 |90,7 |
|банков | | | | | | | |
|-счета к оплате |74,0 |80,3 |52,2 |62,3 |11,5 |14,7 |8,6 |
|-заработная плата |3,3 |2,2 |2,8 |1,6 |0,3 |0,2 |0,3 |
|-авансы |21,1 |6,0 |3,5 |3,8 |0,1 |0,1 |0,2 |
|Прочие |0,4 |1,3 |2,4 |0,1 |0,3 |0 |0 |
|-резерв. предст. |0 |0 |0 |0,2 |0,2 |0 |0 |
|расходов | | | | | | | |
|-фонд потребления |0 |0 |0 |0 |0 |0,2 |0,2 |
|Итого |100 |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|Доля в общих пассивах|27,8 |48,4 |62,8 |72,5 |95,8 |97,7 |97, 9 |

Проанализируем структуру активов и пассивов баланса, используя таблицу 3. На 01.04.00г.общая стоимость имущества предприятия составляла
660558 тыс. рублей. За рассматриваемый период она увеличилась в 21 раз, что в абсолютном выражении составляет 629836 тыс. рублей. Удельный вес постоянных активов составил 2,0%, 13214 тыс. рублей - в абсолютном выражении, основной составляющей которых являются основные средства (80,4% или 10672 тыс. рублей).

Таблица 4

Анализ изношенности основных средств
|Показатели |01.10.|01.01.|01.04.|01.07.|01.10.|01.01.|01.04.|
| |98 |99 |99 |99 |99 |00 |00 |
|Первоначальн.стоимос|2503 |4612 |8375 |9520 |10528 |11590 |12364 |
|ть | | | | | | | |
|Износ во время |648 |717 |993 |1140 |1311 |1488 |1692 |
|эксплуат. | | | | | | | |
|Степень годности |74,2 |84,5 |88,2 |88,1 |87,6 |87,2 |86,3 |
|Степень изношенности|25,8 |15,5 |11,8 |11,9 |12,4 |12,8 |13,7 |

Обобщающие показатели технического состояния основных фондов является коэффициент износа и годности.

1. Коэффициент износа (степень изношенности) основных средств (Киос) определяется как отношение суммы износа (Иос) к первоначальной стоимости основных средств:

Киос=Иос/Фос ( 1 )

2.Коэффициент годности (степень годности) основных средств (Кгос)- это отношение их остаточной стоимости (Фо) к первоначальной стоимости
(Ф):

Кгос=Фо/Ф =1-Киос

( 2 )

Как видно из таблицы 4 коэффициент износа на 01.04.00г.составил
0,1,что на 0,2 меньше, чем на 01.10.98г. Это показатель положительного техническое состояния основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств возросла с 2503 тыс руб. на
01.10.98г. до 12364тыс.руб. на 01.04.2000г. В результате степень изношенности сократилась до 13,7 на 01.04.00г. , что говорит об улучшении технической оснащенности, и это дает основание предполагать, что предприятие располагает относительно новыми основными средствами, т.е. использует свои финансовые возможности на обновление основных средств.

На 01.04.00г текущие активы составляли 98% общей суммы имущества предприятия (647186 тыс.руб. в абсолютном выражении). За рассматриваемый период их доля остается относительно стабильной, так наибольшее значение достигается на 01.01.00г - 98%, а наименьшее на 01.04.00г – 84,2%. На протяжении всего периода основными составляющими текущих активов являются готовая продукция, счета к получению и производственные запасы, т.е. дебиторская задолженность, что наглядно видно в диаграмме 2. Удельный вес производственных запасов и МБП изменился (2,1% на начало периода и 41,4% на конец).

Необходимо обратить внимание на резкое снижение удельного веса товаров с 18,4% на начало периода до 6,4% на конец и хотя дебиторская задолженность уменьшилась с 75% до 40,8%, тем не менее дебиторская задолженность в сумме 264324 тыс.руб на 01.04.00г. показывает, что предприятие испытывает значительные затруднения из-за неплатежей за реализованную продукцию.

При анализе структуры пассивов выявлено, что собственные средства предприятия на 01.04.00г составили 13637 тыс. рублей. За рассматриваемый период доля собственного капитала в общей сумме пассивов снизилась с 72% до
2,1%. Это позволяет отметить, что дополнительный приток средств был в основном связан с увеличением заемных средств ( 97,9% к общей сумме пассивов), абсолютное значение снижения составило 8530 тыс. рублей.
Значительный удельный вес в собственном капитале принадлежит добавочному капиталу,за счет переоценки. Согласно таблице 1 с 01.10.98г по 01.04.00г значение накопленного капитала возросло на 9918 тыс. рублей. С 01.10.98 происходит резкое падение целевого финансирования с 83,2% к общей доле собствееного капитала до 0. Основными статьями текущих пассивов являются кредиты банков и счета к оплате, т. е задолженность поставщикам (8,6% или
55491 тыс. рублей на 01.04.00г) и кредиты банков (90,7% или 587205 тыс. рублей на 01.04.00г). За исследуемый период удельный вес счетов к оплате сократился на 65,4%, а кредиты банков увеличились на 89,5%.В результате возросла доля средств привлекаемых на долгосрочной основе. Так как за исследуемый период доля счетов к получению и счетов к оплате уменьшается, а удельный вес постоянных активов остается на низком уровне.

Диаграммы 8 и 9 представляют изменение размеров и структуры пассивов.

Наблюдающийся на протяжении анализируемого периода дефицит денежных средств свидетельствует о том, что указанных выше источников было недостаточно для финансирования текущей деятельности предприятия.
Привлечение кредитов банка в основном было направлено на закупку зерна.

Величина чистого оборотного капитала (таблица 2) показывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет собственного капитала. Чем больше его величина, тем более финансово устойчиво предприятие.
Арифметически данный показатель определяется как разница между текущими активами и текущими пассивами. Резкий спад чистого оборотного капитала
(диаграмма 10) с 18638 тыс рублей на 01.10.98г до 265 тысяч рублей на
01.04.2000г произошел во 4 квартале 1999г из-за прекращения целевого финансирования из бюджета. В диаграмме 10 показано изменение чистого оборотного капитала.

Следующим этапом анализа будет анализ ликвидности ГУСП
«Башхлебоптицепрома». Ликвидность можно рассматривать как время, необходимое для продажи актива и как сумму, вырученную от продажи актива.

Наиболее ликвидные активы: денежные средства.

Быстрореализуемые активы: cчета к получению.

Медленно реализуемые активы: незавершенное производство; производственные запасы и МБП; готовая продукция + НДС; товары отгруженные.

Труднореализуемые активы: нематериальные активы, основные средства; долгосрочные финансовые вложения.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

Наиболее срочные обязательства: счета к оплате, по заработной плате, авансы, прочие,

Краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты банка,

Долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты банков,

Постоянные пассивы: фонд потребления; резервы предстоящих расходов платежей, “собственные средства “ минус “расходы будущих периодов” минус
“убытки”.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия: А1>П1, А2>П2, А3>П3 и А4П1 А2>П2

А3>П3
01.10.98 33499=+20295
6326

Похожие работы:

  1. • Анализ финансовых результатов на примере магазина
  2. • Анализ финансовых результатов торговой организации
  3. • Методика проведения анализа финансовых результатов ...
  4. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  5. • Анализ финансовых результатов деятельности ООО ...
  6. • Анализ финансовых результатов и планирование ...
  7. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  8. • Анализ финансовых результатов на предприятии
  9. • Учет и анализ финансовых результатов на примере ...
  10. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  11. • Анализ финансовых результатов
  12. • Основные проблемы финансовой деятельности ООО "Шанс"
  13. • Управление финансовыми результатами (на примере ...
  14. • Анализ финансовых результатов предприятия
  15. • Оценка финансовых результатов хозяйственной ...
  16. • Учет и анализ финансовых результатов деятельности ...
  17. • Анализ финансового результата в ООО "Интел-плюс"
  18. • Формирование финансовых результатов деятельности ...
  19. • Анализ финансовых результатов
Рефетека ру refoteka@gmail.com