Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Научно-познавательная журналистика

Научно-познавательная журналистика

Маншук Мукашева, к. фил. н., доцент, председатель профкома КазНУ

Наука и общество

Сегодня журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни, но и новейших достижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демократических принципов правления в большинстве цивилизованных стран, вследствие чего население имеет право на получение любой информации. А государство, соответственно, обязано эту информацию предоставлять. Большинство ученых, занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации, сходятся во мнении, что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры, отмечают регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики.

Культурно-образовательная функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, как остальные, хотя и является одной из главных. Ее цель - обогатить внутренний мир человека как самодостаточной личности. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, чаще всего, художественная культура. За ней следуют, а иногда и опережают,

разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура - предмет внимания художественных, научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, радио и телевидения, а в последнее время и всемирной сети Интернет. Занимательно, что в последнее время все большее внимание уделяется именно научной журналистике, причиной чему может послужить тот факт, что все человеческое общество с каждым днем потребляет все больше информации, и зачастую эта информация носит научный характер.

В течение нескольких десятилетий в отечественной журналистике сформировалась особая специализация - научно-популярная, направленная на популяризацию науки в СМИ.

Проблемы науки занимают немалый объем в продукции массовых коммуникаций. Причем сугубо научные проблемы порой обсуждаются на страницах не специализированных изданий, а в популярной и общественно-политической печати, что также является одним из факторов, свидетельствующих о возрастающих потребностях общества в специализированной информации.

Нужно выделить приемы, свойственные только научной журналистике: использование профессионализмов, низкочастотное употребление эмоционально и экспрессивно окрашенных слов, применение сложных синтаксических конструкций и параллельных синтаксических конструкций, преобладание косвенной речи над прямой.

Необходимо констатировать особенности, которые в настоящее время приобрела научно-популярная журналистика Казахстана. Определены приоритетные направления освещения,

выработан научный стиль и стиль каждого СМИ, освещающего проблемы научно-технического развития, которые постоянно совершенствуются. В изданиях имеется большое количество узко  специфических текстов. Основным фактором, определяющим развитие научно-популярной журналистики сегодня, выступает новая общественная и социально-экономическая реальность, а также исторические и национальные особенности, состояние научного потенциала, образовательный уровень населения и заинтересованность редакций в развитии данного тематического направления.

Например, в газете «Казахстанская правда» научно-популярной и познавательной тематике всегда уделялось большое внимание. Все отделы занимаются подготовкой подобных материалов.

Многие видные казахские журналисты, писатели и общественные деятели периодически так или иначе обращались к научной журналистике: Букейханов А., Торайгыров С., Аймауытов Ж., Ауэзов М., Тынышбаев М., и многие другие.

Мотивы науки в устном творчестве

Многие привыкли воспринимать устное народное творчество как некий синтез культуры разных периодов времени. И очень немногие относятся к народному фольклору как к предшественнику научных материалов. А зря - ведь в казахской поэзии, творчестве акынов, жырау, в народных сказках можно найти огромное количество примеров использования понятий из политологии,  философии и многих других основополагающих дисциплин.

Родоначальником собственно казахской литературы, зарождение которой относится к XV веку, явились Асан Кайгы и Казтуган-жырау. Асан Кайгы (Хасан Сабит-улы) был образованным человеком и поэтому смог дать трезвую оценку смутному периоду в истории тюркских народов, предвидел крах Золотой Орды. Поэтому содержание произведений Асана политизировано и определяется идеями единства тюркских родов, вошедших в состав казахского ханства.

Поэзия Казтугана-жырау дает представление об уровне сознания средневековых кочевников. Его творчеству свойственна образность, точность наблюдений. Поэт-воин, слагавший стихи о мужестве, об отваге, тонкий лирик, Казтуган внес особый вклад в развития казахской поэзии. Строки его толгау превратились в пословицы и поговорки.

Особое место в истории казахской литературы занимает Шалнииз-жырау (1465-1560). Из его наследия до нас дошло всего около 600 строк. Его творчеству свойственно размышление о человеке, об окружающей среде. В мире нет ничего постоянного, вечного, говорит жырау, все изменчиво, все преходяще. За недолгую жизнь надо постараться прожить жизнь в веселье,  постараться испытать все радости. Значительную роль в развитии казахской поэзии XVIII века сыграло творчество Бухара-жырау. Произведения Бухара создавались в форме философских и дидактических размышлений, они богаты образами, насыщены красками. Многие его афоризмы превратились в пословицы и поговорки и получили широкое распространение в народе.

После Бухара-жырау главенствующую роль перешла к акынам. Их объектом внимания стали события повседневной жизни, быт, обычаи и традиции.

В становлении и развитии акынской поэзии большую роль сыграло творчество Жал-акына. Произведения Жала – это размышления о смысле жизни, о сущности добра и зла, о морали. В казахской поэзии Жал-акын был поэтом нового типа, предвестником века XIX.

Сказки

Сказкой называются рассказы, имеющие установку на вымысел и повествующие о победе добра над злом; сохранившие следы мировоззрения, образа жизни и обычаев древних эпох и заключающих в себе какое-либо назидание.

В казахской фольклористике сказковедение оформилось после Октябрьской революции. Первые публикации о казахской сказке появились в 20-е годы: это работы профессора Фалеева П. А. и Ауэзова М., Ауэзов М. предлагал такую классификацию сказок:

1. Сказки-легенды, в которых в большей мере сохранились понятия древних людей;

2. Сказки об образе жизни древних людей, их подвигах / сказки, отражающие древний образ жизни, борьбу добра и зла;

3. Сатирические сказки, повествующие о борьбе правды и кривды, добра и зла;

4. Сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях;

5. Небылицы, рассказываемые для забавы и веселья.

Семейно-бытовая поэзия

Кроме свадебных и похоронных песен в казахскую семейно-бытовую  поэзию входят:

Естирту, коштасу, свадебные жанры (жар-жар, бет-ашар), похоронные (жоктау).

В составе свадебных обрядовых песен: той бастар, жар-жар, спису, бет-ашар.

Той бастар – застольная песня, начинающая той, праздничное застолье. Той-бастар открывал свадебные праздники и все тои, посвященные любому событию в семье.

Песня жар-жар получила название от припева, которым сопровождался каждый стих, подчеркивая тем самым обрядовость песни. Слова «жар-жар» выражают мысль о том, что в новой жизни муж заменит девушке ее родной дом, ее отца, что отныне все ее помыслы, все ее чаяния принадлежат супругу. Спису – импровизированный плач невест. Спису пелись при прощании невесты с родным домом, аулом, подругами, близкими. В них слышатся грустные девичьи мотивы об уходящей девичьей воле, о том, что она была счастлива в родной доме, невеста сравнивает себя с улетевшей с озера птицей, с сорванным цветком.

Пелась спису тогда, когда невеста по обычая прощалась с каждой юртой в своем родном ауле и аулах своего рода. Вечером в день ее приезда молодую под покрывалом приводили в юрту свекра, где собирались все ее новые родственники и специально приглашенные акыны. Войдя, она выливала в огонь очага ковш сала. Затем ее сажали близ дверей и акын начинал пение бет-ашар («открывание лица»). В шутливой форме давались советы и наставления, как она должна себя держать: вставать поутру, не быть капризной, не бить скотину, не сплетничать.

Песни скорби и утешения

Коштасу – в них раздумье о жизни и смерти, привет тем, кто остается жить.

В быту казахского народа существовал обычай постепенно, в форме иносказаний подготавливать к горестному известию семью, род, к которому пришла беда, смерть – естирту.

Естирту иносказательны, насыщены символами: «лебедь полетел к озеру», «сокол улетел в пустыню», «белый сокол вылетел из гнезда» - в значении «умер».

В ауле умершего, в его семье поется песня-спутник смерти – жоктау. Расплетая косы, до крови расцарапав себе лицо, оплакивают умершего женщины – жены, сестры, матери. Образ умершего идеализирован: «Отец, ты был наше счастье и достояние». Жоктау завершались горестной жалобой на судьбу. Известны жоктау: «Плач по Куляш Байсеитовой» - «соловей на ветке», «одаренная с рожденья», «Плач по Мухтару Ауэзову» – «герой, рожденный для народа».

Загадки

Загадки занимают значительное место в жизни казахского народа. Казахский термин «жумбак» (загадка) очень древний. Он происходт от глагола «жуму» – закрывать, скрывать что-либо. Загадки возникли в глубокой древности в связи с трудовой деятельностью людей и отражают хозяйство, быт и воззрения народа.

В собирании и публикаций казахский сказок сыграли большую роль Радлов В., Мелиоранский П., Алекторов П., Диваев А. и др. Публиковались они в «Киргизской степной газете», «Айкапе», публиковались отельные сборники.

Тематика казахских сказок разнообразна: флора и фауна, природа, географическая среда, человек, орудия труда. Многие загадки посвящены различным видам скота. Например: двое караулят, четверо спят, один тесто месит (верблюд); маленького роста бывает, шубу наизнанку надевает (овца).

Один из популярных видов казахских загадок – это загадки о природе. Много загадок посвящено науке, образованию и культуре. Это загадки о книгах. Например: Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит (книга); души нет, а идет, рта нет, а говорит (письмо); по белому полю черное просо, кто посеет, тот и пожнет (написанное на бумаге).

В начале XX появились загадки о телеграфе.

Отражение научных и просветительских идей в произведениях ученых, писателей и просветителей Центрально-Азиатского региона

Абурайхан Бируни

К числу таких гениев естественных наук как Архимед, Ньютон, Ломоносов, Циолковский можно отнести и славного сына узбекского народа Абурайхана Бируни. Великий ученый, энциклопедист средневекового Востока, астроном, математик, историк, врач - Бируни А. родился 4 октября 973 года.

Бируни стал учителем для многих ученых Востока. Омар Хайям, Насреддин Тусси, Тарагай Улугбек и другие выдающиеся ученые, жившие после Бируни, считали его своим великим ученым.

В 70-80 гг. 19 века немецкий ученый Эдуард Захау перевел на европейские языки и издал «Памятники минувших поколений» и «Индию» Бируни. После этого весь ученый мир признал Бируни  одним из величайших мыслителей прошлого.

В истории науки сложилась традиция, по которой ученого, открывавшего законы природы, значительно продвинувшего науку и технику, называют сыном своего времени. Иногда и век называют именем ученого. Так, например, 3 век до нашей эры - век Эвклида и Архимеда, 17 век - век Ньютона и Лейбница, 18 век - век Ломоносова и Эйлера. По этой традиции 11 век был назван веком Бируни и Омара Хайяма.

Хорошего человека каждый народ считает своим, а от плохого все отказываются. Так, персидские ученые считали Бируни выходцем из Ирана, мотивируя это тем, что он долгие годы жил и похоронен там, а некоторые труды его написаны на персидском языке.

Книга «Индия» послужила поворотом в признании Бируни индийцами. Большинство трудов Бируни было написано на арабском; исходя из этого, арабы видели в нем арабского ученого. Спор был окончательно разрешен советскими учеными. То, что Бируни - уроженец Средней Азии, было установлено и доказано русским ученым, Академиком Бартольдом В. В. Академик Кражовский Ю. А. доказал, что он родился в 973 году в г. Кят. Поэтому Институту Востоковедения в Узбекистане присвоено имя Бируни. Большинство трудов Бируни относится к астрономии, в этой области наук он написал около 45 работ: «Кометы», «Исследования лунных фаз», «Времена года и климат», «Книга об основных началах астрономии» и др.

Для наблюдения небесных явлений Бируни конструирует различные инструменты и дает методические указания по их использованию. Большой вклад Бируни внес в исследование минералогии. Важнейшим трудом в этой отрасли наук является «Собрание сведений для познания драгоценностей», известное под кратным названием «Минералогия». Это произведение делится на 2 части: о минералах, то есть драгоценных камнях, и о металлах. Первая часть состоит из 36 глав, каждая из которых посвящена отдельному виду драгоценного камня. Вторая часть содержит 12 глав, из которых 4 посвящены сплавам. Из металлов рассматриваются олово, медь,  ртуть, золото, серебро, железо, свинец.

В последний период своей жизни Бируни занимался ботаникой и медициной. Он изучил ряд лекарственных растений. В своих ботанических исследованиях Бируни близко подходит к  теории естественного отбора, выдвинутой в 19 веке великим английским ученым Дарвином Ч.

Бируни был выдающимся историком. В своих многочисленных произведений он сообщает интересные факты из истории народов Средней Азии, Казахстана, Индии, Афганистана,  Ирана.

Вершиной творчества Бируни является книга «Памятники минувших дней» - подлинная энциклопедия наук средних веков. Книга состоит из 21 главы. В основу произведения взят календарь - система счисления времен всех народов.

Современная наука от науки средневековой отличается и качественно, и количественно. Ныне человечество освоило энергию атомного ядра, обуздало многие грозные силы природы. Но, тем не  менее, наука 21 века не упала с неба, и н возникла в один день. Она - результат развития научных знаний, накопленных человечеством в течение многих веков. На этом пути многие ученые терпели  лишения, были гонимыми, погибали.

Улукбек и его вклад в науку

Улукбек - один из величайших мыслителей, просветителей, ученых средневековья. Он родился 22 марта 1394 года в военном обозе во время похода Тимура у его третьего сына. Ребенку дали  имя Мухамед-Тарагай. Впоследствии, еще при жизни Тимура, мальчика стали называть «великим князем» - Улукбеком. Одной из главных научных заслуг Улукбека следует считать  создание большой астрономической школы при обсерватории. Из виднейших представителей школы Улукбека необходимо назвать Джамшида Каши. Он первоначально был учителем Улукбека, а  затем - одним из инициаторов создания обсерватории в Самарканде. Другим учителем Улукбека был Казы-Заде Руми, который первым из ученых-астрономов переселился в Самарканд. Именно он привил Улукбеку любовь к науке. Ему принадлежат трактаты «Комментарии к сущности астрономии», «Комментарии к основным фигурам», «Трактат о синусе» и другие научные труды по  астрономии и математике. К молодым представителям астрономической школы Улукбека следует отнести Аллаеддина Кушчи, он также около 20 лет возглавлял научную работу в обсерватории. Таким образом, вокруг Улукбека сплотилась большая группа молодых ученых. Главной своей задачей они считали генеральную проверку всех данных, накопленных от Птолемея до  Нассредина Туси.

Важнейшим итогом работ школы являются так называемые «Новые Гураганские астрономические таблицы». Этот труд был закончен в 1437 году, но исследования по уточнению полученных результатов ввелись до убийства Улукбека. К таблицам предпослано обширное введение, первый раздел которого посвящается календарям арабов, греко-сирийцев, персов, китайцев и уйгуров, а  также сравниваются данные о различных календарях. Уже в этом разделе чувствуется большая осведомленность составителей в астрономических работах, проводившихся в течение многих  поколений на огромной территории от средиземноморья до Тихого океана. Погрешности, допускаемые при вычислении обсерваторией Улукбека, совершенно незначительны и составляют сотые и тысячные доли, настолько совершенны оказались вычисления его  соратников по науке.

Недруги Улукбека нашли опору в лице старшего сына Улукбека - Абдал Лятифа, который не был в ладу с отцом. Шейхи всеми силами пытались внушить принцу мысль о том, что его отец  отступил от ислама, и ему, наследнику, надлежит быть орудием праведной религии. Абдал Лятиф восстал против отца, и осенью 1449 года его войска разбивают войска Улукбека. Улукбек  добровольно отдается в руки сына. Он при этом рассчитывал на разрешение сына остаться в Самарканде и всецело заняться астрономией. Однако сын-победитель, по совету духовенства,  предлагает отцу совершить хадж, дабы замолить свои грехи. Улукбек вынужден согласиться на это предложение и не подозревает при этом, что шейхи на тайном суде дали фетву на его  убийство, то есть обоснование убийства по шариату. Улукбек отправляется с небольшим караваном в Мекку. 27 октября 1449 года в небольшом кишлаке по дороге из Самарканда в Термез палачи  убивают Улукбека. Так, на 56 году жизни сошел в могилу великий ученый. Еще в 1941 году специальная комиссия узбекских исследователей вскрыла его гробницу и провела эксгумацию.

Археологи установили, что череп Улукбека отсечен от позвоночника и находится отдельно, то есть Улукбек был предательски убит.

После смерти Улукбека его ученик и соратник Кушчи, опасаясь за судьбу научных трудов обсерватории и за свою жизнь, под предлогом паломничества, взяв с собой рукописи «Новых Гуграганских астрономических таблиц», покидает Самарканд и обосновывается в Стамбуле. Эти звездные таблицы позднее попали в Европу и были трижды изданы в Лондоне. Лондонское  королевское общество в середине 19 века еще раз издает этот труд и передает эстафету парижским издателям, а затем и американским. По единогласному признанию историков астрономии, таблицы Улукбека по своей полноте и точности данных были признаны  лучшими в мире до изобретения телескопа. После смерти Улукбека его враги разрушили до основания Самаркандскую обсерваторию.

Омар Хайям - ученый мыслитель, поэт

Омар Хайям - великий ученый, крупнейший мыслитель и талантливейший поэт таджикского и персидского народов. Его научные исследования подняли математику и астрономию на новую  ступень, философские труды оказали значительное влияние на умы последующих поколений, а его знаменитые четверостишья заняли прочное место в мировой поэзии.

Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в иранском городе Нишапуре. Первоначальное образование Омар Хайям получил в Нишапурском медресе, где учился у известного ученого - Насреддина-шейха Мухамед-Мансура. Многого Хайям достиг самообразованием во время работы в Балхе, Мерве, Бухаре, Самарканде, Исфагане. В этих городах он изучил математику, астрономию, медицину, историю, философию и богословие, в совершенстве овладел арабским языком.

На формирование Хайяма как ученого сильное влияние оказали труды его предшественников - великих среднеазиатских ученых. Хайям развил их демократические традиции дальше. Он был на стороне угнетенных народных масс, преклонялся перед разумом и знаниями, стоял за справедливость и гуманность, высмеивал нелепые правила шариата. Благодаря этому он стал  одним из самых популярных деятелей Востока. В 1074 году Хайям был приглашен ко двору Малик-шаха и принят на должность главного придворного астронома. Ему было поручено построить в Исфагане астрономическую обсерваторию и руководить ее деятельностью. Хайяму покровительствовал главный визирь Малик-шаха, прогрессивно настроенный таджикский  ученый, автор «Книги управления государством» и основатель медресе «Низамия» в Багдаде Низам ал-Мулюк. Омар Хайям 17 лет руководил обсерваторией, построенной под его наблюдением, вел  научные исследования. Результаты этих исследований опубликовал под названием «Астрономические таблицы Малик-шаха». Хайям разработал сельджукский календарь.

Омар Хайям написал около 50 книг, большинство которых до нас не дошло. По свидетельству современников первой научной работой Хайяма была «Трудные вопросы арифметики», в которых  указаны методы извлечения корней целых степеней из чисел.

Извлечение корней может быть выполнено только по правилам бинома Ньютона. Значит, Хайям к теореме о биноме пришел раньше Ньютона. Эта книга не сохранилась. Известны 2 крупные работы Хайяма по математике. Одна из них - «Трактат о доказательствах задач алгебры и валмукабалы», а  другая - «Комментарий к трудностям во введениях книги Евклида». В первой излагаются вопросы алгебры, во второй - вопросы геометрии. Хайям в связи со своей темой разбирает труды  Аристотеля, Евклида, Архимеда, Аполлония, Птолемея, Герона, Хорезми, Фараби, Джаухари и других ученых. Находит отдельные недостатки в их работах и высказывает о них свое мнение.

Труды Хайяма поставили в порядок дня чисто алгебраическое решение уравнений высших степеней без посредничества линий. Такое решение кубических уравнений впоследствии было открыто  итальянскими математиками Ферро С. и Тартальей Н., а четвертой степени - итальянским математиком Феррари Л. Норвежский математик Н. Абель доказал, что уравнения пятой и дальнейших высоких степеней не могут быть точно разрешены, если их коэффициенты не подобраны соответствующим образом.

Исследование уравнений привели к созданию большого раздела современной математики - теории групп. Сохранилась небольшая книжка Хайяма «Весы мудростей» на арабском языке, относящаяся к физике. В ней рассматривается классическая задача на смешение, решенная Архимедом по просьбе  сиракузского царя Гиерона, об определении количества золота и серебра в короне. В основе решения лежит открытый Архимедом закон гидростатики. «Весы мудростей» не являлись в то время новостью для науки, однако они сыграли важную роль в пропаганде научных знаний, в частности законов физики и в ознакомлении читателей Востока с достижениями греческой науки.

В настоящее время известно 4 рукописи «Весов мудростей», которые хранятся в библиотеках Санкт-Петербурга, Гота, Бомбея и Хайдарабада. Эти экземпляры переводились на многие языки и  издавались несколько раз.

Абу Насыр Аль-Фараби и его вклад в мировую науку

Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби является одним из величайших мыслителей раннего средневековья. Он был многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основателей  восточного рационализма. По этой причине ему было присвоено почетное звание «второго учителя» после «первого учителя! – Аристотеля. Из истории известно, сто аль-Фараби родился в городе Отрар, который в свое время являлся центром древней культуры и Средней Азии. Первоначальное образование аль-Фараби получил именно в Отаре на своем родном, кипчакском языке.

Период деятельности Фараби совпал с периодом бурного развития арабской культуры. В Багдад стекались знаменитые ученые, философы, поэты, музыканты, они открыли университет и  академию наук. Среди Багдадских ученых почетное место занимали выходцы из Средней Азии и Казахстана. С ними вместе в Багдад прибыл и Фараби – обладатель незаурядных способностей во всех отраслях знаний, начиная музыкой и кончая астрономией. Фараби считался крупным теоретиком языкознания, лингвистом, поэтом. Им написаны трактовки на тему правописания, каллиграфии, стихосложения, риторики. Абу Насыр аль-Фараби был всесторонне развитым  музыкантом и композитором, виртуозным исполнителем и теоретиком, историком, мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Его знаменитое многотомное сочинение «Большой  трактат о музыке» переведено на многие языки. Трактаты Фараби заслужили самую высокую оценку вплоть до наших дней. Геометрию Фараби рассматривал в качестве основного фундамента всего научного естественно-философского мышления. Эту идею он ясно изложил в трактате «О необходимых условиях освоения философии».

Большой популярностью Фараби пользовался как астроном и астролог; эти науки он относил к категории высокой педагогической науки наряду с арифметикой, геометрией, музыкой.

Известны труды Фараби по физике и по общему естествознанию. В общих физических и естественных явлениях он подчеркивает необходимость постановки экспериментов.

Фараби известен также как замечательный врач. В связи с врачебной деятельностью, Ф. занимался, как и все медики того времени, алхимией, ботаникой, минералогией. Все эти отрасли наук входили в состав естествознания; Фараби уделял большое внимание географии. Как путешественник, он побывал во многих культурных и научных центрах Казахстана и Средней Азии, Ближнего Востока, Африки. Документально известно, что он жил и работал в городах Отрар, Талас, Шаш, Самарканд, Бухара, Хива, Кабул, Багдад, Дамаск. Во всех странах и городах, где он был, Фараби как естествоиспытатель, географ и астроном занимался изучением края, определением координат местности и т. д. Естествознанию Фараби придавал большое значение. Он писал, что «наука о природе более богата и имеет более широкий объем, чем какая-либо из педагогических наук» (трактат «О происхождении наук»). В другой своей работе он писал, что «прежде чем приступить к изучению философии, необходимо изучить науку о природе, ибо эта наука человеку наиболее близкая, конкретно данная и понятная ему отрасль знания».

В области философии Фараби считался непревзойденным авторитетом своего времени. Основное мировоззрение его – рационалистическое. В его философских трудах большое место занимают комментарии к философским трудам Аристотеля, Платона и других мудрецов древности.

Замечательным, оригинальным трудом Фараби является трактат «Жемчужина премудрости», который в течение 1000 лет служил учебным пособием во всех университетах Востока.

Труды Фараби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения. Такие ученые как Бэкон, Л. да Винчи, Коперник, Кеплер, Лейбниц во многом обязаны Фараби. трудно переоценить знания его в области духовного развития всего цивилизованного мира.

Махмуд Кашгари. "Диуани лугат ат-тюрк"

Одно из звездных светил тюрко-язычных народов Махмуд Кашгари в 9 веке составил из трех книг «Сборник тюркских слов» - «Диуани лугат ат-тюрк», оставив после себя вечное литературно-научное наследие. Труд был написан в 9 веке. Автор - Махмуд ибн ул-Хусаин ибн Мухаммед ал Кашгари. Сведений о нем очень мало.

Его отец - из рода Барсаганов, переехал в Кашгар. Видимо, Махмуд родился там.

Прежде чем написать работу, Махмуд объездил все земли обитания тюрков. Махмуд Кашгари хотел доказать, что значение тюркского языка ничуть не меньше, чем арабского. Впервые рукопись «Диуани» в 1914-15 гг. на базаре прибрел турецкий ученый Али Амири. Он поручил привести в порядок рукопись Киласли Рифату. Рифат сделал копию труда и издал в 1915 году первую и вторую книгу, а в 1917 - третью книгу в Стамбуле. С этого времени начинается разностороннее исследование труда.

Исследованием языка, изданием текста труда занимались многие ученые. Например, Броккельман К., привел словосочетания в соответствием с алфавитным порядком и издал переводы на немецкий. Турецкий ученый Басым Аталай в 1914 году подлинник рукописи перевел на турецкий язык и издал трехтомник в Анкаре в 1934-1943 гг. В 1960-67 гг. ученый Муталибов С. перевел работу на узбекский язык. Затем, на уйгурском языке работа издалась в Китае.

По словам азербайджанского ученого Демирчизаде А., труд был издан на азербайджанском языке.

Баскаковназвал Н. А. назвал Кашгари «пионером в сравнении тюркских языков», Самойлович А. Н. - «Радловым 11 века». По содержанию работа содержит очень много ценных сведений об  экономическом, материальном, духовном положении тюрков. Здесь содержатся ценные сведения в области и литературы, географические и астрономические сведения, особенности языка и  научных исследований. Акдемик Кононов И. А. по охвату материалов подразделяет «Диуани» на 5 отраслей:

1. Словарный запас, лексику определенных родов;

2. Сведения о местонахождении родов тюрков;

3. Группирование тюркских языков;

4. Сведения об исторической фонетике и грамматике;

5. Сведения об истории, географии, этнографии, поэзии, фольклоре тюрков.

Махмуд Кашгари поставил цель: рассмотреть слова, принадлежащие только тюркскому языку. Поэтому мы встречаем в словаре слова, обозначающие одежду, домашнюю утварь, сельскохозяйственную продукцию, оружие, музыкальные инструменты, родственные и племенные названия, звания, названия блюд, зверей, растительность, названия дней, месяцев, городов, болезней, лекарств, игр. Здесь приводятся названия 29 племен. По карте Кашгари М. они располагаются от Рума до Востока: бегемен, кыфган, огуз, йемен, башгирт, басмыл, кай, йабаку, катар, хыргызы; дальше располагаются чигель, тухси, йагма, уграк, чарук, чомыл, уйгур, хытай, тайгут, тавгаты.

Кашгар - город в чужанско-уйгурском автономном районе КНР, был крупным торговым центром на Великом Шелковом пути. Великий ученый сгруппировал в книге 6800 тюркских слов

(110 названий земель и рек, 40 народностей и племен), дал пояснение на арабском языке. В книге приведены 242 стихосложения, 262 пословицы и поговорки. Удивительно, что вошедшие в «Диуани» 875 слов и 60 пословиц и поговорок без каких-либо изменений вошли в казахский язык. «Диуани» - первое филологическое исследование и первый сравнительный словарь тюркских слов, дающий их этимологию. Нельзя рассматривать эту работу лишь как словарь. Она содержит много исторических сведений, образцов устной народной литературы народов Средней Азии 11 века.

Пропаганда науки в произведениях Ч. Валиханова

Ч. Валиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун. В 1847 году был отдан на обучение в Омский Кадетский корпус. Деятельность Валиханова начинается в 1854 года. он совершает свое первое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856 году он участвовал в военно-ученой экспедиции по ознакомлению с населением, проживающим в районе бассейна  озера Иссык-Куль. Научные результаты путешествия молодого Валиханова были отражены в его ярких очерках «Поездка на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и город Кульджа», «Записки о киргизах». Некоторые свои поездки Валиханов осуществлял с Семеновым-Тяньшанским. Его знаменитая Кашгарская экспедиция состоялась 1858-1859  гг. Именно тогда Чокан открыл миру Алтышар, о котором ранее ничего не было известно просвещенному миру.

Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. К этому его подвели как социальные запросы казахского народа, так и личная одаренность.

Из-под пера Валиханова выходили замечательные по силе и образности, точные в научном плане письма, дневники, научно-исторические статьи.

Стремление к работе профессионального журналиста наиболее сильно обнаруживаются у Валиханова в начале 60-х гг. 19 века, после возвращения из Петербургской поездки и обострения  отношений с местной знатью. В письме к поэту Аполлону Майкову он обращается с просьбой: «Я бы хотел стать корреспондентом «Санкт-Петербургский ведомостей», чтобы сообщать о делах  среднеазиатских и киргизских степей». Он также интересовался возможностью сотрудничества в журнале «Отечественные записки», которому он предлагал для опубликования свои фольклористические и этнографические материалы.

К научным трудам Валиханова следует отнести следующие произведения: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Киргизы», «Западный край Китайской империи и город Кульджа», «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Киргизское  родословие», «Предания и легенда Большой Киргиз-кайсацкой орды», «Шуна-батыр», «Эдиге», некоторые письма и научные записки, черновые заметки к статьям.

Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. Подход к родному народу как к целостному национальному единству отражался в точной формулировке: «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия».

Семенов-Тянь-Шанский, близко знавший Валиханова на протяжении его жизни, характеризовал его как «замечательного знатока жизни народов Средней Азии», человека, способного выполнить любое научное задание. Чокан впервые дал географическое описание и характеристику пути в Кашгарию, охарактеризовал природные климатические особенности, флору и фауну. Чокан всесторонне сумел изучить Кашгарию, ознакомиться с ее политическим и экономическим устройством собрать материалы, по истории и этнографии народов. Главнейший результат его  поездки - создание солидного научного труда, посвященного истории, географии, социальному строю жизни народов Восточного Туркестана.

Анализ большей части произведений Валиханова свидетельствует о его большом кругозоре. Его мышление не ограничивалось узкими рамками, а охватывало и осмысливало факты в больших всемирно-исторических масштабах. Называя Чокана одним из основоположником казахской  демократической публицистики, необходимо отметить великолепное использование русского языка, к которому он обращался в связи с неразвитостью в те времена казахской письменности и отсутствием тогда собственной национальной периодической печати. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру очерка. Обращение именно к этому жанру диктовалось публицистическими интересами и стремлениями Валиханова. Именно публицистика Чокана Валиханова, предстающая перед нами тематически разнообразной, целеустремленной и стилистически выверенной, дала качественный толчок в развитии как национального самосознания, так и собственной публицистики. Валихановская публицистика утвердила традиции, проложенные другими видными публицистами, учеными и просветителями, дала толчок к  зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно-познавательной журналистики.

И. Алтынсарин

И. Алтынсарин – педагог, автор первых учебных пособий на казахском языке. В своей литературно-педагогической работе он исходит из опыта передовой русской литературы и педагогики. Идеи Белинского и других русских демократов помогли выработать основные принципы составления первого полноценного учебного пособия на казахском языке – «Киргизской хрестоматии». По мнению Алтынсарина, народная поэзия прекрасно воспитывает ребенка. Поэтому в учебно-педагогических опытах Алтынсарина народной поэзии отведена заметная роль. В «Киргизскую хрестоматию» включены казахские песни, пословицы, поговорки, сказки, легенды, айтысы. Вслед за Ч. Валихановым, Ибрай Алтынсарин в своих публицистических произведениях отстаивает интересы своего народа. Он всю свою жизнь неустанно собирал материалы устного  народного творчества, изучал традиции, быт и нравы казахов. Все это он систематизировал, обрабатывал и делал соответствующее обобщение. Его труд «Очерки обычаев при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у казахов Оренбургского ведомства» получил высокую оценку в научных кругах. Эта работа представляет научно-практический интерес не только как этнографический труд, но и является ценным вкладом в публицистику. В нем впервые в истории казахской общественной мысли осуждается существующая система социально-бытового закабаления женщин-казашек. Большое влияние на развитие публицистической деятельности  Ибрая Алтынсарина оказала газета «Оренбургский листок», издание которой в 1873 году он поддержал одним из первых. В этой газете были опубликованы статьи И. Алтынсарина научно-популярного и просветительского характера, очерки из жизни местного казахского  народа.

2 декабря 1879 года в «Оренбургском листке» было напечатано предисловие И. Алтынсарина к «Киргизской хрестоматии», где он разъяснял, что материалы, включенные в данную книгу, взяты из жизни казахского народа, что эта книга предназначена для использование не только как учебное пособие, но и как книга для массового чтения. На конкретных примерах автор показал необходимость приобщение казахов к русской культуре путем развития народного просвещения, заимствуя при этом передовой опыт деятелей русской педагогики. Большой интерес представляет переписка Ибарая Алтынсарина с Н. Ильинским. Николай Иванович Ильинский – профессор Казанского университета – был директор казахской учительской семинарии. Талантливый востоковед, он занимался изучением казахского языка, этнографии, фольклора. В 1862 году он  записал и опубликовал поэму «Ертаргын».

Одновременно Алтынсарин вел переписку с В. Григороьевым, профессором Петербургского и Новороссийского университетов. Автор многих трудов по вопросам языка, археологии, этнографии,  истории, он немало сделал для просвещения казахского народа. Им был поставлен вопрос о «восстановлении в правах» казахского языка, о применении его в официальной переписке. Ему  принадлежит идея внедрения в казахский язык русского алфавита. Состоял Алтынсарин в переписке и с Василием Владимировичем Катеринским. С 1875 года и до конца своей жизни,  то есть до 1902 года, Катеринский занимал должность окружного инспектора школ Оренбургского учебного округа. Катеринским составлен ряд учебников: «Букварь для казахов», «Практические  уроки русского языка для казахов», «Русско-казахский и казахско-русский словарь».

Помимо научной и просветительской деятельности, Ибрай Алтынсарин известен также как выдающийся общественный деятель. Он сделал все возможное для того, чтобы в Казахстане как  можно больше людей получили образование. В 1887 году в Тургае Ибрай Алтынсарин впервые открыл училище для девочек-казашек. Главным предметом их занятий было рукоделие: ручное шитье, шитье на машинке, вышивка, вязанье, шитье золотом. Открытие этого женского училища произвело впечатляющее впечатление на казахов.

Ибрай Алтынсарин выступал смелым новатором за чистоту казахского языка. вместо искусственного, засоренного татарскими и арабо-персидскими выражениями книжного языка, которым пользовались раньше казахские акыны, он писал простым, образным, подлинно народным языком. В своих произведениях Алтынсарин широко использовал метафоры, аллегории, сравнения.

Он не боялся вводить простые слова, отражающие быт казахского народа.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы, казахского литературного языка. Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингисских горах Семипалатинской области. Первоначальное образование он получил дома у наемного муллы, затем в медресе семипалатинского мама Ахмет-Ризы.

Произведения Абая, написанные в 1886 году, можно тематически объединить в несколько циклов.

1. Посвящен тяжелому положению трудовых казахов. В них поэт бичует невежество, осуждает родовые распри, насилие верхушки феодалов.

2. Адресован молодежи («Наших множество детей», «Пока не знаешь – молчи», «Только юность одна – жизни счастливый цветок»).

3. Составили 2 стихотворения: «О, помоги к топам твоим…», «Бестолково учась, я жизнь прозревал», выражающие внутреннее состояние поэта.

В стихотворении «О казахи мои! Мой бедный народ!..» он рисует безрадостную долю простых людей. Они не уверены в завтрашнем дне. В стихотворении «Не в том беда, что сбились мы с пути…» поэт создает собирательный образ бездельника, тунеядца, живущего за счет народа. Он обличает молодых и здоровых людей из гущи народа, придающихся праздной жизни. Появление таких  людей Абай считает трагедией и призывает всячески бороться с ними.

Просветительские взгляды Абая наиболее ярко выражены в стихотворении «Наших множество детей…», проникнутом думой о судьбе казахского народа. В нем поэт разоблачает уродливые  стороны феодалов и призывает к просвещению, к учебе. В стихотворении «Пока не знаешь – молчи…» поэт прямо обращается к молодежи. Он говорит о значении науки, ее роли в человеческой жизни, затем перечисляет, чему должна следовать молодежь и от чего она должна отказаться. Есть пять черт, которые необходимы каждому: разум, доброта, упорство, скромность, труд.

Пять черт, которых стоит остерегаться: злословие, ложь, хвастовство, безделье, мотовство. Хорошие качества сами собой не возникают, их в себе нужно воспитывать. Следовательно, тот, кто избрал для себя тернистый путь науки, должен неустанно воспитывать в себе целеустремленность,  любовь к труду, скромность. В стихотворении «Лето» поэт пишет о выезде на джайляу. Это большой праздник: ставятся юрты на берегу горной реки, аксакалы беседуют за кумысом, юноши забавляются охотой…

Описанию природы посвящены стихи «Осень», «Зима». В 1889 году Абая создает цикл любовных стихотворений. Во многих стихотворениях Абай обращается к теме женщины, ее нелегкой доле. Он отрицает институт калыма, многоженства, порабощения, борется за равноправие женщины и мужчины. Абай был не только гениальным автором, но и очень одаренным переводчиком. С целью ознакомления своих соотечественников с образцами русской классики, он обращался к сокровищницам русской литературы. За 15 лет Абай перевел с русского языка на казахский более 50 произведений русских писателей. Это семь отрывков из романа в стихах Пушкина А. С. «Евгений Онегин», «Кинжал», «Дары Терека», «Парус», «Демон», 28 стихотворений М.Ю. Лермонтова, 12 басен Крылова и несколько произведений других авторов. В своем прозаическом произведении «Гаклия» (или «Слова назидания») автор подвергает критике степных воротил и царских  чиновников, размышляет о судьбе своего народа. Он размышляет о достоинстве человека, о воспитании молодежи, о необходимости культуры и просвещения, об отношении к людям других  национальностей, о старости и смерти. Но все эти мотивы сплетаются в один проблемный узел.

В «Гаклие» очень много философских мыслей и идей. Например, в 17 слове идет спор Силы, Разума и Сердца. Судьей в этом споре выступает Наука. Она призывает их к единению. В 27  слове говорится о Разуме человека.

Вместе с тем просветительские идеи нередко выступают у Абая в религиозной оболочке. Он не отрицает основ Ислама, признает Аллаха единым для всех, а Мухаммеда – его пророком, толкует о необходимости веры и долга человека. Перед Всевышним. Но в то же время он обличает невежественных ходжей и мулл, искажающих истинную суть Корана. «Слова назидания» имели большое прогрессивное значение для развития казахской общественной школы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/


Похожие работы:

  1. • Телевидение в системе средств массовой коммуникации
  2. • Перспективы развития научно-познавательного туризма ...
  3. • Журнал "Школьная библиотека" как источник информации о научно ...
  4. • Журналистика как сфера массово- ...
  5. • Разноликая журналистика в зеркале научного журнала
  6. • Аналитическая журналистика в России
  7. • Современная зарубежная журналистика
  8. • Програма гуртка журналістики
  9. • Журналістика - творчість чи ремесло?
  10. • Проблеми вивчення історії української журналістики
  11. • Телевидение и журналистика
  12. • Просветительская функция журналистики в исторической ...
  13. • Принципы журналистики
  14. •  ... проект как частный вид Интернет-журналистики
  15. • Пути отечественной журналистики
  16. • Характеристика аналитических жанров журналистики
  17. • Журналистика
  18. • Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере ...
  19. •  ... методологические основы социологии журналистики
Рефетека ру refoteka@gmail.com