Рефетека.ру / Биология

Реферат: Билеты по биологии 10 класс

Билеты по биологии
Билет №1

1. Палеонтологические , сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции (подробно один по выбору).

(Палеонтология- наука об ископаемых животных и растениях) развитие хордовых осуществлялось поэтапно. Сначала возникли низшие хордовые затем рыбы амфибии рептилии. Рептилии дают начало млекопитающим и птицам. В рассвет эволюционного развития было большое количество рептилий, затем резко увеличилось количество птиц и исчезло большое количество рептилий.
Таким образом палеонтологические данные указывают на смену форм животных и растений во времени. В отдельных случаях палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. В этом случае рассмотрим эволюцию лошади.
Лошади произошли от мелких всеядных, живших 70 млн. лет назад, имевших пятипалую конечность. Но необходимость защиты от хищников и передвижения на большие расстояния привела к преобразованию конечностей, параллельно происходило изменения организма: смена зубов на более сложные, возникновения пищевого тракта с переходом на трявянную пищу. В результате из пятипалых всеядных животных превратились в крупных травоядных животных.

В пользу эволюционного происхождения мира так же указывают и эмбриологические факты. Ученые изучили начальные эмбриональные стадии развития различных животных нашли в них сходства. Некоторые сходства особо отчетливо выступают в пределах отдельных классов и видов. Например у всех наземных позвоночных так же как и рыб проступает закладка жаберных дуг, хотя эти образования не имеют функций у взрослых организмов. Можно привести большое количество примеров но все они подтверждают теорию о единстве происхождения всех живых организмов.

Особую ценность для доказательства единства происхождения, представляют формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Существуют так же и промежуточные формы. Что говорит о том что в прежние геологические времена являются родоначальниками нескольких систематических групп. Примером может служить эвглена зеленая. Она одновременно имеет признаки, типичные для растений ( хлоропласты, способность использовать углекислый газ) и для простейших животных ( жгутики, светочуствительный глазок и подобие ротового отверстия). Строение передних конечностей у кита, крота, крылья летучей мыши, руки человека.
Лапы крокодила не смотря на различность выполняемых ими функций, в некотором строении схожи. Некоторые кости могут срастаться, отсутствовать или менять свои размеры, но их сходство очевидно. Также в организме могут содержаться рудименты – органы у взрослых животных, которые являются для них лишними. Например задние конечности у кита, спрятанные внутри тела или глаза у слепых животных, ведущих подземный образ жизни. У человека тоже есть рудименты – мышцы, двигающие ушные раковины.

Все эти факторы говорят о сходстве всех живых организмов на земле и как следствие их общие происхождение.

Вопр. №2
Основные ароморфозы в эволюции растительного мира (на примере покрытосеменных).

Ароморфозы- возникновение признаков в ходе эволюции, которые существенно могут повысить уровень организации живых организмов. Основные ароморфозы растений: появление хлорофилла в клетках- способность фотосинтезировать, появление тычинки, способность использовать углекислый газ.
Примером может служить отряд покрытосеменных. Сейчас это наиболее распространенный вид растений на земле. Это не случайно, потому что они наиболее приспособлены к условиям обитания. Они размножают без участия воды, значит могут находиться как на суше так в водяных местах. Их плод защищен зиготой, это повышает их выживаемость.
Билет № 2

1. движущие силы эволюции и их роль в образовании новых видов.

Известный ученый Дарвин стал настолько известным, потому он смог открыть движущие силы эволюции. Если придерживаться его теории то движущие силы это наследственная изменичивость, производимый человеком отбор и естественный отбор. Дарвин установил, что человек всегда отбирал только лучшие или нужное ему из общего количества. Так со временем оставались только лучшие.
Так он производил исксвенный отбор. Подобный процесс есть и в природе, который называется естественный отбор. Все организмы размножают только в геометрической прогрессии но до половозрелого возраста доживают только более сильны и приспособленные, которые в дальнейшем порождают им подобных.
Через какой то промежуток времени отсаются только приспособленные. Те кто более приспособлен к условиям обитания. Эта борьба происходит вечно межу видами, следовательно и эволюция не стоит на месте.

2. эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих.

В начале 19 века ученый К. Линней впервые поместил человека в группу с приматами и обезьянами. Затем Дарвин неопровержимо доказал в своей книге сходство человека и обезьяны и назвал человека последним высокоорганизованным звеном в цепи развития живых организмов. Позднее в раскопках были найдены многочисленные кости и орудия труда , что подтвердило эту теорию. Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе, ушные раковины, все системы органов человека сходны с органами млекопитающих. Также у человека есть рудименты. рассмотрим копчик - обычно он состоит из 4-5 недоразвитых, сросшихся позвонков. Потерял свое значение отросток слепой кишки, который у млекопитающих принимает участие в переваривании пищи. Всего у человека насчитывается около 90 рудиментов. Также человек сходен с размножении и развитии плода. По многим признакам зародыш похож на зародыш других позвоночных.

Билет № 3

1. биологические, социальные факторы эволюции. Основные стадии человека.

Общим предком обезьян и людей была одна из веток узконосых обезьян. Первая стадия эволюции было переход на прямохождение, при этом освободились передние конечности. Так же важный этап перехода к стадному образу жизни, так слабость одного организма компенсировалось силой всего стада, происходил первый обмен опытом. Далее наши далекие предки начали приобщаться к труду. Они пытались совершить самые простейшие операции. естественный отбор способствовал выживаю только тех групп, обладавших способностью к трудовой деятельности. Впервые человек выделился от обезьян тем что начал использовать естествененные предметы как орудия труда. Первый предшественник человека был австралопитек. У него были развиты передние конечности, строение бедренных и тазовых костей напоминало человеческие.
Австралопитек был связующим звеном между человеком и обезьяной.
Многочисленные находки орудий труда и остатков первых людей подтверждают эту теорию. следующей стадией развития человека был так называемый неандерталец. Судя по находкам ученых они были распространены уже по всей нынешней Европе. Это первые существа которые начали добывать огонь. Объем мозга у них был примерно такой же как и нынешнего человека, но менее развит. Они начали изготавливать различные орудия труда. Были первые зарождения речи. Их действия во время охоты были коллективными, жили они только племенами. У каждого уже было свое занятие и обязанность в племени.
Следующим поколением после них были кроманьонцы- люди современного типа, которые обладали всем комплексом физических особенностей, которые имеются у современно человека. Их умственное развитие, по сравнению с неондертальцами, достигло более высокого уровня. Об этом свидетельствуют более совершеннее орудия труда, более сложная трудовая деятельность. На этом этапе возникло еще одно крупное событие в жизни человека- искусство.
Появились первые наскальные рисунки. У человека возникает особая , не связанная с другими механизмами, форма связи между поколениями- преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможно благодаря письменности и речи это отличительные черты человека от других животных.

2. популяция - структурная единица вида. Численность популяций. Причины колебания численности популяций. Взаимодействие особей в популяции и между разными популяциями одного и разных видов.

Каждый вид характеризуется определенным ареалом- территорией обитания. В этом ареале могут быть различные препятствия, мешающие скрещиванию видов

(реки, горы, пустыни). Такие относительно изолированные группы особей одного вида принято называть популяцией. Так каждый вид состоит из популяций. Каждая популяция занимает определенную территорию. Из-за изолированности между популяциями каждая из них эволюционирует независимо друг от друга. Возникают новые виды. В зонах. Где граничат разные популяции могут встречаться гибриды. С помощью них осуществляется обмен генами между популяциями, обмен генами способствует большему изменению организмов и в следствие приспособленность вида в целом к местам обитания.

Иногда изолированная популяция в силу каких либо событий (пожар, наводнение) или недостаточная численность может привести к полному исчезновению вида.

Билет № 4

1. биогеоценоз как экосистема, его звенья, связи между ними. Растения- начальное звено цепей питания.

Биогеоценоз – это сообщество животных, растений или грибов тесно взаимодействующих друг с другом. Биогеоценоз может быть любого размера и масштаба. Среда и сообщества обмениваются веществами и энергией: из среды организмы получают энергию, перерабатывают ее и возвращают обратно в окружающею среду – это взаимодействие называется экосистемой. Основу связей между популяциями обуславливает характер питания особей и способы получения ими энергии. Все организмы делаться на две группы – автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы используют неорганические соединения, а гетеротрофы – органические соединения. В биогеоценозе постоянно происходит поток атомов из неживой природы в живую за счет жизнедеятельности организмов. Каждый вид использует лишь часть содержащийся в органическом веществе энергии. Непригодные для данного вида, но ещё богатые энергией вещества используют другие виды. Таким образом в процессе эволюции сложились цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих энергию из исходного вещества. Такие связи называются пищевыми.

Основу подавляющего большинства биогеоценозов составляют растения – производители органического вещества. Они являются начальным звеном в цепи питания. Например: травоядные животные поедают растения, а выделениями и их трупами питаются различные навозные и трупоядные насекомые. Но в естественных условиях эти цепи состоят из большего числа звеньев, так как в них включаются плотоядные и паразиты.
2. биогеоценоз водоема, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания, продуценты, консументы, редуценты.

Растения и животные населяющие водоем распределяются в нем не равномерно.

Каждый вид обитает в условиях к которым более приспособлен. Наиболее благоприятные условия создаются в прибрежной зоне. Обилие света, насыщенность кислородом, многочисленные водоросли- все это создает благоприятные условия. В более глубоких участках водоема жизнь более примитивна и однообразна.

Абиотические факторы регулируют существование и жизнедеятельность популяций, образуя непрерывный поток между живым и неживым. Потоки энергии и вещества, связывающие живые организмы друг с другом и средой их обитания, обеспечивают целостность биогеоценоза, наличие в среде пищи и энергии. Цепи питания – это перенос энергии от ее источника через ряд организмов. Все живые организмы связаны между собой энергитическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов.

Таким образом создаются пищевые цепи состоящие из консументов и продуцентов, которые на разных этапах смыкаются с сообществом редуцентов. Продуценты это автотрофы или производители органического вещества. Косументы это потребители органического вещества. Редуценты - разрушители органических веществ. К редуцентам относятся бактерии и грибы.

Билет №5

1. соотношение редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме.

Экологическая пирамида, необходимость ее учета в практической деятельности.

Пищевые сети внутри каждой экосистемы имеют хорошо выраженную структуру.

Они характеризуются количеством и размером организмов на каждом уровне цепи питания. При переходе с одного уровня на другой численность особей уменьшается, а их размер увеличивается. Например если взять четырехзвенной цепи на 1 га травяной экосистемы насчитывается около 9 млн. растений, свыше 700 тыс. Растительноядных насекомых, более 300 тыс.

Хищных насекомых и пауков, и всего три птицы. Как мы видим образуется пирамида. Основание которой в 3 млн. раз шире, чем вершина. Это зависит от того что только часть энергии, поступившей на уровень передается далее по цепи. Например до орла который будет пятым уровнем в цепи дойдет всего

0.01% от энергии. Поглощенной продуцентами. Это объясняет уменьшение числа и массы организмов на каждом последующем уровне и ограниченность количества звеньев в пищевой цепи.

2. саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию, колебание численности популяций.

Саморегуляция заключается в том, что все разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого из них. Все биогеоценозы состоят из большого количества различных видов. это можно объяснить тем что каждый вид входит в цеп питания другого, все виды между собой тесно связаны. Численность каждого вида или популяции зависит от баланса рождаемости и гибели. увеличение или уменьшение количества организмов будет зависит от этого баланса. В природе факторы рождаемости и гибели зависят от многих экологических факторов. У каждого вида есть свой предел нормального колебания. У одних это могут быть тысячи у других менее десяти. Чтобы установить причины колебания необходимо изучать биологию каждого вида и его врагов. Все виды приспособлены к обитанию с другими и контактами с ними.
Эта возможность приобреталась на протяжении многих лет за счет эволюции.


Билет №6

1. агроценоз. Его отличия от о природного биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе, пути повышения его продуктивности.

Агроценоз- это биогеоценозы, созданный и контролироваемые человеком.

Отличия от биогеоценоза:

1. отбор производит человек , формируя нужное ему свойство.

2. в агроценозе кроме обычного источника энергии- солнца, получают энергию, вносимую человеком. (удобрения, препараты против насекомых)

3. главное отличие заключается в балансе веществ. В агроценозе все важнейшие вещества выносятся человеком вместе с урожаем, чтобы в их восполнись человек вносит минеральные удобрения. Агроценоз не может существовать без человека. Так как культурные растения не смогут выдержать конкуренции с дикими растениями.

Круговорот веществ в агроценозе сходен с биогеоценозов, но он создается искусственно человеком, так как с урожаем все вещества выносятся и человек добавляет их туда искусственным путем. Повышению продуктивности агроценозов способствует использование новых технологий выращивания сельскохозяйственных растений. (применение достижений селекции, агрохимия, растениеводства, использование техники)

2. круговорот веществ в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей в нем. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот.
В биогеоценозе происходит не прекращаемый круговорот веществ. Энергия передается от одних организмов другим. Есть группы организмов которые производят, потребляют или разрушают вещества. Главным продуктом для получения энергии служат растения. Продуценты из растений получают органические вещества, часть энергии составляя себе. Консументы потребляют эти вещества, а их продукты питания разрушают редуцеты. Эти вещества распада поглощают растения. Каждый из этих частей цепи необходим, они тесно связаны друг с другом. Для осуществления этих превращений необходима энергия. Единственным источник является солнце. Солнечная энергия. Падающая на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется вновь образующихся органических соединениях.


Билет №7

1. естественный и искусственный отборы, их сравнения, роль в возникновении и образовании органического мира.

Постоянно размышляя о движущих силах эволюции, чарльз Дарвин пришел к важнейшему для всей теории представлению о борьбе за существовании.

Отбор может быть двух видов- естественный и искусственный.

Естественный это процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство только особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. Естественный отбор действует через сохранение и накопление полезных для вида наследственных изменений, создавая новые, лучше приспособленные с среде обитания особи.

Искусственный отбор- это отбор который проводит человек, критерием отбора являются признаки, которые необходимы человеку. Искуссвенный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и растений, приспособленных к интересам человека.

Оба этих процесса направлены на получение новых, более совершенных видов растений и животных. Но в искуственном отборе этот процесс проходит быстрее, образуется большее количество новых видов.

2. биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, литосфере, верхних слоях атмосферы.

Биосфера это особая оболочка, образовавшаяся за время эволюции, населенная живыми организмами. Она охватывает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы - тропосферу. Граница биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов. Верхний предел жизни биосферы ограничен интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей, нижний - высокой температурой земных недр ( выше 100 С’). крайних пределов достигают только бактерии.

Некоторые бактерии залетают на высоту более 20 км, а анаэробные бактерии находят в земной коре на глубине 3 км. Наибольшее скопление живых организмов наблюдается у поверхности земли и океана. В этих местах наиболее благоприятные условия жизни и обитания - температура, влажность, давление, содержания кислорода и химических соединений. К верхним слоям атмосферы и в глубь океана концентрация живых организмов уменьшается.

Это обусловлено тем, что там менее благоприятные условия для обитания, поэтому там могут находиться только приспособленные организмы, такие как бактерии.

Билет №8

1. многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс.

Образование новых видов в природе является важнейшим этапом в процессе эволюции. При изменении условий обитания происходит процесс расхождения признаков- дивергенция, которая приводит к образованию новых группировок особей внутри вида. От одного вида может образоваться большое количество ответвлений но не все они смогут выжить. Наиболее расходящимся по признакам формы обладают большими возможностями оставлять плодородное потомство и выживать, так как они меньше конкурируют с исходным видом.

Поэтому могут развиться далее. Эти изменения могут происходит по разным причинам: изменение климата, расширение ареала и многое другое.

Деятельность человека сильно влияет на многообразие видов. ведь любое небольшое изменение может привести с изменениям в виде или популяции.

Иногда человек сам пытается вывести новые виды – это называется искусственным отбором ( признаком для отбора являются качества необходимые человеку). Биологический прогресс это результат эволюции про котором организмы переходят к боле сложному строению или усложнению строения их организма, а регресс наоборот - переход к упрощенной организации. Оба этих процесса направлены на улучшение приспособления к условиям обитаня. как не странно. В некоторых случаях требуется не более сложное строение а его упрощение. Например бактерии- это самые простые организмы которые могут находиться практически во всех зонах биосферы, так как их организмы очень просты и находиться в любых условиях.

2. живое вещество биосферы, его роль в круговороте и превращении энергии в биосфере. Солнце как источник энергии.

Организмы, составляющие биологическую массу, обладают громадной способностью воспроизводства - размножение и распространения на планете.

Различные элементы входят в живой организм, накапливаются в нем и выходят из него, частично при жизни и частично после смерти. Это кислород, водород, углерод, натрий, кальций, фосфор, калий, кремний и другие. В процессе питания происходит накопление энергии и передача ее другим организмам по цепи питания и путем размножения. Происходит круговорот веществ. Для любого превращения требуется энергия. Единственный источник энергии является солнце. С помощью солнца растения фото синтезируют и получают органические вещества.


Билет №9

1. приспособленность организмов к среде обитания ее причины. Относительный характер приспособленности. Приспособленность растений в биогеоценозе к использованию света.

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с поземными для их обитания признаками. Они обусловливают хорошую приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут. Приспособленность может быть хорошей, что повышает шансы организмов на выживание. Эти признаки могут выражаться во многом. Например окрас. Он может быть покровительственный –сливаться с окружающей средой, что делает организм менее заметным для врагов. Маскировка- приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливается с окружающими предметами. Например гусеницы некоторых бабочек по форме тела напоминают сучки. Мимикрия- подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида так например некоторые змеи неядовитые по своей окраске напоминают ядовитых. Некоторые организмы обладают предупреждающей окраской. Так, например животное, съевшее несъедобную божью коровку или осу на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Из рассмотренных примеров хорошо видно, что организмы хорошо приспособлены с среде обитания. Эти адаптации возникают за счет непрерывного естественного отбора. Но не всегда эти признаки могут помочь выжить организму. Они все имеют относительный характер, то есть они помогают выжить только в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным. Примером приспособленности, полученной в течение долгого времени по средствам эволюции, могут служит фотосинтезирующие растения. За длительный срок в их клетках начал вырабатываться хлорофилл, который под действием света стал синтезировать органические вещества. Без этого приспособления не могли бы существовать биогеоценозы, так как все начальные вещества организмы получают из растений.

2. изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в биосфере, как основа ее целостности.

В данное время люди не рационально используют ресурсы нашей земли. При таком дальнейшем отношении они скоро иссякнут. Для того чтобы этого не случилось надо перейти от промышленности и сельского хозяйства к ресурсосберегающим технологиям. На данный момент человек лишь только разрушает биосферу, сам этого не замечая, ведь малейшие изменение или сдвиг в этой системе может привести к ее разрушению. В биосфере все организмы тесно связаны между собой и напрямую зависят друг от друга. в биосфере происходит не прекращаемый обмен и превращение энергии. Все организмы в этом процессе принимают какое то участие, поэтому исчезновение любого из них приведет к всеобщему разрушению. С помощью естественного отбора в биосфере сохраняется равновесие между видами.

Отмершие организмы являются пищей для других. Такие тесные связи образуют целостность всей биосферы.

Билет №10

1. экологические и географические видообразования. Их сходства и различия.

Географические видообразования связаны с расширением ареала исходного вида или с расчленением его на изолированные части с помощью физических преград ( горы, реки, изменения климата) при расширении ареала его обитатели встречаются с новыми почвенно-климатическими условиями, а так же с новыми сообществами животных и растений. В популяции постоянно возникает борьба за существование действует естественный отбор. Все это со временем приводит к изменению генного состава- микро эволюции. На почве этого может образоваться новый вид. Экологическое видообразование происходит в тех случаях, когда популяции одного вида остаются в пределах своего ареала, но условия обитания у них оказываются различными. Под влиянием движущих сил эволюции изменяется их генный состав. Через множество поколений эти изменения могут зайти так далеко, что особи одного вида из разных популяций не будут скрещиваться друг с другом , а это характерно для разных видов.

Сходство этих видообразований1 в том что новые виды образуются на основе какого отдельно взятого вида, а различия в том , что эти образования происходят при разных условиях или изменениях.

2. учение Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу, сохранения в ней равновесия.

Учение Вернадского о биосфере связывает химию земли с химией жизни и установившей роль живого вещества в преобразовании земной поверхности. Он считал что ведущую роль на земле занимает живое вещество, за счет которого и происходят все процессы на земле. Он показал, что биосфера отличается от других сфер земли тем , что в ее пределах происходит деятельность живых организмов. Основная особенность биосферы- непрерывный круговорот веществ , регулироваемый деятельностью живых организмов.

Согласно учению Вернадского, все живые организмы на земле представляют собой сложную систему преобразования солнечных лучей в энергию геохимических процессов.

Живое вещество земли выполняет ряд функций (газовую, окислительно- восстановительную, концентрационную) за счет которых и происходит круговорот веществ. таким образом оно создает и поддерживает компоненты биосферы.

Человек- элемент биосферы, люди составляют меньшую ее часть. А их действия сильно влияют на биосферу в целом. Человек создает множество новых химических соединений, которые при накапливании загрязняют нашу землю, за год человек перемещает более 1 млрд. тон земли на всей планете, эти изменения тоже сильно отражаются на состоянии и равновесии биосферы.

Для ее сохранения мы должны более обходительнее использовать данные нам ресурсы, чтобы не лишиться их совсем.

Похожие работы:

  1. • Билеты по биологии для 9-10 классов
  2. • Билеты по биологии для 10-11 классов
  3. • Билеты по биологии за курс 10-11 классов
  4. • Экзаменационные билеты по курсу Биология (9 класс сш)
  5. • Билеты по биологии для 8 класса
  6. • Билеты по биологии за 9 класс (повышенный уровень)
  7. • Билеты по информатике 10 класс: Visual Basic
  8. • Билеты по адвокатуре (2 предмета) за первый семестр 2001 года
  9. • Небольшой сборник экзаменационных билетов по информатике за ...
  10. • Билеты по общей биологии за весенний семестр 2001 года
  11. • Билеты по истории России за 10 класс
  12. • Использование СИТ на уроках биологии
  13. • Билеты по химии 10 класс
  14. • Билеты на экзамен по биологии 9 класс
  15. • Ответы на билеты по биологии 11 класс
  16. • Экзаменационные билеты по теории организации за второй ...
  17. • Экзаменационные вопросы и билеты по концепции современного ...
  18. • Экзаменационные билеты по этике юриста за первый семестр 2001 ...
  19. • Экзаменационные билеты по углубленному курсу экономики за ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com