Рефетека.ру / Работы без раздела

Реферат: Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы

Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова

Институт стран Азии и Африки

Кафедра международных экономических отношений

Курсовая работа

Студента 3-его курса

социально-экономического отделения

Емельянова Сергея Леонидовича

На тему: Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90х годах.

Научный руководитель: к. э. н. Матюнина Л. Х.

Москва - 2003г.

План

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Инвестиционный климат Нигерии.

. Инвестиционная политика: упор на стимулирование. . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . 5

. Нигерийское инвестиционное законодательство. . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 9

. Особенности нигерийского инвестиционного климата . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . .10

. Иностранный и местный капитал в экономике Нигерии. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . 14
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике Нигерии.

. Нефтяная промышленность как основной источник финансирования экономического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

. Инвестиции в сфере обрабатывающей промышленности . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 24

. Современные проблемы Нигерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава 3. Интересы развитых стран в Нигерии.

. Приоритеты зарубежной экспансии ТНБ Великобритании. . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 32

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40


Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .43

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 45

Введение.

Африканский регион в 80-90-е годы стал сферой регулярной кредитно- ссудной и инвестиционной деятельности ведущих ТНК индустриально развитых стран. Приток международного капитала в страны континента ускоряет их хозяйственное развитие, увеличивает доступ некоторых африканских стран к получению заимствований с евровалютного рынка.

Иностранные инвестиции являются одной из движущих сил развития современной мировой экономики. Данные о масштабах этого явления не могут не впечатлять: в 1996 г. общий объем текущих прямых иностранных инвестиций
(ПИИ) достиг во всем мире рекордного уровня - 349 млрд. долл.; одновременно глобальный накопленный их объем, на котором базируется международное производство, оценивался в 3,2 трлн. долл. (в 1990 г. - 1,7 трлн. долл.).
За 1980-1996 гг. накопленные в мире ПИИ увеличились почти в семь раз, а их доля в общемировом ВВП удвоилась1.

Инвестиционная экспансия транснациональных банков, их групп и объединений в развивающиеся страны Африки в 80-90-е годы сформировала по сути новый канал связей молодых государств с мировыми державами, модифицировав их прежние традиционные валютно-финансовые и кредитные отношения. Представление о транснациональных компаниях как об эксплуататорах, носителях зла сейчас можно встретить реже, чем 20 лет назад. Теперь большинство стран конкурируют за получение иностранных инвестиций, расценивая их как важный фактор повышения благополучия своих граждан.

Крупнейшей страной Африки, куда направлено особое внимание ТНК и ТНБ является Нигерия. В экономике страны насчитывается свыше 2 тысяч промышленных предприятий, но безраздельно доминирует нефтяной сектор, где доля иностранных компаний составляет 65 процентов. Он дает 46 проц. ВВП, 85 проц. валютных поступлений, 80 проц. доходов госбюджета. Несмотря на то, что Нигерия имеет огромные запасы нефти, 66 процентов населения находится за чертой бедности, а страна занимает 13 место в числе 20 беднейших стран мира. ВВП на душу населения составляет 260 долларов. По сравнению с 1985 годом – 370долларов, продолжительность жизни – 52 года, причем более трети не доживают до 40 лет, неграмотность среди взрослых – 44 проц., 49 проц. населения лишены какого-либо медицинского обслуживания.

Денежной единицей страны (с января 1973 г.) является найра. Курс найры определяется на аукционах, проводимых 2 раза в месяц. Банковская система
Нигерии включает в себя более 160 банков (Центральный банк, полу государственные, 33 коммерческих, 16 торговых и 4 специализированных банка) с более чем 1,5 тыс. отделений. Около 43% кредитного рынка контролируют 3 крупнейших банка: First Bank of Nigeria, United Bank for Africa и Union
Bank of Nigeria. Действуют также 75 страховых компаний. С целью стимулирования роста сельскохозяйственного производства коммерческие банки обязаны не менее 15% кредитов, а торговые - не менее 10% кредитов предоставлять аграрным предприятиям. Для развития мелкого и среднего предпринимательства должно использоваться не менее 16% кредитов. Для торговых банков в эту категорию входят предприятия с капиталом до 2 млн. найр или годовым оборотом до 5 млн., а для коммерческих - до 500 тыс. найр.
Банкам разрешено инвестировать не более 33,3% акционерного или 10% капитала компании и предоставлять не менее 40% кредитов предприятиям обрабатывающей промышленности. Торговые банки отличаются от коммерческих сферой приложения капитала и срочностью кредитования. Они кредитуют торговые операции путем выпуска ценных бумаг и долговых обязательств на более длительный срок, чем коммерческие банки. Наиболее крупными из торговых банков являются
Investment Company of Nigeria и International Merchant Bank.

Что касается специализированных банков развития, то ипотечный банк
Federal Mortgate Bank of Nigeria предоставляет кредиты под залог недвижимости, Nigerian Agricultural Credit Bank кредитует фермеров и сельскохозяйственные кооперативы, торгово-промышленный банк Nigerian bank for Commerce and Industry призван обеспечить финансирование национальных предприятий, a Nigerian Industrial Development Bank предоставляет средне- и долгосрочные кредиты национальным и иностранным предприятиям.

С учетом числа жителей и многообразных ресурсов Нигерия считается основным рынком на континенте, что привлекает к ней партнеров по торговле из Европы, Америки, Азии и Африки. Ее недра богаты нефтью и газом, углем, оловом, колумбитом, золотом, известняком, бурым углем, цинком и другими природными ресурсами. В числе продукции сельского хозяйства – какао, земляной орех, каучук, хлопок, кофе, пальмовое масло, лес, бобы, ямс, имбирь. Когда-то Нигерия была экспортером сельхозпродукции, но сейчас ввозит продовольствие.

Для создания либерального инвестиционного климата в Нигерии и реализации его преимуществ необходимо снизить барьеры для ПИИ, определить стандарты соответствующего режима, задействовать необходимые механизмы функционирования рынков в условиях конкуренции. Анализ всех этих компонентов инвестиционной политики Нигерии, форм и методов её делового сотрудничества с ТНК является главной задачей данной работы.

Глава 1.

Инвестиционный климат Нигерии.

1. Инвестиционная политика: упор на стимулирование.

Приток иностранных предпринимательских инвестиций в Нигерию устойчиво возрастал вплоть до середины 70-х гг. Изначально этот рост был связан с необходимостью мобилизации ресурсов для решения неотложных экономических проблем молодых независимых государств, появившихся после распада колониальной системы. В последующие годы новый приток ПИИ в Нигерии затормозился, и даже сменился репатриацией капитала вследствие прокатившейся волны национализации иностранной собственности. Это послужило одной из причин сокращения доли Нигерии в общем объеме прямых инвестиций
ТНК.

В 60-70-е гг. стратегия всеобъемлющего государственного контроля над экономикой, всемерного укрепления и расширения хозяйственных функций государства была в Нигерии и в целом Африке преобладающей. Централизованное планирование, корректирующее вмешательство в распределение ресурсов, широкое участие государства в развитии зарождающихся отраслей промышленности были неотъемлемыми компонентами этой стратегии. Еще одним элементом такой политики стал экономический национализм, продвигаемый с помощью системы государственных предприятий и поощрения национального частного сектора. Государство вторгалось буквально во все аспекты хозяйственной деятельности, устанавливая и отслеживая цены, ужесточая регулирование трудовых отношений, валютных операций и финансовых рынков.

Нефтяные кризисы были завершающим аккордом государственной экспансии.
В начале 80-х гг. на мировом рынке цены на нефть упали, что ввергло экономику страны в кризис, поскольку нефть обеспечивала 95% валютных поступлений. Отсутствие внимания к развитию сельского хозяйства привело к тому, что Нигерия перестала обеспечивать себя продовольствием, значительную часть которого пришлось импортировать. К тому же в области промышленности политика развития имела серьезнейшие просчеты. Переход от импорта готовых товаров к их производству осуществлялся в основном не за счет использования местного сырья, а привозного, что вместе с импортом запчастей к оборудованию не ослабил внешнеэкономическую зависимость, а лишь видоизменил, а в ряде случаев и усилил ее. В свою очередь, Нигерия оказалась втянута в круговорот огромных нефтедолларовых заимствований в целях поддержания роста государства.

Критической точкой стал 1986 г., когда цена нефти упала до 8 долл. за баррель (1981 г. - 40 долл.) и доходы страны от экспорта нефти сократились с 23 млрд. долл. до 2 млрд. Закупки иностранных технологий, сырья потребовали привлечения дополнительных средств из-за рубежа, что привело к росту внешней задолженности до 20 млрд. долл. (см. приложение 1). В стране насчитывалось 6 млн. безработных.

К середине 80-х гг. издержки такой стратегии развития стали очевидными. Они отчетливо проявились, когда разразился долговой кризис, вызванный резким ухудшением валютно-финансового положения страны из-за обвала мировых цен на сырье и нефть, падения экспортных доходов, заметного сокращения чистого (с учетом обслуживания долга) притока внешних ресурсов, в том числе почти полного прекращения частного кредита и снижения до минимума нового притока ПИИ.

Под влиянием кризиса нигерийское правительства приступило к корректировке моделей развития, в которых роль государства была доминирующей. Маятник качнулся в обратную сторону: государственное вмешательство в экономику стало повсеместно сворачиваться, возобладали концепции ее либерализации, всемерного развития рыночных механизмов хозяйствования.

Нигерия отказалась от прежней односторонне негативной трактовки и недооценки иностранного частного капитала, что повлияло на смягчение инвестиционного режима. Политика запретов, ограничений, жесткого регулирования деятельности ТНК, которая преобладала в 60-70-х гг., уступила место государственному курсу на их привлечение, выработку компромиссов при сотрудничестве с иностранными инвесторами.

В этих условиях в июле 1986 г. при участии экспертов МБРР и МВФ была принята программа структурной перестройки экономики. Она предусматривала два этапа: стабилизацию валютно-финансового положения и обращения и структурные преобразования в экономике. Проводилась линия на снижение курса найры до реального уровня, ликвидацию государственных субсидий на удобрения и нефтепродукты, изменение банковских ставок. Параллельно проводились мероприятия, направленные на диверсификацию экономики и снижение зависимости от экспорта нефти, поощрение местного предпринимательства и использование местного сырья. Были в частности предприняты такие меры, как стимулирование развития приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства с помощью налоговой и кредитной политики. Была проведена приватизация государственных управлений по закупке сельскохозяйственного сырья, большинства предприятий госсектора. Особое внимание было уделено проблеме привлечения иностранного капитала путем улучшения инвестиционного климата. В качестве приоритетных отраслей были избраны сельское хозяйство, нефтехимия и газовая промышленность, черная металлургия, некоторые другие отрасли.

Хотя еще рано подводить итоги выполнения ПСП, однако, невзирая на трудности, "перестройка" в Нигерии проходит относительно успешно, что сказалось прежде всего на темпах роста ВВП, (в 1992 г. ВПП превысил 98 млрд. долл.) которые в первой половине 80-х гг. были или с отрицательным знаком или ниже темпов прироста населения. В конце 80-х - начале 90-х гг. они превысили 5%. Оживилось промышленное производство, увеличилась загрузка мощностей предприятий (в начале 80-х - 30%, в 1989 г. - 37%), выросло сельскохозяйственное производство (которое стало увеличиваться быстрее роста населения)2.

В отношении привлечения новых иностранных инвестиций крупных изменений достичь не удалось, но кроме капитала развитых стран в последние годы на нигерийский рынок активно внедряются "азиатские драконы" - Тайвань, Южная
Корея, Сингапур.

Прямые иностранные инвестиции, с которыми связано получение таких высокоценных активов, как капитал, технология, управленческий опыт, средства производства в одном "пакете", приветствуются и активно привлекаются Нигерией. Снижение деловой активности инвесторов в известной степени связано с нестабильностью политических режимов, но помимо этого существует ещё ряд причин: низкий уровень внутренних сбережений, ограниченность местного рынка и платежеспособного спроса, низкие темпы роста ВВП, неразвитость и во многих случаях неудовлетворительное функционирование физической, институциональной и финансовой инфраструктуры, хронический дефицит платежного баланса, долговой кризис и связанный с ним острейший дефицит иностранной валюты, ограничивающий перевод прибылей и репатриацию капитала, отсутствие или острая нехватка квалифицированных кадров, высокие издержки производства, повсеместная коррупция, бюрократический произвол, отсутствие в ряде случаев ощутимого прогресса в проведении рыночных реформ.

Однако Нигерия с таким положением дел не согласна. Правительство всячески поощряет приход иностранных инвесторов, предлагая им огромные ресурсы, которые ещё нужно разработать; Нигерия – один из крупнейших в
Африке рынков, имеющий выход на весь западно-африканский регион; относительно стабильную внутриполитическую обстановку; благоприятный инвестиционный и таможенный климат; развитую кредитно-банковскую систему; значительные ресурсы дешевой рабочей силы; относительно развитую сферу услуг.

1. Внутренний рынок страны представляет значительные возможности для иностранных инвесторов и ввоза товаров, которые расширяются за счет участия
Нигерии в ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), где введено свободное движение капитала и рабочей силы, а также предусмотрена отмена таможенных и лицензионных барьеров.

2. В Нигерии действует смешанная экономическая система, в промышленном развитии участвуют как частные лица, так и коллективные и правительственные организации. Инвесторы могут владеть предприятиями индивидуально или совместно с нигерийскими и иностранными фирмами. На правительстве лежит обязанность стимулировать экономическую деятельность через законодательство.

3. Реализуя политику индустриализации, правительство приняло план структурной перестройки экономики, который получил уже признание мирового сообщества, и правительство намерено закрепить достигнутые успехи путем: а) диверсификации и дерегулирования экономики; б) обеспечения доступности иностранной валюты через операции на международном обменном рынке; в) либерализации инвестиционного и таможенного климата.

В краткосрочном плане многие филиалы ТНК после либерализации таможенного режима понесли определенный финансовый ущерб, столкнувшись с конкуренцией иностранных компаний на ранее закрытых для них высокими тарифными барьерами внутренних рынках. Помимо текстильной промышленности в
Нигерии, примером могут служить предприятия автосборочной промышленности в
Кении, и пищевой промышленности в Замбии. В результате реформ занятость в этих отраслях в 1990-1993 гг. сократилась более чем на треть. Однако в долгосрочной перспективе, по мнению экспертов ЮНКТАД, иностранные инвесторы выиграют в результате реформирования нигерийской экономики, с которым связывается поступление необходимого капитала и технологий, снижение валютного дефицита, получение доступа к иностранным рынкам в связи с повышением эффективности и конкурентоспособности промышленного производства3.

Для привлечения иностранных инвесторов правительство Нигерии не только ввело систему экономических стимулов для инвестиций в производственную сферу (налоговые льготы на капиталовложения, на прибыли, ускоренная амортизация зданий и оборудования, возможности репатриации капитала и доходов, стимулирование экспорта), но и структуры для поддержки инвесторов (создана система многочисленных коммерческих, торговых, народных банков развития как источника соответствующих фондов поддержки крупного, среднего и мелкого бизнеса).

Таким образом, наиболее перспективными отраслями для иностранных капиталовложений являются "пионерные" и, в частности, пищевкусовая промышленность, переработка сельскохозяйственного сырья, химическая промышленность, производство бумаги, стройматериалов и оборудования
(особенно создание предприятий в глубинных районах), а также аграрный сектор.

Объем ПИИ, полученных Нигерией в 1996 г., составил 1 млрд. долл.(15,6% от поступивших на континент или 21,2% - без учета ЮАР) и в 1997г. – 1,391 млн. долл. (24,9% и 28,8% соответственно). В том же 1996г. году Китай получил 42,3 млрд. долл., страны Азии - 84,2 млрд., Латинская Америка и страны Карибского бассейна - 38,6 млрд., Центральная и Восточная Европа
-12,3 млрд. долл. В среднем доля Нигерии в притоке прямых инвестиций составила в 1991-1996 гг. около 1%, т.е. вдвое ниже по сравнению с 1986-
1990 гг.1. Эти цифры свидетельствуют о том, что масштабы ПИИ, получаемых
Нигерией, безусловно, не ничтожно малы, однако они ничего не говорят ни об инвестиционных потребностях страны, ни о её потенциале.

2. Нигерийское инвестиционное законодательство.

Формирование политики, ориентированной на привлечение частных предпринимательских инвестиций из-за рубежа, начинается с разработки целостного правового режима для этих инвестиций. Его главные задачи - сокращение факторов риска, правовая защита инвесторов от экспроприации их собственности, ослабление налогового бремени и в некоторых случаях обеспечение долгосрочной налоговой стабильности, а также предоставление гарантий репатриации капитала и вывоза доходов на инвестиции в страны базирования.

В 80-е гг. Нигерия внесла существенные изменения в свое инвестиционное законодательство, приняла новые законы, предлагающие иностранным инвесторам широкий спектр гарантий и возможностей. При этом она стремилась с помощью эффективных стимулирующих мер направить поток иностранного капитала в те отрасли хозяйства, которые считали наиболее важными, поощряли передачу технологии и развитие экспортных производств.

Важным шагом в этом направлении стало устранение или снижение отраслевых ограничений для иностранных инвестиций. Радикальные изменения в инвестиционном законодательстве, объявленные в январе 1989 г. Нигерией, санкционировали повсеместный допуск иностранных инвесторов и возможность для них стать единственными владельцами предприятий.

Основные положения инвестиционного законодательства страны распространяются на все компании независимо от форм собственности или страны происхождения. Регулируют эту деятельность более 40 законов.
Основными из них являются законы: "Об эмиграции" N6 1963г., "О регистрации наименования фирм" N17 1961 г., "О компаниях", N 51 1968 г., Декрет "О содействии развитию предприятий" 1989 г. и др. Установлен разрешительный порядок помещения иностранного капитала, предусматривающий индивидуальный подход к каждому конкретному случаю предложения об инвестициях. Мелким и средним иностранным предпринимателям запрещена деятельность в 40 отраслях, но в случае инвестирования более 20 млн. найр доступ в эти отрасли иностранному капиталу разрешен за исключением банковского и страхового дела, добывающей промышленности.

В целях стимулирования иностранных капиталовложений в Нигерии используются следующие меры: налоговые льготы, защита от иностранной конкуренции таможенными тарифами, стимулирование экспорта нигерийских товаров, льготы в использовании иностранной валюты, банковская поддержка.
Инвестиционное законодательство постоянно упрощается, и примерами такого упрощения может служить поправка положениям декрета "О развитии нигерийских предприятий". Теперь существует один список закрытых отраслей вместо трех.
Иностранные инвесторы могут создавать компании на правах полной собственности, за исключением банковского и страхового дела, разведки нефти и горного пела. Другим новшеством в положении об инвестициях является то, что иностранцы, желающие вложить капитал в закрытые отрасли, могут это сделать на условиях минимальной капитализации в 20 млн. найр.

До начала реформ Нигерийское правительство активно поощряли смешанное предпринимательство (СП) с участием национального и иностранного капитала и стремилось при этом удерживать в своих руках пакет акций совместных предприятий. Сегодня большинство новых законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, закрепляют тенденцию к снижению долевого участия государства в акционерном капитале таких предприятий в пользу иностранных участников. В новом инвестиционном законодательстве Нигерии подчеркивается значение регулирующей роли правительства, прежде всего его налоговой политики, в обеспечении адекватной доли государства в доходах от инвестиций при минимизации расходов и риска, связанных с участием в собственности предприятий.

3. Особенности нигерийского инвестиционного климата.

В 1995 г. рамках реформирования торговой и инвестиционной политики военный режим учредил Нигерийскую комиссию содействия инвестициям - НКСИ
(Nigerian Investment Promotion Commission - NIPC), которая поглотила и заменила Координационный комитет по промышленному развитию. Указанная акция сопровождалась улучшением инвестиционного климата в стране. В частности, иностранный инвестор с этого времени мог создавать в Нигерии предприятия со
100% иностранным капиталом (до этого доля иностранного капитала ограничивалась 40%). Ускорялись и сроки регистрации предприятий с иностранным участием: с 4-х недель до 14 дней после предоставления инвестором необходимых документов5.

После учреждения НКСИ предприятия иностранных инвесторов получили гарантию от национализации или экспроприации правительством. Не разрешалась отныне и обязательная практика уступки акций действующим владельцем другому лицу, как это предусматривалось Декретом об нигеризации от 1972 г.
Иностранный инвестор мог теперь создавать предприятие в любой отрасли промышленности, за исключением перечисленных в Негативном листе.

С 1995 г. иностранцы получили право вкладывать средства в предприятия и валютный рынок страны в иностранной валюте, легально привезенной в
Нигерию. Кроме того, свободно разрешалось вывозить как доходы от инвестиций, так и инвестированный капитал в случае продажи предприятия или его ликвидации.

Несмотря на заметные положительные сдвиги в инвестиционном климате объем инвестиций в нигерийскую экономику был сравнительно небольшим.
Видимо, это было связано как с боязнью инвесторов потерять свои средства в условиях наблюдаемой в стране политической нестабильности, так и тем, что ежегодный приток прямых капиталовложений транснациональных корпораций (ТНК) в страны континента не велик. Они составляют всего около 3% от их мирового объема.

Тем не менее, во второй половине 90-х годов Нигерия занимала ведущее положение в Африке среди реципиентов функционирующего капитала. Так, наряду с Египтом, Марокко, Тунисом и Анголой, она получала 2/з общего объема иностранных инвестиций в страны континента

Видимо, такое положение следует признать достаточно высокими, поскольку в результате наблюдаемой в ряде стран континента тенденции к экономическому росту, являющуюся следствием проводимых там реформ и совершенствования механизмов, регулирующих экономику, абсолютный объем капиталовложений постепенно увеличивается. Об этом свидетельствует и пример
Нигерии, где с середины 90-х годов осуществляются реформы, направленные на совершенствование внешнеэкономической деятельности.

Немаловажную роль в увеличении притока иностранных инвестиций должна сыграть и их сравнительно высокая доходность в Нигерии, в частности. В 1980-
1997 годах коэффициент окупаемости прямых инвестиций (т.е. соотношение чистой прибыли и основного капитала) корпораций в Нигерии лишь только в
1986 г. составлял ниже 10%. Для британских инвесторов этот показатель достигал в среднем 29%, а их чистая прибыль от инвестиций в 1989-1995 годах увеличилась на 60%.

Однако увеличение капиталовложений остается вопросом перспективы.
Наиболее острой задачей, стоящей перед Нигерией является диверсификация отраслей экономики, привлекательных для иностранных инвесторов - до настоящего времени наиболее значительная часть капиталовложений из-за рубежа концентрируется в нефтяной промышленности.

К проблеме притока прямых иностранных инвестиций тесно примыкает вопрос о создании свободных экспортных зон (СЭЗ). Правительственный декрет, регулирующий порядок функционирования СЭЗ, был обнародован в 1992 г.
Первая, ныне уже функционирующая СЭЗ в Калабаре была учреждена в том же году. Город Кано и Порт-Харкорт, объявлены следующими СЭЗ и в настоящее время там ведутся соответствующие строительные работы. По нигерийскому законодательству право получения статуса СЭЗ имеют и предприятия, расположенные вне территории официально учрежденных зон. Например, такой статус был предоставлен алюминиевому заводу компании «ALSCON» в штате Аква-
Ибом. Для нужд нефтегазовой промышленности Нигерии в 1996 г. была основана
Свободная зона «Онне/Икпокири»6. Расположенная в самом центре Гвинейского залива она становится центральным пунктом материально-технического снабжения нефтью и газом стран западноафриканского региона.

Как уже говорилось выше, в поисках выхода из глубокого экономического кризиса, охватившего в начале 80-х годов, Нигерия, следуя указаниям МВФ, пошла по пути структурной перестройки экономики, основными лозунгами которой были ослабление регулирующей роли государства, полная свобода рыночных отношений и ускоренная приватизация. Существует ряд специальных рейтинговых агентств, которые ежегодно публикуют соответствующие оценочные данные. Одно из таких изданий, выпускается американским Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation под названием «Индексы экономической свободы» (Index of Economic Freedom). В нем анализируется внутренняя ситуация в более чем 160 странах мира с точки зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций. При этом оцениваются степень открытости внутренних рынков, участие государства в управлении экономикой, положение частного бизнеса, способность правоохранительных органов обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность, уровень коррумпированности госаппарата, наличие основных демократических свобод, состояние банковской системы, размеры инфляции, потребность в зарубежных инвестициях и характер существующего налогового законодательства.

|низкотехнологичные |74,4 |68,8 |73,8 |
|среднетехнологичные |23,0 |28,5 |23,5 |
|высокотехнологичные |2,5 |2,7 |2,7 |


Источник: Industrial Development. Global Report. N.Y. 1997. p. 28.

Правительство страны стремится в первую очередь увеличить использование местного сырья и материалов на предприятиях обрабатывающей промышленности, чему способствует новая тарифная система, но препятствует высокая стоимость добычи сырья и плохая инфраструктура.

Кроме того, усилия направляются на децентрализацию промышленности, подавляющая часть которой сосредоточена в Лагосе и тяготеет к его портам, так как рассчитана на импортные компоненты.

Промышленность Нигерии имеет тот же набор отраслей, что и в других наиболее развитых странах Африки. Однако ситуация внутри них экономически более сложная. Так, в черной металлургии существует два комбината в
Аджаокуте и Аладже общей мощностью 2,5 млн. т стали и несколько сталепрокатных предприятий на 630 тыс. т проката в год. При этом завод в
Аджаокуте (начато строительство в 1979г. СССР) перманентно находится в стадии реконструкции, а прокатные предприятия использовались в конце 90-х годов на 10% мощностей. Поэтому внутренние потребности в стальной продукции практически не обеспечивались.

Более успешно работает алюминиевый завод компании АЛСКОН с участием германского и американского капитала и использующей местный природный газ.
Часть продукции завода экспортируется.

В стране действуют мелкие и средние предприятия по выпуску оборудования для различных отраслей, инструмента, бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры, а также различных видов металлоконструкций.

Предприятия по сборке легковых и грузовых машин, расположенные в
Лагосе, Кадуне, Ибадане, Капо, Энугу и ряде других городов, не удовлетворяют внутренний спрос и постоянно сталкиваются со сложностями при получении импортных комплектующих и лицензий. Три шинных завода обеспечивают примерно 60% потребностей.

Четыре нефтеперерабатывающих завода, принадлежащие компании ННПК, не отвечают полностью ассортименту потребляемых нефтепродуктов и требуют определенной реконструкции.

Относительно успешно функционируют завершенный в середине 90-х годов нефтехимический комплекс в Элеса-Элеме около Порт-Харкорта, использующий в качестве сырья нигерийский природный газ и экспортирующий свою продукцию в
США, страны Европы и Азии, а также завод азотных удобрений в Онне, принадлежащий компании НАФКОН.

Предприятия химической промышленности, работающие на местном сырье, загружены почти на 50%, что является неплохим показателем для Нигерии.

Относительно стабильно работают предприятия промышленности стройматериалов, в том числе цементные заводы в Сокото, Порт-Харкорте,
Ашаке и других городах, а также деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты в Сапеле, Джеббе, Она-Ибоку и других пунктах. Правда, ряд из них требует модернизации, что трудновыполнимо из-за нехватки валюты.

Нигерийское правительство старается привлечь иностранный капитал, участие которого может достигать 100% в любом новом предприятии обрабатывающей промышленности. С целью привлечения инвесторов в различные сектора промышленности создана в районе Кала-бара экспортная зона для перерабатывающей промышленности. Построен аэропорт и реконструирован порт.
Создание подобной зоны планируется и в Порт-Харкорте.

Среди довольно, большого числа предприятий пищевой промышленности наиболее крупными являются пивоваренные заводы в Ибада-не и Икеджи, которые эксплуатируются на 60% установленных мощностей, мукомольные и сахароперерабатывающие заводы.

Город Кано - центр текстильной и кожевеннообувной подотраслей.
Предприятия легкой промышленности обеспечивают занятость большому числу нигерийцев.

В некоторых районах Нигерии развитие экспортных отраслей промышленности осуществляется в свободных экономических зонах. Иностранным инвесторам там предоставляются особо льготные условия в области перевода капитала и прибылей, материально-технического обеспечения, налоговых ставок и таможенных пошлин. Привлекает их и дешевая рабочая сила. В свою очередь, государство предъявляет иностранным инвесторам требования, обусловливающие предоставление всех льгот: обеспечение занятости определенного количества местной рабочей силы, использование местного сырья и полуфабрикатов, строительство и пуск в эксплуатацию предприятия в сжатые сроки. Например, в
СЭЗ Порт-Харкорт 80% продукции должно экспортироваться, а 20% поступать на местный рынок до тех пор, пока с ней не будет конкурировать аналогичная продукция национальных предприятий. Для обеспечения максимально возможной занятости и значительных валютных поступлений инвестиции должны составлять не менее 200 тыс.долл9. Технологический эффект функционирования СЭЗ в
Нигерии невысок из-за стремления ТНК к минимизации издержек в большей степени путем использования дешевой рабочей силы, нежели введения технологических новшеств. Тем не менее труд в этих зонах становится все более квалифицированным по мере усложнения применяемой технологии.
Правительство стимулирует подготовку национальных кадров на предприятиях
ТНК дополнительными налоговыми льготами. Так или иначе пополняются валютные резервы, хотя бы за счет обмена твердой валюты на местную с целью осуществления текущих платежей. Все это свидетельствует о том, что районы открытой экономики способны стать своего рода накопителями валютно- финансовых ресурсов для обеспечения в перспективе подъема производительных сил.

Между тем создатели СЭЗ в Нигерии жалуются на недостаточный интерес к ним иностранных инвесторов, озабоченных не столько финансовыми льготами, сколько политической и экономической нестабильностью, низким уровнем промышленной культуры и квалификации рабочей силы. Однако по моему мнению предоставляемые иностранному капиталу льготы являются чрезмерными.

В конечном счете деятельность ТНК пока не полностью оправдывает ожидания нигерийской стороны в отношении активного содействия и модернизации промышленности.

3. Современные проблемы Нигерии.

Со времени прекращения правления в Нигерии военных и прихода к власти гражданского президента О. Обасанджо цены на нефть выросли более чем в два раза, соответственно значительно увеличились поступления в государственную казну. В тоже время серьезными препятствиями на пути ускорения развития остаются три основных фактора: недостаточное развитие инфраструктуры, наличие значительного количества нерентабельных предприятий в государственном секторе и негативное отношение инвесторов к вложениям в нигерийскую экономику (за исключением добычи углеводородного сырья). В таких условиях прирост ВВП в 2001 г., даже не превысил 3% (именно настолько возрастает численность населения Нигерии в течение года), а приток инвестиций в страну по сравнению с 1999г. заметно сократился (см. приложение 2). Однако в 1996г. после многолетнего сокращения роста, экономическое состояние Нигерии заметно улучшилось. Темпы экономической активности, которые характеризуются уровнем ВВП, увеличились с 2,2% в
1995г. до 3,3% в 1996г., в то время как уровень инфляции значительно снизился с 72,8% до 29,3% за тот же самый период (см. приложение 3).
Маловероятна реализация обещания правительства удвоить в текущем году производство в энергетическом секторе. Несмотря на дополнительную прибыль от добычи нефти (2,2 млн. барр. в сутки) в течение последних двух лет, в стране имеют место перебои с энергоснабжением, а очереди за бытовым топливом по-прежнему остаются повсеместным явлением.

Энергетический сектор Нигерии характеризуется высокими энергетическими потерями (от 30 до 35% энергии не доходит до потребителя) и низким уровнем доступа населения к электричеству (всего 36%). В 2001г. Мировой Банк и
Международная Ассоциация Развития выделили 100 млн. долл. на развитие энергетического сектора Нигерии на стандартный срок - 35 лет8.

В феврале 2001 г. Нигерию посетила делегация МВФ для оценки перспективы использования резервного (stand-by) займа в 1 млрд. долл., который стал основой для декабрьских договоренностей с "Парижским клубом" кредиторов о пересмотре сроков погашения нигерийской задолженности.
Специалисты МВФ не рекомендовали резкого увеличения государственных расходов на базе использования возросших доходов в нефтедолларах.

В среднесрочной перспективе сохранение финансирования на таком высоком уровне маловероятна. Правда, в ближайшие 5-10 лет произойдет существенное увеличение добычи нефти, поскольку начнется эксплуатация новых глубоководных месторождений углеводородного сырья, однако аналогичная тенденция по государственным доходам вряд ли возможна, так как нефтяным компаниям предстоит покрыть огромные инвестиционные расходы до раздела прибылей с правительством. Последнее несет повышенные финансовые обязательства, например перед занятыми в государственном ceкторе. После прихода к власти О. Обасанджо средний уровень заработной платы государственных служащих вырос в 5 раз без существенного сокращения их численности. Нигерия добивается снижения долгового бремени, полагаясь на бедность миллионов нигерийцев. Однако одновременно ассигнуются огромные среде на престижные проекты, например 330 млн. долл. на строительство стадиона в Абудже. По расчетам МВФ, общественные расходы на трех уровнях - федеральном, штатном и местном составят 2200 млрд. найр, что эквивалентно
56% ВВП12.

Как говорилось выше, в Нигерии существует огромное количество нерентабельных предприятий, которые принадлежат государству. Приватизация государственных предприятий, подавляющее большинство которых относится к числу малорентабельных, до сих вор проходила крайне вяло. МВФ рекомендовал скорейшее разгосударствление при минимальном вливании государственных средств. В то же время бюджет на 2000 г. предусматривал расходы на развитие энергетики и черной металлургии в 78 млрд. найр, что свидетельствует о приверженности правительства стратегии на усиление финансовой поддержки ряда отраслей с последующей продажей действующих в них компаний.

По программе приватизации ( её реализация отстает от графика примерно на полгода) разгосударствлению подлежат более 100 предприятий, в том числе гостиницы, отдельные объекты в промышленности минеральных удобрений, сахарорафинадной, целлюлозно-бумажной, сталелитейной отраслях, страховании, электроэнергетике, нефте- и газопереработке, машиностроении, телекоммуникационном и других секторах. В текущем году планируется приватизация 41 предприятия. Стратегические партнеры получат от 51 до 60% акций, остальная часть поступит в приватизационный фонд, из которого акции при благоприятной конъюнктуре будут направляться для продажи на фондовой бирже. В 2001 г. намечалось продать контрольный пакет акций государственной телекоммуникационной компании "Nitel" (согласно плану - 2 млрд. долл.).
Nitel согласилась приобрести компания Investor's International (London)
Ltd., но не уложилась в крайний срок выплаты $1,185 млрд. Возможно, британской IIL так и не удалось бы приобрести Nitel, но другой претендент, компания Telnet, принадлежащая Korea Telecom и Swedtel AB, отказался от покупки. Теперь такой шанс появился – IIL предложено выплатить до определенного срока. Если сумму не внесут, правительство предпримет очередную попытку продать Nitel. IIL вступила в партнерские отношения с подразделением Portugal Telecom – Tecnologia das Comunicadoes Lda (TDC), которое согласилось помочь в организации управления Nitel25.

Среди других приватизируемых предприятий - 6 гостиниц, страховые компании “Nicon Insurance” и "Nigeria Re-Insurance", два банка - "Assurance
Bank" и "Afribank", два газетных концерна, группа промышленных предприятий.
По оценкам западных экономистов, круг желающих приобрести эти объекты, не отличающиеся высоким уровнем технического оснащения , крайне узок (как это видно на примере с телекоммуникационной компании "Nitel"). В то же время к приватизации в Нигерии определенный интерес проявили западные автомобилестроительные корпорации. Поданы заявки на приобретение прокатного завода и компании "Delta Steel".

Со времени начала реализации в прошлом году новой приватизационной программы продано 13 предприятий. В основном имела место переуступка акций ключевому инвестору. Удалось привлечь инвестиции ТНК, в частности в цементную промышленность вложили капитал британская "Blue Circle
Industries" и норвежская "Scancem International".

К концу января 2001 г. за счет приватизации было получено 19,6 млрд. найр. Продажа "National Oil and Chemical Co" нигерийскому инвестору
"Conpetro" принесла казне 5,3 млн. долл. Сделка подвергалась критике из-за допущенных нарушений в пользу политически влиятельных инвесторов, тогда как наиболее достойным претендентом, по мнению независимых экспертов, была южноафриканская компания "Engen", контролируемая малайзийской "Petronas".

Доходы от приватизации должны заметно улучшить финансовое положение
Нигерии, обремененной крупной внешней задолженностью.

Долговая проблема Нигерии во многом связана с крупными заимствованиями в начале 80-х годов (во время правления гражданского президента Ш. Шагари).
Кредитование осуществлялось по низкому проценту (ставка на лондонском межбанковском рынке либор равнялась всего лишь 3%). Падение цен на нефть в середине 80-х годов, рост либор до 13% и приход к власти в Нигерии военных
(в результате платежи в счет погашения долга стали искусственно ограничиваться) создали проблему просроченного долга. Неоднократно предпринимались усилия по пересмотру сроков выплат "Парижскому клубу" (в
1986 г., 1989 г. и 1991 г.), причем 4-й раз реструктурирование долга этой организации имело место в конце прошлого года. В своих отношениях с ведущими кредиторами Нигерия добилась следующих условий: по коммерческим займам выплаты будут осуществляться в течение 18 лет с 3-годичным мораторием, а по займам в рамках официальной помощи - в течение 20 лет с 10- летним льготным периодом. В итоге обслуживание долга в ближайшее пятилетие будет обходиться Нигерии в 2,0 - 2,2 млрд. долл. Оговорка доброй воли предусматривает, что в случае соблюдения условий соглашения с МВФ о резервном кредите и сделки о пересмотре сроков погашения долга с "Парижским клубом" последний рассмотрит возможность снижения долговой нагрузки по сумме в 21,5 млрд. долл., которую Нигерия признала в качестве долга 14 членам "клуба".

Правительство Нигерии считает, что, поскольку ее выплаты кредиторам существенно превысили объем привлеченных займов и в связи с активной ролью данной страны в поддержании мира и стабильности в регионе (расходы на эти цели достигли 10 млрд. долл.), она может претендовать на такие же льготные условия, которых в свое время добились Польша и Египет. Т.е. величина совокупной задолженности должна быть уменьшена на 80%. По данным на конец
2000 г., внешний долг Нигерии достигал 28,5 млрд. долл. (в том числе
"Парижскому клубу" - 21,5 млрд., международным финансовым организациям -
3,5 млрд., "Лондонскому клубу" - 2,0 млрд., держателям простых векселей
-1,5 млрд.).

Нигерия не подпадает под инициативу МВФ и МБРР о снижении долговой нагрузки на беднейшие страны, хотя о правомочности такого подхода до сих пор ведется дискуссия. Включение Нигерии в данную программу привело бы к удвоению расходов на нее. Однако МВФ и МБРР уже сталкиваются с большими проблемами при финансировании данной инициативы. Что касается Нигерии, то отнесение ее к числу беднейших государств с высокой задолженностью могло бы негативно сказаться на притоке в страну иностранных инвестиций. Основной интерес страны состоит в обеспечении поступления прямых иностранных инвестиций на миллиарды долларов. Наиболее привлекательным для иностранного капитала остается нефтегазовый сектор Нигерии.

Суть проблемы заключается в необходимости уверенности развитых стран в том, что средства которые могли бы высвободиться после снижения долговой нагрузки, использовались бы в Нигерии для решения проблемы бедности и улучшения системы социальной обеспечения, пока явно отстающей от общепринятых стандартов.

Глава 3.

Интересы развитых стран в нигерийской экономике.

Не для кого не секрет, что важную роль в развитии Нигерии играет иностранный капитал. За годы независимости объем иностранных инвестиций увеличился более чем в 20 раз и составил более 8 млрд. найр. В связи с тем, что Нигерия является бывшей колонией Великобритании, более половины из них приходится на английские инвестиции, В стране действует более 200 англо- нигерийских фирм, которые имеют прочные позиции в добыче олова и колумбита, обрабатывающей промышленности, банковском и страховом деле.

На долю более чем 150 американо-нигерийских фирм приходится около
15% иностранных капиталовложений, они действуют в основном в добыче и переработке нефти и газа, нефтехимии, комбикормовой и пищевой промышленности, машиностроении, проектировании и строительстве.

С участием немецкого капитала создано около 260 фирм в черной металлургии, химической, пищевой, машиностроительной промышленности.

Французский капитал представлен в смешанных предприятиях в нефтедобыче, нефтехими, автосборке, строительстве, торговле, геологоразведке.

Интерес к Нигерии проявляют японские фирмы, которые вложили средства в смешанные предприятия черной металлургии, нефтяной и автосборочной промышленности, производство радиоаппаратуры (более 60 компаний). Имеются смешанные предприятия с участием голландского, шведского, швейцарского, испанского, болгарского, польского, венгерского капитала и капитала азиатских "драконов".

Данная глава целиком и полностью посвящается интересам
Великобритании в Нигерии, так как эти страны на протяжении многих лет были связаны между собой экономической, культурной и социальной нитью.

1. Приоритеты зарубежной экспансии Великобритании.

В 90-е годы сфера внешней торговли продолжала оставаться важнейшим звеном и фундаментом системы внешнеэкономических связей Великобритании с
Нигерией. Однако именно в этот период наиболее отчетливо проявилась долговременная тенденция утраты Великобританией внешнеторговых позиций в бывшей колонии, выразившаяся в относительном падении доли страны в экспорте и импорте региона. Одновременно происходило снижение удельного веса Нигерии во внешнеторговом обороте Великобритании. Постепенно накапливавшиеся неблагоприятные тенденции в англо-нигерийской торговле привели в конечном счете к падению с начала 80-х годов стоимостных объемов британского экспорта в Нигерию и к сокращению с середины 80-х годов британского импорта из страны. Несмотря на первые признаки оживления двусторонней торговля, наметившиеся в 1989 - 1990 гг., 80-е годы можно охарактеризовать как период застоя торговых связей Великобритании с африканским регионом.

Причины спада англо-нигерийских торговых отношений многообразны. Сюда относится снижение конкурентоспособности английских товаров: серьезную роль в ослаблении двустороннего торгового обмена сыграла и кризисная ситуация в экономике Нигерии. Однако, одна из основных причин застоя в торговле
Великобритании с бывшей колонией заключается, в неуклонном снижении интереса английской промышленности к поставкам сырьевых товаров из Нигерии, в первую очередь, жидкого топлива.

В начале 80-х годов сырьевые богатства Нигерии действительно представляли для британских промышленников значительный интерес. В 90-е годы ситуация изменилась. Одним из важнейших сдвигов в товарной структуре импорта можно считать резкое снижение доли сырой нефти. Великобритания стала, по-видимому, единственной страной среди промышленно развитых государств, в чьем импорте из Нигерии не превалирует сырая нефть - этот ведущий сырьевой товар в торговле "Запад-Африка". Одной из причин этого является известный топливно-сырьевой кризис, заставивший Великобританию переориентироваться на новые источники снабжения нефтью: стали активно разрабатываться собственные месторождения в Северном море и возросли масштабы ее закупок в развитых странах, в первую очередь в соседней
Норвегии. Наряду со снижением интереса к нигерийской нефти особенностью 90- х годов стало возрастание заинтересованности Великобритании в нигерийских нефтепродуктах, поставки которых росли быстрыми темпами.

В 80-е годы британский капитал оставался по-прежнему одной из ведущих сил в Нигерии, хотя и уступал некоторым из своих конкурентов. Вместе с тем отчетливо проявилось снижение интереса британских компаний к инвестированию в Нигерию, что отравилось в абсолютном падении стоимости прямых британских капиталовложений в стране.

Существует целый комплекс причин, которые объясняют это явление.
Депрессивное состояние и неблагоприятные перспективы для производства экспортных сырьевых товаров, крупная внешняя задолженность Нигерии оказала отрицательное влияние на её экономику и привлекательность для иностранных прямых инвестиций. Медленные, а иногда и отрицательные темпы развития экономики снизили прибыльность действующих инвестиций, что в свою очередь, уменьшило стимулы к дальнейшим капиталовложениям. Негативным образом повлияли и существующие в Нигерии ограничения на перевод прибылей в твердой валюте в страну-экспортер капитала16.

Британские компании, среди которых большинство ТНК, проявили заметную избирательность в отношении географии приложения своих капиталов. Они сконцентрировали инвестиции на 4-5 странах Содружества, наиболее богатых природными ресурсами, и по африканским масштабам наиболее экономически развитых, обладающих достаточно емким внутренним рынком и благоприятным инвестиционным климатом.

К середине 90-х годов около 61% от объема накопленных британских инвестиций в Африке приходилось на 4 страны: Нигерию (25%). Зимбабве (18%),
Кению(12%) и Замбию (6%). В неанглоязычные страны было вложено менее 2% от общей стоимости инвестиций17.

Анализ отраслевой структуры прямых британских капиталовложений в
Нигерии показывает, что в отличие, например, от относительно односторонней структуры американских инвестиций, где основная ставка делалась на освоение нефтяных богатств региона, инвестиции Англии носят более диверсифицированный характер, они направлены "вглубь" нигерийской экономики, что является следствием давних и традиционных инвестиционных связей, берущих начало еще в колониальный период. Кроме того, можно отметить и такую особенность: структура капиталовложений Великобритании в страну определяется производственным профилем 4-5 крупнейших британских
ТНК, традиционно ориентированных на африканские рынки. Сюда входят "Шелл" и
"Бритиш Петролеум" (нефть и нефтепереработка), "Лонро" и “Юнилевер”
(пищевая промышленность, агробизнес и розничная торговля).

Наиболее сильны позиции английского капитала в нефтяной промышленности
Нигерии. Особенностью британского нефтяного бизнеса в Нигерии является его монополизация двумя крупнейшими нефтяными ТНК - англо-голландской "Ройял
Датч/Шелл" и "Бритиш Петролеум", причем деятельность каждой из них в
Нигерии отличается своей спецификой. Деятельность англо-голландской группы
"Ройял Датч/Шелл" носит более масштабный и многосторонний характер.
Компания занята разведкой, добычей и переработкой нефти, продажей нефтепродуктов и производством нефтехимических товаров. "Бритиш Петролеум" действует на нигерийском рынке в более ограниченных масштабах: центр тяжести компании приходится на сферу торговли нефтепродуктами и маркетинг.

Особое место в британских прямых инвестициях занимают капиталовложения в обрабатывающую промышленность, 35% которых сконцентрированы в Нигерии. В отраслевом разрезе наиболее весомая роль принадлежит вложениям в производство продовольствия, а также в химическую и резино-техническую промышленность16.

Перспективы деятельности британского капитала в промышленности Нигерии напрямую связаны с проблемой прибыльности инвестиций. Падение прибыльности британских промышленных инвестиций в обрабатывающую промышленность Нигерии привело к тому, что многие компании начали уходить из страны или перемещать свои капиталы в другие регионы мира, например, в Европу. Одним из последствий частичного ухода британских ТНК из Нигерии будет, возможно большая готовность оставшихся компаний, во все возрастающей степени полагаться на "неинвестиционные" формы деятельности в обрабатывающей промышленности, в особенности, лицензионные соглашения и контракты на управление.

Процесс дезинвестиций коснулся в основном мелких и средних британских компаний. Он не затронул двух промышленных гигантов, действующих в Африке -
"Лонро" и "Юнилевер", что объясняется их старыми, хорошо налаженными традиционными торгово-промышленными связями с регионом, а также многоотраслевым и широко диверсифицированным характером деятельности.

Что касается мелкого и среднего английского бизнеса, то его деятельность в нигерийском регионе была осложнена не только нестабильностью экономической ситуации, но и сложной, запутанной, и, что самое главное, не отвечающей современным потребностям свободного рынка, системы инвестиционного законодательства. Тем не менее, нельзя считать, что средние и мелкие британские компании полностью разочаровались в возможностях приложения своих капиталов в ближайшей перспективе. О сохраняющемся интересе свидетельствует, в частности, постоянный поиск и применение новых форм деятельности в сочетании со старыми, традиционными. Будет ли процесс дезинвестиций развиваться в будущем, зависит от ряда обстоятельств политического, экономического и правового характера. Нигерийское правительство активно стремится привлечь иностранные инвестиции, с этой целью была проведена либерализация инвестиционных кодексов, однако эти стимулы пока серьезно не повлияли на приток английского капитала в африканский регион.

Позиции британского банковского капитала всегда были сильны на нигерийском рынке. Наиболее активно действуют два английских банка -
"Барклиз Банк" (на 1994г. капитал 668млн., активы 13,6 млрд., 160 отделений) и "Стэндард Чартед Бэнк" (на 1994г. капитал и резервы 118,1млн., депозиты 13,6 млрд., 160 отделений). Оба они располагают широкой сетью филиалов и дочерних компаний в Нигерии, оба имеют опыт работы в регионе, превышающий несколько десятилетий, операции в Нигерии являются традиционной и весьма весомой сферой деятельности этих банков. Однако нельзя сказать, что ухудшение экономического климата совсем не повлияло на активность британского банковского капитала в Нигерии. Основными трудностями, препятствующими расширению британского банковского бизнеса в бывшей колонии являются постоянно нарастающие процессы инфляции и девальвации национальной валюты. Это обстоятельство стимулировало поиск британскими банками новых форм (например, форфейтинга) и новых регионов деятельности. Во все большей степени английские банки использовали возможности сотрудничества на африканских рынках с французскими банками, которые имеют солидную поддержку со стороны КОФАСЕ (организации, сходной с ДГЭК)6.

В отличие от частного английского капитала в целом (исключая крупнейшие ТНК типа "Лонро" и "Юнилевер") государственный капитал действовал на нигерийском рынке достаточно успешно. Примером тому служит деятельность Корпорации развития Содружества. Корпорация является одним из крупнейших инвесторов в нигерийскую экономику. Этому способствовала стабильная финансовая поддержка государства при полной коммерческой и производственной самостоятельности Корпорации; избрание развивающихся стран в качестве единственного направления деятельности; учет интересов принимающей страны; плодотворное сочетание различных форм бизнеса, например, инвестиционной практики, предоставления займов, а также различных видов услуг, тщательный подход к выбору проекта, его "двойная оценка" с точки зрения экономических условий страны, где он будет реализовываться, и с точки зрения жизнеспособности самого проекта; гибкая инвестиционная политика; широкое использование практики соинвестирования выполняемых проектов.

В 80-90-е годы ясно обозначилась тенденция увеличения объемов британской помощи Нигерии, развивающиеся на фоне снижения объемов торговли и экспорта частного капитала, а главное - кризисного состояния экономики и социальной жизни в стране.

В 80-90-е годы произошло не только количественное увеличение британской помощи Нигерии, но изменилась и ее качественная структура.
Приоритетными направлениями британской помощи в 80-е годы стали:

- поддержка структурной перестройки нигерийской экономики;

- урегулирование проблемы долга;

- развитие сельского хозяйства, в первую очередь мелкого крестьянского, и связанных с ним отраслей;

Важнейшее место в поддержке Великобританией программы структурных реформ в Нигерии отводится поощрению деятельности частного сектора. Сюда относится содействие частному сектору в таких областях, как совершенствование налогового режима и законодательства о компаниях, разработка систем либерализации импорта и схем по приватизации предприятий госсектора и пр. Помощь содействует частному сектору и напрямую, в особенности в тех случаях, когда программная помощь предоставляется в форме финансирования импорта полуфабрикатов, запасных частей и компонентов.
Данные товары и услуги продаются местным правительством частным фирмам за национальную валюту, а выручка может в дальнейшем использоваться на цели развития.

Наряду с увеличением объемов программной помощи Нигерии в последние годы произошли и другие изменения в структуре британской помощи. Так, проектная помощь, бывшая в 70-х и начале 80-х годов одной из главных форм содействия, стала терять свое значение. В центре британской проектной помощи Нигерии во второй половине 80-х годов оказались по преимуществу мелкие и средние проекты в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Эти проекты требуют меньших финансовых затрат и более эффективны для африканской экономики с точки зрения оживления коммерческой активности и наиболее полного использования местных природных ресурсов и рабочей силы.

Кроме финансовой помощи, большое внимание Великобритания уделяет техническому содействию бывшей колонии: высокая доля этого содействия в общем объеме помощи (около ЗО%) является характерной особенностью
Великобритании по сравнению с другими странами-донорами. Техническое содействие дополняет финансовую помощь и создает условия для более эффективной реализации проектной, и программной помощи, а также вложения частных инвестиций. Первостепенное внимание к обучению национальных кадров в программе британской технической помощи означает, на мой взгляд, реальное содействие развитию Нигерии, поскольку эта форма помощи непосредственно влияет на создание управленческого звена, способного эффективно работать в условиях открытой рыночной экономики. С другой стороны, это направление помощи одновременно соответствует и британским коммерческим интересам, ибо в процессе технического сотрудничества устанавливаются полезные личные контакты, происходит более детальное знакомство с системой ценностей британского образа жизни, основными принципами английской организации хозяйства. развития бизнеса и использования современных технологий. В результате создается благоприятная обстановка, в которой в будущем британские фирмы смогут успешнее конкурировать на рыночных условиях.

Особенностью британской экономической политики в Нигерии Содружества последних лет стало стремление к более рациональному сочетанию в ней британских коммерческих интересов и интересов страны-получателя инвестиций.
С одной стороны, программа британской помощи характеризовалась высокой степенью льготности по сравнению с другими странами-донорами из числа развитых государств. Около 99% финансовой помощи предоставляется английской стороной в форме даров. Позитивной стороной для развивающихся стран явилась также и относительная независимость британской помощи от политических условий и ограничений. С другой стороны, большая часть британской помощи
(около 70% в конце 80-х годов) оставалась полностью или частично связанной с поставками английских товаров, причем доля связанной помощи у
Великобритании одна из наибольших среди стран-членов Комитета содействия развитию.

Снижение британского интереса к нигерийскому региону является формой проявления сложных процессов, суть которых не исчерпывается простым сокращением стоимостных объемов экономических связей. Качественно меняется сама система британо-нигерийских экономических отношений.

Во-первых, "внешнее" снижение интереса к Нигерии происходило на фоне сохранения в целом английским капиталом прочных позиций в нигерийской экономике.

Во-вторых, падение объемов торговли и экспорта капитала во второй половине 80-х годов сопровождалось увеличением британской помощи Нигерии.

В-третьих, снижение заинтересованности Великобритании в импорте отдельных товаров из западно-африканского региона не приводило к существенному сокращению британского бизнеса в соответствующих сферах.

В-четвертых, мелкий и средний британский бизнес сохранил потенциальный интерес к работе в нигерийских условиях. Однако, отсутствие необходимой государственной поддержки с британской стороны, а также неблагоприятный инвестиционный климат в Нигерии явились главными препятствиями для широкомасштабного выхода мелких и средних английских фирм на нигерийский рынок.

В-пятых, наряду с ослаблением непосредственно коммерческого интереса к бывшей колонии и уходом ряда британских фирм из экономики региона, будущее британо-нигерийских экономических отношений вызывает озабоченность и остается объектом пристального внимания политических и деловых кругов
Великобритании, что дает основания считать, что британский
"нигеропессимизм" носит временный характер.

Сложные и неоднозначные процессы в англо-нигерийских экономических отношениях 80-90-х годов явились следствием глубоких структурных изменений, затронувших как Великобританию, так и Нигерию.

Начало 80-х годов стали для Англии периодом проведения структурной перестройки ее экономики в соответствии с новыми требованиями НТР и оживлением механизмов свободного рынка. В качестве же внешнего фактора выступила активизация экономических связей с промышленно развитыми партнерами, которые могли обеспечить торговый обмен на новом технологическом уровне. Это вызвало соответствующее ослабление сотрудничества с отсталыми регионами мира. Одним из ближайших следствий британской перестройки стало, в частности, недостаточное внимание к поощрению деятельности английского частного бизнеса в Нигерии, выразившееся в том, что Департамент по гарантированию экспортных кредитов сократил 80-е годы размер своих нигерийских операций11.

В 90-е годы, несмотря на относительное снижение интереса к деятельности в Нигерии, британский капитал сумел сохранить сильные позиции на таких важных участках, как добыча и переработка нефти, некоторых других полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, легкая и пищевая промышленность, банковское и страховое дело, туризм и гостиницы и др. В сочетании с внешней торговлей, культурно-историческими и личными связями, воздействием английских стандартов на образование, административную и судебную систему влияние Великобритании на Нигерию остается значительным и вряд ли снизится в обозримой перспективе.

Заключение.

События, произошедшие в Нигерии на рубеже третьего тысячелетия, вселяют надежду на то, что в стране обозначились тенденции, свидетельствующие о возможности начала ее выхода из полосы глубокого экономического и политического кризиса, в который она была ввергнута длительным пребыванием у власти военных режимов.

Приход к власти гражданской администрации создал благоприятные предпосылки формирования в Нигерии обстановки политической стабильности.
Естественно, ошибки в формулировании и осуществлении политики либерализации, в том числе допуск неконтролируемого внешнего влияния на процессы формирования внутренней экономической политики, могут обусловить изменения в политической динамике. Последние чреваты возможностью расшатывания политической стабильности, сменой режима, в том числе путем возврата к власти военных. В свою очередь, политическая нестабильность может привести к ухудшению инвестиционного климата, в частности, к возможности крупномасштабного оттока капитала из страны.

Такая ситуация возникает и в случае ошибок в проведении макроэкономической и инвестиционной политики. В случае массовой ликвидации предприятий с иностранными инвестициями и, соответственно, оттока капитала при общей слабости местного среднего класса неизбежно происходит рост безработицы и гиперинфляция. Цены на потребительские товары делают их недоступными для большинства населения, местная валюта девальвируется.
Экономика, испытывающая бегство капиталов, легко попадает в долговую ловушку.

Открытие границ страны для свободного движения капиталов, товаров и услуг могут представлять собой угрозу формированию среднего класса Нигерии.
Учитывая, что указанные процессы сопровождаются прибытием в страну значительного числа зарубежных предпринимателей в условиях слабости национального частного предпринимательства, для нигерийских властей естественным было бы «зарезервировать» за местными предпринимателями какие- либо отрасли, предприятия и т.д.. однако это идет вразрез с основными постулатами либерализма.

Отдача на откуп иностранным предпринимателям разработки природных ресурсов, возможно, выпуска тех товаров, производство которых запрещено в промышленно развитых капиталистических странах и т.д. и т.п. может таить в себе серьезную опасность для окружающей среды в отдельных регионах страны.
Примером может служить хотя бы загрязнение окружающей среды в районе дельты р. Нигер из-за бесконтрольной деятельности иностранных нефтедобывающих компаний и. соответственно, обострение здесь социальной напряженности.

Поэтому перед осуществлением широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в экономику необходимо воспользоваться опытом ряда стран, разработавших «нормы поведения» для иностранных вкладчиков капитала.
Примером могут служить действующие в ЮАР «Принципы Салливана»13. Для
Нигерии наиболее важно определить требования к инвесторам касательно реинвестиций в ее экономику, компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, участие широких слоев общественности в принятии решений по вопросам, относящимся к окружающей среде.

Как отмечалось выше, реформы, которые необходимо провести для приспособления экономики Нигерии к процессам глобализации, подобны реформам, уже проводившимся в стране. В частности, многие их требования идентичны положениям Программы структурной перестройки, которая была принята в Нигерии в середине 1986 г.

Непоследовательность в проведении Программы, а также разногласия с
МВФ, под эгидой которого она осуществлялась, привели к весьма скромным результатам. Попытка вернуться в середине 90-х годов к осуществлению некоторых ее положений в рамках реализации предложений ВТО также имела крайне ограниченный итог.

По мнению ряда нигерийских и зарубежных экономистов, перед началом реализации курса реформ необходимо задаться конкретными перспективными показателями. Несомненно, в условиях Нигерии - это Программа «Vision 2010», которая дает основные направления и ориентиры экономического развития.
Однако «Vision 2010» нуждается в серьезной переработке, как с точки зрения конкретных перспективных показателей, так и сроков ее реализации в целом, поскольку то скромное экономическое наследие, которое оставил правительству
О. Обасанджо военный режим, не позволяют даже частично реализовать намеченные цели. Кроме того, в переработанной программе должны содержаться подходы к проведению в жизнь тех направлений экономической политики, которые обеспечат:

- рост благосостояния, базирующийся на многоуровневой экономике;

- плановое развитие трудовых ресурсов;

- расширение приватизации, при которой правительство выступит в качестве наблюдательного и регулирующего органа, а не субъекта, непосредственно вовлеченного в управление тем или иным предприятием;

- стимулы для инвестиций в технологические производства, техническое образование;

- стимулы для инвестиций в информатику;

- плановое наделение регионов экономической властью;

- немедленную интеграцию неформального сектора экономики с целью увеличения сбора налогов, а также другие, признаваемые необходимыми меры.

По моему мнению, расширение потоков зарубежных портфельных капиталовложений и прямых иностранных инвестиции, наглядно показывает все более важную роль импорта капитала. Для Нигерии он является основным способом ослабления хронического дефицита внутренних накоплений, прежде всего инвалютной его части, выравнивания острых социальных диспропорций, улучшения критического положения в области обеспечения продовольствием и занятости населения.

Список используемой литературы:

Справочные и статистические издания

1. World Investment Report 1997. UNCTAD. N.Y. 1997.

2. World Bank. Sub-Saharan Africa. From Crisis to Sustainable Growth.

Washington., 1989.

3. UNCTAD Press Release Tad/INF/2782. Geneva,1998, November 2.

4. Foreign Direct Investment in Africa. UNCTAD.N.Y.1995. p.30

5. Nigerian Investment Promotions Commission.

6. Africa South of the Sahara, London, 1997.

7. UN. Report on the World Social Situation. 1990. N.Y.1990.

8. The World Bank Group.

9. Industrial development. Global Report. N.Y.1998.
10. Нефть в мировой экономике. Двенадцатые Международные Плехановские

Чтения. Сборник докладов и выступлений. 1999г.

Периодические издания

11. БИКИ.
12. The Guardian. Lagos, 2000, January 5.
13. Пульс Планеты. М. 2000г.
14. ИТАР ТАСС.1999. 1 июня.
15. Коммерсантъ

Исследовательская литература

16. Африка: новые тенденции в экономической политике. – М., 2000.
17. Региональные аспекты экономического развития стран Африки(90-е годы).
18. Руднов Б. Б. Интеграция Африки в Глобальную экономику (тенденции, проблемы, перспективы). – М., 1999.
19. Рощин Г. Е., Калинина Л. П., Позднякова А. П. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. –М., 1999.
20. Гевелинг Л.В. Клептократия. Москва 2002г.
21. Нигерия: справочник для бизнесменов. – М., 1994.
22. Независимые страны Африки: финансово-кредитный механизм развития –

М., 1986.
23. Transnational Banks: Operations, Strategies and their Effects in

Developing Countries. United Nations of Transnational Corporations.

UN, N.Y., 1992.
24. Баскин В.С. Эволюция стратегий промышленного развития Федеративной

Республики Нигерии (1960-1998) – Ученые записки Института Африки РАН, вып.9.М.,1999.

Internet ресурсы

25. www.yandex.ru
26. www.africana.ru
27. www.nigerianembassy.ru
28. www.worldbank.org
29. www.un.org
30. www.google.com

Приложение 1

Долг Нигерии

[pic]

Источник: International Monetary Fund

Приложение 2

[pic]

Источник: The World Bank Group. 9.11.2002.

Приложение 3

|INDICATORS |
| |


|1980 |1985 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 | |Domestic Output

| | | | | | | | | | |Real GDP (=N=Billion) |96.2 |68.9 |90.3

|94.6 |97.4 |100.0 |101.0 |103.5 |106.9 | |Real GDP (Growth Rate %) |5.5

|9.4 |8.1 |4.8 |3.0 |2.7 |1.3 |2.2 |3.3 | |GDP Per Capita (=N=) |1487
|913 |1042 |1069 |1071 |1069 |1053 |1047 |1051 | | | | | | | | |

| | | |Manufacturing Capacity Utilisation (%) |70.1 |37.1 |40.3 |42.0

|41.8 |37.2 |30.4 |29.3 |32.5 | |Inflation Rate (%) |9.9 |5.5 |7.4 |13.0
|44.6 |57.2 |57.0 |72.8 |29.3 | |

Источник: FOS, CBN & NPC

Рефетека ру refoteka@gmail.com