Рефетека.ру / Психология

Шпаргалка: Концепция психоанализа Фрейда

Сущность метода психоанализа З. Фрейда (концепция)

Зигмунд Фрейд (6.5.1856) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 годах работал в Венском физиологическом институте и Э. Брюкке, где познакомился с взглядами школы Г. Гельмгольца, энергетические идеи которого Фрейд позднее перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины в 1881г. С 1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", а в 1910 – международную психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им. Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией (1938г.) эмигрировал в Великобританию.

Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям (1891), детскому параличу (1891-1897г.г.). В 1884 году одним из первых обнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие учения о местном обезболивании. Под влиянием французской школы психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов занимался проблемами неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых не обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Й. Брёйером изучал психические механизмы истерии и предложил катартический психотерапевтический метод – отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера. С 1895 года разрабатывал метод лечения неврозов (психоанализ), основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности, выделял в этом развитии ряд качественно различных стадий, каждая из которых, по Фрейду, может служить источником бессознательных конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. В 1900 годах выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего – сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от "физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического и антропологического построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии

Появилось такое течение, как Фрейдизм – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.

Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х годах возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признается энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе аналитической психологии К.Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка вся человеческая деятельность оказывалась подчиненной преодолению первичной "травмы рождения".

Широкое распространение Фрейдизма началось после 1-и мировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины.

В конце 1930-х годах возник неофрейдизм, который стремится превратить Фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим воздействие Фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных модернистских течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного).

Похожие работы:

  1. • Методологические основы психологии
  2. • Зигмунд Фрейд: концепция психоанализа
  3. • Фрейд, Адлер, Юнг. Спор великих ученых
  4. • Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм
  5. • Культура и бессознательное начало человека концепция Зигмунда ...
  6. • Психологическая концепция религии З.Фрейда
  7. • Классический психоанализ и неофрейдизм
  8. • Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и ...
  9. • Теория личности З. Фрейда
  10. • Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование ...
  11. • Психоаналитическая концепция детского развития (З ...
  12. • Сравнение понятия психологические защиты в концепциях Фрейда ...
  13. • "Лекции по введению в психоанализ"
  14. • Зигмунд Фрэйд - основоположник психоанализа
  15. • Психоаналитические теории детского развития
  16. • Психоаналитические теории детского развития
  17. • Формирование философских взглядов Зигмунда Фрейда
  18. • Теория "поля" Курта Левина
  19. • Изучение личности преступника
Рефетека ру refoteka@gmail.com